Николай Алексеевич Заболоцкий - в моей жизни

8 474

Николай Алексеевич Заболоцкий - Русский поэт. И этим всё сказано! Он принадлежит к первому поколению поэтов, вступивших в литературу уже после рухнувшей Российской Империи. Вся его жизнь — это битва ради поэзии, ради философских раздумий и классической завершенности стиха.
 Он многолик, как сама жизнь. Стихи Н.А. Заболоцкого заставляют думать о добре и зле, ненависти и любви, красоте и мужестве. Разве можно было пройти в молодости мимо таких строк:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
***
Конечно же я знал их наизусть и в самые трудные минуты, когда становилось совсем невмоготу, эти строки всплывали из глубин подсознания и заставляли выживать. Заставляли двигаться вперёд не только меня, но и моих соратников, моих курсантов, которых я заставлял учить это стихотворение, во время привала или на тренировке.

"Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!"

После такой "мантры" нам не страшен был ни какой перевал! Никакие враги не могли нас остановить  или победить.

Южная Якутия устье реки Пеледуй

Мир однолик, но двойственна природа,
И, подражать прообразам спеша,
В противоречьях зреет год от года
Свободная и жадная душа.

Не странно ли, что в мировом просторе,
В живой семье созвездий и планет
Любовь уравновешивает горе
И тьму всегда превозмогает свет?

Недаром, совершенствуясь от века,
Разумная природа в свой черед
Сама себя руками человека
Из векового праха создает.
***

В тех книжках из моего детства и юности, что хранились в нашей семейной библиотеке, не было ни картинок, ни фотографий Николая Алексеевича и я всегда представлял его образ, как огромного атлета, с  мужественными чертами лица, похожего на архистратига Михаила, только в правой руке у него вместо огненного меча было гусиное перо, а в левой, вместо щита лист бумаги. 

Икона Архангела Михаила

 Поэтическая натурфилософия Николая Заболоцкого берет истоки из юности. Он интересовался философией и космосом, идеями Константина Циолковского. Задумывался о человеке и Вселенной, о смысле жизни, о лучших земных радостях, о смерти, об атомах, разбегающихся по метагалактике.
Мир великого переустройства, человека и мирового порядка на земле вошел в творчество Заболоцкого и стал его большой философской темой. 

Я, в осенней дубраве

Все, что было в душе, все как будто опять потерялось,
И лежал я в траве, и печалью и скукой томим.
И прекрасное тело цветка надо мной поднималось,
И кузнечик, как маленький сторож, стоял перед ним.

И тогда я открыл свою книгу в большом переплете,
Где на первой странице растения виден чертеж.
И черна и мертва, протянулась от книги к природе
То ли правда цветка, то ли в нем заключенная ложь.

И цветок с удивленьем смотрел на свое отраженье
И как будто пытался чужую премудрость понять.
Трепетело в листах непривычное мысли движенье,
То усилие воли, которое не передать.

И кузнечик трубу свою поднял,
                                   и природа внезапно проснулась.
И запела печальная тварь славословье уму,
И подобье цветка в старой книги моей шевельнулось
Так, что сердце мое шевельнулось навстречу ему.
***

В своем многогранном и разнообразном творчестве Н.А. Заболоцкий неоднократно обращается к природе. Он категорически не согласен большевистскими взглядами, с тем, что человек абсолютно беспочвенно возомнил себе властелином природы и всесилен над ней. 

Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.

Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,

Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой, —
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.

И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.

И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.

Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
***

Ленские закаты и рассветы

 Философские мотивы его творчества касаются и других тем. Одной из них является тема человеческой красоты, как внутренней, так и внешней. Поэта волнуют и интересуют жизненные пути простых людей, которые ничем не выделяются. В обычной человеческой простоте, в чистоте духовной поэт умеет разглядеть глубины человеческой души, внести поэтическую нотку в обычное серое будничное.

Философские взгляды Н.А. Заболоцкого на жизнь и смерть представлены читателю в стихотворении «Метаморфозы». 

Метаморфозы

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной, —
Не я один. Нас много. Я — живой
Чтоб кровь моя остынуть не успела,
Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел
Я отделил от собственного тела!
И если б только разум мой прозрел
И в землю устремил пронзительное око,
Он увидал бы там, среди могил, глубоко
Лежащего меня. Он показал бы мне
Меня, колеблемого на морской волне,
Меня, летящего по ветру в край незримый,
Мой бедный прах, когда-то так любимый.

А я все жив! Все чище и полней
Объемлет дух скопленье чудных тварей.
Жива природа. Жив среди камней
И злак живой и мертвый мой гербарий.
Звено в звено и форма в форму. Мир
Во всей его живой архитектуре —
Орган поющий, море труб, клавир,
Не умирающий ни в радости, ни в буре.

Как все меняется! Что было раньше птицей,
Теперь лежит написанной страницей;
Мысль некогда была простым цветком,
Поэма шествовала медленным быком;
А то, что было мною, то, быть может,
Опять растет и мир растений множит.

Вот так, с трудом пытаясь развивать
Как бы клубок какой-то сложной пряжи,
Вдруг и увидишь то, что должно называть
Бессмертием. О, суеверья наши!

1937 г.

Чтобы осознать это стихотворение в полной мере, в него надо вчитываться, обращаясь к тексту не один раз. Поэт интересуется вопросами вечной непрерывной жизни, процессом перетекания из одного состояния в другое, которое является более совершенным. Н.А. Заболоцкий выражает свою уверенность в том, что «мысль некогда была простым цветком».

Если рассматривать бессмертие с религиозной точки зрения, то можно сказать, что оно является перерождением в новом другом облике. Заболоцкий поддерживает это мнение, однако при этом он уделяет большое внимание и научным открытиям и разработкам, а также философским и психологическим теориям.

«Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной,-
Не я один. Нас много. Я - живой…»

Поэт делает ударение на том, что все люди похожи, они погрязли в ежедневной жизненной суете, они претерпевают те же изменения, что и окружающий их мир. 

Философской формулой творчества Николая Заболоцкого была триада: мысль-образ-музыка.
Он неоднократно доказывал на практике в своих стихотворениях, что это и есть идеальная тройственность, к которой должен стремиться настоящий поэт.

Слова, по мнению Заболоцкого, должны:  "Обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые единства, должны петь, голосить и плакать, создавать своего рода перезвон, перекликаться друг с другом, словно влюбленные в лесу, подмигивать друг другу, подавать тайные знаки, назначать свидания и дуэли". 

Заболоцкий твердо убежден в том, что стихотворение подобно человеческому существу: у него есть свое лицо, ум и сердце. Лицо стихотворения, по мнению Заболоцкого, должно быть спокойным, так как умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит всю глубину ума и сердца.

Заболоцкий неоднократно в своих философских произведениях говорит о том,  что нужно идти по жизни не обочиной, а прямой дорогой, - в противном случае рискуешь прожить ее зря.

Поэзия Заболоцкого - это поэзия постижения. В нравоучительных стихах о человеческой природе нет постижения действительности - оттого-то они так непоэтичны.

Сегодня, в век интернета, когда можно отыскать любое стихотворение по одной строчке, портрет любого поэта, писателя и просто человека, может показаться смешным, что: 
- Уже в зрелые годы я приобрёл книгу с портретом Николая Алексеевича  Заболотского и не чуть не разочаровался, что на меня смотрел не "мачо" и не супер герой, а обыкновенный очкарик в пиджаке и при галстуке, похожий на обыкновенного советского чиновника:

Спасибо тебе, Русский поэт!
За твой слог! За твою рифму!
...Я пронёс твои строки по своей жизни и желаю, что бы моих учеников, моих детей и внуков, так же вдохновляли твои произведения на ратные подвиги и человеческие поступки...

=Член Союза Военных писателей, С. А. Бабичев=

Список литературы

1. Заболоцкий Н.Н. «Жизнь Н.А. Заболоцкого». - М.: Согласие, 1998.
2. Заболоцкий Н. Собрание сочинений, тт. 1-3. М., 1983-1984.
3. Заболоцкий Н. Стихотворения и поэмы. М., 1985.

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить