ПРЕКРАСНАЯ ДАМА И ВЕЩАЯ ПТИЦА ГАМАЮН. К 140 ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА БЛОКА.

38 765

ЭСТЕТИКА И СТИХИИ.

«Чувство «катастрофичности» овладело поэтами с поистине изумительною, ничем не преоборимою силою. Александр Блок воистину был тогда персонификацией катастрофы.» (Г.И. Чулков).

Символ воспевания Красоты и Света, Любви и Доброты в людях, в их мыслях, в их чувствах в момент осознания неизбежности гибели всего устоявшегося, привычного, любимого, когда погибающее становится во сто крат яснее и милее… на самом краю того разлома времён, пламя которого бросает кровавый отблеск на лица…Песнь вещей птицы Гамаюн...

"На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,

Она вещает и поет,

Не в силах крыл поднять смятенных...

Вещает иго злых татар,

Вещает казней ряд кровавых,

И трус, и голод, и пожар,

Злодеев силу, гибель правых...

Предвечным ужасом объят,

Прекрасный лик горит любовью,

Но вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью!..

Александр Блок…Чарующие и завораживающие стихи о прекрасной Даме, Незнакомке, Снежной Маске, его сбывшиеся провидения Будущего в лирических строфах, его бурлящая и вздымающая душу поэма «Скифы», разочарованно-циничные пьесы «Балаганчик», "Незнакомка" …и, как поступь каменного Командора, как свист урагана в ушах, как безысходность Рока, как пляски Смерти - явление России его поэмы «Двенадцать».

Александр Блок - Серебряный век...

Блок стоял у истоков журнала символистов «Новый путь». Тем не менее, в 1904 году в декабрьском номере была опубликована некая анонимная статья . (Считали, что это-Мережковские). В этой статье Блока величали такими словами:

«Стихи без Дамы - часто слабый, лёгкий бред, точно призрачный кошмар, даже не страшный и не очень неприятный, а просто едва существующий, та непонятность, которую и не хочется понимать».

Эти желчные строки говорят о величине той бури смешанных противоречивых эмоций, которую поэтический гений Блока, сам не желая того, поднял и закрутил в душах «собратьев по литературному цеху».

Восхищение его непревзойдённым даром стихосложения, горечь зависти, понимание, что им никогда не добиться чеканности, музыкальности, выразительности блоковских строк…не получить от бога блоковской прозорливости и блоковской способности донести до читателя трагедию неудержимо наваливающегося на Россию нового века….

Любовь и ревность, восхищение и зависть, желание привлечь в свой стан, но и убеждённость, что Александр Блок – одинокий столп.

Что он и есть тот гранитный блок, трилитон, в основании здания русской культуры.

Что он из тех людей, кто шепчет про себя слова другого гения прошлого века : «Веленью Божию, о Муза, будь послушна. Обиды не страшась, не требуя венца, хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца»…

Александр Блок и не стремился быть понятым обществом, свидетельствуют воспоминания именитых современников.

Столько сказано о знаменитом красноречивом молчании Блока.

Но, по словам Бальмонта, это молчание было так проникновенно, что казалось…идёт неизьяснимо-значительный глубокий разговор. Человек –Джомолунгма, восхищающий, но недоступный, манящий, но недостижимый. Прекрасная загадка.

Тот случай, когда человек несёт в себе бремя таланта прозрения и отражения эпохи, так искренне стремится донести до нас мелодию тайных струн жизни, что риторика, аффектация, поза, поэзия фальши, чем столь часто грешат «мэтры», была ему абсолютно чужда и неприемлема.

Описывая доклад, сделанный Блоком о кризисе гуманизма, Е. Замятин нарисовал нам такую картину:

« Блок на каком-то возвышении, отдельно от всех. И помню, сразу же - стена между ним и всеми остальными, и за стеною – слышная ему одному и никому больше – варварская музыка пожаров, дымов, стихий.» .

А вот слова Бальмонта:

«Казалось, что Блок поникал, пригибался, что тяжесть, которую он нёс, была слишком велика даже и для его сильных рук, даже и для его упрямства, священного, как обеты средневековья».

Из воспоминаний А. Белого - Блок- человек, «сердце, которое отображая Россию, так билось грядущим».

М. Горький назвал Александра Блока художником, « чувствующим очень глубоко и разрушительно».

Чем далее заходила необратимость ситуации в России, тем более смятенно и горько отражало эпоху это всечеловечное , чуткое и глубокое сердце Александра Блока.

Сам Блок писал:

«Дело художника, обязанность художника – видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит «разорванный ветром воздух». Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью».

Блок отразил мысль, витавшую в умах многих и многих его современников...наивных, искренних и прекраснодушных...Так думали и мы в 90-е года прошлого столетия...Но реальность оказывалась иной...



Можно не любить стихи, можно совсем не признавать поэзию, но при этом всегда по неуловимым признакам отличать настоящую поэзию от пафосной или бытовой подделки. Александр Блок не только хотел и мог высказать свои мысли и чувства, он тщательно отделывал поэтические строки. Читая их нельзя не восхититься целостным, выразительным и ярким звучанием. Воздействие на читателя или слушателя – всеобъемлющее.

Даже непонятные строки находят прямой отклик в сердце, минуя голову.

Как и работы художника Врубеля…перекликаются в чём-то их прекрасные творения.

И Блок, и Врубель делали «всё по-настоящему», добросовестно, усидчиво и с полной самоотдачей. Эти два творца не могли поступать иначе…это было в крови.

Поэтому любое стихотворение Александра Блока сверкает гранями смысла и красотами стиля, как брильянт, а про Михаила Врубеля Савва Мамонтов сказал однажды так: «Вот Миша сидел, мазал, мазал что-то…бросил и ушёл. Я поднял. И непонятно, а хорошо!»



Александр Блок родился 28 (16 по старому стилю) ноября 1880 года. Отца его звали тоже Александр. Он был дворянин и приват-доцентом кафедры государственного права Варшавского университета.

Отец был на восемь лет старше матери Саши, Александры Бекетовой, переводчицей, дочерью ректора Петербургского университета. Странные приступы ярости иногда овладевали отцом поэта, он мог и поднимал руку на жену. Супруги расстались. Отношения старательно не поддерживали. Возможно представить себе воздействие этого несчастливого брака на мальчика. В 1889 году Александра, натура творческая, эмоциональная и горячая , смогла добиться развода и повторно выйти замуж .

Но и мать и сын сохранили фамилию Блок. На всю жизнь мать и сына соединила необычайная духовная связь. Они не только понимали друг-друга без слов, они и мучили друг-друга слишком сильным пониманием и эмоциональным резонансом. Мать приобщила сына к большой литературе и философии. Говорить об этом они могли часами. Мальчик оказался талантлив и восприимчив. И всегда, и во всю жизнь Александр ценил мнение матери в отношении своих стихов, ему всегда важна была её поддержка и понимание.

Первые свои стихи Саша написал в пять лет, в четырнадцать - он издавал рукописный журнал "Вестник", в 17 лет ставил сценки и сам в них участвовал..

Первая любовь застигла Александра врасплох. Они с матерью были на курорте в Германии и 17-летний романтик влюбился в 37-летнюю жену статского советника Ксению Садовскую . Ей он посвятил строки «Ночь на землю сошла. Мы с тобою одни…» Мать Саши была категорически против этих встреч, однако и в Петрбурге встречи продолжались.

В 1898 году Александр окончил гимназию и проделал путь Афанасия Фета…Поступив на факультет юриспруденции и проучившись там три года , Александр, как и Афанасий, перевёлся на историко-филологический, диплом которого он получил в 1906 году.

Детство и юность Александра Блока накрепко связаны с имением его дедушки Андрея Бекетова - Шахматово. Соседи и друзья Бекетовых были Менделеевы. Там же Александр встретил свою Невесту, Прекрасную Даму, Любовь Менделееву, дочь всем известного Дмитрия Менделеева, создателя Периодической системы элементов.

Дети росли рядом, ссорились и мирились. Перед ними лежал совместный жизненный путь и они откликнулись на его зов. В 1899 году Александр поставил в Шахматово «Бориса Годунова», «Каменного Гостя», «Гамлета» (где сам исполнил главную роль, а роль Офелии была им отдана Любе Менделеевой). Потустороннее исполнение Любой роли Офелии, её детская искренность и свет, от неё исходящий, заставил Александра по-иному взглянуть на подругу детства.

Хотя Люба не сомневалась в их взаимной любви, но предчувствия и пугающе-сильные эмоции Александра томили её. Она не соглашалась… Были годы трудностей и недопонимания, однако в 1903 году Блок женится на Любови Менделеевой. Прекрасной Даме блоковской любовной лирики. Но…

Но жизнь не дала молодой жене – актрисе и её рыцарю-поэту безмятежности. Метели, вьюги и шторма закрутили их.

Первый громкий успех пришел к Александру Блоку в 1903 году с выходом в московском альманахе «Северные цветы» цикла "Стихи о Прекрасной Даме". И с этого момента Александр Блок стал неотъемлемой частью всемирной культуры. Ему принадлежит право открытия новой страницы в воспевании женщины- не с точки зрения продолжения рода, но как источника вдохновения чистоты и света, понимания и слияния двух душ . В жене Блок желал видеть вечную Невесту, он боготворил и превозносил жену, гордился их духовным родством, длившимся всю его жизнь, говорил, что в его жизни были две женщины: Люба и «остальные», нёс к Любе все беды и радости, обсуждал всё и всем делился, высшим мерилом было «Люба сказала»…Блок видел в ней якорь своей жизни, единственную точку стабильности, молчаливое понимание и сочувствие

«Ты моя первая тайна и последняя моя надежда. Если мне когда-нибудь удастся что-нибудь совершить, на чем-нибудь запечатлеться, все будет твоё, от тебя, к тебе. Я твой раб, слуга, пророк и глашатай».

Любовь давала поэту тихую гавань , где можно укрыться от штормов жизни, от страха катастрофы…Но…

"Любви и светлой, и туманной

Равно изведаны пути.

Они равно душе желанны.

Но как согласье в них найти?

Несъединимы, несогласны

Они равны в добре и зле.

Но первый - безмятежно-ясный,

Второй – в смятеньи и во мгле.

Ты огласи их славой равной,

И равной тайной согласи,

И, раб лукавый, своенравный,

Обоим жертвы принеси!

Но трепещи грядущей кары.

Страшись грозящего перста:

Твои блаженства и пожары –

Всё - прах, всё - тлен, всё - суета."

Возникали романы : с актрисой Натальей Волоховой, оперной певицей Любовью Андреевой-Дельмас.

Следствием этих увлечений явилось возникновение любовного треугольника. Прекрасной Даме поклонялся и Андрей Белый. С Белым Блока связывала то искренняя дружба и взаимное восхищение творчеством , то ссоры и вызовы на дуэль…

И грянул 1905 год…и грянули бури, метели, стихии…В 1907 году Блок завершает цикл «Снежная маска» , пишет драмы…уже не возвышенно-романтические, горько-циничные. Через год выходит третий сборник «Земля в стихах».

Когда в 1909 году умирает отец, Александр Блок наследует его состояние. Материально Блок и Менделеева не бедствовали никогда, вплоть до революции 1917…

В том же 1909 году поэт с женой уезжают по Италии и Германии. Через некоторое время Блок пишет цикл «Итальянские стихи». В 1911 году поэт, уже признанный мэтр и ведущий в стане символистов, путешествует по Франции, Бельгии, Нидерландам. Почему-то теперь не кажутся странными впечатления Александра Блока от Европы:               « Неотъемлемое качество французов ( бретонцев, кажется, по преимуществу) – невылазная грязь, прежде всего – физическая, а потом и душевная. Первую грязь лучше не описывать, говоря кратко, человек сколько-нибудь брезгливый не согласится поселиться во Франции».

Если вспомнить Француа Рабле и его «Гаргантюа и Пантагрюэля», если ещё раз прочитать Вольтера « Орлеанская девственница» , если обратиться к современному французскому «классику» Сан-Антонио (Фредерик Дар) с его пошло-оскорбительными сюжетами и невозможным языком – мнение Блока получает основательное подтверждение. То же можно сказать и в отношении известных вопросов личной гигиены французов…

В 1913 году Блок завершает пьесу « Роза и Крест» и уже составил трёхтомное собрание своих стихов.

 В декабре 1913 года А. Блоку нанесла визит юная Анна Ахматова

Блок написал ей мадригал , получивший широкую известность.

«Красота страшна» — Вам скажут, —

Вы накинете лениво

Шаль испанскую на плечи,

Красный розан — в волосах.

«Красота проста» — Вам скажут, —

Пёстрой шалью неумело

Вы укроете ребенка,

Красный розан — на полу.

Но, рассеянно внимая

Всем словам, кругом звучащим,

Вы задумаетесь грустно

И твердите про себя:

«Не страшна и не проста я;

Я не так страшна, чтоб просто

Убивать, не так проста я,

Чтоб не знать, как жизнь страшна».

Ахматова ответила восхищённым стихотворением.

Александру Блоку

Я пришла к поэту в гости.

Ровно полдень. Воскресенье.

Тихо в комнате просторной,

А за окнами мороз.

И малиновое солнце

Над лохматым сизым дымом...

Как хозяин молчаливый

Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,

Что запомнить каждый должен,

Мне же лучше, осторожной,

В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,

Дымный полдень, воскресенье

В доме сером и высоком

У морских ворот Невы.

Первая Мировая война краем затронула и Александра Блока, в 1916 году он был призван на службу в инженерную часть в Белоруссию. В письме матери он пишет: "Я озверел, полдня с лошадью по лесам, полям и болотам разъезжаю почти неумытый..." ...

Но на пороге был уже 1917 год, революция...рубеж и анафема, смерть и разгул , почти пугачёвщина и полный передел власти и собственности...То, что вначале многими с энтузиазмом воспринималось, как свежий ветер свободы, окончилось для многих и многих смертью, эмиграцией, нищетой, душевным опустошением. Блок отказался от эмиграции, приветствовал новую жизнь, отдавал все силы, бесконечно работая в бесконечных комиссиях и комитетах.

В начале 1918 года Александр Блок написал поэму "Скифы" и "Двенадцать". Какая разная судьба этих двух произведений...Если "Скифы" и теперь вызывают прилив душевного подъема и гордости у читателя своим захлёбывающимся пафосом и изумительной формой стихосложения, то вторая поэма...

Она подымает в душе у читателя крайне тяжёлые чувства.

Она принесла самому поэту неизмеримые беды и душевный разлад.

Она стоит особняком в его творчестве даже в смысле стилистики.

И временами хочется спросить: а это точно Блок написал? Да. Это Блок. И эта поэма как "репортаж с петлёй на шее".

Страшные, вовсе не романтические, а грубые и грязные реалии революции повивали эту поэму.

Вот совсем иной и человек и поэт - Владимир Маяковский... Если представить его стихотворные строчки репортажем из горнила события, то прозвучит так:

"Телеграммой лети, строфа !Воспаленной губой припади и попей из реки по имени — «Факт». Это время гудит телеграфной струной, это сердце с правдой вдвоем.

Огонь пулеметный площадь остриг. Набережные- пусты. И лишь хорохорятся костры в сумерках густых. И здесь, где земля от жары вязка, с испугу или со льда, ладони держа у огня в языках, греется солдат.

Солдату упал огонь на глаза, на клок волос лег. Я узнал, удивился, сказал: «Здраствуйте, Александр Блок. Лафа футуристам, фрак старья разлазится каждым швом».

Блок посмотрел — костры горят- «Очень хорошо».

Кругом тонула Россия Блока… Незнакомки, дымки севера шли на дно,как идут обломки и жестянки консервов.

И сразу лицо скупее менял, мрачнее, чем смерть на свадьбе: «Пишут… из деревни… сожгли…у меня…библиотеку в усадьбе».

Уставился Блок — и Блокова тень глазеет,на стенке привстав…Как будто оба ждут по воде шагающего Христа. Но Блоку Христос являться не стал. У Блока тоска у глаз. Живые, с песней вместо Христа, люди из-за угла. Вставайте! Вставайте! Вставайте! Работники и батраки. Зажмите, косарь и кователь, винтовку в железо руки! Вверх- флаг! Рвань- встань! Враг-ляг!

Жир ёжь страх плах! Трах! тах! Тах! тах! Эта песня, перепетая по-своему, доходила до глухих крестьян- и вставали села, содрогая воем, по дороге топоры крестя. Ножичком на месте чик лютого помещика. Господин помещичек, собирайте вещи-ка! Дошло до поры, выходи, босы, востри топоры, подымай косы. Чем хуже моя Нина?! Барыни сами. Тащь в хату пианино, граммофон с часами! Подходите, орлы! Будя - пограбили. Встречай в колы, провожай в грабли! Дело Стеньки с Пугачёвым, разгорайся жарче-ка! Все поместья богачёвы разметём пожарчиком. Подпусть петуха! Подымай вилы! Эх,не потухай,-петух милый! Черт ему теперь родня! Головы- кочаном. Пулеметов трескотня сыпется с тачанок. «Эх, яблочко, цвета ясного. Бей справа белаво, слева краснова».

И видится нам уже, и явственно ощущается то время, когда Прекрасная дама оказалась погребённой под волной лютовства бунта "бессмысленного и беспощадного". Александр Блок хотел и честно пытался понять "куда несёт нас рок событий"... и виделся ему образ Спасителя с кровавым флагом...спасение на крови? Да полно... То ли? О том ли?

В записной книжке 18 февраля 1918 года (вскоре после завершения поэмы) Блок писал:

«Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том «достойны ли они его», а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет; а надо Другого – ?». 20 февраля того же года похожая запись: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «недостойны» Иисуса, Который идет с ними сейчас; а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы шел Другой».

В течение столетия в литературной критике и в трудах православных мыслителей высказывались различные трактовки этого образа. Религиозный философ отец Павел Флоренский утверждал, что «Двенадцать» – «предел и завершение блоковского демонизма» и это выразилось и в искажении имени: «Исус» вместо «Иисус». То есть, по мнению Флоренского, перед нами Антихрист? Тоже духовная сущность, но со знаком «минус». Можно ли констатировать прямую связь данного образа с двенадцатым стихом двенадцатой главы Откровения Иоанна Богослова: «Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени»? Подобное совпадение названия поэмы с номером главы и стиха «Апокалипсиса» можно ли рассматривать как случайность?

Перед смертью поэт часто болел. На запрос о выезде из страны для лечения и последующее ходатайство Максима Горького политбюро ЦК РКП(б) ответило отказами.

После такого решения Блок отказался принимать пищу и лекарства, уничтожил свои записи.

Блок, умирая, счёл создание «Двенадцати» роковой ошибкой и просил отыскать все экземпляры поэмы и сжечь.

Александр Блок скончался от болезни сердца 7 августа 1921 года в Петрограде среди нищеты.


Душа молчит.

В холодном небе

Всё те же звезды ей горят.

Кругом о злате иль о хлебе

Народы шумные кричат...

Она молчит, - и внемлет крикам,

И зрит далекие миры,

Но в одиночестве двуликом

Готовит чудные дары,

Дары своим богам готовит

И, умащенная, в тиши,

Неустающим слухом ловит

Далекий зов другой души...

Так- белых птиц над океаном

Неразлученные сердца

Звучат призывом за туманом,

Понятным им лишь до конца.

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Зеленский перешёл границы разумного: Паника американцев теперь стала абсолютно ясна
  • ATRcons
  • Вчера 20:03
  • В топе

Теракт в концертном зале "Крокус Сити Холл" расставил по местам всех игроков на политической арене вокруг России. И это связано с реакцией стран на инцидент, унесший жизни почти 150 чело...

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Сегодня 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...

Обсудить
  • Спасибо! :thumbsup: :sparkles: :sparkles: :sparkles: Луна проснулась. Город шумный Гремит вдали и льет огни, Здесь все так тихо, там безумно, Там все звенит,- а мы одни... Но если б пламень этой встречи Был пламень вечный и святой, Не так лились бы наши речи, Не так звучал бы голос твой!.. Ужель живут еще страданья, И счастье может унести? В час равнодушного свиданья Мы вспомним грустное прости... 14 декабря 1898
    • ilya
    • 17 октября 2020 г. 21:48
    Поздравляю с дебютом в журнале! И таким сильным! Александр Блок завораживает: Ты помнишь, в нашей бухте сонной Спала зеленая вода, Когда кильватерной колонной Вошли военные суда. Четыре серых. И вопросы Нас волновали битый час. И загорелые матросы Ходили важно мимо нас. Мир стал заманчивей и шире. И вдруг - суда уплыли прочь. Нам было видно - все четыре Зарылись в океан и в ночь. И вновь обычным стало море, Маяк уныло замигал, Когда на низком семафоре Последний отдали сигнал. Как мало в этой жизни надо Нам, детям - и тебе, и мне. Ведь сердце радоваться радо И самой малой новизне. Случайно на ноже карманном Найди пылинку дальних стран - И мир опять предстанет странным, Закутанным в цветной туман. Пишу по памяти - но блоковские строчки проникают прямо в сердце и поселяются там, оставляя легкое чувство прикосновения Гения.
    • ilya
    • 17 октября 2020 г. 21:57
    Интересна перекличка Маяковского с Блоком. Они невероятно разные, хоть и оба оказались поэтами революции. По происхождению, отношению к миру, поэтике. Блок намного глубже, вовсе не такой оптимист, и Революцию видел иначе, усматривая в ней особый, сакральный смысл. Роднила их только ранимость - впрочем, как у многих больших поэтов.
  • Бесс - Ирине Пичугиной Ну не люблю курчавого я иудея Блока, Мне больше по Душе Есенин, Лермонтов и Фет, В его стихах тоска сиона и быть может поволока А мендельштампы-шнеерсоны, как от дьявола привет, Об этой гопоте сионской, добротные слова сказал Куприн, Они и в нужник к вам залезут, всегда готовы к поруганию святынь ...
    • olgar
    • 17 октября 2020 г. 23:04
    Спасибо!