Есть ли жизнь после Маркса. Ч.1

90 693
Все таки Маркс был прав?


Это пост о ревизии марксизма.

Даже не знаю, как подобраться. Я с большим уважением отношусь к Марксу. Его жизнь была примером беззаветного служения своей идее и своей мечте. Его философское наследние многогранно, многие его идеи я считаю актуальными до сих пор. Более того, я себя считаю марксистом, настолько сильным было влияние философии Маркса на меня.

С другой стороны, я наблюдаю множество партий, которые или носят название "коммунистических" или так или иначе опираются на теорию коммунизма, разработанную Марксом. И вот здесь я теряюсь. Для меня очевидно, что марксова концепция исторического процесса не верна. Та самая пресловутая "теория формаций" (ТОЭФ), схема которой украшала кабинет истории в моей школе, и которая логически обосновывала "неизбежность победы коммунизма". Я вижу отчетливо ошибочность этой концепции.

Долгое время в нашей стране постулаты марксизма были защищены от критического восприятия. Потом наступил период, когда открыто обсуждать и критиковать Маркса стало возможно, но уже не актуально, ибо накатила волна декоммунизации, которая постаралась похоронить под собой все советское наследие, включая "самое передовое учение". Сейчас интерес к советскому опыту построения социализма возобновляется, возрождается интерес к Марксу, Ленину, Троцкому, Сталину. Партии становятся популярными и все такое. Но я не замечаю диалектического скачка.

То есть я наблюдаю две тенденции. С одной стороны, налицо явное желание "похоронить марксизм (коммунизм, совок)". Причем это похоже на попытку с грязной водой выплеснуть и ребенка. С другой стороны, я вижу шаги к реанимации марксизма в изначальном виде. То есть с понятиями и концептами, введенными в оборот аж в 19 веке, очевидно конфликтующими со столетним историческим багажом исторической науки и совершенно не учитывающими современные исторические реалии. Не то, чтоб это были шаги. Это не движение даже, а спокойное лежание на диване. Просто, как я понимаю, людям лень взять и навести порядок, разобраться, что в марксизме верно, что ошибочно, что полезно и что вредно. Люди, которые "вооружаются марксизмом", в моем представлении вовсе не являются (потому что не способны быть) теоретиками. Это практики, и марксизм им нужен просто как знамя. Короче, это какая-то религия со своими святыми, со своими символами и обрядами...

Должен признаться, я вовсе не являюсь знатоком современной философии истории. Возможно, я сильно ошибаюсь, и где-то существуют ученые кружки, которые всерьез занимются не догматическим изучением марксизма as is, но и его полноценной критикой и ревизией. В нашей стране мне известна одна попытка создать концепцию исторического процесса на базе марксистской диалектики, но с учетом новых знаний в области кибернетики и синергетики. Это работа "Философия информационной цивилизации" Рифгата Абдеева. В ближайшее время планирую изучить последние работы крупного советского и российского ученого Юрия Семенова.

Но перед тем хотелось бы изложить собственный взгляд. Исключительно для того, чтобы был предмет для дискуссии. Возможно, проблема вовсе не в Марксе, а в моем представлении о нем, в моем превратном толковании Маркса. Возможно, коллеги объяснят мне суть моих заблуждений.

Итак, я не берусь рассматривать все обширное наследие Маркса. Я не касаюсь общих вопросов философии, вопросов политэкономии, не посягаю на диамат. Предмет разбора - исключительно концепция истории.

Давайте вспомним то, что памятно каждому советскому школьнику. Схему развития, в которой человечество проходит от первобытно-общинного строя через строй рабовладельческий, затем феодальный, к строю капиталистическому. Вершина этой цепочки - коммунизм, неизбежность которого для Маркса была очевидной, а для меня - вовсе не...

Схема внешне очень проста. Утверждается, что любое общество в своем развитии проходит названные выше стадии, это обусловлено внутренней логикой исторического процесса.

Динамика исторического процесса обусловлена развитием производительных сил и производственных отношений. Это линейный процесс, в котором новые более прогрессивные способы производства и производственные отношения вытесняют старые. Причем смена производительных сил и производственных отношений происходит не одномоментно, а постепенно, количественные изменения приводят рано или поздно к качественному скачку, когда становится возможным говорить о том, что общество трансформировалось и вошло в новую стадию. Но так (перманентность) можно характеризовать лишь фундаментальные экономические процессы. В политической же сфере непрерывной смены институциональных форм мы не увидим, потому что политический строй всегда консервативен, и если какие-то изменения происходят, то лишь вынужденно, под давлением прогрессивных сил. Часто это происходит в форме революций.

Основным содержанием исторического процесса Маркс считает борьбу классов. Классы неизбежно появляются вместе с возникновением частной собственности. Несправедливое распределение общественного продукта неизбежно ведет к возникновению общественного неравенства и условий, когда один класс, владеющий средствами производства, эксплуатирует другой класс, который не владеет средствами производства. Антагонизм, возникающий между этими классами, определяется тем, что один класс пытается постоянно усиливать эксплуатацию, а другой класс - отчаянно сопротивляется. И вот мы видим постоянную борьбу:

"История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов. В предшествующие исторические эпохи мы находим почти повсюду полное расчленение общества на различные сословия,- целую лестницу различных общественных положений. В Древнем Риме мы встречаем патрициев, всадников, плебеев, рабов; в средние века - феодальных господ, вассалов, цеховых мастеров, подмастерьев, крепостных, и к тому же почти в каждом из этих классов - еще особые градации."

Процитированная цитата - отрывок из "Манифеста коммунистической партии". Впервые Манифест опубликован в 1848 году, а работу над документом Маркс и Энгельс начали в 1847 году. Карлу Марксу на тот момент было... 29 лет.

В описании исторических эпох молодой Маркс следует уже сложившейся схеме: античность, феодализм, современное капиталистическое общество. Через 10 лет, в работе "К критике политической экономии" Маркс закрепит предложенную классификацию, выделив пять общественно-экономических формаций. Это не должно вызывать удивления. Историческая наука в те годы еще находилась на пороге открытий.

Античное общество было хорошо известно. Поэмы Гомера достаточно ярко отображают общество в переходный от бронзового к железному веку период. Поэмы Гесиода характеризуют эпоху архаической Греции. Классический период античности еще более детально отражен в трудах Ксенофонта, Фукидида, Аристотеля. Ну и Древний Рим - по нему вообще огромное количество источников. И стоит ли удивляться, что эпоха рабовладения в Античной Греции и Древнем Риме ассоциируется с развитием государственности? У Гесиода рабов еще нет, а вот у Платона уже есть. Аристотель вовсю рефлексирует на тему рабства. По римской же империи вообще наверное нет ни одного источника, в котором не упоминаются рабы. Рабы повсюду: на галерах, в рудниках, в театрах. Немудрено соблазниться мыслью, что основным способом производства было использование труда рабов и что само развитие государств в античности связано с этим новым способом производства.

Напомню, историческая наука в то время еще только зарождалась. Еще не было ничего известно о древнейших государствах Ближнего Востока и Междуречья: Ассирии, Вавилонии, ничего не известно о Шумеро-Аккадской цивилизации. Ученые только-только приступили к изучению египетских письменных источников. Едва начинают вводиться в научный оборот персидские источники, время Китая и вовсе не пришло... Если бы у Маркса была возможность ознакомиться не только с историей Европы, но и обозреть историю других стран и регионов, возможно, он не был бы столь уверен в своей схеме. Но мы имеем то, что имеем. К сожалению, в марксистской науке догматически утвердилось "пятичленное" деление на формации.

В немарксистской литературе еще в XIX веке (в конце) набирает вес обоснованная критика предложенной схемы. Историкам становится известно, что рабский труд, несмотря на частое упоминание в источниках, вовсе не был основой экономического производства в Древнем мире. Подавляющая часть продукта производилась лично свободными земледельцами и ремесленниками. В ТОЭФ категорически не вписывается древнеегипетская цивилизация с глубокой социальной дифференциацией, высоким уровнем развития культуры, искусства, технологий, ремесел. Цивилизация, высочайшие достижения которой никак не связаны с эксплуатацией рабской силы. Как можно охарактеризовать древнеегипетское государство эпохи строительства Великих пирамид Гизы? Рабовладельческое? А где мы можем найти соответствующие признаки рабовладельческого государства и в чем они вообще состоят, если даже при строительстве пирамид рабский труд не был задействован? Если все государства античности относятся к одной и той же ОЭФ, то они должны обладать определенными чертами сходства? Что же общего мы можем выделить в государствах Шумера, Египта, Ассирии, Вавилона, Древнего Израиля, античной Греции, что в них такого, что существенно отличает их от более поздних государств, принадлежащих к так называемой "феодальной" эпохе?

В советской науке с критикой пятичленного деления на формации выступил историк и философ Василий Павлович Илюшечкин (1915-1996). Он пытался доказать, что так называемые рабовладельческая и феодальная формации не имеют никаких специфических признаков, которые выражали бы их сущность и отличали друг от друга. И что единственным существенным признаком обеих является докапиталистический способ производства и соответствующие ему общественные отношения. То есть, по Илюшечкину, имеются основания выделить лишь следующие стадии в развитии обществ:

1) первобытно-общинный строй

2) стадия докапиталистических государств (рентный способ производства, ресурсная экономика)

3) капитализм (крупное товарное производство с использованием наемного труда и машин)

4) коммунизм

Идеи Илюшечкина поначалу были восприняты критически (что совершенно естественно), затем, в период позднего СССР, были признаны некоторыми историками. Полагаю, что рано или поздно они получили бы всеобщее признание, но с распадом СССР марксизм как-то сразу стал чрезвычайно непопулярным.... А жаль.

Имя В.П. Илюшечкина мне не было известно до сего дня. В вузе о нем не упоминали (хотя возможно что-то такое называлось в рамках изучения  "дискуссии об азиатском способе производства"), работы его я не встречал и не читал, о содержании идей мне стало известно из Википедии, вот только что наткнулся. К аналогичным идеям я пришел самостоятельно просто по зрелому размышлению...

В следующих частях я попробую подробно описать схему, и вы сможете согласиться или попытаться опровергнуть логику рассуждения. Сейчас же мне хотелось сказать следующее.

Фишка в том, что если даже заменить "пятичленку" на "четырехчленку", то ТОЭФ остается ТОЭФ, а марксизм остается марксизмом. Потому что ключевое в марксизме - это анализ капиталистического способа производства (он выполнен Марксом блестяще) и обоснование неизбежного перехода от капитализма к коммунизму. Вот это последнее - очередная уязвимая пята марксизма и это, соответственно, область, в которой теорию следует пересматривать и дорабатывать. Разумеется, и на эту тему мы тоже порассуждаем :)

Заканчивая этот пространный текст, хотелось бы поделиться одним соображением, которое давно не дает мне покоя. Вот прям идея фикс.

Давайте еще раз вспомним схему пятичленной схемы ОЭФ и перечислим все стадии.

1) первобытно-общинный строй (все средства производства принадлежат лично свободным членам общины)

2) рабовладельческий строй (производитель лично несвободен и не владеет средствами производства)

3) феодальный строй (производитель - крестьянин - владеет орудиями труда, но не является лично свободным)

4) капиталистический строй (производитель - пролетарий - не владеет средствами производства, но является лично свободным)

5) коммунизм (все средства производства принадлежат лично свободным членам общины).

Вы можете взять пункты 1-4 или 2-5 и увидите, что они являются всеми возможными комбинациями факторов: личная зависимость (отсутствие - наличие) и отношение к средствам производства (владеет - не владеет). 

Очень логичная схема. Очень стройная. Красивая. Очень красивая...

По этой схеме человечество проходит путь от полной свободы человека в первобытно-общинном строе к полной утрате этой свободы (рабовладение), затем через переходные формы (феодализм и капитализм) возвращается снова к свободному состоянию, но на качественно ином уровне (коммунизм). Качественное изменение таково: если в первобытно-общинном строе человек не осознавал своей свободы и всецело зависел от природных сил, то в финальной стадии исторического процесса человек осознает, какими своими действиями он может достичь свободы и он стремится к ней осознанно. Если изначально человек не понимает, что его стремление к частной собственности приводит к возникновению неравенства и к эксплуатации одних людей другими, то в финальной стадии человек сознательно отказывается от частной собственности, чтобы не допустить расслоения и эксплуатации. Другими словами, человечество проходит цикл развития, возвращаясь к изначальному природному равновесию, но уже поднявшись на новый виток. Это спираль, господа (товарищи). Можете забить меня лопатами и забросать какашками, но это - зеркальное отражение гегелевской концепции истории. Все то же самое. Все согласно законам диалектического развития. Схема, содранная с Гегеля один-в-один бывшим гегельянцем Марксом. С одним лишь отличием: Гегель был идеалист, а Маркс положил в основание своей концепции материалистическое обоснование движущих сил.

Но в остальном - это все та же схема. В которой история, пусть и движется по спирали, но имеет направление, имеет смысл, имеет начало и конец. Это очень красиво, но, к сожалению, очень надуманно. Чем плохи такие вот априорные схемы? Тем, что они априорны и надуманны. С точки зрения Маркса, история имеет свою логику, и Маркс как бы претендует на раскрытие этой логики, на раскрытие некоего "великого замысла", который заключается, очевидно в том, что человек, "созданный" быть свободным, становится свободным. Гуманистический пафос внушает уважение, но объективности ради, господа-товарищи: НИКАКОГО ЗАМЫСЛА и никакого СМЫСЛА история не имеет. Вернее, история может принять любой смысл, который мы (люди) сами ей придадим, если возьмем управление процессом в свои руки. 

PS. Это только присказка. Разумеется, неизбежность наступления коммунизма я ставлю под сомнение не потому, что это априорная схема. Мы разберем отдельно и этот, и другие вопросы. Продолжение следует.

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

Замминистра обороны Иванова подозревают в получении взятки «космической суммы»

Заместитель министра обороны России Тимур Иванов, по некоторым данным, получил «космическую сумму взятки» от строительных компаний за то, чтобы они получали подряды от военного ведомства, пишет Telegr...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить
  • Заинтересовался. Вашу первую часть конвертировал в формат ПДФ и сохранил на компе, - надо боле вдумчиво почитать. С нетерпением жду продолжения.
  • Подписался, определенно буду читать. Хотя смущают... "Уважение" к марксу - зачем, когда он ну нисколько не уважал и Россию, и русских? Непонимание автором разрубленной обобщенной системы производства, т.е., "антагонизм" маркса между рабочей массой и продуктивной развивающей частью "управляющих элементов", которые в тогдашней ситуации, конечно, пробовали закрепить за своими действиями принцип "владения средствами производства". Ну и треть, (возможно не во всем сказанном разобрался) опора на "собственность", которая и без маркса-коммунизма уже всерьез рассматривается как чисто юридический механизм передачи сигналов по управленческому контуру общества, и очень мало задействованная при попытки определить "классовость" самого общества, и соответственно - сам марксизм как гипотезу. Потому что без "классовости" этот анализ общества, - а тем более исторических процессов - никому не нужен, потому что лжив от самых изначальных своих определений, постулатов, аксиоматики. Извините, если невольно задел ваш изначальный энтузиазм, этого вовсе не хотел, и как уже признался - читать далее собираюсь, как и с очевидностью предвижу некоторые спорные с вами несогласия.
  • Присказка хороша! :thumbsup: Но "первобытнообщинный строй" вызывает не меньше сомнений, чем жесткое разграничение рабовладельческого строя с феодализмом.Уже в самом определении "родоплеменной" подразумевается со-зависимость и некоторая иерархичность. Поэтому - да, "пятичленка" очень условна, особенно при сравнении народов и обществ, обитавших в разных условиях, на разных континентах.
  • Маркс и Энгельс просто механически, принудительно нахлобучивали гегелевскую диалектику на реальность, заменяя идеалистический движитель последней, на материалистический, выполнявший, в их теоретической конструкции, ту же функцию. Лучше бы автор в качестве исходного пункта взял не схоластические упражнения марксизма, а серьёзную диалектическую доктрину Гегеля. Но конечно не так, как это делал тов. Ленин в "Философских рукописях".
  • Формаций всего две - натуральное хозяйство и товарное производство. Феодализм существовал от сотворения мира до тех пор, пока товарное производство не стало господствующим.