Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Фотография уже не та...

32 1868

Сейчас фотографировать может практически любой. Телефон есть почти у всех. И редкая трубка не имеет фотокамеры.

Удобно. Прогресс. Но так было не всегда.

Расскажу, как было совсем недавно. И одновременно поностальгирую.

Недавно... хм... почти 30 лет прошло с тех времён.

Тогда так.

В далёкие, далёкие времена, когда о сотовых телефонах и слыхом не слыхивали, а компьютеры хоть уже и существовали, но были дивью диковинной, фотография была доступна не только лишь всем, а одним профессионалам, да фотолюбителям. Притом фотолюбители так называемые могли и профессионалов за пояс заткнуть. Не все, конечно. Далеко не все. Но многие.

А было так потому, что занятие фотографией требовало довольно обширных знаний и навыков. Притом больше навыков, чем теории.

Итак, если 30 лет назад вам нужно было сфотографироваться, вы могли обратится к профессионалам. В фотоателье. Где бы вам сделали фото на документы, портрет, или художественную фотографию. Либо пригласить фотографа на дом. Что уже было непросто и недёшево.

Существовал и другой путь. Освоить фотографию самому. Если он и был дешевле, то ненамного. Зато существенно сложнее.

Тут дело даже не в тотальном дефиците. Хотя и здесь он существовал. Фотоаппараты (может, за исключением простейшей Смены), фотоплёнка, фотобумага, увеличители, проявитель и фиксаж - было не так-то просто купить. Хотя я описываю ситуацию в райцентре и областной столице зоны Нечерноземья РСФСР. Возможно, что в крупных городах и национальных республиках дело обстояло совершенно иначе.

Сам процесс от съёмки до появления готовой фотографии был неизмеримо сложнее. Но с другой стороны интереснее.

Для начала нужен был фотоаппарат. Самым простым и доступным была Смена.

Насколько знаю, Смена была удобным и надёжным фотоаппаратом. Очень простеньким. Так сказать, для фото без претензий.

Хотя так ли это, утверждать не берусь. Поскольку Смены у меня никогда не было.

Я пользовался более продвинутой моделью. Хотя тоже любительской. ФЭД -5В

Возможностей у него было больше. Но и сложностей тоже.

Например, с диафрагмой я разобрался достаточно быстро. А вот с выдержкой постоянно путался. Сколько плёнок я испортил из-за неверно выставленной выдержки...

Чтобы мои слова не выглядели китайской грамотой, поясню.

Диафрагма - устройство в объективе, регулирующее размер его отверстия. По устройству и назначению сходно со зрачком глаза.

Выдержка - то время, на которое открывается затвор фотоаппарата.

Поскольку снимки делались на светочувствительную плёнку, эти параметры имели ключевое значение. Сделаешь меньше, чем нужно - получишь тёмное пятно, а не кадр. Переборщишь - кадр засвечен.

Далее нужно было купить фотоплёнку.

Эта - самая обычна чёрно-белая. Такую купить проблем не составляло. Все остальные требовалось поискать.

Далее нужно было эту плёнку вставит в фотоаппарат. Хорошо, если плёнка уже находилась в так называемой кассете.

Такая схема знакома всем, кто фотографировал на "мыльницы". Плёнка просто вставляется в фотоаппарат и закрепляется на принимающую катушку.

Но если для 90-х это было само собой разумеющимся, то в 80-е часто попадалась плёнки без этого удобного приспособления. В этом случае сначала её требовалось перемотать в такую кассету. В абсолютной темноте. На ощупь. Поскольку малейший лучик света полностью её засвечивал. Делая абсолютно непригодной.

Помниться были фотоаппараты, вообще не приспособленные к такому устройству. Подобные заряжать плёнкой и извлекать её было сложнее всего.

Ну ладно. Зарядили плёнку. "Отщёлкали" её всю. Перемотали её обратно в кассету. Извлекли. Теперь нужно её проявить. И вот тут наступал самый аццкий момент процесса. По крайней мере, для меня.

Это дивное устройство - бачок для проявки плёнки.

Отснятую фотоплёнку нужно было намотать на барабан (на снимке - справа). Опять же - в абсолютной темноте! Так, чтобы она не слиплась, не соприкасалась. А затем поместить в бачок с проявителем.

В принципе - ничего сложного. При постоянной практике. И подходящем помещении. Но в том то и дело, что любителям приходилось делать это не так часто и где придётся. Я, например, несколько раз проводил данную операцию под одеялом. В общем, на данном этапе плёнку портили довольно часто.

Но вот если плёнку проявить удавалось, начиналась самая чарующая и захватывающая часть! Печать фотографий.

Для этого требовались:

Увеличитель

Фотоувеличитель Юность. Такой же был и у меня.


Фонарь (типа - инфракрасный)

Лотки для проявки фотографий

3 штуки. Для проявителя, фиксажа и воды.

Фотобумага и пинцет.

Печать фотографий в то время была чистым таинством. Все эти приспособления роднили фотографов со средневековыми алхимиками.

Фотоплёнка вставлялась в увеличитель. Который проецировал изображение с неё на бумагу.

Далее бумага помещалась в проявитель. И тут начиналось самое интересное! На бумаге постепенно появлялось изображение. Возникая, словно из ниоткуда. Словно сквозь туман или потустороннюю пелену, пока не обретало чёткость линий, становясь полноценной фотографией. Этот момент мне нравился больше всего.

И современная печать фотографий на принтере не имеет с тем волшебным процессом ничего общего. Просто печать изображения. Не более. А тогда это было именно рождением фотографии.

Потом лист промывали в лотке с водой и помещали в фиксаж (закрепитель). Далее - сушили. На обычных бельевых прищепках.

Как видите - процесс долгий, муторный и непростой. Но в нём тоже была своя прелесть. Ощущения сродни тем, что возникают от строительства чего либо. Не было ничего, но постепенно, шаг за шагом, рождается нечто новое. Да, для этого приходится приложить определённые усилия. Выполнить сложную и не всегда приятную работу. Но ты видишь, что она не напрасна. Каждое твоё действие имеет зримое воплощение. И этот факт дарит совершенно непередаваемые ощущения.

Первый удар по таинству фотографии нанесло появление "мыльниц" и сервисных магазинов.

У меня был почти такой же

Они были просты в обращении, упрощены до предела, стоили совсем недорого. Достаточно было уметь вставлять плёнку и чикать кнопкой. Впрочем, даже умение вставлять плёнку было необязательным. Это вполне могли сделать в сервисном магазинчике. Там же проявляли плёнку и печатали фотографии. Без вашего участия.

Самостоятельные проявка и печать стали выглядеть слишком затратными. И финансово, и по времени.

С одной стороны благодаря такому упрощению фотографировать стало большее количество людей. С другой стороны фотография уже не требовала специфических знаний и навыков. Фотолюбители превратились в пользователей.

Окончательно же убила таинство фотографии Цифра. Поначалу цифровые аппараты были слишком дороги и не могли составить конкуренцию плёночным. Но постепенно они дешевели.

Затем появились сотовые с фотокамерой. Первые - с убогим качеством съёмки. Но постепенно их качество и доступность повышались. В результате сегодня достаточно телефонов, которые по качеству не уступят хорошему фотоаппарату.

Да, это удобно. Просто и доступно. Но ценность снимка упала. Помню, ещё в 80-х мы старались запечатлеть самые важные моменты жизни. С появлением "мыльниц" - всё самое интересное. Теперь же фотографируют всё подряд. Почти каждый шаг. И выкладывают на всеобщее обозрение.

Тупые тёлки (извините, не могу подобрать для них более приличный эпитет) фотографируются на фоне навозных куч, мусорных баков и в общественных туалетах.

Малолетние и великовозрастные идиоты рискуют жизнью ради "крутого" кадра.

Таинство исчезло. Качество снимка упало. И с технической точки зрения, и с художественной. Теперь любители не могут составить конкуренцию профессиональным фотографам. За редким исключением.

Люди, пожалуйста, прекратите заниматься фотоспамом. Кому интересны все углы вашей квартиры или пухленькие губки на фоне всех туалетов мира? Фотографируйте значимые события, интересные моменты, красивые пейзажи. Посмотрите вокруг. В мире очень много интересного, что можно запечатлеть.

https://zen.yandex.ru/media/ye...

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

Обсудить
  • :grinning: :grinning: фото еды - очень значимое событие :joy: :joy: :joy:
  • Много правды. У меня была крутая штука: "Виллия - Авто".
  • Это автор ещё про глянцевание не написал! Статье :thumbsup:
  • Простейшим был не Смена, а Этюд - 7 рублей! :blush:
  • Фотографирует человек, а не аппарат... Раньше это было искусство!