Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Часть 1. Святая искренность

11 726

Данное исследование включает многолетний опыт противостояния с людьми, исповедующими неадекватные идеи. Кому актуален делёж опытом на этом фронте, предлагается уделить внимание. Возможно, кому-то это сэкономит больше времени и сил, чем займёт прочтение.

Введение

Есть такие люди, которым выгодна нелогичность в определённых вопросах. Только, чтобы ей полноценно пользоваться, им нужно, чтобы она не была заметна. А для этого им нужен мрак вокруг этой нелогичности, чтобы в нём её можно было понадёжнее упрятать. И для того, чтобы пользоваться недопониманием других, они создают мрак в их понимании дела. А если им нужно ещё и самим не видеть несоответствий, они имеют мрак и в своём сознании. Политика использования и насаждения мрака называется мракобесием. Мракобесие – это противник просвещения.

Что есть мракобесие? Противоборство истине. Т.е., создание и распространение мрака в понимании каких-то вопросов с целью его злоупотреблением. Например, нравится, допустим, людям считать, что Солнце чисто и идеально во всех смыслах, и тут вдруг появляется кто-то, кто смотрит на него через телескоп, и заявляет, что на Солнце есть пятна. Но это оказывается не всем по нраву, и некоторые не спешат с ним соглашаться. И с того самого момента, как новая истина была открыта, но ей начинают противопоставлять иную концепцию, это противопоставление и есть мракобесие.

§1. Мракобес и истина

В сознании мракобесов обычно всё перевёрнуто вверх ногами (Солнце чисто – свято-светлое учение; на Солнце пятна – святотатственно-тёмное). И в своей сермяжной простоте они прут во тьму под знаменем света с песней о том, как ярко им светит оттуда Солнце. Поэтому названием своих стремлений мракобесы обычно не отличаются; они отличаются принципами: там, где просветитель делает то, что говорит, мракобес говорит одно, а делает в конечном итоге радикально противоположное.

§2. Мракобес и смысл

Основой убеждений мракобесов изначально выступают положения, истинность которых не проверяется, но которые утверждаются с такой несомненностью, как будто проверка им просто не нужна. Это происходит потому, что состав таких положений и есть основной смысл в жизни мракобесов. И если бы таких положений не было, то и жизнь их потеряла бы смысл, а вместе с ним потеряли бы смысл мотивации что-либо делать. А поскольку без мотиваций нет проверок, а без проверок не может быть нахождения ошибок, опровержений своим положениям мракобесы обычно не находят. Для них такой поиск абсолютно лишнее занятие, смысл которого вне их кругозора, и всё, что за этим, соответственно, вне кругозора тоже.

§3. Мракобес и стабильность

Если на Солнце найдутся пятна, то просветитель будет радоваться тому, что открыл что-то новое, и желанием сделать открытие мотивируются в нём все поиски и проверки. У мракобеса радости от такого быть не может, поэтому и все мотивации деятельности в этом направлении ничем не проспонсированы. Но если им нравится культ «чистого» Солнца, то они будут искать этому только подтверждения, и всё, что найдут себя устраивающего, будут приветствовать, как несомненно правильное.

Если не по воле мракобесов обнаружится что-то опровергающее их положения, они будут искать этому контропровержения, и будут искать до тех пор, пока не найдут что-то их устраивающее. А как найдут, сразу успокоятся и дальше проверять на состоятельность ничего не станут. Поэтому они всегда в конце каждого этапа по-умолчанию находятся в дежурном состоянии, когда у них «всё доказано».

Если же мракобеса застать в момент, когда ему предъявили опровержения, которые ему нечем крыть, то это у него будет называться, что возражения есть, просто он их пока ещё не нашёл, но отсутствие их в поле зрения в данный момент не отменяет факта их существования. А потому он будет выступать так, как если бы они были у него в кармане.

§4. Мракобес и вера

Кто идёт к истине, подключить разум не боится: «хочешь, верь, но проверить следует». Кто идёт в заблуждения, такого себе позволить не может: «только вера и никакого разума!». Любая попытка подключить разум будет встречаться в штыки. Сама же вера наоборот, должна быть настолько сильной, чтобы компенсировать этот момент. Поэтому вера в свои убеждения у мракобесов и есть главный их двигатель и по совместительству часто ещё и их доказательство.

Чем мракобесы оправдывают такой подход? «Разум твой слаб и ему не понять всей силы и величия истины, поэтому он тебя собьёт с пути и заведёт во тьму!». Почему слепая вера не сможет завести человека во тьму? На это мракобес вразумительного ответа не даст, а даст только то, что понять нельзя; можно только поверить.

§5. Мракобес и уверенность

Если у просветителя доказательством утверждений выступают неопровержимость приведённых доводов, то у мракобеса им выступает его собственная уверенность в них. Уверенность, при которой сомнения исключены – высшая для него форма подтверждения их истинности.

Мракобес всегда точно уверен, что его убеждения правильные: «Я точно знаю, что все иноверцы будут гореть в аду!», «Я точно знаю, что через двадцать лет мы построим коммунизм!», «Я точно знаю, что на Солнце нет пятен!» – «А откуда знаешь то? На экскурсии в потустороннем мире был, все круги ада смотрел? Машину времени брал, в будущее летал? В телескоп смотрел?» – «Нет, просто знаю, и всё!». В этом суть подхода к делу мракобеса: переизбытком уверенности компенсируется недостаток доказательств.

Это как ситуация с много едящим, но мало двигающимся человеком: прыти в его теле мало, а весу много. И двигаться он сам не особо горазд, а вот толкаться он силён. Аналогичным образом работают и убеждения мракобеса: чем меньше психической энергии пошло в развитие интеллекта, тем больше их отложилось в уверенности. Его стиль в дискуссии – это не айкидо и не карате. Это сумо.

§6. Мракобес и непоколебимость

Мракобесам не нужно использовать дискуссию, чтобы в ней почерпнуть для себя что-то новое, потому, что это бы было для них продвижением, а двигаться они никуда не собираются. Они любят только стоять на своём и отталкивать подальше всё, что им не нравится.

Разговор с мракобесом выглядит примерно так: «А ты знаешь, что на Солнце есть пятна?» – «Не может такого быть!» – «Вот тебе специально для этого дела телескоп – посмотри в него!» – «Не буду я смотреть в твой телескоп!» – «Почему?» – «Потому, что я знаю, что такого не может быть!» – «Ну, так ты сначала посмотри, потом говори!» – «Нет, не буду я смотреть в этот чёртов телескоп!» – «Почему?» – «Потому, что если я там что-то и увижу, то это будет наваждение!» – «С чего ты взял?» – «Да с того, что никто не хочет в него смотреть!» – «Ну, так просто все как ты, рассуждают, а ты как все, вот круг и замыкается!» – «А ты наверно возомнил, что ты – Иисус, который всем пришёл всем истину открыть, меж тем все знают, что лжепророков много, а истинных мессий мало!» – «Да ты просто посмотри в телескоп, и не надо будет гадать!» – «Нет, не буду смотреть принципиально!» – «Почему???» – «Потому, что я точно знаю, что мне этого не нужно!».

«Точно знаю» – это визитная карточка мракобеса. Мракобес всё «знает» настолько точно, что проверять свои убеждения не видит смысла. Потому, что другие варианты просто не проходят естественного отбора, а те, что его прошли, проверки как-то инстинктивно сторонятся – им без неё как-то точнее знается.

§7. Мракобес и гарантии

Шкала уверенности в своей правоте у мракобеса рознится со шкалой просветителя. У просветителя подход: «Уверенности в правоте должно быть столько, сколько должно быть – не больше, не меньше», у мракобеса: «Чем больше – тем лучше!».

Если просветитель не имеет доказательств тому, во что ему хотелось бы верить, то он может дать пятьдесят процентов на возможность правды. Если он почти уверен, то может дать девяносто. Если он уверен максимально, и всё проверил соответствующее количество раз, то он может образно сказать сто. Но в серьёзном разговоре с серьёзным оппонентом он сочтёт необходимым добавить: «…но поскольку на сто процентов в абсолюте ни в чём нельзя быть уверенным, то девяносто девять и девять». Этим вычетом он повышает доверие к своим процентам у оппонента, который мыслит аналогично. Но если просветитель даёт девяносто девять, то это реальные девяносто девять, которые в реальные девяносто девять раз тяжелее оставшегося одного.

У мракобеса арифметика другая: он задвинул какое-то своё утверждение, он подчеркнул, что на сто процентов в этом уверен, и готов повторить это сто раз. Но и этого бывает мало: он продолжает искать дополнительные этому подтверждения, и наращивать свою уверенность дальше. У него это идёт инстинктивно, потому, что у просветителя уверенность держится на доказательствах; у мракобеса доказательства держатся на уверенности, и чем фанатичнее будет уверенность, тем больше вероятность, что она выживет.

И вот мракобес накачал в себе уверенность на сто процентов, и продолжает накачивать дальше. «Это так, потому, что: А) пятна на Солнце – это бред 100%, Б) тебе это любой подтвердит (ещё +100%), и В) в священном Писании ничего про это не сказано (тоже +100%)!». И вот у него 300% на случай, если какой-то пункт окажется опровергнутым. И если вдруг так и окажется (например, пункт А), то это будет называться «Ну и что? У меня есть ещё Б + В (200%), так что всё равно я прав и ничего слушать не хочу (и не стану ничего признавать, если ты найдёшь опровержения Б)!».

Политика мракобеса – это стратегия «Ты считаешь себя правым на 100%, а я прав на 300%, и когда моё «я прав!», столкнётся с твоим, моя инертность твою просто снесёт!». Впрочем, если мракобесу опровергнут все его 300%, он возьмёт в кредит у -100%.

§8. Мракобес и важность

Знания просветителя построены на последовательно приведённых рассуждениях; знания типичного мракобеса представляют собой просто веру в факт, построенную по принципу «…это так, потому, что это так!». И если у просветителя не сойдётся теория с практикой, для него это не обязательно будет означать, что вся его позиция неправильна: он, возможно, ошибся в начале построения, а возможно и в конце, и ему надо всего лишь откатиться до уровня ошибки, и вносить исправления, начиная с этого момента. У мракобеса такой градации нет: у него обычно есть просто монолитная неделимая единица знания, которая может быть только либо полностью верна, либо нет. Поэтому просветитель может себе позволить начать с предположения, что у него частичный крах системы; у мракобеса крах, как правило, может быть только полный.

Путь просвещения – это путь настоящего познания, который, чем более оказывается трудным, тем естественнее для него получается совершение ошибок, которые приучают идущего допускать, что он и дальше может ошибиться. У мракобеса такого пути нет: он просто стоит всю жизнь на убеждении, подразумевающимся несомненно истинным, и никакой необходимости признания ошибок в своём режиме не предусматривает. И ни к каким допущениям он не приучается, и приучаться ему не к чему, ибо рождённый ползать упасть не может, и мракобес уверен в том, что не упадёт, как может быть уверен только тот, кто ниоткуда никогда не падал.

Борьба с ошибками закаляет идущего по пути просвещения, приучая его после очередной неудачи вставать на ноги и двигаться дальше. Психология мракобеса такой закалки не имеет – в этом отношении он подобен избалованному ребёнку, которого никто никогда не наказывал, и который в случае резкого и строгого наказания проявит к нему крайнюю нетерпимость. Поэтому для просветителя крах его идейных построений будет нокаутом, после которого он способен подняться, для мракобеса это будет нокдаун.

Для просветителя на определённом уровне пути приходит понимание, что способность признавать свои ошибки – это достоинство, за которое себя можно уважать. И это уважение частично компенсирует удар по самомнению в случае краха каких-то своих убеждений. У мракобеса такого амортизатора нет – у него всё самоуважение завязано на моменте, что он всё знает предельно точно и несомненно, так что ударяться в случае падения ему придётся максимально жёстко.

Наконец, чем дальше движется просвещаемый по пути настоящего развития, тем больше понимает, сколь малы имеющиеся у него знания в сравнении с тем, чего он ещё не знает. И со временем его самомнение перекочёвывает с позиции «О, да я много чего знаю…» на «Я знаю, сколь многое можно считать невозможным, пока оно не осуществится!». И когда в его капитале самомнения появляется ценность «Я знаю, что мы все знаем ещё очень мало, а вы не знаете и этого!», он чувствует себя достаточно богатым, чтобы позволить себе небольшую трату, вроде признания, что он ещё многого не знает, потому, что он достаточно заработал, чтобы вложиться в расширение своего дела. И когда он, подобно Сократу в конце жизни, позволяет себе сказать: «Я знаю, что я ничего ещё не знаю!», это означает, что он имеет очень ценное знание, а когда кто-то говорит: «Я знаю всё что надо…», это для него означает, что тот не знает ничего. Ибо тот, кто по пути познания далеко не ходил, достаточно не заработал, чтобы позволить себе такую акцию, и потому и никакой речи о том, что он знает недостаточно, быть не может, и его самомнение этого не проспонсирует.

У мракобеса самомнение строится по своей системе: он знает простую вещь, но зато знает «точно». А если ему это оказывается недостаточно интересно, то тогда додумывается обстоятельство, подразумевающее, что сама по себе его точность знания есть ценность, которая вручается только важным/достойным/избранным, и забота о них со стороны вручившего это откровение подчёркивает их значимость. Поэтому позволить себе подвергнуть сомнению свои убеждения мракобес не может, и будет держаться за свою позицию так, как та бойцовая собака, которая скорее умрёт, чем разожмёт зубы.

§9. Мракобес и критерии

Когда мракобесу предъявляют факт, что в телескоп-то он так и не посмотрел, то он отмахивается «Ну и что?». Со стороны такая реакция выглядит неадекватностью, но только не для мракобеса.

Для мракобеса всё выглядит по другому. Представьте, у человека есть два кармана, в один из которых он положил паспорт. И он точно не помнит, в какой, но знает, что паспорт него один, и в двух карманах сразу он лежать не может. И если он его не находит в первом кармане, то лезет во второй, но если находит, то за этим следует реакция «Всё, нашёл!», и во второй карман он уже не лезет. А если ему кто-то скажет: «А ты ещё в другом не смотрел!», то он ответит «Ну и что?», и если тот будет настаивать «Нет, я решительно отказываюсь признавать факт, что ты нашёл паспорт в кармане, пока ты не проверишь оба кармана!», этот пожмёт плечами с недоумением «Чудак какой-то…» (это если в цензурной версии), и останется при своём. А если тот принципиально упрётся в свои условия, этот спросит: «Ты издеваешься?», и принципиально упрётся в свои. И разговор закончится ничем, и они разойдутся, каждый оставшись при своём, но этот запишет того в категорию людей, условия которых для него принципиально ничего не должны значить.

Аналогичным образом устроен и взгляд на вещи уверенного мракобеса: он свою истину для себя нашёл в том, что Солнце чисто – он в ней уверен, и если ему предъявят факт, что в телескоп он так и не посмотрел, то он ответит «Ну и что?». А если ему поставят условие, что пока он не обоснует своё игнорирование вопроса, с ним не будут считаться, он просто запишет такого оппонента в категорию «чудак какой-то», и будет дальше действовать в соответствии со своими принципами.

Продолжение тут

Международное право, в примерах

Я сейчас вам урок международного права даду. «Даду, даду»(с) В примерах за последние 30 лет. Вторжение в Сомали. Американцы вторглись в 1992 году под предлогом «борьбы с голо...

"Отрицательный резус" После сноса укробазы ищут странных доноров
  • pretty
  • Вчера 15:08
  • В топе

Автор:  АМАРАНТ"Еврейская кровь?" Черниговское подполье сдало тайный отель с офицерьем и наемниками. Располага - на военном сленге означает "расположение роты". Сейчас сие трактован...

Реплика о «странных» баллистических ракетах России
  • pretty
  • Вчера 08:17
  • В топе

ИСТОРИЧЕСКИЕ  НАПЁРСТКИ И не менее странных «военных экспертах» из бесчисленных бла-бла-шоу, имён коих не буду поминать всуе. Патриотизм – штука полезная и гордиться родной страной ...

Обсудить
  • Начал читать со второй части с явным недоверием: имеется смутное ощущение, что некогда уже что-то у из этого автора читал, придя к выводу о том, что "радикальный анархист" - слишком сильное самопреувеличение своего радикализма. :anguished: Сейчас даже посмотрел и ... да нет у автора других записей, кроме этих двух. Просто чертовщина какая-то. :scream: А по сути этой работы - хоть подписывайся: так складненько описана суть такого "величайшего достижения сапиенсной мысли" как релятивизьм. ... Упарился уже, решив - из чисто спортивного интереса - какие-нибудь проколы обнаружить. Надежда лишь на то, что ещё не вечер. :cold_sweat: :thumbsup:
  • "Чем больше уверенности, тем лучше"... Эх-ма... Казалось бы... Однако!.. :blush: :thumbsup: :clap:
  • :thumbsup: :yum: "мне не нужен телескоп, я и так знаю, что Путин всё украл" :joy: :joy: (из этой серии)