Я бреду по бездорожью (эссе)

8 5961

Делаю репост для журнала "Поэзия - музыка мысли0" давней своей публикации


Мы с подругой спустились в длинный подземный переход из жары в прохладу, и пошли медленно-медленно, отдыхая от зноя. Впереди маячила худая, высокая, длинноволосая фигура с гитарой. Он что-то пел, опираясь на стену, и положив перед собой чехол от гитары для пожертвований.

Гитарист лет 30-ти был весь на понтах. Чёрные густые длинные волосы не просто рассыпались по его плечам и свисали почти до пояса. Часть из них была заплетена в две косички. А другая часть, аккуратно завязанная под резиночку, образовывала на затылке кулю, какие можно наблюдать в прическах светских дам и древних старушек.

- Интересно, что может петь это чудо с косичками,- спросила я свою подругу.

- Да, что-нибудь вроде: «Ты ушла, и я ушел. И тибе, и мине хорошо».

Когда мы поравнялись с ним, он пел финальный куплет какой-то песни, это чувствовалось по нарастающей мощности звука гитары и его голоса.

Я бреду по бездорожью, мысли рвутся как в бреду,

Каждый шаг неосторожный мне из радости в беду,

Будто в плен, или на волю должен долю выбрать я,

Чьей судьбы, любви и боли мне откроются края.


Вот те раз… Это была песня Константина Никольского из нашей молодости.

И что-то тихо защемило в груди…И почему-то вспомнился хутор Орехово, где мы были на уборке хлеба, и где я впервые увидела настоящую Степь без конца и без края. И поняла, что Степь – это такая же стихия, как море-океан, или непроходимый лес, или вздыбленные складки земли – горы. По степени воздействия на мои органы чувств это было также захватывающе и незабываемо.

Не зря ведь даже Гоголь, мастер льющегося слова, про степь смог сказать только семь слов: «Чёрт вас возьми, степи! Как вы хороши!»

Когда я пришла домой, рука сама потянулась к томику Чехова, открыла мою любимую «Степь»и я зачиталась…, зачиталась до слёз… от осознания совершенства и высоты мастерства владения им художественным Словом.


«…Егорушка оглядывался и не понимал, откуда эта странная песня; потом же, когда он прислушался, ему стало казаться, что это пела трава; в своей песне она, полумертвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренно убеждала кого-то, что она ни в чем не виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха; вины не было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя...»


«…Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-седое кудрявое облако. Оно переглянулось со степью — я, мол, готово — и нахмурилось. Вдруг в стоячем воздухе что-то порвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце».


«…И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в глубоком небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее тоскливый, безнадежный призыв: певца! певца!»


«…Одному человеку бог один ум дает, а другому два ума, а иному и три... Один ум, с каким мать родила, другой от учения, а третий от хорошей жизни. Так вот, братуша, хорошо, ежели у которого человека три ума. Тому не то что жить, и помирать легче....»


«…Он видел, как зажглась вечерняя заря, как потом она угасала; ангелы-хранители, застилая горизонт своими золотыми крыльями, располагались на ночлег; день прошел благополучно, наступила тихая, благополучная ночь, и они могли спокойно сидеть у себя дома на небе...»


«…Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие, черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром.»


«…— Свят, свят, свят... — шептал он. Вдруг над самой головой его со страшным, оглушительным треском разломалось небо; он нагнулся и притаил дыхание, ожидая, когда на его затылок и спину посыпятся обломки.


«…Ежели ты выйдешь в ученые и, не дай бог, станешь тяготиться и пренебрегать людями по той причине, что они глупее тебя, то горе, горе тебе, Егорушка!»


Боже мой, как хорошо! …

У Чехова, всё, на что падает его внимание,  становится живым, трепетным, дышащим и объёмным. Люди, звёзды, трава, ночная птица, гром, молния, капли дождя и даже придорожная пыль – всё, всё  оживает  только от одного соприкосновения со взглядом художника слова.

Вот так и происходит чудо. Прямо у читателя на глазах…

Скучная, бесконечно длинная, выжженная степь встает перед нами, как спящая красавица из хрустального гроба, как бы говоря нам, что даже самая унылая жизнь может быть сказочно прекрасна.

А вот и песня Никольского, одухотворившая мой сегодняшний день.


Текст песни Константин Никольский - Я Бреду По Бездорожью


Я бреду по бездорожью, мысли рвутся как в бреду,

Каждый шаг неосторожный мне из радости в беду,

Будто в плен, или на волю должен долю выбрать я,

Чьей судьбы, любви и боли мне откроются края.


Время тянется на встречу, хочет вновь сыграть в игру,

Увлекая мир беспечный в новый путь, как в новый круг,

Кто-то манит песней смутной, как в былые дни - точь-в-точь,

Яркий мир огней беспутных, то-ли в утро, то-ли в ночь.


Жизнь любую рифму ловит нестареющим пером,

И колдуют в полуслове правда с ложью, зло с добром,

Вечно душу мне тревожат тайны скомканных страниц,

Бездорожье, бездорожье... Без исхода, без границ.


Кто отступит, кто решится, день придет, прольется ль свет

Кто был прав, а кто ошибся, кто прозрел, а кто ослеп...

На крутом и скользком склоне впереди лежащих лет

Вдруг споткнусь на полуслове, упаду или нет,

И неведомые дали снова празднуют печаль,

И в конце, как и в начале: "Здравствуй радость и прощай!"



Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Вчера 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...

Шчо вы к нам прысталы?!

- Какие мы вам братьтя, хто вам это сказал?! Мы сами по себе! А вы лизеты й лизэтэ. Вы понимаете, шо мы не хотымо з вамы жыты?! Мы хотим отдильно, без вас, сами по себе!- Понимаем. И по...

Обсудить
  • :hand: :sunglasses: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
    • ilya
    • 7 октября 2019 г. 22:39
    Очень хорошо - спасибо, Наталья! Поймал себя на мысли, что проза Чехова - не совсем и проза; это скорее белый стих. В ней таится мелодия, надо ее только почувствовать. :boom: :boom: :boom:
  • Интересное эссе! :thumbsup: Спасибо, Наталья! :sunflower: Поздравляю с почином!
  • Царица, твои слова : Мы продолжаем бится за свои мечты, даже если не вдвоем ....
  • "даже самая унылая жизнь может быть сказочно прекрасна." - сказала депутат ЕР Наталья Лопатина и вынесла на голосование закон об отмене пенсий :)