Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Солнце Сарьяна

29 633

Солнце Сарьяна

А за окном была весна…
Сарьян смотрел в окно и плакал.
И жилка билась у виска.
И горы отливали лаком.
Год или сутки суеты.
Как мало жить ему осталось!
В его руках была усталость.
Печаль просилась на холсты.
А солнце наполняло дом.
Оно лилось в окно лавиной,
как будто шло к нему с повинной
за то, что будет жить ПОТОМ.
Потом, когда его не будет.
Но будет этот небосклон,
и горы в матовой полуде,
и свет, идущий из окон
Все было в солнце:
тот портрет,
где Эренбург смотрел так странно,
как будто жаль ему Сарьяна,
который немощен и сед.

Все было в солнце:
каждый штрих,
веселье красок,
тайна тени.
И лишь в глазах, уже сухих,
гас и смирялся свет весенний.
«О, только б жить!
На мир смотреть…
И снова видеть солнце в доме.
Ловить его в свои ладони
и вновь холсты им обогреть…»
«Прекрасна жизнь!»-
Он говорил.
Он говорил,
как расставался.
Как будто нам себя дарил.
И спрятать боль свою старался.

Андрей Дементьев

Сарьян уникален. Кажется, по молодости он был большим романтиком, и, как результат – увлекся символизмом. Он пишет цикл «Сказки и сны». Даже сейчас, пресыщенному впечатлениями от кино и цифры зрителю, он кажется абсолютно волшебным. Нереальные пейзажи с размытым, абстрактным фоном, населенные прозрачными, мерцающими фигурами.

Он родился, как Александр Блок, в 1880-м — в поколении тех, кто «делал» Серебряный век. И до конца своих долгих дней носил на красивом армянском челе отблеск этого дивного, казалось бы, безвозвратно ушедшего в историю века.

Мартирос Сарьян с женой, сестрой, сыновьями, невестками и внучками.

Вдали от столичных салонов, где век этот набирал силу, на маленьком хуторе под Ростовом, который теперь носит имя Чкалова, прошло детство Сарьяна. Отец Мартироса — Саркис — построил домик из саманного кирпича, покрыл его камышом. Вокруг простирались бесконечные степи, дерзко благоухали полевые цветы, над ними кружились тысячи пестрых бабочек. Родители рассказывали о далекой родине — фантастически прекрасной Армении. Семья Сарьянов попала на Дон из Крыма.

Цвет - это истинное чудо! - восклицал художник. - В сочетании с солнечным светом он создаёт внутреннее содержание формы, выражает суть вселенского бытия.

Горы Арагац и Ара

Полотна Сарьяна, написанные яркими, насыщенными красками, развивают новое восприятие, они дают возможность понять, что искусство не всегда отображает реальность, оно требует и свободы воображения. Мартирос Сарьян всегда считал природу своим главным учителем.

Раскопки на Двин 1922 год

В семье художника было восемь детей, жили трудно. Между тем Сарьян с особым вдохновением часто вспоминал детские годы, проведённые в степи. Детское восприятие мира навсегда определило роль природного солнечного света в его работах.

Сурб Саркис 1912 год

В 1895 году Мартирос Сарьян окончил общеобразовательное армяно-русское городское училище Новой Нахичевани. После окончания школы Сарьян поступил на работу в почтовую контору. Здесь в свободное время он перерисовывал картинки из журналов и делал наброски с интересных типажей, встречающихся среди посетителей конторы. 

Старший брат Сарьяна, Ованнес, поддержав увлечение Мартироса, познакомил его со своим приятелем, художником А. Арцатбаняном, студентом Московского училища живописи. Оценив природное дарование юноши, Арцатбанян подготовил Мартироса к вступительным экзаменам.

Горы 1923 год

В 1897 году, в 17 лет, Мартирос Сарьян становится студентом Московского училища. Занятия в открытых при училище мастерских известного русского импрессиониста К.Коровина и замечательного живописца В.Серова развивали профессиональные навыки молодого художника. 

Персидский натюрморт

В начальный период портреты и пейзажи Сарьяна ещё не обнаруживают индивидуального почерка художника, однако уже эти работы свидетельствуют о мастерстве начинающего художника. Настоящим откровением для Сарьяна стали поездки на Кавказ в 1901-1903 гг.

Гора Арагац

Летом 1902 года художник побывал в Ани, древней столице Армении. "В красочных уголках юга, в древней нашей стране я вновь обрёл сказочный мир моего детства." - рассказывал художник.

Персидский домик

Под воздействием южного солнца и создаваемых им оптических цветовых эффектов меняется палитра и образная система первых творчески самостоятельных работ Сарьяна.

Жена художника Лусик Сарьян

 В 1916 году он женился на Лусик Агаян, дочери известного армянского писателя. В счастливом браке с ней он проживет 56 лет. С Лусик 36-летний Мартирос познакомился в Тифлисе, в кафе «Чашка чая». Сарьяну сказали, что девушка — дочь известного сказочника Газароса Агаяна. Лусик преподавала в женском училище и жила на скромные средства.

— Мы обвенчались в сельской церкви. Обряд по нашей просьбе был сильно сокращенным, в Цхнетах, недалеко от Тифлиса. После этой процедуры мы вместе со свидетелями — его другом и ее матерью — выехали на зеленую полянку, очень весело провели время, попивая красное вино. Это был один из самых счастливых дней нашей жизни — ясный солнечный день, — вспоминал Сарьян.

Натюрморт на фоне горы Арарат

«Самый трудный период моей жизни - это время первоначальных исканий, - вспоминает художник. - ...Проторенные дороги не удовлетворяли меня… Я решил следовать своим собственным устремлениям… Всё, что я писал с 1904 года, было сплетением реальности и фантастики. Реальности, потому что я писал под впечатлением увиденного; фантастики, поскольку я синтезировал это в своём воображении.»

После революции Сарьян переезжает в Армению, которая становится отныне главной темой его творчества. 

Мартирос Сергеевич Сарьян

 Французский критик начала прошлого века Луи Восель как-то сказал: "Сначала Сарьян нарисовал Армению, а уже потом ее создал Бог".

Чары солнца, 1908

С 1908 года в произведениях Сарьяна акварель полностью заменяется темперой. Среди них выделяется созданная в 1905 году картина «Чары солнца». Простой, незамысловатый сюжет строится здесь путём гармоничного сочетания обобщённых, силуэтных форм, выписанных яркими красками.

Бегущая собака, 1909

В 1909 г. на смену фантастическим грёзам постепенно приходят более реальные, непосредственные наблюдения природы и окружающего мира. Например, картина "бегущая собака" или "гиены "

Гиены, 1909

В 1916 году вместе с собравшимися в Тифлисе армянскими живописцами Сарьян основывает «Товарищество армянских художников», создаёт его эмблему. 

Старый Тбилиси

После жестокой войны начался новый этап жизни и творчества Сарьяна: «В эти дни страданий я всем сердцем, всем своим существом породнился со своим народом. И не было бы меня как художника, как личности, если бы не выросло во мне это чувство родины. Ей я посвятил всё своё дальнейшее творчество».

Миндаль в цвету

Влияние, которое он оказал на советскую живопись огромно. Он создал армянскую школу живописи. Даже шутили в художественной среде при советах: «каждый армян – Сарьян»; естественно, шла речь о студентах, которые на втором курсе института все гении, только подражают разным мастерам. Но подражая, учиться у Сарьяна не грех. До сих пор в ходу вторая шутка: «Сначала Армению написал Сарьян, а потом Бог создал ее».

Три возраста. Автопортрет, 1949

В Армению Сарьян попал в 20 лет, и с тех пор она стала главной темой его творчества.

Со временем Сарьян поменял свою технику, поменял и стиль, и гамму. На смену акварели пришла темпера. На смену символизму – реализм. И опять он кажется фантастическим, только пишет не туманные призрачные пейзажи, а яркие, живые картины, горящие всеми красками под буйным солнцем. Его картины стали как восточная сказка – все сверкает и все жизнеутверждающе. Он берет в общем, широкими мазками лепит форму, не увлекаясь деталями и эти общие формы реалистичные и впечатляющие.

Горы Армении

Излюблен­ными моделями его портретов становятся лю­ди талантливые, живущие напря­женной творческой жизнью: артисты, поэты, архитекторы, музыканты. Он сам был и очевид­цем и участником новой жизни. Художник создавал декорации и костюмы к операм, иллюстрировал армянские сказки и сборники поэ­зии.

Мартирос Сарьян прожил 92 года. Создал герб Советской Армении, организовал Музей археологии, Музей изобразительного искусства, Музей истории и этнографии, Комитет по охране памятников старины.

Источник 

Обзор движения фронта с 8 по 14 апреля. Карты

Предупрежу, карта не отражает в точности реальную границу и всех ударов на фронте. Она для наглядности, насколько изменилась обстановка в СВО на апрель 2024-го года. Вы можете видеть на...

Иранский гамбит в Новом Мировом Порядке

Не только я заметил то, что Иран несколько дней после ударов со стороны Израиля кричал: «Держите меня семеро», а потом… ударил на пол шишечки. Да, военные объекты попали под удар, да н...

На Украину сегодня 16 апреля прилетало

Мало, как на мой взгляд прилетало, но все же больше, чем ничего. А то в последние пару-тройку дней совсем соскучились НАШИ товарищи с той стороны и уже неправильные мысли о договорняках...

Обсудить
  • :thumbsup:
  • Яркие, солнечные, жизнерадостные картины будто излучают свет! :sparkles: :green_heart: :sparkles: Спасибо, Римма, за знакомство с замечательным художником!
    • ilya
    • 19 ноября 2021 г. 09:55
    "Сначала Сарьян нарисовал Армению, а уже потом ее создал Бог". Видимо, руководствуясь картинами. :blush: Они запомнились с детства. Спасибо, статья очень хороша, а картины Сарьяна помогают прожить блеклую бесцветную зиму. :sparkles: :sparkles: :sparkles:
  • Так и слышится дудук... :blush:
    • Ross
    • 19 ноября 2021 г. 15:33
    Очень хороший художник с детским восприятием мира до старости в красках и экспрессии. Мечты и представления о Родине от фантастические планов перешли к самой Родине и не потеряли силу сказки Родины. Краски теплые Земли, Гор и Неба гармония сказочного мира Родины, которые переходят к людям. Горы и небо и Земля - фундаментальны, а люди - сотканы из этих стихий и сотворены художником в сказочном мире Армении... Это особый мир Родины красок и образов живых и играющих ... :notes: :notes: :notes: :boom: :ok_hand: :sweat_drops: :hand: