Пётр Иванович Багратион
«Действительно, слово «русский» сложное, но, мне кажется, проще говорить о русских как культурном явлении. Именно русская культура является тем пространством, в котором сформирована и развивается многонациональная и уникальная культура России. Этого не надо стесняться, это историческая данность. " В.Мединский.
Благодарю уважаемого Key Ratios за то, что привлёк наше внимание к этому высказыванию нашего министра культуры. Сразу скажу, что с «творчеством» В.Мединского я не знаком, не особо за ним слежу, за исключением уж совсем одиозных случаев типа «доски Маннергейма». Вполне может быть, что многое из того, что он делает, не полностью или совсем не совпадает с моими принципами культурного развития. Вместе с тем, считаю важным отметить те важные совпадения, которые, с моей точки зрения, позволяют найти решение очень важных вопросов, которые именно сейчас возможно разрешить. Один из этих вопросов – дилемма «русский – российский».
Ведь, действительно, государство у нас называется Россия. Что может быть естественнее, чем назвать всех жителей нашего государства – россиянами. Ну, просто по правилам русского языка? И тогда, действительно, есть русские, есть татары, есть буряты, а все вместе – россияне. Ну, логично же?
Вроде логично, но что-то не так, что-то внутри противится назвать себя «россиянином». Причём, противится не только у «русских», но и у других «национальностей». Ведь именно «русским» называл себя Сталин и сейчас еврей Вассерман тоже называет себя русским. Это просто невозможный случай, если предположить, что «русский» - это этнос. Ну не может мордвин назвать себя татарином или армянином. А русским – может.
Подтверждением этой странной закономерности является и тот факт, что за границей все наши эмигранты никогда не были грузинами или евреями, не были они и «советскими». Даже в годы могущества СССР мы оставались для иностранцев «русскими».
Вот это странное употребление слова «русский» и разрешает фраза В.Мединского. Преддверием её является известная притча об Николае Первом:
«Император Николай I однажды на придворном балу спросил маркиза Астольфа де Кюстина, спасавшегося в России от французской революции:
— Маркиз, как вы думаете, много ли русских в этом зале?
— Все, кроме меня и иностранных послов, ваше величество!
— Вы ошибаетесь. Вот этот мой приближённый — поляк, вот немец. Вон стоят два генерала — они грузины. Этот придворный — татарин, вот финн, а там крещёный еврей.
— Тогда где же русские? — спросил Кюстин.
— А вот все вместе они и есть русские.»
Действительно, русский – это культурный код. Чтобы понять это, нам пришлось столкнуться с другим культурным кодом – «украинец». По сути, украинец – это антипод русского. Ведь даже «западно-европейский» культурный код не антипатичен русскому. Он отличается существенно, но во многом и совпадает. А вот «украинец» - это, действительно «анти-русский». Именно так он и создавался: брался русский принцип и к нему добавлялась частица «не». Очень просто и надёжно, чтобы принципиально не было точек соприкосновения.
Так вот, на примере украинского культурного кода очень просто понять русский культурный код. Ведь что представляет из себя население Украины? Это смесь этносов: малороссов, поляков, великороссов и евреев. Часть этих этносов примкнула к культурному коду «украинства», а часть осталась «русскими». Они не изменили своей этнической принадлежности и страны проживания, они не стали «россиянами», но они остались русскими.
Вот такой у нас русский народ. В котором есть татарин адмирал Ушаков, грузины Сталин и Багратион, еврей Вассерман, даргиец Магомед Нурбагандов, бурят Бато Дошидорджиев и казахи- панфиловцы. Есть среди русских и великороссы - «белый генерал» Скобелев, полководец Суворов и князь Александр Невский. Все мы – русские.
Ну, а В.Мединскому – плюсик за то, что нашёл правильную формулировку.
Оценили 8 человек
14 кармы