Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Григорий Поженян: "Нужно, чтоб кто-то кого-то любил"

40 2076

*  *  *
Невольники встречной любви,
Вы, словно дельфины на суше.
Что маетесь по ночам,
Срывая неверья кору.

Двум безднам не слиться в одну.
В заботе о хлебе насущном,
Утешьтесь пасхальным вином
И трезвостью сосен в бору.


Учитесь терпенью песков,
Смиренью угасших закатов,
Послушности швейной иглы,
Покорности егерей.

Ужели нас манит судьба
Ушедших в разведку комбатов,
Недолгое счастье росы,
Нездешние зовы морей?

Ужели вам чудится гул
И вздохи уснувших вулканов,
Сближение связей земных,

Движение материков?

Как нет без начала конца,
нет карликов без великанов.
И нет без церквей прихожан.
И нет без свободы оков.

Для всех, кто научится ждать,
Начнётся братание громов.
И пеплы влюблённых сердец
Сойдутся в единой горсти.

Прорвутся в совместный полёт
С расторгнутых ракетодромов
Счастливые души людей,
Разлуки свои отгрустив.

Поженян Григорий Михайлович (1922-2005), известный поэт-фронтовик, член Союза писателей Москвы, дважды лауреат Государственной премии России.

Краткая автобиография

"......Я родился 20 сентября 1922 года в Харькове. Отец - директор института научно-исследовательских сооружений, мать - врач харьковской клиники профессора Синельникова......Окончил 6-ю среднюю школу......Ушел служить срочную службу на Черноморский флот......Воевать начал в первый день войны в 1-ом особом диверсионном отряде. Первый взорванный мост - Варваровка, в городе Николаеве. Последний - в Белграде. Был дважды ранен и один раз контужен......Начал войну краснофлотцем, закончил капитан-лейтенантом......Награжден:

.....двумя орденами "Отечественной войны" I степени,
.....двумя орденами "Красной звезды",
.....орденом "Боевого Красного знамени",
.....орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени,
.....орденом "Знак почета"
.....Множество медалей:"За Одессу", "За Севастополь", "За Кавказ", "За Белград", "За Заполярье", "За боевые заслуги"...
.....Дважды представлялся к "Герою Советского Союза"......
.....Издано 30 книг, 50 песен......
.............................4 февр. 2002."

Из биографического словаря "Русские писатели 20 века":

Поженян Григорий Михайлович (20.9.1922, Харьков) - поэт.

Отец Поженяна, директор завода, был репрессирован, мать - врач; воспитывала Поженяна бабушка. В 1939 окончил десятилетку и был призван на флот. Прошел всю войну, служил в разведке, в диверсионном отряде, в морской пехоте, был ранен в обе ноги, в голову и в руку. В Одессе стоит обелиск, на котором среди погибших назван и Поженян:

"...Я ранен был.
Я был убит под Одессой"

(стихотворение "Севастопольская хроника").

"В семнадцать-
прощание с домом,
в девятнадцать -
две тонких нашивки курсанта,
а потом трехчасовая вспышка десанта,-
и сестра в изголовье с бутылочкой брома"

(стихотворение "Юность моя").

В военные годы Поженян начал писать стихи. В 1946 поступил в Литературный институт им. М. Горького (окончил в 1952), откуда его два раза исключали за поддержку опальных друзей и учителей (П. Антокольского и др.):

"мне говорят: замолчи!
А я уже намолчался в разведке"

(стихотворение "Зверь не может молчать...").

Большое влияние на творчество поэта, по его словам, оказали Антокольский, Ю. Олеша, М. Сведлов. В "перерывах" между учебой в институте и после его окончания Поженян работал
"верхолазом,
котельщиком и моряком"

(стихотворение "Высокие гнезда...")
,

за 7 лет побывал во всех морях.

С 17 лет и на всю жизнь море стало судьбой и главной темой его поэзии:

"...Есть у моря такая сила,
что всегда возвращает к морю"

(стихотворение "Матрос")

Уже в 40-е гг. поэт посвящает морю немало стихотворений ("Два главных цвета", "Все до боли знакомо...", "Крылья", "Возвращение в Одессу", "В рокочущих морях России"), описывая "и соль,
                     и боль,
                     и синь морей"
:

"Я жил, по-своему счастливый,
и, от своих огней горя,
во все приливы
и отливы
я верил все-таки в моря"

(стихотворение "Но есть моря...").

Море становится мерилом и средоточием всего мира: "Мне все мерещится прибой", "И солнце тоже в море тонет", и в глазах у нас "синий и спокойный цвет волны", а на губах "соль морей". Море и его атрибуты становятся важными художественными средствами создания поэтических образов:

"Мы, как нитки в тельняшку,
в нашу жизнь вплетены"

(стихотворение "Возвращение в Одессу") - это из сороковых годов.

Я не гость, не приезжий,
Не искатель затей.
Кто ж я? –
Гул побережий,
Соль набухших сетей,
Боль ладоней растертых,
Смутный ропот полей
И летящий над портом
Легкий пух тополей.

Я сюда не с речами,
Не за праздным житьем.
Мне не спится ночами
В сытом доме моем.
Хмель жасмина дурманный
Стал не люб, хоть убей…
Я опять сквозь лиманный
Проползу Хаджибей.
Лягу в жиже дорожной,
Постою у плетня,
И не жаль, что, возможно,
Не узнают меня.

Утро юности, где ты?
Мне тебя не вернуть.
По незримым приметам
Продолжается путь,
Путь суровый и тяжкий
От зимы до весны…
Мы, как нитки в тельняшку,
В нашу жизнь вплетены.
1977

А вот из 60-х гг.:

Погоня

Я старею, и снятся мне травы,
а в ушах то сверчки, то шмели.
Но к чему наводить переправы
на оставленный берег вдали!
Ни продуктов, ни шифра, ни грязи
не хочу ни сейчас, ни потом.
Мне сказали:
— Взорвете понтон
и останетесь в плавнях для связи. —
… И остался один во вселенной,
прислонившись к понтону щекой,
восемнадцатилетний военный
с обнаженной гранатной чекой.
С той поры я бегу и бегу,
а за мною собаки по следу.
Все на той стороне. Я последний
на последнем своем берегу.
И гудят, и гудят провода.
Боль стихает. На сердце покойней.
Так безногому снится погоня,
неразлучная с ним навсегда.

1977 г.

"Погоня", читает Армен Джигарханян

"Погоня", читает Армен Джигарханян

Или из 70-х гг.:
"Мы входим в полосу потерь,
как входят в море"

(стихотворение "Бор").

Первой книгой Поженяна был сборник стихов "Ветер с моря" (1955). Такое же название имеет и первая поэма (1947), а третья называется "Впередсмотрящий" (1953-54). Вторая книга тоже посвящена морю: "Штормовые ночи" (1956). Да и многие поэтические книги Поженяна (из 21 сборника) носят "морское имя": "Степкино море: (Стихи. Для дошкольного возраста) (1963), "Великий или Тихий" (1969), "Мачты" (1973), "Тендров-ская коса" (1977), "Хлеб морей" (1989), "Прощание с морями" (1990). Даже книга статей имеет название с морским оттенком: "Погружение" (1985).

Поэтический мир Поженяна в 50-60-х годах постепенно становится разнообразнее. Поженяна интересует
"Связь веков,
распад времен,
воскрешенья, пересуды.
Сообщавшихся сосудов
поэтический закон"

(стих. "Ну и что же...").

Поэзия Поженяна 70-80-х годов, при прежней ее, казалось бы, "несерьезности", "шутливости" и "игривости" слога, приобретает еще более философский и трагический характер:
"Одним - субботы с вербами,
другим-шипы и тернии"

(стих. "Как слово, что под пытками...").

Все чаще на первый план выходит трагический образ лирического героя - одинокого поэта:

"Один пришел,
один уйду,
один спою свой гимн"

(стихотворение "Я с детства ненавидел хор...").

И это при том, чго Поженян- "поэт дружбы, философ дружбы, его гимны и реквиемы посвящены ей. Он хотел бы стихом своим поднять из могил погибших, вернуть из небытия забытых" (Золотус-ский И.) Считая себя
"связным
меж теми, кто живут
и кто мертвы"

(стихотворение "Освобожденная вода")

Поженян чаще пишет не гимны, а реквиемы. Ему не дает покоя "свинцовое наследство
неоттаявшей войны"

(стих. "Самолеты прежних лет...")
,
он постоянно думает о тех, кто
"смертны давно,
а живы века"

(стихотворение "Нет смерти у жизни").

Бывая в разных странах, поэт и там видит русские могилы, и у него невольно рождается не стих, а стон:

"Господи! И здесь они лежат. Дома им погостов было мало. Снега им в России не хватало.И они в чужой земле лежат" (стихотворение "Остров Борнхольм").

Из размышлений о добре и зле, о воздаянии человеку за его жизнь родились эти строки:

*  *  *
И крик подранка в камышах
Григорий Поженян
И крик подранка в камышах,
беспомощный призыв: «Не надо»,
забор задушенного сада,
угрюмство шляпы на ушах
и жирный шаркающий шаг, -
за всё расплачиваться надо.
А ты-то думал: обойдусь,
живу вчерне и для парада.
И в небе, и на кухне гусь.
Что ж, соответствуй и не трусь:
за всё расплачиваться надо.
По всем земным счетам плати,
клади всё небо к изголовью,
за ложь бескровного пути,
чтоб реку жизни перейти,
расплачивайся алой кровью.
Но там, там тоже есть черта,
и суд всевышний, и награда,
и справедливости врата.
И надпись на воротах ада:
«За всё расплачиваться надо».

Обращаясь к современности, Поженян постоянно сравнивает ее со своим прошлым, с войной.

Традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии занимает важное место и в творчестве Поженяна:
"Моря стареют,
не стареет слово"

(стихотворение "Слово").

Поженян не любит "округлое словцо", "ложно-опальные стихи", он считает, что острое слово должно подкрепляться поступками поэта: "Чем круче поэтам,
тем лучше стихам"

(стихотворение "Поэт").

Своеобразно звучат в поэзии Поженяна вечные мотивы любви и смерти:
"Двум безднам не слиться в одну...
И пеплы влюбленных сердец
сойдутся в единой горсти"

(стихотворение"Невольники встречной любви...").

Поженян написал около 50 песен, многие из которых стали популярными (например, "Два берега", "Песня о друге", "На Мамаевом кургане"), выпустил 4 пластинки песен и стихов, участвовал в создании 4 кинофильмов, подготовил к изданию стихи 21 поэта ("Поэты в раю не рождаются"), вместе с О. Горчаковым написал детектив под псевдонимом Гривадий Горпожакс: "Карьера агента ЦРУ 0014...". Последние годы Поженян пишет роман "И вот я вышел в город без левой руки...".

Григорий Поженян - лауреат Государственной премии России (1995).

Послушаем наши любимые песни на стихи Григория Поженяна:

*  *  *
Попрощаюсь и в седло с порога!
В детстве я любил скакать в Марокко,
Чтобы огорчёнными руками
Всех отрыть, засыпанных песками.
И жалел печальных бедуинов
Ничего не знавших про дельфинов.
А дельфины - это те же дети:
Плачут, если их заманут в сети.
Не кричат, не рвут капрон, а плачут -
Словно эти слёзы что-то значат.
А ещё я думал об оленях,
У отца усевшись на коленях, -
Как они бредут, забыв про отдых,
Мыть рога от крови в тёплых водах.
Как сорока любит олениху,

Как сорока бьёт ворону лихо,
Если та над оленёнком кружит!
Пусть охотники с оленем дружат,
Так просил я.
Пусть его не тронут.
И добавил:
Пусть слоны не тонут.
*  *  *


“Дельфины”, музыка и исполнение Микаэла Таривердиева

“Дельфины”, музыка и исполнение Микаэла Таривердиева 

“Море не кончается нигде”, музыка Андрея Петрова,
исполняет Эдуард Хиль

“Море не кончается нигде”, музыка Андрея Петрова,исполняет Эдуард Хиль 

 “Два берега”, музыка А.Эшпая, исполняет Майя Кристалинская, песня из к/ф “Жажда” (1959)

“Два берега”, музыка А.Эшпая, исполняет Майя Кристалинская 

“Песня о друге” из к/ф “Путь к причалу”, музыка Андрея Петрова, поют-Валентин Никулин И Бруно Оя

“Песня о друге” из к/ф “Путь к причалу”, музыка Андрея Петрова, поют-Валентин Никулин И Бруно Оя 

“Красные маки”, музыка и исполнение Юрия Антонова

“Красные маки”, музыка и исполнение Юрия Антонова 

"Вальс клоуна", исполняет Елена Камбурова, музыка: Юрий Саульский

"Вальс клоуна", исполняет Елена Камбурова, музыка: Юрий Саульский 

“Нужно, чтоб кто-то кого-то любил” , песня из к/ф “Жизнь забавами полна”, исполняет - Екатерина Волкова

