Молодость, старость и Бог

7 9981

Время, в котором мы живем, приучило нас к тому, что старость - это наименее желательная перспектива существования человека. Лучше смерть, чем старость, лучше чувствовать себя молодым в 80, чем в 30 признать, что проходит все, и молодость тоже. Теперь старость или ее чувства - признак того, что твоя жизнь «кончилось», а социальная, экономическая и физиологическая востребованность зависла на уровне какой то минусовой величины. Быть старым не просто унизительно, а даже стыдно, быть старым - это как быть неудачником. Именно поэтому заботливые «эксперты» из СМИ вовсю советуют нам делать все для того, чтобы как можно дольше оставаться молодыми. Здоровье, молодость и красота - то, что обеспечивает успех, достаток и счастье.

Эти тенденции пришли к нам из западного мира, где ухоженные 50-летние женщины выглядят как 35-летние, а их ровесники мужчины часто наиболее предпочтительные кандидаты в мужья даже для тех, кому едва за 20, а пенсионеры в 70 путешествуют по всем уголкам мира, заставляя наших соотечественников каждый раз вздыхать о том, как не повезло бабе Маше, которая за всю жизнь не видела ничего, кроме родного села. Именно запад научил нас тому, что принимать собственную старость такой, как она есть, - это «складывать оружие» перед самой жизнью, а поэтому придумал множество способов того, как можно продолжать наслаждаться ей, даже когда тебе «за».

Сегодня стареть недопустимо. Если мы и говорим о старости, то только о той, которой удалось обмануть саму себя. Кто вызывает восхищение у наших современников? Американец Поль Брэгг - основоположник теории о долголетии и практик здорового образа жизни, который до самой смерти занимался серфингом. Немка Йохана Кьяс, которая даже после 85 демонстрирует сложную гимнастическую программу, или австралийка Бет Калман, которая в возрасте под 90 проявляет завидную физическую силу и утверждает, что йога делает нас моложе. Американская танцовщица Жаклин Мердок, которая прославилась на весь мир благодаря тому, что в 82 стала лицом бренда Lanvin, или 84-летняя французская манекенщица Кармен ДелльОрефис, которая «желает умереть на подиуме в туфлях на высоких каблуках» ...

Жаклин Мердок

Кармен ДелльОрефис

Так яркие и, казалось бы, показательные примеры формируют в общественном сознании на самом деле ложный образ так называемой «успешной старости»: если стареть, то только так - до конца оставаться энергичным, деятельным и красивым. Однако, в этом и весь смысл - это НЕ конец и следует учитывать то, с чем каждая такая звездная фигура в свое время придет к Создателю ...

Православный публицист и психолог Галина Калинина в одном из разделов своей книги «Что играет мной? Страсти и борьба с ними в современном мире »(2008) размышляет над природой старости:" Глаза старости обращены внутрь, назад, ведь и покаяние (по-гречески - «метанойя») означает «поворот назад». Старость зорко всматривается в прошлое, вспоминает то, что давно ушло, анализирует, переживает заново. Это ли не дар Божий для немощной души, и это ли не возможность раскаяться в грехах, обелить перед смертью одежду совести? Старость открыта и беззащитна перед жизнью, как детство, - это ли не милость Божия, что позволяет нам снова стать «как дети», чтобы удобнее войти в Царство Божие? Старость беспомощна и немощна,  это ли не узда для гордости и не самый короткий путь к высшей добродетели - смирению? »

Так, старость - время исключительной работы над своей душой: особого молитвенного подвига, переосмысления жизни и раскаяния в грехах. Именно по этому старость - это огромная милость Божия, это особенно ощутимо, когда видишь, сколько тех, кому не было еще и двадцати, похоронены на кладбище ... Несмотря на это мы отчаянно не хотим стареть. Ибо старость немощна, больна и максимально приближена к смерти. Тело теряет упругость, появляются морщины, волосы меняет цвет, а зрачки яркость; притупляются рецепторы, угасают чувства. Такая старость пугает, отталкивает и вызывает внутреннее сопротивление.

Комплекс Дориана Грея - так психологи называют фобию, связанную со страхом старения - слабости, одиночества, бедности, уродства. Литературный персонаж, который продал душу за вечную молодость и наслаждался всем, что может дать красота, считал, что теряя последнюю, человек теряет все. В этом же нас убедительно уверяют те, кто продолжает разрабатывать все новые технологии, которые позволят каждому стать таким, каким он хочет видеть себя в зеркале. Столько разговоров о «комплексе старости», от которого сегодня лечат психологи, и ничего о «комплексе греховности» ...

Преимущества молодости бесспорны и опасения старости небезосновательны, однако «истерия», в которой оказываются все, кто переступает определенную возрастную границу, просто шокирует. А омолаживающая косметическая лихорадка, заполонившая глянцевый мир и виртуальное пространство, предлагает самые невероятные «рецепты молодости» для тех, кто никак не хочет стареть. Радикальная и все еще экспериментальная генная и фертильная терапии требуют клеток эмбрионов не рожденных младенцев, «авторитетная» пластическая хирургия, и «доступная каждому» ультразвуковая липосакция (удаление подкожного жира с помощью низкого атмосферного давления), криолифтинг (омоложение кожи с помощью низких температур) , фейсбилдинг (гимнастика для лица), подкожные инъекции ботокса, имплантация золотых и серебряных нитей с целью подтяжки кожи лица и тела, - десятки услуг и наименований.

Больше всего поддаются влиянию со стороны повсеместной пропаганды индустрии красоты - женщины. Особенности рынка труда и негласные стандарты современного мира приводят к тому, что они готовы испытывать на себе какие угодно новинки медицины и косметической хирургии, только бы подольше оставаться молодыми и привлекательными. Как человек верующий я знаю, что для христианина тело - это храм Святого Духа, поэтому прежде оно должно быть лишено скверны греха.

Тридцать лет - наиболее «оправданный» возраст для ботокса. Но тридцать лет - именно возраст когда преподобная Мария Египетская начала борьбу с грехом ... Подобные контрасты показывают совершенно другие измерения той же реальности. Когда запад уверенно доказывает, что молодость следует всячески удлинять и брать от нее «по-максимуму», православие призывает к духовному «тонусу» уже сегодня, «опыту» молитвы и смирению именно тогда, когда тебе доступно все. Ибо старость действительно превращается в ад, если до ее прихода человек не приучен БОРОТЬСЯ со своими страстями.

Один из гарвардских ученых, австралийский молекулярный генетик Дэвид Синклер убедил общественность в том, что изобрел лекарство от старости, - эта новость всколыхнула Интернет около двух лет назад. Ученые открыли ген старения, нейтрализация которого позволит клеткам человека обновляться «вечно». Теперь над этим активно работает профессура Цукубского университета, и сообщает об обнадеживающих результатах уже сегодня. Симптоматично: человек знает, СКОЛЬКО он хочет жить, но не знает, для чего он живет. И вместо того, чтобы осознать замысел Господа по отношению к себе, он стремится занять Его место. Очередное безумие мира сего. Что касается нас - простых смертных - мы знаем, как будет складываться с «вечностью» телесной, однако мы должны знать что вечность духовная нам будет обеспечена, если мы будем прилагать к своей душе как минимум столько же усилий, сколько прилагаем к своему телу.

Марк Туллий Цицерон в трактате «О старости» сказал, что в старости человека согревают воспоминания об интересно прожитой жизни и добрые свершения. Древнеримский мыслитель и государственный деятель отстаивал активность старых, особенно в области литературы, искусства и воспитании молодежи. В противоположность языческой античности один из Отцов Церкви Августин Блаженный осмысливал старость как тот этап бытия человека, в котором она наиболее соответствует идеалам религиозных взглядов. Именно в старости исчезает большинство «привязок» к миру и все «радости» человек находит в Боге, а не в телесных удовольствиях. Теперь тело смиряет человека: его боль, раздражительность, неспособность ни на что без другого и без Бога. Впрочем, несмотря на все эти трудности надлежит продолжать любить и отдавать. Поэтому старость требует подвига и жертвы, возможно крупнейших в жизни.

Христианство закрепило высокий ценностный статус старости в обществе, связав ее с мудростью, добротой и Вечностью. Особое отношение к пожилым людям завещал Господь, приказывал уважать их и заботиться о них: «Перед лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся Господа Бога твоего» (Лев. 19, 32). Исключительное отношение в православии и к старцам, наделенным не только особым духовным опытом, силой молитвы и даром прозрения, но и безграничной любовью и верой Христовой, всегда производило впечатление даже на далеких от Бога мирян. Конечно, возраст - это совсем не то, что определяет православное старчество, которое выходит за рамки простого представления о старости, но хотелось бы остановиться именно на отдельных духовных подвижниках пожилого возраста.

Серафим Саровский - великий духовный светильник земли Русской, который имел по-детски ясные, по-стариковски прекрасные глаза и трогательный взгляд, в котором было «полное откровение любви». А улыбку, которую излучало его покрытое морщинами, изможденное лицо, можно было сравнить разве что с улыбкой новорожденного, которого еще утешают его недавние друзья - ангелы. Стремление, отвага и истинно пасхальная радость - то, что характеризовало старца. Неустойчивый телом, но сильный Божьей помощью, он призвал стяжать мирный дух, чтобы вокруг спасались тысячи.

Еще одним значимым примером настоящей старости стал для нас Амвросий Оптинский - один из самых почитаемых святых Православной Церкви и реальный прототип старца Зосимы в романе Федора Достоевского «Братья Карамазовы». По состоянию здоровья его можно было назвать инвалидом уже в 35, но до самой смерти, несмотря на сильную, изнурительную боль, он мужественно нес послушание, не теряя при этом ни чувства юмора, ни доброты. «Этот седовласый старец с выразительным лицом удивительно глубоко и блестяще говорил о внутренней жизни и христианстве», - вспоминает личную встречу со святым писатель Евгений Поселянин. Это был человек, который, забывая себя, с утра до вечера оказывал поддержку всем (независимо от статуса или социальной значимости), кто приходил к нему за советом, утешением или просто благословением.

Такой же самоотверженной была блаженная старица Матрона. Будучи слепой от рождения, страдая от преследований и социальной неустроенности жизни, она отдавала столько света, столько любви для каждого человека! По свидетельствам биографов, святая помогала абсолютно каждому, кто просил ее о помощи.

Или недавно признаный святым, фактически наш современник Паисий Святогорец - духовное светило греческого народа, афонский монах, большой молитвенник, но чрезвычайно простой, открытый и смиренный человек. «В нем было столько любви, что каждый считал, что он ближе, чем родной отец», - вспоминает его духовный «сын» Афанасий Раковалис. Его любовь превосходила обычные земные мерки - она была божественной, духовной, и рядом с ним всегда ощущалась острое присутствие Бога.

Так выглядит старость, которая угодна Богу, а не людям. Такова старость, которая должна быть образцом для нас, христиан. На склоне лет у этих людей также были сморщенные лица и немощные тела, они мучились от болезней и страдали от нищеты, но сколько любви, доброты и тепла отдавали другим, как велико было их служение Господу  в их сердцах и жизнях! Они были полны такого внутреннего сияния, что никому бы в голову не пришло назвать их жалкими или уродливыми. А все потому, что подвижники существовали вне измерения «молодость-старость», которое определяет наше с вами существование. Общим знаменателем всего для них всегда был Бог, а это гораздо больше, чем «молодость» в 60 или здоровое долголетие в 90. Истинно верующим в Него, Он дарит радость, легкость и силу независимо от возраста, а если есть внутреннее горение, то ни одна старость НЕ изуродует ни тело, ни душу.

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить
  • Именно так! Старости боятся в первую очередь глупцы, которые истратили свою жизнь на незначительные пустяки, и этим уничтожили и своё обожаемое тело. и нелюбимые мозги, если были даны Богом. В жизни всё нужно попробовать? Ну и пробуют, каждый своё и все вусмерть...
  • Старость, а если точнее - немощь, не имеет никаких преимуществ. Кто бы что бы не говорил. Поэтому говорить о светлом ИЗМОЖДЕННОМ лице может лишь тот, кто не переживал страдание, которое приводит к этой изможденности. Поэтому те, кто борется со старостью, стремясь сохранить бодрость - молодцы. И всем пример.
  • Посмотрите на наших старушек,на лавочке! Они,такие милые и осуждают прохожих с беззлобной улыбкой! А,если с ними поздороваться и поговорить,чуть чуть,за жизнь,за здоровье- станешь лучшем другом! Им просто не хватает внимания!Меня по отчеству стали звать (без имени,откуда узнали?)! Они милее этих натянутых рож,жертв пластической хирургии! Еще,посмотрите на их руки,внимательно! Послевоенные руки...
  • Вообще есть такой вид психопатии, который называется "детскость психики",- когда человек в своём развитии "застревает" где-то на уровне подросткового возраста. Практически все приведенные здесь примеры "молодух" - из этой сферы. И брать с них пример - заведомая пагуба для души и для душевного здоровья. "Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать". И не ходить по осенним лужам в купальнике и пляжных тапках:))