Как Ленин царя скрывал.. получилось так, что – голова к голове..

12 7542



Голова школяра помогла сделать историческое открытие..

Несколько лет назад в актовом зале 206-й школы, что находится на Фонтанке неподалеку от Щербакова переулка, произошел курьезный случай: во время праздника не в меру активный первоклассник буквально влетел головой в стоявший с незапамятных времен на сцене огромный портрет Ленина. Холст порвался. Даже не то что порвался: из портрета выпал целый кусок.

Владислав ИЗМАЙЛОВИЧ - Портрет Ленина (1924)Переданная картина на реставрацию

Ситуацию надо было срочно спасать. Пришлось задрапировать поврежденное место темной материей, а директор школы Татьяна Бачурина обратилась за помощью к знакомому реставратору из Русского музея. И вот тут начались настоящие чудеса. Реставратор заинтересовалась куском портрета, отнесла его в мастерскую, стала изучать...

Изумлению не было предела: на обратной стороне портрета вождя мировой революции под слоем краски оказалось изображение... сапога. И, как верно предположили, – кого-то из императоров. Сначала думали, что Александра II, при котором было основано Петровское коммерческое училище – предшественник 206-й школы. Но когда нашли дореволюционные фотографии, все встало на свои места: актовый зал, как и положено тому быть, украшал портрет «ныне благополучно царствующего» государя императора Николая II.

фрагмент картины с "обратной" стороны

Наше учебное заведение, основанное в 1880 году, находилось под покровительством дома Романовых, – говорит руководитель музея школы № 206 Светлана Пасынкова. – После революции в актовом зале решили поместить портрет нового главы государства. Эту работу в 1924 году поручили известному художнику Владиславу Измайловичу, который кроме всего прочего был преподавателем нашей школы и до революции, и после нее.

Илья ГАЛКИН - Портрет царя Николая II (1896)

Что же делает Измайлович? Он не уничтожает портрет Николая II, а переворачивает холст и на обратной стороне изображает Ленина. Причем на фоне Петропавловского собора и великокняжеской усыпальницы, что было очень необычно: как правило, вождя изображали на фоне рабочих и крестьян. Кстати, потом, чтобы придать картине более пролетарский характер, пририсовали пятиконечную звезду над Иоанновскими воротами и красные флаги над городом. А образ Николая II на долгие годы оказался скрыт под слоем специальной краски. Долгие годы это было абсолютной тайной для всех.

Работа его коллеги Ильи Галкина прежде стояла в большой позолоченной раме и являлась главным украшением актового зала школы. Художник понимал, что этому произведению искусства новую власть не пережить, поэтому замазал черной гуашью изображение последнего российского императора.

Портрет императора стоя в актовом зале Петровского коммерческого училища

Владиславу Измайловичу под новую картину даже отдали раму, которая прежде обрамляла изображение последнего российского монарха. Правда с нее предусмотрительно сняли царские атрибуты - скипетр, державу и корону.

Портрет Ленина так и стоял на специальном постаменте целых 95 лет. Школа за это время несколько раз меняла название, но одно оставалось неизменным - портрет Ильича в царской раме.

Догадка о «потайном» портрете подтвердилась, когда весной нынешнего года огромный холст размером три на четыре метра, в тяжеленной раме, с огромным трудом сняли со своего места, на котором он провисел многие десятки лет, – рассказала Светлана Пасынкова. – Полотно отвезли в реставрационные мастерские Академии имени Штиглица, бывшего Мухинского училища. И случилось чудо: на обратной стороне портрета сквозь слой потрескавшейся краски явственно стал проступать лик императора.

Исследования картины в ультрафиолетовых, инфракрасных и рентгеновских лучах подтвердили, что на обороте портрета Ленина – изображение Николая II.

Рентген показал, что за портретом Ленина есть портрет Николая

Это как две стороны одной медали – удивительный символ ХХ века, – считает Пасынкова. – На одном холсте – две ключевые исторические персоны, сотворившие время и изменившие его. Историческое пространство Петербурга открыло одну из тайн давно ушедших событий и людей. По стечению каких-то неведомых обстоятельств это произошло именно в год 400-летия дома Романовых...

В нижней части портрета императора в инфракрасных лучах прочитался автограф живописца и год создания работы. Художник Илья Савич Галкин создал картину в 1896 году, когда происходила коронация последнего царя (и, напомним, печально знаменитая Ходынка!). Нельзя сказать, что Галкин – художник неизвестный: его произведения хранятся ныне в собрании Русского музея и в других галереях России.

Галкин был старше царя на восемь лет. Судьба у художника удивительная: он был родом из бедной семьи Петербургской губернии. Мальчиком его отдали в учение сапожнику, у которого тот в свободное время начал рисовать. Один из заказчиков сапожника обратил внимание на способности талантливого ребенка и устроил его в рисовальную школу при Обществе поощрения художников.

Страстью Галкина были охотничьи сюжеты. А с 1894 года он стал вхож к царскому двору, где ему поручили делать портреты членов императорской фамилии. Он запечатлел Николая II, Александру Федоровну и великих князей. Эта работа принесла Галкину не только моральное удовлетворение, но и материальный достаток. Уже в 1899 году он купил имение в Тверской губернии, где устроил мастерскую. Вспоминают, что он был очень хлебосольным хозяином. Умер Галкин за два года до революции...

- Портрет императора написан 1896-м, в год коронации, скорее всего, с натуры. По тому, как тщательно загрунтован холст, видно, что Илья Галкин - художник классической школы, - рассказывает реставратор. - А Измайлович писал Ленина быстро, используя мотивы известного портрета вождя руки Исаака Бродского. Чтобы не навредить картине Галкина, Измайлович даже не стал повторно грунтовать холст с обратной стороны.

Как отмечает профессор кафедры живописи и реставрации Художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица Татьяна Поцелуева, которая руководит реставрацией картины Галкина, это произведение мастера было совершенно не известно. Работой будет также заниматься ее ассистент – недавняя выпускница академии Мария Игнатьева.

История очень интересная и загадочная, – говорит Татьяна Поцелуева. – Мы изучили краски на полотне и пришли к выводу, что, хотя портрет Ленина датирован 1924 годом, изображение царя «спрятали» гораздо раньше – скорее всего, после Февральской революции. Причем замазали водорастворимой краской, а под ней – практически неповрежденный портрет царя. Толстый слой лака спас картину. Кстати, удивительный факт – на рентгеновском снимке изображения практически совпали: получилось так, что Ленин и Николай – голова к голове. Из-под кепки Ленина просвечивает лицо Николая.

Те, кто закрасил изображение царя (возможно, к этому приложил руку тот же художник Измайлович), на самом деле спасли картину. Кстати, на той стороне холста, где портрет царя, видны заплатки, все они – на уровне человеческого роста. Не исключено, что после революции картину могли колоть штыками.

По словам Татьяны Поцелуевой, для нее работа над образом последнего царя – как некий знак. Несколько лет назад она изготавливала копию портрета Николая II работы Липгарта для Президентской библиотеки.

Новая работа с портретом Николая II – творческий подарок, – признается Татьяна Леонидовна. – Я вообще считаю, что все, что приходит к нам, – не случайно.

Реставрация полотна займет до двух лет. Работа проводится по решению реставрационного совета, в который входят реставраторы высшей категории из Эрмитажа и Русского музея.

Мы ставим задачу не только восстановить портрет Николая II, но и отреставрировать портрет Ленина, – говорит Поцелуева. – Оба портрета останутся на одном холсте, чтобы картину можно было показывать одновременно с двух сторон. Будет отреставрирована и рама: мы хотим восстановить ее в первозданном виде. К этой работе будут привлечены студенты. Кстати, рама оказалась со следами настоящей позолоты, сохранившейся под слоем бронзовой краски.

ПРОШЛИ ГОДЫ..

Чтобы одновременно восстановить и сохранить обе картины, руководителю реставрации преподавателю академии Татьяне Поцелуевой и трем ее студенткам пришлось поломать голову. За ходом работ все время следила реставрационная комиссия, состоявшая из экспертов Эрмитажа и Русского музея.

После реставрации вновь обретенный портрет готовы представить публике. Увидеть его можно будет 30 ноября в академии в рамках V Международного культурного форума. Для двусторонней картины разработали специальную раму.

После картина отправится назад в школу. Пока там решают, где именно будет храниться уникальное полотно.

Хотел ли сам Владислав Измайлович, чтобы о его мужественном поступке узнали потомки? Доподлинно неизвестно. Долгое время художник продолжал работать в той же школе и нередко проходил мимо портрета Ленина, который хранил его тайну. Но до самой смерти в 1959 году он так и не обмолвился о том, что скрывает картина.

Илья ГАЛКИН - русский художник, живший с 1860 по 1915 год. Имел звание классного художника 2 степени и право рисовать монарших особ.

Портрет императора Николая II

Владислав ИЗМАЙЛОВИЧ - советский живописец-акварелист и график. Автор росписи плафона Большого зала особняка Елисеевых и центрального плафона Русского музея в Петербурге. Преподавал в учебных заведениях Ленинграда.

Портрет В. И. Ленина Можно приобрести - http://artunion.spb.ru/lot?id=...




Санкт-Петербургские ведомости

Комсомольская правда

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Сегодня 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...

Шчо вы к нам прысталы?!

- Какие мы вам братьтя, хто вам это сказал?! Мы сами по себе! А вы лизеты й лизэтэ. Вы понимаете, шо мы не хотымо з вамы жыты?! Мы хотим отдильно, без вас, сами по себе!- Понимаем. И по...

Обсудить
  • я видел репортаж сегодня ориентировочно в 19.30 или по "Культуре" или по "России-24" обратил внимание на скрупулёзную многомесячную работу реставраторов честно скажу - перестал жевать (ужинал после работы) и с интересом посмотрел тем более дочка учится, рисует... короче говоря, не чужая тема постарался не увидеть в репортаже политики и противопоставления... не ведёт к консолидации... а вот кропотливый труд, наша история с её неожиданными поворотами - да, это оно
  • Есть в этом открытии некий знак, символ того, что отечественная история неразделима, целостна...
  • Да, интересная история. Не плохо было бы сделать подрамник с холстом вращающимся относительно рамы. Сделать этакий перевёртыш.