“Нужно, чтоб кто-то кого-то любил” , песня из к/ф “Жизнь забавами полна”, исполняет - Екатерина Волкова 

Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Это наивно, и это не ново.
Не исчезай, петушиное слово.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил:
толстых, худых, одиноких, недужных,
робких, больных — обязательно нужно,
нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Лось возвращенье весны протрубил,

ласточка крылья над ним распластала.
Этого мало, как этого мало.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Чистой воды морякам под килем,
чистого неба летающим в небе.
Думайте, люди, о боге, о хлебе,
но не забудьте, пока мы живем:
нет раздвоенья у супертурбин,
нет у земли ни конца, ни начала.
Мозг человеческий — как это мало.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.

1963 г.

Григорий Поженян пролил свою кровь в Севастополе , но выжил, хотя (на фронте умирают редко, на фронте погибают!) мог погибнуть не единожды.

                         Эпилог

— Вернешься – ты будешь героем,
ты будешь бессмертен, иди! –
И стало тревожно, не скрою,
и что-то кольнуло в груди,
и рухнул весь мир за плечами:
полшага вперед – и в века…
Как это не просто – в молчанье
коснуться рукой козырька,
расправить шинельные складки,
прислушаться к дальней пальбе,
взять светлую сумку взрывчатки
и тут же забыть о себе…
А почестей мы не просили,
не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
солдатской наградой была.
Да много ли надо солдату,
что знал и печаль и успех:
по трудному счастью – на брата,
да Красное знамя – на всех.
1956 г.

Фронтовые журналисты, бок о бок воевавшие с Поженяном, рассказали:

- Haш Гриша опоздал умереть, а теперь будет жить вечно.

Что значит - "опоздал"? Оказалось, смысл буквальный...

Журналист газеты "Красный черноморец" Григорий Поженян должен был на подводной лодке уйти в открытое море и оттуда дать репортаж в газету.

Предписание с разрешением было в кармане, и Поженян спешил на севастопольский пирс. Спешил и... опоздал! Ровно на полминуты. Подлодка ешё даже не выбрала полностью швартовы. Поженян хотел, было перескочить ограждение, но часовой, щелкнув затвором, строго предупредил: "Буду стрелять!". А ровно через пятнадцать минут, - Поженян ещё был на пирсе - пришла радиограмма: подлодка торпедирована фашистами, спастись не удалось никому".

*  *  *
Пока пути чисты,
Господь, друзей храни,
и я не жгу мосты
и не гашу огни.
У жизни на краю
не ерзаю, не лгу.
Живу, пока могу,
пока могу — пою.

1974

                                                

По материалам статей: 1, 2


Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

ВСУ не смогли уничтожить российский «Солнцепек», оставленный на ночь в поле. Им помешал «Волнорез»

Вооруженным силам Украины (ВСУ) не удалось уничтожить тяжелую огнеметную систему «Солнцепек», которую российские военные оставили на ночь в поле. Она была обор...

Обсудить
  • Спасибо Вам Галочка :blush: Пока пути чисты, Господь, друзей храни, и я не жгу мосты и не гашу огни. У жизни на краю не ерзаю, не лгу. Живу, пока могу, пока могу — пою. Сильно сказано :exclamation:
  • Здравствуйте, Галечка! Колоритная он личность. И клипы понравились. Особенно "Песня о друге". :wave: :smirk: :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Галя, спасибо, очень здорово!
  • И не одна подлодка так погибла. Специфика этого типа оружия. Впрочем, подводных камней, извините за тавтологию тут больше. Ведь подлодки исторически ( по крайней мере до эпохи ядерных подводных крейсеров) - это то оружие, которое предназначена для боя с гражданскими . В в теории, стаи подлодок могут, несмотря на господство вражеского надводного флота в море, начать топить любые пассажирские и грузовые суда, чем подорвать экономику и боевой дух страны - цели. В Германии ( причем еще эпохи Первой мировой войны ) это так и называлось - неограниченная подводная война. Берлин надеялся , что поставит Лондон на колени. Против боевых эскадр, сопровождаемых противолодочными кораблями с глубинными бомбами подводные лодки были, на самом деле, малоэффективны. Для этих целей торпеды рациональнее было повесить на самолеты - торпедоноцы или на катера. Зато подлодка легко могла расправиться с сухогрузом - и быстро исчезнуть в никуда. Такова уж их судьба.