Тема настоящей статьи была навеяна мыслями, изложенными в статье под названием «Фарисейство в исламе».
С фарисейством вроде все понятно, но на какой почве вырастает эта опухоль? Поразмышляем об этом.
Может быть истоки фарисейства кроются в вопросах, которые задаются мусульманами? Вот лишь некоторые из них: можно ли сбривать волосы в той или иной части тела? не разгневается ли Всевышний если женщина воспользуется парфюмерией? можно ли целовать супругу во время соития? можно ли целовать ее в принципе? можно ли сделать так, можно ли сделать эдак?
Вопросы, вопросы… Возможно, задавая все новые и новые вопросы, люди ощущают себя активными деятелями религиозности?
А может быть фарисейство оно и есть дачу ответов на задаваемые и заведомо глупые вопросы?
Известно, что за все годы исполнения пророком Мухаммадом (сгв) пророческой миссии ему было задано всего лишь 13 вопросов.
Почему так мало? По той простой причине, что Всевышний в Коране яснее ясного дал понять, что каждым своим вопросом по тому или иному поводу мусульмане, стремящиеся, как им кажется, привести свою жизнь в идеальное соответствие с божьими требованиями, на деле лишь обременяют себя все новыми и новыми обязанностями, которые делают их жизнь все более сложной… Между тем, Всевышний в Коране разъяснил, что ислам был дан людям для облегчения их жизни, а не для ее усложнения: «… Аллах желает для вас облегчения, и не желает для вас затруднения...» (2:185).
Поэтому "задавание" вопросов не одобрялось. Данный аят настолько красноречив, что стоит привести его перевод целиком: «О вы, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если откроются вам. А если вы спросите о них, когда низводится Коран, они откроются вам. Аллах простил за них: ведь Аллах - прощающий, кроткий. Спрашивали о них люди до вас; потом оказались неверующими в них» (5:101).
Итак, излишнее любопытство могло привести любопытных людей к неверному пониманию сути религиозности и благочестивого образа жизни. Судя по всему, религиозность с точки зрения Всевышнего означала совсем не то, что люди подразумевали и продолжают подразумевать под религиозностью. Помните: «Праведность не в том, чтобы входить в дома с заднего хода, но праведность в том, чтобы остерегаться божьего отторжения» (2:189)?
Но неистребимая привычка одних задавать вопросы, с целью демонстрации своего религиозного рвения, привела к закономерному результату, а именно: к появлению абсурдных фетв со стороны других. К примеру, подобные постановления прописаны в книге Тахмаза «Ханафитский фикх в новом обличье» в разделе о деяниях, которые не нарушают пост. Не буду приводить их здесь, желающие могут обратиться к названному источнику, изданному не ранее 2005 года.
Но не один г-н Тахмаз (автор упомянутого опуса) на этом поле активен, но и масса других факихов, как из рога изобилия выдающих из себя все новые и новые «шариатские» перлы, от которых хоть стой, хоть падай…
А помимо официальных фетв существуют еще и «народные фетвы», своеобразный неписаный шариат. Например, омовение-тахарат, совершенный из кумгана, не имеющего наплыва-кольца на краешке носика недействителен, поскольку такой кумган является «необрезанным». Каждый может вспомнить парочку подобных образцов «бытового» шариата.
Если проанализировать Коран, то обнаруживается, что запреты в послании Бога к людям весьма немногочисленны и ясно оговорены. Следовательно, ислам – это, помимо прочего, дозволенность всего, что не запрещено. Именно эта особенность являлась одним из выдающихся преимуществ ислама перед другими религиозными системами. Но увы, предыдущие поколения мусульман успешно отошли от такого простого и эффективного отношения к реальности.
Между тем, в основе патологического стремления к усложнению жизни посредством испрашивания ответов на вопросы лежит глубокий психический изъян. Он заключается в том, что, преодолевая искусственно созданные трудности, называемые требованиями религиозного закона, эго-нафс испытывает чувство великой значимости проделываемой работы. Создается впечатление, что там, где ведется такая работа – там и присутствует высокое благочестие и набожность. Таким образом благочестие начинает восприниматься как состояние заботливого и щепетильного соблюдения сотен и тысяч запретов, которых на самом деле не оглашал ни Всевышний, ни Его Посланник (сгв).
Кстати, пророк Мухаммад (сгв) предупреждал, что предыдущие общины погубили себя в силу излишней дотошности в религиозных делах. Но кто Мухаммад (сгв)? Уж он то точно не из тех, кто погубил себя. А что же мы? Разве у нас еще есть жизни в запасе, что мы столь безответственно тратим ту, которую живем сейчас, на задавание глупых вопросов и выслушивание не менее глупых ответов?
Оценили 3 человека
4 кармы