Мир Полудня (XXII век Стругацких)

35 7006

Не так давно снова обратился к кумирам большинства советских людей - братьям А. и Б. Стругацким. Захотелось посмотреть что-нибудь нечитанное - из последних, неизданных работ, переписки, интервью и т.п.

На этот раз под руку попалось "Собрание сочинений в 11 томах" с дополнительным 12-м томом. Перелистывая последние два тома Собрания и роясь в сети по тем же вопросам, я нашел два высказывания поздних Стругацких (точнее, уже только одного), касающиеся дальнейшей судьбы "Мира Полудня", которые так и не увидели свет в рассказах и повестях этого цикла. 

На мой взгляд эти слова очень хорошо характеризуют эволюцию взглядов АБС на реальный мир и перспективы его социального развития. Точнее, на перспективы той модели светлого будущего, которая разрабатывалась ими в 50-х - 70-х годах. 

Одно высказывание было произнесено в ходе off-line интервью БНС в феврале 2010 года http://www.rusf.ru/abs/int0137... и звучало так"

"Вопрос: Борис Натанович, многие из ваших романов посвящены вопросам перехода человечества от капиталистического общества к коммунистическому. Когда Вы описывали подобные процессы, то с чем связывали такое развитие событий?

Ответ БНС: На самом деле, мы вовсе не рассматривали проблем перехода от капитализма к коммунизму. Мы довольно быстро поняли, что тот мир, который мы описываем, Мир Полудня, практически недостижим. В наше время он недостижим вообще. Может быть, в будущем, когда (и если) создана будет и практически освоена Высокая система воспитания (способная каждого человеческого детеныша превратить в творческую личность), когда и если человечество почувствует потребность в такой системе воспитания (как в свое время оно ощутило необходимость поголовной грамотности), несколько поколений спустя, состоится переход к Миру Полудня. Сейчас же это никак теоретически не обоснованное (и не способное быть обоснованным) общественное устройство – Мир-в-котором-нам-хотелось-бы-жить. И не более того."

Второе несколько более пространно. Это часть предисловия БНС к первому тому проекта «Миры братьев Стругацких: Время учеников» (1996). Оно касалось замысла ненаписанной повести, которой братья хотели в свое время завершить цикл Мак Сима и "Полудня" в целом. 

"В последнем романе братьев Стругацких, в значительной степени придуманном, но ни в какой степени не написанном; в романе, который даже имени-то собственного лишен (даже того, о чем в заявках раньше писали «название условное»); в романе, который никогда теперь не будет написан, потому что братьев Стругацких больше нет, а С.Витицкому в одиночку писать его не хочется, — так вот, в этом романе авторов-разработчиков соблазняли главным образом две выдумки.

Во-первых, им нравился (казался оригинальным и нетривиальным) мир Островной Империи, построенный с безжалостной рациональностью Демиурга, отчаявшегося искоренить зло. В три круга, грубо говоря, укладывался этот мир. Внешний круг был клоакой, стоком, адом этого мира — все подонки общества стекались туда, вся пьянь, рвань, дрянь, все садисты и прирожденные убийцы, насильники, агрессивные хамы, извращенцы, зверье, нравственные уроды — гной, шлаки, фекалии социума. Тут было ИХ царствие, тут не знали наказаний, тут жили по законам силы, подлости и ненависти. Этим кругом Империя ощетинивалась против всей прочей ойкумены, держала оборону и наносила удары.

Средний круг населялся людьми обыкновенными, ни в чем не чрезмерными, такими как мы с вами — чуть похуже, чуть получше, еще не ангелами, но уже и не бесами.

А в центре царил Мир Справедливости. «Полдень, XXII век». Теплый, приветливый, безопасный мир духа, творчества и свободы, населенный исключительно людьми талантливыми, славными, дружелюбными, свято следующими всем заповедям самой высокой нравственности.

Каждый рожденный в Империи неизбежно оказывался в «своем» круге, общество деликатно (а если надо - и грубо) вытесняло его туда, где ему было место — в соответствии с талантами его, темпераментом и нравственной потенцией. Это вытеснение происходило и автоматически, и с помощью соответствующего социального механизма (чего-то вроде полиции нравов). Это был мир, где торжествовал принцип «каждому — свое» в самом широком его толковании. Ад, Чистилище и Рай. Классика.

А во-вторых, авторам нравилась придуманная ими концовка. Там у них Максим Каммерер, пройдя сквозь все круги и добравшись до центра, ошарашенно наблюдает эту райскую жизнь, ничем не уступающую земной, и общаясь с высокопоставленным и высоколобым аборигеном, и узнавая у него все детали устройства Империи, и пытаясь примирить непримиримое, осмыслить неосмысливаемое, состыковать нестыкуемое, слышит вдруг вежливый вопрос: «А что, у вас разве мир устроен иначе?» И он начинает говорить, объяснять, втолковывать: о высокой Теории Воспитания, об Учителях, о тщательной кропотливой работе над каждой дитячьей душой... Абориген слушает, улыбается, кивает, а потом замечает как бы вскользь: «Изящно. Очень красивая теория. Но, к сожалению, абсолютно не реализуемая на практике». И пока Максим смотрит на него, потеряв дар речи, абориген произносит фразу, ради которой братья Стругацкие до последнего хотели этот роман всё-таки написать.

— Мир не может быть построен так, как вы мне сейчас рассказали, — говорит абориген. — Такой мир может быть только придуман. Боюсь, друг мой, вы живете в мире, который кто-то придумал — до вас и без вас, — а вы не догадываетесь об этом...

По замыслу авторов эта фраза должна была поставить последнюю точку в жизнеописании Максима Каммерера. Она должна была заключить весь цикл о Мире Полудня. Некий итог целого мировоззрения. Эпитафия ему. Или — приговор?

(с) Борис СТРУГАЦКИЙ"

Точно так же можно проследить эволюцию взглядов АБС внутри самого цикла "Полудня", хотя бы на идею прогрессорства. 

В ранних произведениях преобладал романтический взгляд на идею прогрессорства - ускорения развития братских народов путем внедрения, чаще всего тайного, землян в ключевые места местных обществ. Здесь и горячий Максим Каммерер, неожиданно для себя открывающий, что вся его подпольная [само]деятельность только вредит работе прогрессорской сети, давно работающей на Саракше. Здесь же и Бойцовый Кот Гаг из "Преисподней". Волей судьбы он взглянул на непостижимый для него Мир Полудня и вернулся обратно на Гиганду, можно представить, уже потенциальным прогрессором.

Позже необходимость такого внедрения, да и вообще, возможные анахронизмы такого рода ("Попытка к бегству"), стали подвергаться сомнению. Уже в "Трудно быть богом" Будах отвергает помощь свыше следующими словами: 

" - Но все-таки, представьте себе, что вы бог...

Будах засмеялся. - Если бы я мог представить себя богом, я бы стал им!

- Ну, а если бы вы имели возможность посоветовать богу?

- У вас богатое воображение, - с удовольствием сказал Будах. - Это хорошо. Вы грамотны? Прекрасно! Я бы с удовольствием позанимался с вами...

- Вы мне льстите... Но что же вы все-таки посоветовали бы всемогущему? Что, по-вашему, следовало бы сделать всемогущему, чтобы вы сказали: вот теперь мир добр и хорош?..

Будах, одобрительно улыбаясь, откинулся на спинку кресла и

сложил руки на животе. Кира жадно смотрела на него.

- Что ж, - сказал он, - извольте. Я сказал бы всемогущему: "Создатель, я не знаю твоих планов, может быть, ты и не собираешься делать людей добрыми и счастливыми. Захоти этого! Так просто этого достигнуть! Дай людям вволю хлеба, мяса и вина, дай кров и одежду. Пусть исчезнут голод и нужда, а вместе с тем и все, что разделяет людей".

- И это все? - спросил Румата.

- Вам кажется, что этого мало?

Румата покачал головой. - Бог ответил бы вам: "Не пойдет это на пользу людям. Ибо сильные вашего мира отберут у слабых то, что я дал им, и слабые по-прежнему останутся нищими".

- Я бы попросил бога оградить слабых. "Вразуми жестоких правителей", - сказал бы я.

- Жестокость есть сила. Утратив жестокость, правители потеряют силу, и другие жестокие заменят их.

Будах перестал улыбаться. - Накажи жестоких, - твердо сказал он, - чтобы неповадно было сильным проявлять жестокость к слабым.

- Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нет вокруг никого сильнее его. Когда будут наказаны жестокие из сильных, их место займут сильные из слабых. Тоже жестокие. Так придется карать всех, а я не хочу этого.

- Тебе виднее, всемогущий. Сделай тогда просто так, чтобы люди получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им.

- И это не пойдет людям на пользу, - вздохнул Румата, - ибо когда получат они все даром, без труда, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.

- Не давай им всего сразу! - горячо сказал Будах. - Давай понемногу, постепенно!

- Постепенно люди и сами возьмут все, что им понадобится.

Будах неловко засмеялся.

- Да, я вижу, это не так просто, - сказал он. - Я как-то не думал раньше о таких вещах... Кажется, мы с вами перебрали все. Впрочем, - он подался вперед, - есть еще одна возможность. Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!

Да, это мы тоже намеревались попробовать, подумал Румата. Массовая гипноиндукция, позитивная реморализация. Гипноизлучатели на трех экваториальных спутниках...

- Я мог бы сделать и это, - сказал он. - Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и создать на его месте новое?

Будах, сморщив лоб, молча обдумывал. Румата ждал. За окном снова тоскливо заскрипели подводы. Будах тихо проговорил:

- Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново, более совершенными... или, еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.

- Сердце мое полно жалости, - медленно сказал Румата. - Я не могу этого сделать."

Каждый должен пройти свой путь, а любое вмешательство в итоге приводит к гораздо бОльшим потерям, чем те, которых пытаются избежать. Это единственный путь остаться самим собой, а следовательно необходимость прогрессорства как такового ставится под сомнение. 

"Жук в муравейнике" и "Волны гасят ветер" поворачивают события несколько в другом ключе - угол зрения на ситуацию меняется "с точностью до наоборот". Здесь уже человечество само попадает в положение объекта исследования и, не исключено, воздействия со стороны других прогрессоров. Т.е. Стругацкие пытаются на себя примерить ту рубашку, которую до этого предлагали "менее развитым братьям".  И приходят примерно к тому же выводу, что это неприятные и очень нежелательные одежды. 

Здесь хочется сделать шаг в сторону и провести другую аналогию. 

С современностью. Это, правда, другая опера, но в нашем мире тоже хватает "прогрессоров". И так как это мир реальный, а не "Полудня XXII века", то эту шкуру чаще всего на себя натягивают несущие свет демократических ценностей, подкрепляющие доброе слово кольтом. 

Когда-то эту идею называли "бременем белого человека". Сейчас, в наше политкорректное время так говорить не принято, и для этого сначала изобрели повод "защиты прав человека", который потом перерос в "продвижение демократии". При этом саженцы "демократии" берут из одного и того же рассадника и прививают на совершенно разные почвы, совершенно не готовые для такой прививки. 

Такое "прогрессорство" не могло привести ни к чему иному, как к хаосу и большой крови. И такой вывод вполне закономерно напрашивался для любого, кто замечал аналогию между прогрессорами Мира Полудня и нашим реальным миром. 

В свое время, когда эта аналогия впервые пришла мне в голову, я очень захотел привести этот аргумент в [заочном] споре с современными "прогрессорами". Я считал его просто убойным, с которым невозможно спорить. 

Немного позже все-таки сообразил, что этот пример будет понятен только нашим людям, знакомым с творчеством АБС. А потом стало ясно и другое. Никакого спора не будет. Спор возможен, когда есть две стороны, желающие спорить. В нашем же случае "прогрессоры" просто заворачивают свои действия в красивую обертку "продвижения демократии" - обеспечивают информационные тылы для своей публики и на экспорт. 

А в основе такой "демократизации" находятся, как всегда, "деньги, большие деньги и очень большие деньги". И спорить с этим можно только другим действием, с таким же информационным обеспечением. 

В этом ключе очень хорошим аргументом прозвучали слова ВВП на юбилейной сессии Генеральной Ассмблеи ООН в сентябре прошлого года: "Вы ["прогрессоры хрЕновы"] хоть понимаете, что натворили?" 

А для "прогрессоров" извне должен быть свой "КОМКОН". И это правильно. Только нельзя забывать о "контроле над КОНтролем", чтобы его нужная работа не переходила границы "охоты на ведьм". 

P.S. В своей заметке, отталкиваясь от творчества АБС, я решил не отходить далеко от терминологии наивного и идеалистического Мира Полудня, "в котором нам всем хотелось бы жить". 

P.P.S. Справедливости ради нужно вспомнить и попытки экспорта революции еще на заре Советской России, и работу СССР по поддержке стран "социалистической ориентации" в Африке, Азии и Латинской Америке. Со всеми вытекающими последствиями, в том числе в виде миллионов "Калашниковых" в руках "сторонников социализма" по всему миру. Хочется надеяться, что такой подход - в прошлом. 

P.P.P.S Для тех, кто "не в теме" - на заставке Белая субмарина Островной Империи Саракша. 



Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

"Все кончено": Вашингтон направил сигнал в Москву. Украины больше не будет

Решением выделить финансовую помощь Украине Вашингтон дал понять, что отношения с Москвой мертвы, заявил бывший советник Пентагона полковник Дуглас Макгрегор в интервью Youtube-каналу Judging Freedom....

Обсудить
  • Кстати-- подход--"прогресса Человека идейного" -- пытался внедрить в СССР товарищ Сталин--- на которого сейчас демократоры грязь льют...Благодаря этому-- и произошел большой Прогресс в науке, технике СССР --в 50 - 60 годы хх века !!!
  • Я думаю, это не личная заслуга товарища Сталина. Тем более, что основной расцвет советской фантастики, и Стругацких в частности, происходил в период "оттепели" и после нее. Хотя "вызревали" они, все же, в 40-е и 50-е.
  • Покойный БНС был либерастом самого худшего пошиба - либерастом идейным. Я могу понять тех, кто проповедует либеральную идею из шкурных интересов. Но к идейным либерастам сердце моё преисполнено жалости...
  • НАСТОЯЩАЯ белая субмарина?
    • Emc2
    • 8 марта 2016 г. 18:14
    Тоже сейчас как раз перечитываю. Но в заметке выше автор, на мой взгляд, проводит параллели между мягким и круглым. У действий стругацких прогрессоров нравственная основа. У "прогрессоров" Мордора - нажива. Всё таки нужно опять начинать делать Человека, а машины немцы наклепают.