11 ноября 2021 года 200-лет со дня рождения выдающегося русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского (1821–1881).

15 758

"Для того чтобы хорошо писать, надо страдать," - сказал Достоевский.

Его по праву называют исследователем русской души. Его великие произведения знают во всем мире.

«Самый умышленный город на земле», - говорил писатель о Петербурге.
Я, как и многие мои соотечественники, не люблю Москву, и как многие мои соотечественники, люблю Петербург.

Все, в том числе и москвичи, говорят о невероятной суете жизни в Москве, описывая отрицательную энергию, наполняющую этот мегаполис. «Большая деревня» – такую оценку Москвы мы знаем с давних пор.

Культура москвичей и культура петербуржцев отличаются существенно, – это признают все.

Москвичей отличает столичный гонор, снобизм, чувство собственной полноценности.

Если попытаться некорректно сравнить дух Москвы и дух Петербурга, то это всё равно что сравнивать богатого и культурного, образованность и интеллигентность.

Именно в Петербурге (!) в двадцатые годы прошлого века сложилась целая школа метафизического краеведения. Теперь её пытаются приспособить к Москве.

Хотя на страницах его романов город нарочито настоящий. И все эти питейные подвалы, мрачные подворотни даже не описывал, наделял сакральным смыслом.

Вот она та самая каморка, словно со страниц «Преступления и наказания» с низкими потолками, длинной шагов в шесть. В том самом доме, где и поселился Родион Раскольников. На старом чемодане раскладываем настольное игровое поле, по которому, перемещаясь с точки на точку, можно словно заново перечитать роман.

До сих пор остаётся загадкой, почему советская общеобразовательная школа выбрала именно "Преступление и наказание" в качестве "выноса мозга" учащимся?!

Достоевский лишь ставит вопросы, никогда не отвечая на них. Пишет только ночью при свечах, не любит запаха керосиновой лампы. Сам он давно уже больше, чем автор. Яркий персонаж в массовой и даже поп-культуре.

-  «Она запиралась у себя в комнате и рыдала. Тонино стучался в дверь со словами "Баста, Достоевский». То есть он хотел сказать, пожалуйста, не веди себя так, как это делают все русские, как вы любите, вы любите все усложнять».

- «Я влюблена в его тексты. Я раздражаюсь иногда. Зачем он так много писал в этом месте, зачем этот человек так долго говорит. Я злюсь на него. Но разве это недостаток?»

Специалисты насчитали в романе классика минимум 50 придуманных слов, «достовизмов», как забытых, так и вполне «сейчашных».

P.S.

В советской школьной методологии место изучению произведений Достоевского отводилось определённое место.

Это объяснялось,

- во-первых, тем, что Достоевский отрицал «насильственные, революционные методы борьбы».

- Во-вторых, некоторые произведения Достоевского попали в «черный» список по причине религиозного мировоззрения автора и его персонажей.

С 20-х годов XX века многие произведения Достоевского стали интерпретироваться с точки зрения социальной проблематики. По мнению М. А. Рыбниковой, «образы героев романов «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» рассматриваются в социальном аспекте:

- преступление Раскольникова мотивируется его бедственным положением, в «Братьях Карамазовых» особое внимание уделяется решению социального вопроса, «выраженного Снегиревым».

О. Ю. Золотухина считает, что «при изучении творчества Ф. М. Достоевского советские литературоведы (В. Б. Шкловский[3] и Ю. Г.Кудрявцев[4]) в своих исследованиях особо выделяли социальную проблематику его произведений, причисляя писателя к обличителям пороков буржуазной действительности.

Религиозные искания Достоевского относили к его заблуждениям, и в связи с этим Достоевским объявлялся очень противоречивым писателем».

По нашему мнению, произведения Достоевского в советской школе изучались по принципу «вслед за советским литературоведением», тем самым методическая база была наполнена однообразными, порой совсем не верными суждениями.

С 70-80-х гг. XX века творчество Достоевского стало изучаться несколько в ином контексте, чем в 20-50-е гг.

Мы провели методический анализ школьных программ по литературе 1983-1987 гг., который показал, что доскональная работа с текстом велась только по роману «Преступление и наказание».

Для самостоятельного изучения предлагались романы «Бедные люди» и «Униженные и оскорбленные». При этом в методических рекомендациях учителю необходимо дать ученикам очерк жизни и творчества писателя, указав на противоречивый характер творчества Достоевского.

В романе «Преступление и наказание» необходимо было акцентировать внимание учеников на концепции «боль за человека как основа авторской позиции, суровая правда изображения безысходности и одиночества «маленького человека» в безжалостном мире эксплуатации и угнетения».

Роман Достоевского «Преступление и наказание» в советской школе изучался в 9 классе. Так, в учебнике для 9 класса средней школы 1978 года специальный раздел, посвященный Достоевскому, был написан М. А. Шнеерсон.

По словам Шнеерсон, «творческий путь Достоевского – путь исканий, нередко трагических заблуждений. Но как бы мы ни спорили с великим романистом, как бы ни расходились с ним во многих взглядах на некоторые жизненно важные вопросы, мы всегда ощущаем его неприятие несправедливо устроенного общества, его гуманизм, его страстную мечту о гармонической, светлой жизни».

Таким образом, в советский период в школе преобладали идеологические с точки зрения коммунистического воспитания трактовки философских мировоззрений Достоевского, которые стали основами для дальнейшего изучения творчества писателя.

Лишь в середине 80-х годов XX века наметились тенденции к переосмыслению его позиций, отчасти и потому, что мотивы «предательской перестройки» требовали новых идей.

Проанализировав программы для общеобразовательных учреждений по литературе, мы пришли к выводу, что в постсоветский период происходит переосмысление творчества Достоевского, так как в программах появились аннотации с выделением христианских идей.

Например, программа Т. Ф. Курдюмовой в 6 классе предлагает для изучения главы из романа «Братья Карамазовы» («Надрыв в семье», «Коля Красоткин», «Жучка»), в которых отмечается «очистительная сила потрясений. Стремление детей к добру, правде, дружбе, любви и прощению Восприятие мальчиками христианских, общечеловеческих ценностей».

В программе под редакцией В. Я. Коровиной подчеркивается «христианская концепция Достоевского. Значение деталей в романе (символы крови, креста, Воскресения)».

В программе С. А. Зинина и В.А. Чалмаева изучается роман «Преступление и наказание», в которой подчеркивается «мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума», «нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова».

***

Сегодня много очень хорошей литературы и гениальных авторов. В СССР было сложно даже мечтать об этом. Но сегодня мизерные тиражи и от этого высокие цены. Сегодня есть интернет, и здесь есть почти "все", но вот только где читатели?

Зайдите в любую социальную сеть, хоть в "ОК", хоть в "ВК", да куда угодно, хоть на так называемые литературные сайты и просто почитайте содержание лент, профилей, комментариев, у людей даже из литературных групп посвященных культуре, литературе, поэзии и все станет понятно.

Воспитывать читателей? А как? Как это делали в СССР на уроках литературы отбивая всякое желание читать Достоевского. Да и кому это нужно? Что с ними потом делать? Как ими, начитанными, потом управлять и манипулировать? 


«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить
  • :clap: :clap: :clap: +++++++++++++++++++++++++++ :exclamation: Не трудно себе представить, какое впечатление складывалось о России у европейцев и американцев, которые читали Достоевского...
  • Все это "черный квадрат" Малевича напоминает
  • Я люблю Достоевского... его нервозность, эмоциональность, мучения и метания его души мне близки и понятны. Но читать его тяжело. А ведь он не боялся сам окунаться с головой в переживания и страдания своих героев. https://www.youtube.com/watch?v=DyVSxlJXBww Это первый фильм "Евангелие Достоевского" - может, вам понравится... :blush: В моей школе, в СССР, делали упор на социальные недостатки. Вот при Советской власти такого не было бы! Да? :blush: