Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Об арматуре в статуях, и о Колыбели человечества

85 2932

 

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Перед вами одна из последних статей, которые я просто обязана написать в ответ на комментарии. Последних, потому что в планах моих - длительный перерыв. Допишу остальные и... Прошу меня не терять :о)

На этот комментарий отвечаю отдельной статьёй, ибо аналогичные "соображения" высказывают очень часто, не видя и не понимая, что пляшут на костях.

Такие "доводы" новодела всей истории альтернативщики приводят очень часто. Диапазон примеров, приводимых ими, от почти курьёзных, типа отпавшей ноги "античного" фавна,

до трагических для человечества намеренных разрушений предметов древности, доживших до начала третьего тысячелетия.

О последних мир узнал в феврале 2015 года, когда боевики запрещённой в нашей стране организации запустили в интернете два видеоролика. На одном засняты были варварское уничтожение предметов старины и их копий в Мосульском музее. На втором - разрушение древнего города Хатры. Видео было показано всеми основными информационными агентствами мира. Поскольку оба видеоролика были пропагандистскими, их быстро удалили. Однако, много скриншотов и фрагменты видеозаписи можно встретить в сети и нынче.

Мосульский музей, открывшийся в 1951 году, специализируется на древностях Ассирийской империи. Здесь также находится значительная коллекция скульптур и других каменных реликвий из Хатры — столицы первого арабского королевства. По большинству оценок, это самый важный музей в Ираке, не считая Иракского национального музея в Багдаде. Из-за мародерства, случившегося в 2003 году, и продолжающихся проблем с безопасностью с апреля 2003 года Музей был закрыт. На момент закрытия музеев сотрудники изъяли около 1500 наиболее портативных предметов из коллекции, передав их на хранение Багдадскому музею. К сожалению, вскоре после этого и Мосульский, и Багдадский музеи подверглись разграблению и вандализму (события, заснятые на видео, что выше, были не первыми).

Немного о Хатре и музее в Мосуле, как объёктах высокой значимости.

Римско-парфянское противостояние на Ближнем Востоке ок. 200 г. н.э. Римские провинции выделены красным цветом, а римские царства-клиенты - розовым. Парфянская территория - коричневым, а парфянские царства-клиенты - оранжевым. В овале - Хатра

Находившаяся в пустыне южнее Мосула Хатра была богатым торговым городом - одним из нескольких таких городов, возникших на пространстве между Парфией и Римской империей. Хатра, Петра, Пальмира и Дура-Эвропос - все они, будучи торговыми узлами-"стоянками" между востоком и западом, сделали своё состояние как посредники. Все эти города были государствами-клиентами либо Рима, либо Парфии. Хатра выбрала Парфию. Это стало для Рима причиной возжелать её присвоения. Во время месопотамской кампании в 114 году н.э. Траян осадил город, но взять не смог. Несколько штурмов города предпринял Септимий Север в 198 году. И ему сие также не удалось, ибо на стороне осаждённых были открытая равнина, мешавшие врагу незаметно подойти к стенам города, жара, отсутствие в окрестностях города воды и пищи для вражеской армии. Хатру взяли и разрушили войска сасанидского царя Шапура I в 240 г.

Положение Хатры между востоком и западом породило искусство, уникальное для Парфянской империи. Влияние востока и запада смешалось, создав очень натуралистичный, но всё же больше восточный художественный стиль. Здесь наряду с арамейскими надписями храмы ближневосточных богов украшали головы горгон.

Месопотамские божества, такие как Шамаш и Нергал, изображались рядом с греко-римскими божествами, например, такими как Геракл. Классические обнажённые изваяния людей и статуи, украшенные богатыми парфянскими одеждами, существовали бок о бок. На одной статуе римского бога солнца Аполлона на одежде были символы ближневосточного бога солнца Шамаша.

Стела с изображением знатного жителя Хатры, бросающего благовония на огненный алтарь. Посмотрите, как сочетаются крылатая греческая Ника с гирляндами и штандартом в римском стиле и месопотамского бога солнца - Шамаша

Хатра отличалась большим количеством скульптур в натуральную величину или очень больших размеров, особенно те, что были в главных храмах. Самый большой храм представляет собой набор массивных арочных комнат, известных как Великие Иваны, построенных в парфянском стиле. Другие храмы на этом месте построены в эллинистическом стиле. Всё здесь свидетельствует о важности Хатры как центра слияния Востока с Западом.

Когда-то на части территории современного Мосула была Ниневия - столица Ассирийской империи, просуществовавшей девятнадцать веков с 2500 по 605 год до нашей эры.

Рельеф с изображением пирующего в своём саду царя, хранящийся в запасниках Британского музея, считается лучшим ассирийским однопанельным рельефом в мире

По результатам изследований последних лет, именно в Ниневии (позже называвшейся старым Вавилоном) Сеннахерибом были созданы Висячие сады с ирригационной системой и водяным (архимедовым) винтом. (Статьи 1, 2, 3, 4.)

Остатки акведука Сеннахериба

Британцы называют имя человека, который, "как никто другой, был ответственен за то, что Ассирия привлекла внимание общественности". Этим человеком был Остин Генри Лейард (Austen Henry Layard), который в 1840 году по пути в Индию проезжал через Мосул. Плывя вниз по Тигру, он увидел Нимруд и очень впечатлился: "Любопытство моё было сильно возбуждено, и с того времени я задумал, когда это будет в моих силах, тщательно изследовать эти необычные руины". В 1842 году он снова посетил Мосул и тогда же познакомился с французским консулом Полем Эмилем Ботта (Paul Emile Botta). Ботта также интересовался разкопками и в декабре 1842 года начал копать на Куюнджике (Kuyunjik), более крупном из двух курганов в пределах стен древней Ниневии. Много найти ему не удалось, поэтому весной 1843 года он перенёс свое внимание на городище Хорсабад (Khorsabad) в 20 километрах к северу от Мосула. Результаты двух кампаний 1843 и 1844 годов были впечатляющими. Ботта разчистил значительную часть северной части дворца Саргона (721-705 гг. н.э.), а также провёл зондирование во дворце F. Во время этих работ он обнаружил множество барельефов, многие из которых были зарисованы художником. Эженом Фланденом (Eugene Flandin).

Результаты этого труда были опубликованы в пяти великолепных фолиантах, изданных при поддержке французского правительства - "Monument de Ninive". Они появились в 1849-50 годах. (Здесь можно найти все пять томов Monument de Ninive)

Колыбель цивилизации

Мало кто из непрофессионалов при упоминании Месопотамии проникается сутью слов "Колыбель цивилизации". Но именно здесь, в благоприятных для земледелия условиях взошли ростки первых городов - начал цивилизации. Здесь возникла письменность, что вывело цивилизацию на новый уровень, ибо письменность - мощное средство, способствующее накоплению знаний и передаче его современникам и потомкам. Здесь создавались и развивались технологии. И здесь возникло первое могущественное государство. Междуречье (которое образовали две великие реки - Тигр и Ефрат) было родиной различных, сменяющих одна другую народностей, и с лёгкой руки древних греков государство, созданное шумерами, получило название Месопотамия - "земля между реками".

Условия изобильного плодородия, созданные двумя реками, послужили стартом для сельскохозяйственной революции во времена неолита (12 тысяч лет назад). А изменение климата вынудило людей, проживающих в регионе, потрудиться над организацией и сплочением общественных сил, развитию более эффективного хозяйства, чтобы справиться с возникающими трудностями. Видеоролик показывает акведук Сеннахериба

Шли столетия и тысячелетия. Регион "обрастал" историей. Здесь создавались и разрушались города, возникали, видоизменялись и заменялись культура, традиции, архитектура... То, что сохранилось на поверхности и в недрах земли - безценные свидетельства истории не только этого региона.

Гонка за реликвиями

Конечно, как только общество созрело до понимания ценности не только книг, но также скульптур и других материальных следов далёкого прошлого, стали создаваться коллекции как частные (для узкого круга лиц), так и для демонстрации реликвий широкой публике. В 18-19 веке особенно активно грабили землю древних греков и римлян. Англичане и французы покупали участки и перекапывали землю. Найденное "преображали" и продавали за большие деньги.

Музеи создавали фонды, на деньги которых производились разкопки или покупка реликвий. И тогда возник вопрос: в каком виде хранить и выставлять экспонаты? Нужно ли их реставрировать, или оставить в том виде, в каком они были во время находки?

Могу привести в пример решение судьбы Стоунхенджа. Дать ему разваливаться и далее, или поднять и укрепить упавшие камни? Решался этот вопрос буквально с конца 19-го столетия и до середины 20-го. Тогда и появились фотографии кранов с тросами в Стоунхендже, которые вызвали нездоровые мысли у альтернативной братии. (Статьи: 1, 2, 3, 4, 5)

Похоже решалась судьба артефактов, находящихся в Ираке. Часть древних скульптур была реставрирована и установлена вертикально, чтобы посетители музеев и древних комплексов могли увидеть статуи в том виде, какими видели их древние жители Месопотамских городов.

Реплики или оригиналы?

О том, что в Мосульском музее кроме оригиналов были копии, было заявлено чуть ли не в первые дни после появления видео.

О том, как действовали британские археологи, во второй половине статьи. Такая благодарность была высказана на фоне решения вопроса о возвращении античных предметов в Грецию.

По словам музейщиков:

Вопрос к залу: кто бы возился вот уже несколько лет с возстановлением разбитых боевиками ценностей, если бы это были копии?

Теперь предлагаю вновь обратиться к кадрам первого ролика. Уже по неподатливости или хрупкости статуй под ударами кувалд видно: что было стопроцентной копией, а что оригиналом, пусть и частично реставрированным. Например, у двух статуй (фото ниже), найденных во время разкопок в Хатре, отсутствовали ноги. Эти две статуи - оригиналы. Но, чтобы поместить их на основание в нише, реставраторы сделали им "ноги". Эти "ноги" хорошо видны на фото справа:

Слева два кадра из видеоролика. Выше - разрушение киркой "ног", ниже - разбивание тела статуи. Справа эти же экспонаты до безчинства боевиков

А слева - кадры из фильма снятого вандалами. Хорошо видно, что материал "ног" и материал самих статуй отличается даже по цвету, а не только наличием арматуры.

В ролике также видно, как опрокидывают статую Геракла без головы. Однако, когда Геракл падает на землю, он разбивается на сотни частей, и всем видно, что это гипсовый слепок был изготовлен со стальной арматурой внутри.

Оригинал Геракла хранится в Иракском музее в Багдаде, куда ранее были перевезены некоторые экспонаты.

Ещё одна копия:

Также можно быть уверенными, что несколько ассирийских рельефов, показанных на видео, не являлись оригиналами.

На этом кадре виднеется копия, сделанная с правой половины барельефа из центрального дворца Тиглат-Пилесера III из Нимруда, ныне хранящегося в Британском музее.

А вот и сам оригинал на фото Британского музея:

Ассирийский рельеф с изображением нападения на вражеский город во время правления Тиглат-Пилесера III, 720-737 гг. до н.э. Обратите внимание, что рельеф был реставрирован (посередине видна состыковка двух плиток)

Этот артефакт упоминается в Каталоге 2011 года и в книге "Искусство и имперские сокровища Ассирии в Британском музее" 1995 г.

Ещё один рельеф, показанный в ролике, тоже оказался копией. Оригинал находится в пещере Халамата.

Слева - копия, справа - оригинал

Пещера Халамата — археологический памятник недалеко от Духока в Курдистане, Ирак. Пещеры содержат ассирийские рельефы, известные как мальтийские рельефы. Пещера находится в семи километрах к юго-западу от Дахука, над деревней Геверке. Этот комплекс состоит из «четырёх неоассирийских барельефов, вырезанных на скале над деревней Малтай». Рельефы примерно шесть метров в длину и два метра в высоту. На всех рельефах изображена процессия из девяти фигур, и впервые они были сфотографированы британским исследователем Гертрудой Белл в 1909 году. Согласно ArtStor, рельефы «изображают ассирийского царя, поклоняющегося главным божествам месопотамского пантеона» и датируются периодом с 704 г. до н.э. по 681 г. до н.э. Как и рельефы в Хиннисе, рельефы в пещере Халамата «связаны с системой северных каналов, построенных ассирийским царем Сеннахиримом (годы правления 704–681 до н. э.) для подачи воды в его столицу Ниневию». (о новых находках "приканальных" рельефов будет ниже).

Англичанка и тут преуспела

Сообщается, что крупнейшей в мире коллекцией ассирийских рельефов (320) обладает Британский музей. 240 панелей выставлены на всеобщее обозрение, остальные хранятся в запасниках. Как попали эти рельефы и другие реликвии Междуречья в этот музей - отдельная история.

Выше была описана история возникновения у Лейарда интереса к древностям Нимруда. И тут самое время её продолжить.

Осуществить свою мечту покопаться в поисках древностей Лейард смог благодаря щедрости британского посла в Великой Порте - сэра Стрэтфорда Каннинга (Stratford Canning). Этот деятель, будучи дипломатом, оказался также неравнодушным к седой древности здешних мест, а потому поначалу спонсировал разкопки из своего кармана. Спонсорскую эстафету переняли попечители Британского музея. Два периода (1845–1847 и 1849–1851) Лейард работал в Нимруде (40 км от Мосула), и его деятельность там принесла впечатляющие плоды.

Реконструкция Тронного зала дворца Ашшурнасирпала II в Нимруде, сделана Лейардом

Он вёл разкопки в Северо-западном дворце Ашшурнасирпала II (или Нимруда - 883-859 гг. до н.э.), а поскольку средств регулярно недоставало, вскрывал он в основном парадные покои к югу от главного входа. Многие помещения полностью разкопать по вышеозначенной причине он не смог и был вынужден довольствоваться рытьём траншей вокруг их стен. Но и это позволило ему обнаружить ряд колоссальных каменных привратных фигур и очень много плит с рельефами. Ясное дело, часть находок ныне находятся в Британском музее. Также Лейард вёл разкопки в ещё трёх дворцах и в различных храмах. Ему принадлежит находка Чёрного обелиска Салманасара III и библиотеки Ашшурбанипала.

Чёрный обелиск Салманасара III выставлен в Британском музее в Лондоне, а в нескольких других музеях есть отлитые копии.

Некоторое время Лейард также работал вокруг зиккурата и форта Салманасар. Находка Понятно, почему его открытия вызвали ажиотаж в Европе. Отметим, что большая часть находок Лейарда обрела приют в музее-спонсоре. Сам же Остин Герман очень хорошо заработал, продавая свои отчёты о разкопках.

В те же годы Лэйярд также работал в Ниневии, что привело к некоторым трениям с французами. С Боттой у него сложились тёплые отношения, хотя англичанин и не одобрял привычку француза курить опиум. Но, в какой-то момент Ботта-консул был временно заменён месье Бумом. Новенький консул был менее сговорчив и считал, что французы имеют преимущественные права на Ниневию. Тем не менее, Лэйярд в 1846 году провёл пробные разкопки. Позже взял и покопался там, где спасовал Ботта - в юго-западном углу кургана Куюнджик. Дело было в 1849 году и Лейард обнаружил на "чужой" территории дворец Сеннахериба (704-681 гг. до н.э.). В дальнейшем он разкрыл большую часть этого дворца:

"В этом величественном здании я открыл не менее семидесяти одного зала, комнаты и прохода, стены которых почти без изключения были покрыты резными алебастровыми плитами, запечатлевшими войны, триумфы и Великие дела ассирийского царя. По грубым подсчётам, около 9 880 футов, или почти две мили, барельефов с двадцатью семью порталами, образованными колоссальными крылатыми быками и львами-сфинксами, были обнаружены только в этой части, изследованной во время моих изысканий".

Среди многих важных скульптур, обнаруженных в этом дворце, была серия, иллюстрирующая осаду и взятие Лахиша в Палестине.

В мае 1851 года Лейард покинул Мосул и больше никогда туда не вернулся. Ему было всего 34 года. Он занялся политикой.

Работу Лейярда в Ниневии продолжил его протеже Ормузд Рассам (Hormuzd Rassam). В феврале 1846 он был нанят в качестве помощника, знание которым местных условий и обычаев было безценным. Рассам оказался упорным, и ему принадлежат многие открытия, например, Белый обелиск Ашурнаситпала I (1049-1031 гг.), найденный в южной части кургана Куюнджик.

Белый обелиск выставлен в Британском музее (на заднем плане - Чёрный обелиск)

Рассам отправил обелиск в Лондон кружным путём. Сначала - в современную провинцию Басра (на побережье Персидского залива), на юге Ирака. В марте 1854 года груз прибыл в Бомбей, Индия, а оттуда обелиск был перевезён в Великобританию.

Далее Рассама привлекла северная часть кургана, где, как он подозревал, мог находиться ещё один дворец. По довольно слабому соглашению эта часть кургана была французским заповедником, поэтому Рассам схитрил и прибегнул к ночным разкопкам. Он сразу же наткнулся на каменные плиты, принадлежавшие северному дворцу Ашшурбанипала. Французы мало что могли сделать, пришлось изящно признать, что их перехитрили. До апреля 1853 года, когда его средства были исчерпаны, Рассам спешно разкопал великолепную серию рельефов в зале С, изображающих царскую охоту на львов, и обнаружил коллекцию клинописных табличек, которые были частью "царской библиотеки" Ашшурбанипала.

Как вы можете понять, на этом история археологии от британских "музейщиков" не закончилась. Я изложила лишь бурное начало.

Прямыми грабежами и "дипломатическими усилиями" от артефактов и множества культурных ценностей усилиями французов и англичан были "освобождены" многие подконтрольные и неподконтрольные территории. Так в 19 веке французами был разграблен и сожжён дворец китайского императора. Ещё раньше общими усилиями испанцев и прочих "цивилизованных" евроварваров была ограблена территория Нового света, причём многочисленные уникальные предметы из золота были переплавлены. Поэтому совсем не удивительно присутствие реликвий дальних стран в музеях Европы.

Не смотря на это,

в музеи Ирака реликвии поступали и поступают, ибо археологическая деятельность продолжалась и в 20-м веке, ведётся она и ныне. Поэтому вместе с репликами, в коллекциях музеев хранятся и оригиналы. Посмотрите на фото вверху. Это один из разкопанных барельефов на берегу древнего канала (водовода) в районе Фаида, к югу от города Духок, примерно в 480 километрах к северу от Багдада.

Рельефы Фаиды, найденные в 2019 году в ирригационном канале длиной 7 м и шириной 4 м, были созданы на панелях высотой 5 м и шириной 2 м. До сих пор эрозия склона холма, где произошло открытие, и последующие слои Земли, скопившейсяся в канале, скрывали от мира существование этих выдающихся образцов ассирийского искусства. По мнению археологов, канал, подпитывавшийся за счёт карстовых образований, возможно, был построен ассирийским правителем Саргоном II (721-705 гг. до н.э.). Упомянутый канал образует сеть из многочисленных ответвлений, предназначенных как раз для оптимизации орошения полей во внутренних районах Ниневии.

Альтернативщики любят утверждать, что отсутствие оригиналов (при наличии копий) является доказательством подделки истории. Но... К сожалению, всё, в конце концов, подвержено разрушению. Статуи ломаются, чернила тускнеют, бумага разрушается, а глиняная посуда бьётся. Реплика — это не то же самое, что оригинал, но каждый оригинал в конечном итоге разпадется, и тогда всё, что останется, — это наши постоянно создаваемые копии.

Ныне к ним добавились 3D-репликации. В последние десятилетия были сделаны копии гробницы Тутанхамона и наскальных рисунков Ласко. Сделано это было, когда стало очевидно, что сотни тысяч посетителей, которые ежегодно проходят через них, наносят необратимый ущерб произведениям искусства.

Ущерб, нанесенный ИГИЛ художественному наследию Хатры, был катастрофическим. Многие предметы (не только из музеев, но и найденные чрными копателями) были похищены и проданы игиловцами на подпольном рынке.

Те, кто понимает ценность культурного наследия, занимаются возстановлением разбитых реликвий.

Ещё ссылка www.france24.com

"Пляска на костях" и "сжигание книг"

Лично мне странна та "пляска на костях", которую устроили либо по бездушности, либо по глупости, но в любом случае из подлости альтернативщики всех мастей. Точно с таким же настроем они, уподобляясь игиловцам, пытаются разрушить нашу историю, унижая людей, титаничекими усилиями создававших и защищавших наше Отечество - нашу Россию. За примерами далеко ходить не надо. Как только не хулили Петра Великого, не пытались отменить заслуги российских мастеров, работных людей, изобретателей и учёных. Всячески ошельмовывали людей, переехавших в Россию и вложивших свой труд в её экономику и развитие. Им отказывают в создании Исаакия, Александровской колонны, транспортировке гром-камня, которыми возхищаются во всем мире, как высочайшими достижениями русского народа. Горожанин опустился до того, что обвинил боевого генерала, дважды героя СССР в намеренной лжи.

Прекратите кощунствовать!

Израиль против всех, все против Израиля

Первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский отчитался в телеграм-канале: «Совет Безопасности ООН проголосовал по членству Палестины в ООН: 12 — за; 2 — воздержались (Велико...

Обсудить
  • Катя, помоги мне найти ( вдруг тебе попадалось) хорошая ссылка на анализ металла франкских мечей найденных на территории Руси. Вроде как выяснили - руда там местная, а клеймо - импортное :)
  • оригиналы все у нас :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :thumbsup: :thumbsup:
  • Меня лично огорчает аксиома, что вот оригинал и тема закрыта, и всем рты закрыты. "Официальная наука"-грёбанный стыд . .. Потом выясняется. что "оригинал" просто пересказ, да ещё с нужной адаптацией, более древнего текста с клинописных табличек..Который в свою очередь , вероятнее всего. просто запись "оригинала" устной традиции , мифологии, которая не была записана , потому что не кому было записать и не чем.. Я замечаю, что самые архаичные мифы, максимально отдалённые от нас по временной шкале , наиболее ценны. потому что с развитием технологий мифы теряют сказочный налёт. Поэтому, была развитая технологическая цивилизация или не была. но её свидетельства можно будет найти только в самых древних артефактах, оригиналах, которые спрятаны за крепкими дверями невежества и глупости. По умному. нужно провести ревизию всех древних артефактов с использованием самых современных сканеров самого широкого диапазона.. Потому что внутри тех же статуй находят свитки, но посмотрите на современные чипы, когда чип размером с почтовую марку может содержать целую библиотеку..
  • Спасибо за статью!! :clap: :clap: :clap: Очень интересно! :thumbsup: