Подлежит ли сомнению древность Хатры

10 627

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Как-то не думала, что так скоро вернусь к теме древностей нынешнего Ирака. Подвигла к этому сурьёзная проблема. Позавчера, когда у нас тут уже случилась ночь, на канал свалился (другого слова даже употреблять не хочется) очередной скандалист с нетрадиционной исторической ориентацией. Но, главное, не это, а то, что под одной статьёй он, судя по всему, всю ночь куражился, задирая других комментаторов (про автора пока промолчу). Под утро, увидев кучу провокационных и унизительных комментариев, я забанила сторонника столь неспортивного поведения. Однако, решила не оставлять без ответа два важных вопроса - датирование объектов и насколько отличаются оригиналы от работы реставраторов.

История и датирование

Слово "история" появилось в нашем обиходе вместе с произведениями греков и римлян (латинское historia от греческого ἱστορία), на все лады описывавших события из жизни консулов, проконсулов и прочих знаменитых лиц, а также истории различных стран и народов. Книги эти переписывали, переизлагали своими словами, переводили на другие языки, но поднятую тему (историческую) продолжали и донесли до наших времён. Ибо интерес к истории у человечества был и есть неугасим.

В русле этого интереса появились собиратели древностей (артефактов и прочих вещей), всяческие знатоки (например, искусствоведы, нумизматы) и... наука история. В какой-то момент в долгих спорах случился выбор между двумя тенденциями развития истории как науки: прославление (правдами и неправдами) своего отечества, его правителей и т.д. (что, простите, в большей степени чистой воды политика) или выявление того, что произходило на самом деле, то есть, на основании фактов. Этими фактами изначально были документы (а вовсе не художественная литература), к ним добавились нетленные надписи (на камнях и прочих материалах), следом - артефакторика (первой рукой историков стала археология). Позже, с развитием (технических) наук появились различные методы изследования материи (тех же черепков, манускриптов, всяческих других останков), и среди них множество способов определения давности (древности) реликвий. Все эти методы стали второй рукой истории :о) Две руки активно взаимодействуют, от чего история только выигрывает, обретая знания о том, о чём никаких письменных сведений не сохранилось.

Вообще-то, влетать с разбега на чей-то канал с жаждой разогнать, якобы, "осиное гнездо" - поступок весьма неадекватный :о) Прежде следовало бы поинтересоваться матчастью. Иначе в тебе сразу видят не обладающего умом и не обременённого образованием.

Если кратко и попроще, то в археологии существуют различные способы определения возраста объекта. Обычно изпользуется более одного метода датирования: археологи решают, какие методы являются наиболее подходящими, в зависимости от целей их изследований, характеристик объекта или ресурсов, имеющихся в их разпоряжении.

Методы датирования можно разделить на две группы: методы относительного датирования и методы абсолютного датирования.

Методы относительного датирования не могут определить абсолютный возраст объектов, но могут определить, что является более древним, а что более современным. Этот вид датирования осуществляется через стратиграфию и характеристики найденных материалов. Стратиграфия очень важна для понимания того, как создавалось то или иное место. Со временем различные слои земли образуются в результате эрозии, седиментации и деятельности человека, которые различаются по цвету, составу или текстуре. Пласты или слои откладываются один на другой, более или менее горизонтально. Такая стратиграфия позволяет относительно датировать объекты, поскольку нижние пласты старше верхних и, кроме того, все, что содержится в одном пласте, имеет одинаковый возраст (предметы, угли, строения...).

Относительную датировку может также обезпечить идентификация материалов. Способ изготовления предметов, их формы и украшения меняются со временем, и, изучая эти изменения, можно получить информацию о датировке. Например, если мы находим металлический предмет, мы знаем, что он был изготовлен после того, как был открыт способ получения данного металла и тот или иной способ его обработки.

В отличие от относительного датирования, абсолютное даёт точную дату, то есть позволяет утверждать, что определённому элементу "определённое количество лет". Существуют различные методы абсолютного датирования, применяемые к археологическим материалам: радиоуглеродное датирование (углерод-14), термолюминесценция, калий-аргон, уран-торий, дендрохронология и др.

В общем, на сегодняшний день суперточные методы датировки, таки, имеются. Например, таким средством для датировки событий являются... даты, указанные в документах. А документы, как я уже говорила, это не художественная литература, а, например, различные договора, акты купли-продажи, грамоты, посольская переписка и другие записи, подразумевающие тветственность. Историки производят работу, аналогично тому, как доискиваются до правды следователи: сопоставляют документы, если есть списки - выявляют последовательность и то, что было дописано позже, если имеются подлоги и фальшивки - выявляют их. Архивы огромны, и существуют они не только в отдельно взятой стране.

Вторым суперточным методом датировки является дендрохронология. Там где сохранились деревянные реликвии, и где имеется абсолютная дендрошкала, дендрохронология может определить время изготовления с точностью до года и, даже, до сезона. История Новгорода и Петропавловки тому наглядный пример. Как бы ни пыжились новохронологи, а дендрохронология подтверждает и дополняет историю, известную из письменных източников.

Так что, вопрос существования методов датировки закрываем. Желающие покопаться в них поглубже отправляйтесь изучать матчасть в другом месте.

Следующий вопрос

Выдача новоделов за древние артефакты

Если у человека нет желания что-либо разсмотреть или что-то найти, - это его проблема. В случае с Хатрой всё настолько очевидно, что даже такой любитель проехаться на чьей-то шее, мог бы разобраться самостоятельно.

О древности Хатры и её реликвий

Хатра жила и процветала не во времена пирамид, а на ряду с другими государствами, например, с древним Римом, той же Парфией и прочими. Рим, кстати, не однократно пытался прибрать город, лежащий на торговых путях, под свою десницу. Остались документы, в которых Хатра фигурирует не только у римлян, но и у других соседей. Кроме того, Хатру можно привести как пример применения одновременно нескольких методов датирования. Так датировкой её строений занимались не только археологи. Например, итальянец Роберто Бертолино делал это путём сопоставления данных археологии и палеографии, результатом чего стала книга "La cronologia di Hatra: Interazione di archeologia e di epigrafia" (к сожалению, в свободном доступе книги нет). По словам самого Бертолино, сопоставляющего Хатру, Пальмиру и Дура-Эвропос:

Надо сказать, что в самой Хатре было найдено "более 400 хатренских надписей, к которым присоединяются несколько латинских, некоторые из которых имеют большое значение для политической и социальной истории Хатры. Положительным моментом являются значительные материальные остатки не только в самом городе, но и в его окрестностях, восточной Ецире, хорошо изученной археологическими изысканиями". 75% хатренских надписей были найдены в храмах (особенно внутри теменоса). Здесь преобладают поминальные тексты.

Теперь по поводу древности артефактов Хатры, которые, по словам редиски, массово подделали, наглядным доказательством чему являются кадры вандализма из видео.

Первым европейцев заинтересовал Хатрой путешественник Джон Росс ещё в конце 30-х годов 19 века. Вместе с ним "прогулялись" туда мистеры Митфорд и (уже знакомый нам) Лэйярд. Путешествие со всеми дневниковыми подробностями, как-то, где что зацвело, где и кто что о мистерах подумал и т.д. можно найти в книге 1841 г. Уильяма Эйнсворта "Notes of an Excursion to Ḳal'ah Sherḳát, the U'r of the Persians, and to the Ruins of Al Ḥaḍhr, the Hutra of the Chaldees, and Hatra of the Romans" (Заметки о путешествии в Кал'ах Шеркат, персидский Ур, и к руинам Аль-Хадра, Хутры халдеев и Хатры римлян) Там же были обнародованы зарисовки древностей.

Я объединила изображение с двух страниц

На изображении пилястры (слева) видны две маски.

Перехожу к публикации 1908 г. материалов немецкого археолога - Вальтера Андрае (Walter Andrae) "Hatra nach aufnahmen von mitgliedern der Assur-expedition der Deutschen Orient-gesellschaft" (Хатра по записям членов Ассурской экспедиции Немецкого общества Востока.) Надо отметить, что немцы проявили присущую им обстоятельность. Они очень детально описали и конструкцию айванов (не удивляйтесь тому, что их они пишут с буквой "л" - это идёт от арабского произношения - "ливан"), материалы, украшения. Вообще, организованная в Ассирии экспедиция продолжалась с 1903 по 1914-й год. Было многое собрано, задокументировало. Разобрать и опубликовать материалы помешали первая и вторая мировые войны, последующее разделение Германии. Новый проект, по обработке материалов экспедиции Вальтера Андрае (в числе которых также дневники, планы, фотографии и т.д.) начался в 1997 году.

Реконструкция руинизированных зданий стала возможной благодаря отличной документации, предоставленной обученными архитекторами, строительными специалистами и другими изследователями, работавшими в команде Вальтера Андреа. (здесь обстоятельнее)

Далее фотоснимки из книги:

Северный и южный Айваны с перегородкой

Для сравнения:

Айваны в 2002 году

Всем ли очевидно, что реставрация, причём, не в очень скромных масштабах производилась в прошлом столетии?

Рис. 25: Южный выход северного Айвана.

Рис. 26: Главный дворец, консоль в зале 4

Главный дворец, южный Айван, линия угла южной стены

Главный дворец, южная сторона южного Айвана

Однако, реставраторы очень бережно отнеслись к остаткам зданий. То, что валялось среди руин на земле, поместили на место.

Старое от нового отличить не сложно

Там, где не было возможности изпользовать оставшиеся на стенах каменные блоки, их заменили новыми. Это хорошо видно на фотографиях из вики

Можно сравнить с тем, как выглядела одна из арок (с резным архивольтом) в 1908г

Фото 2002 г. Присмотритесь, хорошо виден двутавр, удерживающий древнюю консоль.

Вот здесь, по-моему, видна та самая многострадальная консолька, которую сбили боевики-вандалы

Древняя консоль, прикреплённая к новому каменному блоку. Ниже - артефактный блок с рельефом, совмещённый с дополнением от реставраторов. Разницу вполне видно

Прекрасно видно, где реликвия, а где добавка реставраторов.

Ещё один пример работы реставраторов

Часть найденных среди руин рельефных украшений была отправлена в музей (скрин из гида по иракскому музею 1937 года)

Дополнительно

Добавлю ещё несколько фотографий, сделанных до реставрации, чтобы не оставались в компе:

Архивольты главного дворца. Хатра

Маски до реставрации

Два снимка из книги 1943 г.

Хочу также поделиться с вами своим "открытием" жителей Хатры :о) Оказалось, что в жилых домах были найдены граффити. Самые разные, но насколько же полные жизни и чудные!

Из сделанного автором книги заключения:

"Подводя итог, можно сказать, что эти граффити дают интересное представление о культурной среде и жизни Хатры в целом. Несмотря на неопределённость их даты и значение, которое следует придавать их репрезентативности, они дают представление о некоторых не сохранившихся художественных формах, таких как живопись и архитектура. С другой стороны, благодаря неформальному, свободному представлению окружающего мира они являются важным източником более разнообразного взгляда на жизнь в Хатре и предполагают, что наше нынешнее мнение о Хатре как преимущественно религиозном городе лишь частично верно и неполно."

Полюбоваться можно тут.

Вернусь к ночному наскоку :о)

Пример, воообще-то, приведён там же, в статье

Более терпеть такие дикарские наскоки на своём канале не буду, тем более, унижению подвергаются другие читатели. Для нарушителей есть кнопочка бана.

Обнаружила под статьёй несколько не увиденных ранее комментариев.

Вы забываете, что существует не просто много, а черезчур много документов, изображений (в том числе и на камнях), текстов самого различного толка и т.д., чтобы делать по ним выводы, противоположные вашим. Нация - понятие довольно спорное. За каждой массовой миграцией следует очередное устаканивание. Кстати, в качестве подтверждение написанного о сосуществовании религиозных представлений и культур, могу ещё раз отослать к книге о граффити. А ещё предложить вот это в качестве иллюстрации:

Всё это Хатра. Как-то уживались :о) И такое явление наблюдается во многих торговых городах, где встречаются друг с другом различные культуры. Это естественно.

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...

Обсудить
    • KAMAS
    • 19 декабря 2022 г. 06:29
    Есть у альтернативщиков такая профессия - глупость свою на весь мир выставлять.
  • Работа историков во многом схожа с работой криминалистов! Цель одна - постижение истины! Только к криминалистам как-то претензии не очень предъявляют, а к историкам... ! :smirk_cat:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: !
  • :yum: енто неправильный "сказитель", про нас не упомянул :stuck_out_tongue_winking_eye: