"Северный ветер" Ренаты Литвиновой

19 425

   Благодаря своей запредельной странности Рената Литвинова добилась всенародной известности (правда, больше - как светская персона) и в то же время осталась собой. Если у Вуди Аллена в фильмах  один персонаж, который разговаривает и ведет себя ровно так же, как автор - то у Литвиновой абсолютно все по своим повадкам — чистые Ренаты в разных обличьях.

                               Зимняя грустная фантазия

   Время действия фильма неопределимо — то ли XIX век, то ли XX, а финал происходит и вовсе в XXI. Место действия — странный дом посреди заснеженных полей. Там правит клан во главе со стильной Маргаритой (сама Литвинова).

   Возможно, это и Россия, но очень странная: Кремль стоит в лесу, все расплачиваются царскими рублями и хранят их в сундуках, закопанных в земле, где валюта гниет, а мы наблюдаем, как семья в разных составах собирается на новогодние праздники много лет подряд.

   Героев в картине так много, что перечислить их всех не представляется возможным. Скажем лишь о главных.
   Маргарита (это лучшая роль самой Ренаты — похоже, она придумала фильм так, чтобы ей самой хотелось в нём жить, отрываясь иногда от семейных хлопот), всё ждёт какого-то звонка от неизвестного нам мужчины.

   Сын Риты Бенедикт, чья линия оказывается центральной, теряет невесту Фанни в авиакатастрофе и всё мучается от бесконечной ненависти к жене Фаине, и похожей, и непохожей на нее. Сестра протагонистки Лотта (Галина Тюнина, у которой заметных ролей не было с самых "Дозоров"), заведующая денежным вопросом (она закапывает сундуки с накоплениями и ищет их при помощи престранного окуляра), мечтает уехать в Индию и найти там своего любимого артиста. Всё примерно так...

                                       Русская Нарния

   Но это только входной уровень в "Северный ветер".  Дальше Литвинова бросает в борьбу со зрительским рассудком тяжёлую артиллерию. Оперную диву Хиблу Герзмаву, которая поёт словно в "Пятом элементе". Пластического хирурга Жгутика (Никита Кукушкин) и его перверсивный роман с Адой (Манана Тотибадзе). Советскую звезду Татьяну Пилецкую в образе патриарха семейства — Вечной Алисы. Максима Суханова в военной форме с железным кругом в голове. Светлану Ходченкову в роли циркачки-пранкерши. И так далее, и так далее.

   В целом "Северный ветер" не укладывается ни в какую вменяемую классификацию. Здесь слишком много всего: костюмов, избыточно детализированных декораций, причудливых реплик, всевозможных подробностей и разных штучек. Это почти что фэнтези с собственными законами. Можно сказать, что в фильме Литвинова воплощает своеобразный сказочный заповедник для России всех эпох разом, такую Нарнию а-ля рюсс.

   Но с другой стороны, всё или почти всё происходящее можно оправдать какой-то странной логикой — до определённого момента. Это - драма, однако в ней немало житейской иронии. В общем, "Северный ветер" настолько самобытен, что к нему и жанрового сравнения приличного не подобрать.

                 Гниль, любовь и прочие неприятности

   Так о чём же это? Почти все сюжетные перипетии посвящены любви — но исключительно невозможной. Во вселенной Литвиновой женщины неспроста правят Северными полями — мужчины в фильме слабые, немощные, зря коптящие небо.

   И Маргарита, и прочие герои надеются на то, что однажды их придут и заберут из умирающего дома, а пока заняты многолетними моральными терзаниями, войнами и прочей ерундой. Мир застрял в междувременье, и девушкам приходится всем заправлять. На ситуацию реагирует и сама природа: дом начинает разрушаться и зарастать изнутри ветками, а на морозе вдруг всё начинает гнить, от скамеек до денег в зарытых сундуках. Это картина об уходящей натуре, умирающей семье — Литвинова наслаждается внутрикадровой декадентской красотой.

                                  Перезвон курантов

   Наверняка многие пойдут на фильм не ради Ренаты, а из-за композитора. Саундтрек для "Северного ветра" написала давний соавтор режиссёра и актрисы - певица Земфира.

   Наверное, этим и объясняются феноменальные предпродажи билетов на сеансы: вроде бы не претендующая на то, чтобы покорить широкую аудиторию, картина стала рекордсменом недели, ещё не выйдя на широкие экраны. Армия поклонников самой народной исполнительницы страны (она куда актуальнее Аллы Пугачевой и намного популярнее недавно появившейся Монеточки, к примеру) рванула в кино.

   К сожалению, полноценных песен Земфиры в фильме всего две, "Крым" и "Злой человек", обе опубликованы заранее, да и вообще музыка звучит редко, лишь в самые драматичные моменты.

   С другой стороны, "Северный ветер" дарит, наверное, то же ощущение, что и композиции Земфиры. Вроде бы нет в них никакого конкретного посыла — чистая поэзия, которая выхватывает из души слушателя то, для описания чего не подобрать слов. Точно так же и фильм, удивительный, ни на что не похожий, философский и лиричный, однозначно лучший российский в начале 2021-го.

Автор: Егор Беликов, РИА Новости

Невоенный анализ-57. Десять поляков вышли погулять. 27 марта 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Зеленский перешёл границы разумного: Паника американцев теперь стала абсолютно ясна
  • ATRcons
  • Вчера 20:03
  • В топе

Теракт в концертном зале "Крокус Сити Холл" расставил по местам всех игроков на политической арене вокруг России. И это связано с реакцией стран на инцидент, унесший жизни почти 150 чело...

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Обсудить