Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

ОГПУ о духовности, апрель-декабрь 1923 года

10 472


Туркменские басмачи


"Духовные" сюжеты из сводок ГПУ-ОГПУ. По ощущениям исламская духовность (с мощной английской и турецкой поддержкой) по части политической активности тогда доминировала.


http://istmat.info/node/24546

Обзор политико-экономического состояния СССР за апрель — май 1923 г.

РАБОЧИЕ

Антирелигиозная кампания. Проведенная в отчетный период антирелигиозная кампания в большинстве губерний прошла успешно. Повсюду принимались резолюции о закрытии расположенных в районе заводов церквей и об использовании их для культурно-просветительных целей. Однако местами отмечается и недовольство на этой почве. Такие сведения имеются по Киевской, Донецкой (Таганрог), Екатеринославской губ. и по Крыму.

Антисемитизм. Антисемитизм среди рабочих отмечается по Киевской губ. (трамвай, водопровод), Архангельской, Харьковской, Приморской (среди грузчиков) и Татреспублике.

Пьянство. Пьянство среди рабочих развито в Архангельской губ., Киевской (гостипографии), Екатеринославской (на заводах им. Маркса и костеобрабатывающем), Башреспублике (текстильщики и химики), Приморской и Тюменской.

КРЕСТЬЯНСТВО

Кулачество. Кулачество почти повсеместно настроено враждебно к Советской власти; местами оно ведет агитацию против налогов и является главным рассадником всевозможных провокационных слухов, что особенно сказалось в связи с последними событиями.

Проникая в сельсоветы, комитеты взаимопомощи и крестьянские конференции, кулачество старается приобрести доминирующее положение в деревне;. местами, оно достигает крупных успехов, особенно там, где слаба партработа и силен авторитет духовенства. Ярче всего это сказывается на окраинах, среди крестьянства национальных республик: здесь муллы и местные кулаки влияют не только на рядовое крестьянство, но и на парт- и совработников (Кавказ, Туркестан и Киркрай).

Пьянство. Как на не изжитое еще бытовое явление деревни необходимо еще указать на пьянство. Однако явление это, ввиду объективных условий отчетного периода (истощение хлебных запасов, посевкампания), постепенно идет на убыль. Крестьянство к борьбе с самогоном стало относиться более сочувственно. ...

Выводы

2. На окраинах, особенно с мусульманским населением, определенно преобладает влияние кулаков и духовенства.

АНТИСОВЕТСКИЕ ПАРТИИ

Крымские националисты. На территории Крыма деятельность националистов оживляется. В группировке милифирковцев объединилось духовенство и учительство. Состоявшийся еще в феврале Всекрымский съезд работников просвещения прошел при ближайшем участии этой организации.

Группа стремится к освобождению учащихся татар от коммунистического влияния и к усилению влияния духовенства.

Работа милифирковцев проводится в кружках, причем главным аппаратом их является татарская сельскохозяйственная кооперация «Ширпет». В органах этой кооперации татарские темные массы видят своего рода власть. Нередко им подчиняется даже милиция. В связи с принятием областкомом РКП постановления о слиянии татарского кооператива с Крымсельхозсоюзом правление «Ширпета» вынесло протест.

...

Азербайджанские националисты. В Азербайджане усиливается деятельность панисламистов и турецких агентов. Работа направлена к восстановлению населения против Советской власти. По уездам создаются повстанческие ячейки, которые должны оказывать содействие туркам на случай их войны с Россией.

...

Панмонголистское движение. Для уяснения националистического движения на Дальнем Востоке следует учесть соотношение классовых групп, создавшееся после революции в Монголии. Наиболее сильные экономические группы феодальных князей — светских и лам, уступив политическую власть мелкому дворянству и чиновничеству (третьему сословию), все же сохранили свое влияние на остальную массу населения, имея таким образом реальную силу против революционных группировок. На этой почве развивается идея панмонголизма, близким которому является и теократическое движение в Бурятии. Панмонголизм стремится воссоздать новую «Великую Монголию», обнимающую монгольские и тюркские народности. Объективные условия (старая русская колонизаторская политика и эксплуатация местного населения) создали благоприятную почву для пробуждения национального самосознания у ряда народностей Западной Монголии и России. Несмотря на изменение нашей политики на Востоке, русское население, являясь экономически более сильным, фактически сохранило почти везде в своих руках и политическую власть.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ

Православные церковники. Часть православного духовенства, не присоединившегося к обновленческому течению, в ряде мест развивает антисоветскую агитацию. В Донбассе арестованы священники, объединявшиеся в подпольную организацию и хранившие оружие в одной из церквей. В Прибайкальской губ. по подписным листам собирались деньги якобы на епархиальные нужды. Инициатором явилась местная монархистка. В Красноярской губ. агитация духовенства привела к тому, что во время продналоговой кампании был выселен сельсовет из занимаемого им помещения. В Чечне и Черкесско-Адыгейской обл. духовенство стремится привлечь на свою сторону молодежь. Отмечено также стремление проникнуть в ячейки КСМ Украины со стороны киевского духовенства. Антисоветская деятельность имеет место также в губерниях Екатеринославской, Иваново-Вознесенской, Череповецкой, Саратовской, Черниговской и некоторых других. Однако работа реакционной части духовенства подрывается в сильной степени с двух сторон: успешной антирелигиозной кампанией, а также и тем процессом, какой происходит в среде самого духовенства — процессом гниения и развала. Пьянство (Саратов), выделка самогона (Татреспублика) роняют авторитет попа в деревне. С другой стороны, учащаются случаи добровольного снятия с себя духовного звания. От этого шага многих удерживает только боязнь остаться без средств к жизни.

Сектанты. В отчетные месяцы в среде сектантов наблюдается некоторое оживление. Число сект растет. В Дагобласти организовалась секта баптистов (в нее вошли 60 рабочих).

В Приамурье сектанты в количестве 400 человек развивают антисоветскую агитацию, разлагающе действующую на расположенную здесь воинскую часть. В Крыму баптисты, меннониты275, евангелисты и магометанское духовенство ведут работу в деревне. В Армении оживилась деятельность молокан (их 2 тыс. человек). В Донбассе евангелисты пользуются среди рабочих успехом. В Амурской губ. школьные работницы организовали секту баптистов. В связи с арестом священников в волостях Тюменской губ. были попытки со стороны части крестьянства организоваться в «христианские общины». Секты стремятся объединить вокруг себя и молодежь. Это отмечают Петроград, Чувашская и Горская республики, Амурская и Гомельская губ.

Мусульманское духовенство. Все таким же серьезным, как и в прошлые месяцы, продолжает оставаться вопрос о мусульманском духовенстве. Его реакционное влияние на массы, особенно крестьянские, чрезвычайно сильно. На первом месте в смысле полного подчинения духовенству стоят: Дагестан, Чечня и Адыгейская обл. Местные исполкомы наводнены нежелательным элементом; духовные семинарии, шариатские суды ведут антисоветскую деятельность, усилению которой способствуют бесконтрольные съезды мулл.

В Татреспублике духовенство настаивает на введении преподавания Корана в школах, усиливает работу по подготовке мулл и всячески развивает книгоиздательскую деятельность, причем все внимание уделяется изданию книг религиозно-национального характера. Точно так же обстоит дело в Кирреспублике.

...

БАНДИТИЗМ

Кирреспублика. Бандитские шайки ушли в подполье. Агитация духовенства и бывших белых, а также близость Сибири усугубляет возможность организации здесь контрреволюционного движения. В Каширинском у. Оренбургской губ. оперирует банда в 200 человек. Есть банды и в Актюбинской, Уральской, Акмолинской и Семипалатинской губ.


http://istmat.info/node/24547

Обзор политико-экономического состояния СССР за июнь 1923 г.

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Влияние антисоветских групп. Влияние антисоветских партий в Республике в общем незначительно. Работа во всех партиях в июне слаба. Некоторую активность проявляют лишь меньшевики, особенно в Грузии.

Более значительно влияние духовенства, особенно мусульманского. Если влияние православного духовенства ослабляется расколом церкви, то в республиках Востока России духовенство значительно усилило свою деятельность. Она носит явно антисоветский характер на Кавказе, где протекает под лозунгом освобождения мусульман от русского ига, и проявляется в более скрытой форме борьбы за влияние в школе, получение прежних привилегий в Крыму, Татарии и Туркестане.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ

Православные церковники

Непосредственно после 2-го Всероссийского поместного собора деятельность обновленцев усиливается, а тихоновцы, лишенные собором почвы, ведут лишь скрытую агитацию среди верующих, распространяя разные провокационные слухи. Массовое закрытие церквей, имевшее место в прошлые месяцы, обложение церквей налогами и обязанность духовенства брать патент—все это относилось ими к деятельности обновленцев. Одновременно сильно распространялись слухи о смерти в тюрьме Тихона, а в раде церквей Москвы по нем даже отслужены панихиды.

Освобождение Тихона внесло в жизнь церкви большое оживление. Оно заставило обновленцев с ВЦС во главе усилить свою деятельность ввиду опасения возвращения Тихона к власти. Факт освобождения Тихона и раскаяние его перед Советской властью привел в тупик черносотенное духовенство и монархические круги как в России, так и за границей. Начинают распространяться слухи, что Тихона заставили подписать раскаяние силой, что он сошел с ума. В силу этого «патриаршая» деятельность дальше Донского монастыря пока не распространяется.

Со стороны отдельных групп тихоновцев наблюдается стремление использовать инструкцию ВЦИК об организации религиозных групп в 50 человек для автокефалии церкви, дабы таким образом сохранить свое влияние. Последние политические события вызвали рост активности реакционного духовенства, выразившегося в распространении провокационных слухов. В Грузии в Ахалцихском у. и Чхереульском теми на почве агитации духовенства имели место даже эксцессы, сопровождавшиеся избиением коммунистов. В Вотской обл., Актюбинской губ. духовенство собирает подписи верующих для возвращения закрытых церквей. На съезде духовенством в Перми распространялись контрреволюционные брошюры.

Секты

Раскол православной церкви стремятся использовать разные секты для усиления своего влияния. Агитация сектантства имеет успех ввиду развиваемых ими антимилитаристских идей. Так, имеются случаи, когда общины баптистов приняли постановление ходатайствовать о снятии с военного учета всех военнообязанных общин. Сектантство особенно развивается на Кавказе и в Сибири. За отчетный период деятельность Всероссийского союза баптистов сосредоточена на подготовке к Всемирному конгрессу в Стокгольме и проведении постановления ВЦИК об учете наличного состава общин.

МУСУЛЬМАНСКОЕ ДУХОВЕНСТВО

Северный Кавказ. Во всех частях Северного Кавказа наблюдается рост влияния мусульманского духовенства, ведущего агитацию против Советской власти и распространяющего слухи о предстоящей войне России с Англией и Турцией.

В Дагестане в начале июня состоялся религиозный съезд, на котором присутствовало 12 тысяч последователей секты Кунга-Хаджи из Чечни, Дагестана и Ингушетии. На съезде муллы, мюрвды и шейхи призывались к укреплению религии и сплочению вокруг себя населения для предстоящей борьбы под руководством вождя Гоцинского за освобождение русских мусульман.

В Чечне состоялся созванный турецким инструктором тайный съезд мулл, шейхов и влиятельных лиц по вопросу создания национального собрания. В Карачаево-Черкесской обл. муллы воспрещают признавать Советскую власть, угрожая проклятием аллаха.

Крым. На совещании крымского мусульманского духовенства, состоявшемся 1 июня по поводу Всероссийского съезда мусульманского духовенства, делегаты с мест указывали на быстрый рост религиозного движения в деревне. Совещанием послано приветствие Калинину, Ленину и Сталину, в котором было отмечено угнетенное положение мусульманского духовенства в Крыму и выражено пожелание о разрешении преподавания в школах для мусульман Корана, передаче духовенству загса и ряд аналогичных требований.

Средний Восток. 10-20 июня в Уфе состоялся очередной Всероссийский съезд духовенства мусульман, тщательно подготовленный Центральным духовным управлением (ЦДУ). На съезде присутствовало 285 делегатов от 7000 приходов внутренней России и Сибири (в том числе Башкирии, Татарии и Киргизии). Основными вопросами съезда были: 1) о новом калифе революционной Турции и 2) о вероучении и подготовке мулл. Принятой резолюцией признается новый калиф, и признано необходимым преподавание религии до совершеннолетия. Почти половина съезда прошла под знаком выявления сочувственного отношения мусдуховенства к Советской власти. В самом начале съезда были приняты приветственные телеграммы Ленину, Сталину, Чичерину и Калинину и благоприятные резолюции об отношении к Советской власти и ее врагам с резкими нападками на империалистическую Англию и по вопросу о советской школе с призывом к поддержке таковой. Прогрессивным шагом является и резолюция, принятая по женскому вопросу. К отрицательным результатам съезда следует отнести создание организационного управления мусульманского духовенства и некоторое усиление панисламистских влияний.

На съезде определились две основные для мусульманского духовенства группы: одна, возглавляемая деятелями ЦДУ и опирающаяся на огромную отсталую массу деревенских мулл, настроена сочувственно к Советской власти и сторонится политически активного панисламизма; другая возглавляется видным панисламистом, опирается на развитых городских мулл, в религиозных делах весьма прогрессивна, являясь группой обновленного панисламизма, а в отношении Советской власти лояльна, поскольку Советская Россия поддерживает Турцию. Подавляющее большинство съезда оказалось на стороне первой группы.

Одновременно с уфимским съездом состоялся несколько ранее съезд башкирского духовенства, имеющего уже два года свое самостоятельное духовное управление (БДУ), находившееся в состоянии антагонизма с ЦДУ. Несмотря на усилия ЦДУ присоединить башдуховенство, ему удалось отколоть лишь незначительное количество делегатов съезда (42 из 112 делегатов), почему БДУ осталось с почти прежним контингентом духовенства (1300 приходов). На башкирском съезде духовенством также принята весьма благоприятная резолюция об отношении ее к Советской власти и ее врагам. Вследствие выявившихся на уфимском съезде автономистических стремлений киргизского и сибирского мусульманского духовенства, съезд ввел в ЦДУ двух представителей киргизского духовенства и создает специальное киргизское отделение. Наряду с этими стремлениями башкирского, сибирского и киргизского духовенства на съезде выявились определенные объединительные стремления всего мусульманского духовенства СССР. Постановления съезда действительны для Крыма, Кавказа, чем духовенство этих областей втягивается в ведение ЦДУ.

Туркестан. Организация «Махкамей-Шария» (гласный совет мусульманского духовенства, пока еще не утвержденный правительством) пользуется большим влиянием. Отделения организации имеются уже во всех уездах и в них входит весь местный реакционный элемент и все более или менее выдающиеся деятели местного духовенства. Местные работники даже помогают распространению его влияния. Так, заведующим Старогородским наробразом в Ташкенте за подписями его и председателя «Махкамей-Шария» выпущены листовки к населению о посылке детей в школы, где преподается Коран. Этой же организацией выпущено составленное в туманных фразах воззвание, призывающее к прекращению басмачества. В воззвании этом указывается на слухи о намерении Советской власти выбросить басмачей из Ферганы, а муллы призываются уговорить басмачей и «власти, продавшиеся им», перейти на сторону Советской власти. Воззвание это даже не было распространено, хотя оно могло быть сообщено населению через мулл. Вместе с тем «Махкамей-Шария» связан с подпольными организациями в Ферганской и Самаркандской обл., активно помогающими басмачеству, и стремится проводить на видные посты своих людей.

БАНДИТИЗМ

Кавказ. После активных операций ГПУ и военкомандования бандитизм несколько уменьшился. Значительную деятельность проявляет лишь в Грузии помощник Челокаева Гвирцецелли, организующий банды из белых офицеров, и в Азербайджане — бандит Косума, почитаемый местным населением за святого. Более активен погранбандитизм, питаемый племенами, живущими в Персии, которые после разоружения их перс[вдским] правительством снова взялись за грабежи мирного населения.


http://istmat.info/node/24548

Обзор политико-экономического состояния СССР за июль, август и половину сентября 1923 г.

АНТИСОВЕТСКИЕ ПАРТИИ И ГРУППИРОВКИ

Монархические группировки в России

...  В Курске имеются две религиозно-монархические организации, связанные с заграницей. ...

НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ГРУППИРОВКИ

Панисламисты. Отмечается значительное усиление деятельности панисламистов в Закавказье, направленной к укреплению организации и вербовке сторонников. Большие надежды панисламистами возлагаются на Турцию, успехи турок воодушевили кавказских мусульман и придали им новую бодрость в борьбе против большевиков. Близкое участие в работе панисламистов принимают и мусаватисты.

Целью движения является объединение всех мусульман и освобождение от угнетения христианского мира. Организациям рекомендуется информировать о всех действиях, направленных против ислама, и установить хорошие отношения с помещиками; духовенство признается почетным и святым. Центр организации находится в Константинополе, а отделения — в Трапезунде, Тифлисе, Гянжи, Баку, Темир-Хан-Шуре и Тавризе.

Северный Кавказ. Политическая обстановка края, особенно в Горской и Дагестанской республиках и Черкесской обл., продолжает осложняться ввиду отсутствия конкретных мероприятий Советской власти по аграрному вопросу. В середине августа ингуши, населяющие горные районы Горреспублики, начали производить в широких размерах вооруженный захват земли прилегающих казачьих станиц Терской губ., выселяя из них казаков. Вообще почва здесь чрезвычайно благоприятна для антисоветской работы и укрепления влияния видных деятелей национально-религиозного движения среди отсталых народностей Северного Кавказа.

Крымские националисты. Деятельность крымских национальных группировок и духовенства Крыма в июне и июле значительно увеличилась в силу националистического уклона и склоки среди крымских татар-коммунистов. Создан нелегальный национальный комитет, объединяющий деятельность милифирковцев (националистов) и духовенства. Созданы также три районных комитета: Бахчисарайский, Алуштинский, Карасубазарский.

К концу отчетного периода деятельность крымских нацгруппировок идет на убыль в результате практического проведения в жизнь решения XII съезда партии по национальному вопросу. Ряд видных милифирковцев заявили даже о желании вступить в РКП.

Алашординцы (Киргизия). Политсостояние Кирреспублики характеризуется усилением деятельности националистов ввиду подготовки 4 Всекиргизского съезда Советов. Правая консервативная группа алашординцев, не рассчитывая на успех в предвыборной кампании, ввиду активности левых групп киргизских коммунистов, намеревалась использовать свой авторитет среди мусульманских масс, чтобы поднять общий протест против «угнетения» киргизской нации; с этой целью в степи выехали самые видные деятели их. Они пропагандируют идею образования из восточных республик отдельного государства и разжигают национальную и родовую рознь. При проводимых перевыборах в Советы уже отмечается активность кулачества, стремящегося путем подкупов бедноты, провести своих в Советы, однако, в результате правые оказались без поддержки либералов, которые, в связи с решениями XII съезда РКП по национальному вопросу, предпочли пойти с киркоммунистами.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ

Православное духовенство

Усилившаяся активность тихоновцев вынудила обновленцев пойти на объединение своих рядов, что и вылилось в организацию взамен ВЦУ-Синода и введение в него ряда авторитетных и старых епископов, против каноничности которых ни миряне, ни тихоновцы спорить не могут. Авторитет Синода укрепился, и число его сторонников среди духовенства растет, ввиду чего раскол в церкви можно теперь считать совершившимся актом. Совещание тихоновских и обновленческих епископов постановило, для единства церкви считать необходимым уход Тихона от управления, но он об этом и слышать не хочет. Синодцы намерены послать делегацию в Турцию для получения признания Вселенского патриарха. Оба направления конкурируют между собой в заявлениях лояльности по отношению к Советской власти, и обновленцы боятся, что Тихон перещеголяет их своим «новосоветизмом».

На местах растерявшиеся после освобождения Тихона обновленцы вновь укрепляют свои ряды для религиозной борьбы с тихоновщиной. Последняя имеет сильную поддержку у крестьянства, которое настроено против введения новшества (в частности, нового стиля) в церквах, в Москве поддерживается значительным числом реакционных попов и антисоветскими элементами из мирян.

Секты

Закончившийся Всероссийский съезд евангельских христиан в Петрограде прошел вполне благоприятно по отношению к Советской власти. По вопросам об отношении к Советской власти и военной службе после шестидневного обсуждения принята резолюция об искренней поддержке Советской власти, недопустимости уклонения от военной службы и отрицательном отношении к капиталистической и монархической эмиграции. Принятое решение поставило в затруднительное положение баптистов, которые будут вынуждены на такой же шаг, так как их учение ничем не отличается от евангелистов.

Мусдуховенство

После Всероссийского съезда мусдуховенства в Уфе симбирским и азербайджанским духовенством выпущены воззвания к мусульманскому населению о поддержке Советской власти. По г. Симбирску духовенством проведен даже успешный сбор на Воздухфлот среди мусульман. ЦДУ мусульман внутренней России и Сибири заготовило обращение ко всем районным мухтасибам о сборе полагающейся по шариату одной десятой части урожая в пользу бедных и сдачи его ЦДУ и приступает к изданию религиозного ежемесячника «Ислам» по программе, вполне лояльной по отношению к Советской власти.

Калмыцкая обл.

Связи калмыцкого духовенства с Далай-ламой не существует с начала европейской войны. Во главе духовенства стоит областное духовное управление под председательством главного ламы в составе двух членов духовенства и двух мирян. Духовные учреждения на местах носят выборный характер с участием мирян и духовенства. За последние годы калмыцкое буддистское духовенство разбилось на два лагеря : сторонников преобразования духовного управления и реакционеров, стоящих за оставление старых узаконений. Во главе первой группы стоит лама Джоржиев, пользующийся огромным влиянием среди калмыцких масс и по внешнему поведению вполне лояльный к Советской власти. Группа поддерживается главным образом оседлыми калмыками, составляющими незначительную часть населения. За второй группой идет кочевое духовенство, поддерживавшее в 1918-1919 гг. белогвардейщину. В июле предполагался съезд верующих калмыков в присутствии ламы Джоржиева для решения вопроса о религиозных направлениях.


http://istmat.info/node/24549

Обзор политико-экономического состояния СССР за период с 15 сентября до 1 ноября 1923 г.

НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ГРУППИРОВКИ

Азербайджан...

«Иттихат-ислам». Антисоветское национальное движение Азербайджана руководится главным образом партией «Иттихат-ислам». Центр ее находится в Тавризе (Персия) и получает директивы из Константинопольского центра, во главе которого стоит командующий Месопотамским фронтом армии БНСТ Оздемир-паша. Цель партии — проведение объединения всех мусульман, тяготеющих к Турции.

Северный Кавказ. Политическая обстановка на Северном Кавказе крайне серьезна ввиду наблюдаемых тенденций к сплочению среди враждебных Советской власти нацгруппировок. Предпринимаемый ЦИКом съезд авторитетнейших шейхов должен воспрепятствовать этому путем разложения отдельных группировок Дагестана и Чечни и лишения авторитета виднейших вождей антисоветского движения Гоцинского и Акушинского299.

Туркестан. В связи с операциями военчастей и ГПУ против басмачей и мероприятий Советской власти по вопросу о национальной политике деятельность партии «Иттихат-ислам» ослабела. Партия начинает применять тактику агитации и пропаганды среди узбекского населения, особенно интеллигенции, купечества и баев.

...

Татреспублика. Отмечается оживление в рядах духовенства и националистической интеллигенции, активно выступающих в борьбе за школу. Татарская буржуазия, укрепившая свои экономические позиции созданием крупных торгово-промышленных товариществ, связанных с окраинами СССР, стремится придать этим товариществам политическую окраску. ... Намечается тенденция к захвату националистами некоторых отраслей советского строительства, главным образом просвещения.

Киргизия. Характерным для настоящего момента является усиление деятельности мусдуховенства, добивающегося разрешения преподавания Корана в школе. На местах баи стремятся к захвату низовых советских аппаратов в свои руки, главным образом судебных органов.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ

Православное духовенство

Борьба между обновленцами и тихоновцами как в Москве, так и на местах продолжает развиваться. Тихоновцы, пользуясь своим влиянием на массы верующих, ведут скрытую борьбу против обновленцев. Наиболее активным из тихоновцев является архиепископ Илларион, который за последнее время начинает проявлять себя и как антисоветский элемент. На местах наблюдается появление назначенцев Тихона, которые ведут ожесточенную борьбу с обновленцами. Обновленческая работа в таких случаях быстро сходит на нет и ее приходится восстанавливать с большими усилиями.

Секты

Среди баптистов наблюдается оживленная деятельность в связи с предстоящим 30 ноября всероссийским съездом и постановлением съезда евангельских христиан, разрешившим службу в Красной Армии своим членам. Коллегия баптистов настроена против последнего постановления съезда и намерена его провалить. Среди евангелистских христиан наблюдается оживление деятельности на местах, где созываются районные съезды для информации о решениях съезда. Местами постановление съезда о службе в Красной Армии принимается общинами безропотно. Противники постановления находятся в меньшинстве.


http://istmat.info/node/24550

Обзор политико-экономического состояния СССР за ноябрь — декабрь 1923 г.

КРЕСТЬЯНСТВО

Кубано-Черноморская обл. В Ново-Титаровской стц. Краснодарского отдела арестованные за несдачу налога 34 крестьянина-середняка, сидя в карцере, пели религиозные песни и «Боже, царя храни»

АНТИСОВЕТСКИЕ ПАРТИИ И ГРУППИРОВКИ

Монархисты в России

... В Тульской губ. имеется монархическая группировка «Черно-русская партия», состоящая из священников, бывших фабрикантов и помещиков, кустарей, монашек и т. п.; в некоторых уездах [она] успела завоевать симпатии крестьянства.

НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Закавказье

Азербайджан. Появившееся в Азербайджане религиозное течение мюридизма, стремящееся к примирению шиитов и суннитов, турки и азербайджанские эмигранты пытаются провести и в Персии. Агитация бывшего руководителя кюрдамирского (Азербайджан) восстания шейха Боххула среди персидского шиитского духовенства успеха не имела. Конкретной целью его было привлечение шиитского духовенства к участию во Всемусульманском съезде в Ангоре для объединения ислама.

Аджария. Политическая обстановка края крайне неблагоприятна. Сохранение беками прежнего экономического значения, влияние их на мусульманские массы и существование шариатского суда создают определенное давление на характер советского строительства. Тяготение этого антисоветского элемента к Турции имеет большое значение, так как массы всецело идут за ним. Турция уделяет значительное внимание работе в Аджарии, и последняя переполнена ее эмиссарами.

СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

Дагестан, Чечня и Ингушетия. Во главе наццвижения идет Чечня. Вся Чечня и горная часть Дагестана представляют из себя вооруженный лагерь. В остальных районах пока протекает процесс внутренней организации, руководимый деятелями чечено-дагестанский контрреволюции Али-Митаевым и Гоцинским и их помощниками турецкими агентами. Гоцинский и Али-Митаев, не ограничиваясь подчинением им верхушечных слоев горных аулов (старшин, мелких шейхов), назначают еще и своих наибов, которые должны непосредственно руководить движением и организацией вооруженных отрядов. Усилиями турецких агентов преодолено сопротивление некоторых местных шейхов плоскостных районов, мешавших соединению районов горного Дагестана и всей Чечни. Результатом этого явились демонстрации у стц. Самашкинской одного из отрядов в 140 человек при 4 пулеметах.

В остальных районах Дагестана отмечается прекращение вражды между местным мусдуховенством и шейхами и тактическое соглашение между ними в вопросе борьбы с Советской властью. Это вовлекает в контрреволюционное движение и этот район. В Ингушетии аналогичная работа, [проводимая] мюридами Али-Митаева, и близость ее к Чечне представляют угрозу присоединения ее к движению. Экономическое положение населения указанных районов: безземелье, «ножницы», отсутствие надежд на помощь советской власти ввиду слабого представительства в советских органах мелких племен. Все это создает почву для вовлечения племен в контрреволюционное движение.

Тактика Гоцинского — усиление политбандитизма, нападение на нефтепромыслы, желдорогу, красноармейские гарнизоны и террор партсовработни-ков. От решительного выступления до создания внешнего фронта у СССР удерживает Али-Митаев, являющийся членом чеченского обревкома. Однако отдельные нетерпеливые элементы уже проявляют себя и за последние 2 месяца уже отмечено 40 случаев нападений банд на промыслы, желдорогу и красноармейские части. Налеты носят политический характер. Чеченский ревком бессилен бороться с бандитизмом без Али-Митаева, чем последний пользуется для популяризации себя. Репрессии против населения Чечни и Ингушетии, давшие вначале успешные результаты, пришлось приостановить, ввиду немедленного усиления политбандитизма на Северном Кавказе.

Другие районы Северного Кавказа. Рост наццвижения здесь идет по линии племенной вражды главным образом на почве засилия в советских органах сильнейших племен. В Горреспублике указанное положение создает особенно сильное нацдвижение, аналогичное чеченскому в Диогории, где осетины-христиане фактически господствуют в советских органах, а диогорцы-мусульмане в них почти не представлены. ...

КРЫМ

Нацдвижение в общем слабо. Некоторую деятельность проявляет группа кооператива Шаркет, что проявилось в успехе ее хлопот об оставлении высылаемых из Крыма помещиков-татар. Однако этот кооператив как классовая организация уже разлагается и влияние его на татарские массы слабо. Процесс этот несомненно усилится с момента татаризации госхозорганов. Постановления ХП съезда партии по нацвопросу проводятся успешно в жизнь, особенно в направлении открытия школ 1-й ступени. В конце отчетного периода прошли духовные съезды, посвященные актам признания нового халифа и посылки к нему делегатов.

ТАТАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Нацдвижение характеризуется стремительным развитием частного капитала. Ряд проектов, как-то: открытия в Нижнем Новгороде мусульманского торгового корпуса, создания мусульманского торгово-промышленного синдиката, создания торгово-промышленного комитета и т. п. — указывают на это усиление национального капитала.

В среде мусдуховенства наблюдается стремление к укреплению своего аппарата и интенсивная агитация за разрешение преподавания религии в школах. В целях усиления влияния на подрастающее поколение мусдуховенства Центральное духовное управление предписало муллам разрешить посещение женщинам мечетей. Духовенство производит сборы на открытие духовных школ, не сомневаясь, что под давлением общественного мнения Советская власть разрешит открытие таковых.

Начинает оформляться организация татарской интеллигенции «Учаг» (основана в 1914 г. в Петрограде националистическим студенчеством), цель которой подчинение своему влиянию советского аппарата. Наблюдается стремление к созданию Союза студентов мусульман, независимого от общестуденческих организаций. Влияние нацэлементов на советский аппарат оказывается в Наркомземе, где земля предоставляется исключительно татарам без различия социального положения, в вузах, где распределение стипендий и прием производится более по национальному признаку, и, наконец, в привлечении к советской работе ряда лиц, раньше активно выступивших против Советской власти.

Нацинтеллигенция поддерживает связь с эмигрантскими группами, отправляет молодежь учиться за границу, где она воспитывается в эмигрантских кружках, устанавливаются идейные связи со Средней Азией. Характерен в этом отношении и интерес татарских нацкругов к Турции, выразившийся в сборах на переселяющихся из Европы на родину турок и признании духовным владыкой турецкого халифа.

Усиление татарских торговых и промышленных групп и интеллигенции и вызывает противодействие деревенского кулачества и реакционных мулл, настроенных против заигрывания первых с Советской властью.

БАШКИРИЯ

Отчетный период характеризуется прекращением антисоветских выступлений. Вместе с тем обостряется антагонизм между ЦДУ (татарским) и ДУ (башкирским духовным управлением). Борьба эта является отражением борьбы со стремлениями татарской буржуазии к вовлечению соседних республик (Башкирия и Киргизия) под свое экономическое влияние. В этой борьбе башкирское нацдвижение вынуждено мириться с Советской властью, о чем говорит успешная борьба башкирского Наркомвнудела с ЦДУ, выразившаяся в изъятии у него метрических книг, и постановления Башкирского Центрального исполнительного комитета об удалении ЦДУ с территории Башкирии (Уфа). Ц ДУ мобилизовало все силы за агитацию среди татар и отатарившихся башкир против последнего мероприятия, дабы удержать влияние татарских националистов на Башкирию.

КИРГИЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

...

Влияние татарского духовенства здесь сильно укрепилось. Муллы подчинены ЦДУ и всячески стремятся подчинить население своему идеологическому влиянию. В последнее время это стремление встретило отпор со стороны нарождающегося местного духовенства, которого раньше почти не было. Это выливается в расколы между татарским и киргизским духовенством и созданных первыми общих приходских общин.

ТУРКЕСТАН

«Иттихат-ислам». Перейдя от тактики открытого выступления против Советской власти, организация перешла в наступление на идеологическом фронте путем объединения культурных сил узбекской интеллигенции и вливания их в Советы и советский аппарат. Были даже попытки провести члена этой организации на должность начоблотдела ГПУ. Члены организации ведут шпионскую работу, передают в Лондон сведения о Красной Армии и о настроении населения.

«Нашри-Маариф». Эта легальная националистическая организация проводит идеи «Иттихат-ислам», стремясь к замене работников-европейцев мусульманами. Организация широко разветвлена, предполагает издать свою газету «Азия» и организовала мусульманское книгоиздательство.

«Махкамей-Шария». Духовная организация «Махкамей-Шария» — орудие в руках торговой буржуазии — также переходит к «мирным» методам работы, принимая деятельное участие в предвыборной кампании в Советы. Организация имеет свои отделения во многих пунктах и пользуется определенным влиянием среди крестьянства, которому она помогает из своих хлебных запасов, собираемых с вакуфных имений.

Бухарская республика. ...

Группа активных членов «Итгихат-ислам», приверженцев отстраненной от власти группы, ведет агитацию против нового состава правительства и за возвращение старых назиров.

Вновь перехваченные данные указывают на причастность местных организаций «Иттихат-ислам» к басмаческому движению.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ

Православное духовенство

Борьба среди групп православного духовенства продолжает развиваться. Основным вопросом в отчетном периоде являлось проведение нового стиля в церковную жизнь. Тихон, санкционировавший его, натолкнулся на отрицательное отношение верующих и вынужден был отказаться от проведения его в жизнь. Однако в декабре Тихон вновь подтвердил необходимость перехода на новый стиль. Вообще в последнее время наблюдается, что Тихон под давлением своих епископов всячески старается добиться доверия у Советской власти. Так, им увольняется на покой североамериканский епископ Платон за контрреволюционную деятельность. Этот акт, несомненно, увеличит число недовольных Тихоном консервативных церковников и усилит оппозицию. Это же содействует усилению позиции обновленцев.

Сектанты

В декабре состоялся Всероссийский съезд баптистов, на котором присутствовало до двухсот делегатов с мест. Съезд вынес удовлетворительную резолюцию по вопросу о Советской власти, но о воинской повинности вынес резолюцию половинчатого характера. Это явилось следствием отрицательной позиции, занятой в этом вопросе коллегией Всероссийского съезда и преимущественным составом съезда из молодежи, а отчасти бывших белых офицеров и вообще сомнительных элементов. Принятое постановление углубило раскол с евангелистами, принявшими на октябрьском съезде резолюцию за воинскую повинность и делает невозможным какое бы то ни было их объединение. Баптисты усиливают в связи с этим свою работу, стремясь расколоть евангелистские организации по вопросу о воинской повинности. Успех они кое-где имеют, но незначительный.

В связи с указанным решением съезда от баптистов откололись немецкие общины баптистов, осуждающие это решение, считая воинскую повинность допустимой как своего рода оброк перед государством. Есть основания полагать, что все общины баптистов на Кавказе также отколются от Всероссийского союза баптистов и признают воинскую повинность.

Мусульманское духовенство

Всемусульманский съезд в Калькутте. В декабре месяце предполагалось созвать в Калькутте всемусульманский съезд, очевидно, по инициативе Англии. Стремления Англии направлены к натравливанию мусульманских окраин СССР против Советской власти и отвлечению внимания мусульман от деятельности Англии в мусульманских странах. Правильность этой оценки доказывает выдержка из пригласительного письма на съезд: «Россия — географический абсурд», «мусульманское объединение призывается к устранению этого абсурда».

Отношение к вновь избранному халифу. Избрание нового халифа в Турции большинством мусульман СССР было признано. В честь него устраивались повсеместные собрания мусульман. В Туркестане оно признано лишь прогрессивной частью духовенства во главе с «Махкамей-Шария». Консервативная же часть духовенства, «ишаниты», ориентируется на афганистанского эмира, требуя назначения его халифом как эмира наиболее важного мусульманского центра.

__________________

ГПУ о духовности. Январь - март 1923 года - https://cont.ws/@mzarezin1307/...


Продолжение следует


У Президента возникли вопросы к губернатору Петербурга. А Патрушев поехал в город проверять нелегалов

Если бы я был на месте Беглова, я бы точно был взволнован. Ему явно начали уделять особое внимание, и это стало очевидно. Первое предупреждение пришло от Путина в конце марта, когда его ...

Обсудить
    • ***
    • 30 июня 2020 г. 09:56
    Считаю неадекватным и неправомерным отождествление понятий духовества и духовности. Кстати, наиболее адекватно было понятие 'служители культа"
  • "Антисемитизм. Антисемитизм среди рабочих отмечается по Киевской губ. (трамвай, водопровод)" - В водопроводе не было воды, значит виноваты были жиды... :smile: