Я недавно выложил заметку А. Вязовского по вопросу о том, что атеизм трудно признать верой. "Верят ли атеисты в святого Боганета?" https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Вопрос-то выеденного яйца не стоит, в силу очевидности ответа, и я уж совсем никак не ожидал, что комментарии окажутся такими обильными и эмоционально окрашенными. Чаще-то бывает так, что выкладываешь свой текст, который долго готовил, которым в душе гордился, а в ответ - полное безразличие.
В этом оживлённом обсуждении мне показались поучительными два аспекта. Во-первых, многие представители даже и не религиозного, а шире, идеалистического лагеря, эмоционально, взволнованно доказывали, что атеизм - сущая вера, что атеисты в структуре своего миропонимания неотличимы от верующих и ... именно поэтому идеалисты ненавидят и презирают неразумных материалистов. Согласитесь, это заставляет задуматься о природе и перспективах современного идеализма и современной религиозности. Хоть я и не фрейдист.
Во-вторых, многие оппоненты укоряли меня или Вязовского (в порыве страстей многие и не заметили, что я выложил чужой текст) в том, что я не понимаю (не могу понять; не хочу понять; понимаю, но утаиваю своё понимание от публики) принципиального отличия веры от религии.
Вот ряд характерных высказываний. Они не всегда выдержаны в душе корректной полемики, принятой в приличном обществе, но, в данном случае, смыслы важнее манер.
Уважаемый AnSkywalker меняет привычные термины местами, но мысль его понятна.
Вера имманентна психике, а религии, в общем-то, "придуманы".
Но ведь о сабле можно судить по форме ножен.
И вновь вера оказывается чем-то, качественно отличным от религии. Религия может погрязнуть во грехе, но вера поругаема не бывает.
Т.е. моя персональная вера - это о-го-го, а всякие там Соборы Парижской Богоматери - это так, вещдоки, всего лишь религия.
И вновь о том же. Вера маленького человека старше, глубже и ярче любой религии.
И ещё о том же самом! Уж если вы любите даму, то вам нравятся и её попа, и её молочные железы. А если вы одно другому склонны противопоставлять, теоретически, то любовь-то, пожалуй, уже и закончилась.
Да ведь тут мало понять, тут надо проникнуться духом позднебуржуазной религиозности.
.
.
Что тут интересно? Разумеется, я понимаю, что вера в сверхъестественное и практические действия (коллективные действия) по установлению контакта со сверхъестественными сущностями - существенно разные вещи. Подозреваю, что Вязовский понимает это глубже, чем я. Но почему люди, которые считают первичным дух, а не материю, столь старательно подчёркивают именно эту разницу, почему их оскорбляет сама мысль о том, что веру и религию можно в какой-то мере отождествить, признать однокачественными явлениями? Почему им так необходимо разграничить индивидуальное, личностное отношение к абсолюту и выработанные обществом институты коммуникации с абсолютом?
Не означает ли это того печального обстоятельства, что мы обуржуазились больше, чем нам хотелось бы, и уже не хотим признавать значимость коллективных действий, соработничества, соборности даже и в такой невинной сфере, как богопочитание? Тут мне приходит на память давняя статья всеми нами любимой Витаминки. Витаминка писала о том, что предпочитает молиться в маленьких малопосещаемых церквушках или удалённых монастырях, где её общению с Богом не мешает толпа бестолковых прихожан во главе со столь же бестолковым попом. И набожная публика возрадовалась глубине благочестия Витаминки и разделила её гадливое презрение в заурядным бестолковым прихожанам массового типа.
Возможно, современный религиозный человек уже не чувствует себя частицей Церкви, частицей мистического Тела Христова, а хочет вести диалог с Богом "от себя лично", без докучливых конкурентов?
И, кроме того, Церковь как общественный институт современный человек (пусть и бессознательно), воспринимает как часть идеологической машины буржуазного государства, как силу бюрократическую, враждебную и наивной вере, и патриотизму, и человечности. А потому и отстаивает свою личную, автономную, изолированную веру этот человек даже и в тех случаях, когда речь идёт совершенно о другом.
________________
В качестве иллюстрации.
Вот это - вера.
http://www.atheism.ru/archive/...
Regions.Ru: 12 ноября 2003 года
Москва. Верующая мать закормила свою дочь церковным хлебом до смерти
Беспрецедентный случай произошел во вторник в столице - 34-летняя верующая так сильно хотела видеть свою дочь набожной, что... отправила ее к Богу. Кислород 4-летней малышке мать перекрыла церковным хлебом, которым пыталась накормить вместо завтрака.
Как пишет "Московский Комсомолец", последний день жизни для 4-летней Алены Валах начался в 7 часов. Именно во столько мама Галина разбудила ее, чтобы девочка успела как следует помолиться перед завтраком. Около 10.00 настало время и самой трапезы. Она совсем не походила на детскую еду - елей и просфорки (церковный хлеб). Нельзя сказать, чтобы подобные процедуры доставляли Аленке удовольствие. Но, по словам близких, она слушалась маму и считала, что так и должно быть. До последних минут своей жизни. Теперь их буквально по секундам пытаются воссоздать сотрудники правоохранительных органов, чтобы картина убийства матерью своего ребенка прояснилась.
В 10.00 бабушка девочки ворвалась в квартиру соседей. "Аленка не дышит, умирает, врача!" - все, что им удалось услышать от обезумевшей от горя женщины. Все утро, когда мать "воспитывала" дочь, она проспала и не смогла защитить внучку в роковой момент. В 10.04 "скорая" зафиксировала смерть ребенка. Скромная кофточка, детские колготочки - тельце малышки лежало на кровати на кухне. Именно здесь мать и кормила Аленку. Из горла девочки вынули... целую церковную просвирку. Она, как клапан, перекрыла кислород. "Ребенку одновременно закрыли нос и рот" - таков был вердикт специалистов. Очевидно, малышка заупрямилась, начала отказываться от еды, и мать зажала ей нос пальцами, чтобы Аленке стало нечем дышать и она открыла рот. Как только это произошло, женщина засунула туда хлебец и протолкнула внутрь.
Прибывшие на место сотрудники милиции застали злодейку уже на пороге двухкомнатной квартиры на Псковской улице, где она проживала. Женщина собиралась в церковь. В сумке лежал молитвенник, на голове был повязан платок. Скромная прихожанка в мгновение ока превратилась в разъяренную фурию, когда поняла, что ее планы не осуществятся. "Мне нужно к Богу, пустите меня в церковь", - кричала она, периодически начиная распевать песни и читать молитвы. "Все мы грешные, всем надо каяться и молиться, иначе прощения не будет, - причитала женщина. - А вот хлеб нельзя выбрасывать, грешно", - строго отчитала она следователей уже в прокуратуре, заметив в мусорном ведре кусок зачерствевшего пирожка. "Она не понимает, что убила свою дочь, - говорят стражи порядка. - Считает, что она жива, и просит показать девочку".
"Странности в поведении Галины появились уже вечером 10 ноября", - рассказал папа Алены, Георгий, торговец электротоварами на одном из столичных рынков. Поэтому 11 ноября, уходя в шесть утра на работу, мужчина попросил маму присмотреть за гражданской женой. А затем раздался звонок с траурной вестью.
С украинкой Галиной Георгий познакомился семь лет назад, еще когда она работала продавщицей в одном из магазинов. Затем родилась Аленка, и Галина решила жить на два города, периодически, 5-6 раз в год, приезжая с ребенком к мужу в гости. В этот раз они появились 9 ноября.
"Хорошая, обеспеченная семья. Дача, машина. Девочка ухожена, умненькая, веселая. Мама всегда ласково с ней обращается", - именно такими запомнили гостей с Украины соседи Георгия. Между тем домашние знали женщину и с другой стороны. Галина страдала психическим заболеванием, и весной и осенью ее поведение в любой момент могло стать странным. Чрезмерно набожным. Кстати, и все церковные "продукты питания" Галина привезла с собой.
Два года назад женщине даже пришлось лечиться в больнице (Аленка в это время жила с отцом). "Жаль, что у нас больных людей отпускают, так и недолечив", - вздыхает Георгий.
"Острое психопатическое состояние. Нуждается в лечении", - таков был вердикт медиков, которые изолировали Галину от общества. К сожалению, слишком поздно.
А вот это - религия. Не перепутайте.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Оценили 11 человек
18 кармы