Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Христология. Боговоплощение

46 2959

Мы верим в Единого Сына, Господа Иисуса Христа в двух природах, или естествах, соединенных неслитно, неразлучно, незменно, нераздельно. Эта формула Халкидонского Собора(451), дополненная формулой VI Вселенского Собора (во Христе две воли, две природных энергии, но они не противоречат друг другу, а человеческая воля следует во всем божественной). Это ключевая формула для православного догматического богословия и для жизни любого христианина, так как главный вопрос, который задает нам Евангелие, не что сделал Христос, а кто Он такой, так как явление Бога во плоти есть высшее Божие Откровение. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1, 1-2). Факт Богоявления есть сердцевина человеческой истории. Это нечто большее, чем даже сотворение мира, как говорит святитель Иоанн Златоуст, потому что при сотворении мира Бог сотворил нечто чуждое Себе, а при воплощении Бог сделал это чуждое (человека) частью Себя.

Кто такой Христос?

Этим вопросом задается множество людей. Даже некоторые христиане считают, что Христос был Богом, а стал человеком. Это мнение предполагает, что природа Христа каким-то образом изменилась. Данное мнение похоже на ересь Свидетелей Иеговы, только, по их мнению, Христос был до воплощения архангелом Михаилом, а стал человеком, по воскресении же превратился в некое божественное существо. Очень распространенное мнение, что Христос - это просто идеальный человек, учитель нравственности, не нужно считать его Богом. Но Христос говорит о Себе, что Он Бог. Таких мест в Новом Завете очень много: «Я и Отец - одно» (Ин. 10, 30); «Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп ? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Ин. 14, 9); «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11,27).

Есть мнение, что первые христиане по глупости обожествили Иисуса, что Иисус этого не говорил, но Библия исторический документ и свидетельств, что Иисус не говорил эти слова, нет. Божественность Мессии, его предсуществование известно также из Кумранских текстов (о. Дмитрий Юркевич «Образ Мессии в Кумранских документах»), Иисус не был просто человеком - об этом говорят все документы той эпохи, даже апокрифы. В Талмуде есть обвинение, что Христос присваивал Себе несообщимое имя «Яхве».

Воскресение - ключевое событие мировой истории.

«О Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем» (Рим 1,3). Личность Иисуса - это Личность Единого от Троицы, поэтому при описании воплощения используются такие слона: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14), т. е. вошло в теснейшее единение. Есть много со гвореных личностей (люди) и среди них Одна несотворенная - во плоти и крови. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2, 5-11).

Русский перевод не отражает всей точности подлинника. Христос говорит: делай так, как Я. Это нравственность христиан. Боговопощение делает для нас доступной силу Божию. Человек иначе не смог бы ее усвоить. При помощи разных средств (строительство замка - Ваал, при помощи воинской операции Мардук) в язычестве божества достигали своего «обожествления». Но нет ни одного языческого божества, которое не нуждалось бы в усовершенствовании. «Боги», которые свергают своих конкурентов, вырастают. Намаз существует для обожествления Аллаха (согласно ваххабитам, а вот в суфизме иначе - безликая сила не может обожествиться). Христос в этом не нуждается. Он и так является Богом, равен Богу Отцу. Не нуждается в хищении, что бы быть равным Отцу. Христос сошел с неба, а дьявол оттуда сброшен.

«Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17). Он опустошил, сделал нищим Себя Самого, приняв форму раба, сделавшись подобным человеку и по виду став как человек. Человеческая природа Христа совершенна и безгрешна. Христос не являет той Славы на земле, которую Он имеет у Отца на Небе. Христос воспринимает Себя как Бога и как Человека: «А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал» (Ин. 8, 40); «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8, 58). Он воспринимает человеческую природу как свою собственную природу: «Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык» (Ис. 45, 23).

Тождество Иисуса и Иеговы.

Какую природу человека воспринял Христос - ту, что была до грехопадения или после? Церковь отказывается отвечать на этот вопрос. Если это та природа, которая была до грехопадения, то Христос не мог бы страдать, а если после, то его тянуло бы делать зло. Хриетос воспринял человеческую природу - такую, какую Он сотворил («всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится», Мф. 15, 13). Он добровольно принимает на Себя все последствия грехопадения (чувствует боль, плачет над Лазарем, чувствует тоску, печаль), но остается не подвластным греху.

Совершилось непорочное зачатие. Иисус не мог слышать в Себе голос дьявола (А. Мень), так как это есть следствие первородного греха. Власть над стихиями возвращена христианам. В наше время довольно сильно распространена в обществе и в богословии несторианская идея, в частности среди сектантов (адвентистов, баптистов, харизматов) о том, что Христос мог бы согрешить, но Он боролся, сдерживал Себя и поэтому не согрешил. Опираются сторонники этой идеи (совершенно беспочвенно) на послание апостола Павла к Евреям (Евр. 2, 5-18).

Христос - не ангел.

Ряд иудейских сект утверждали, что Мессия будет ангелом - Метатроном, но Иисус Христос - не ангел: «Господи, Ноже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя. Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его ? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!» (Пс. 8, 2-10).

Что сделал Христос?

1. Христос - глава Церкви.

2. Дал власть перерождать человека в таинствах. Величайший дар Бога - это смерть Христа. «Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и пред знаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе» (Ис. 8, 18).

3. Мы - усыновленные дети Божии, а Христос - единородный Сын Божий.

«Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17), т. е. восхожу к Отцу Моему (по Божеству), Отцу вашему (по усыновлению), Богу Моему (по человечеству), Богу вашему (по природе). Не сказал: восхожу к Отцу нашему. Господь принимает плоть и кровь для того, чтобы умереть, чтобы лишить силы того, кто имеет власть смерти.

Зачем нужно воплощение?

«Не ходатай, ни Ангел, но Сам Господь спасет их, потому что любит их и пощадит их: Он Сам избавит их!» (Ис. 63, 9) - так звучит греческий вариант перевода.

Достоин ли человек воплощения Бога?

Только Создатель может это решить. В Библии подобные мысли встречаются.

«И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него. Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне. Он стал, - но я не распознал вида его, - только облик был пред глазами моими; тихое веяние, ~ и я слышу голос: человек праведнее ли Бога ? и муж чище ли Творца своего"? Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки: тем более - в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли. Между утром и вечером они распадаются; не увидишь, как они вовсе исчезнут. Не погибают ли с ними и достоинства их? Они умирают, не достигнув мудрости» (Иов. 4, 12-21) - «потряс кости», т. е. случились судороги. Кто прячет свое лицо? Когда Мухаммеду явился дух, то он тоже не представился, а Боги ангелы всегда называют себя. Логика Сатаны такова: причина греха в том, что человек обладает телом (материален). С точки зрения Сатаны, вина лежит на Творце.

Как Бог может вместиться в человеческое тело?

Бог нематериален. Бог наполняет Небо и землю. «Разве Я - Бог [только] вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали ? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его ? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» (Иер. 23, 23-24).

Ограничился ли Христос телом человека? «Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13). Христос оставался вездесущим, будучи человеком. Он Сущий на небесах. Кто же управлял миром, когда Христос был на земле? Протестанты отвечают: две другие части Бога были на Небе. Как адвентисты говорят: Христос потерял Свое вездесущие, став человеком. Протестанты и адвентисты имеют абсолютно ложные, ни на чем не основанные теории.

Подтверждение вездесущия Христа: «Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти. Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче ? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его. Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею» (Ин. 4, 46-54). Не сказано, что Он послал ангела, но что Он помолился. Расстояние - 30 километров.

Рождение.

Христос был рожден непорочным зачатием от Святого Духа и Девы Марии. Для Бога нет скверных членов тела. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2, 5). Если Бог при рождении изменился, значит, Бог может и умереть? Вот опровержение этих слов: «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились» (Мал. 3, 6). Если Христос не был настоящим человеком, то никакого смысла для нас в Его страданиях нет. Христос неизменяем по Божеству, изменяем по человечеству.

Христос - посредник между Богом и людьми.

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2, 5). Ходатай просит, посредник сводит. «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр. 10, 19-20); «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 17) - благодать и сила в доступной для нас форме.

Христос - идеальный человек для подражания.

«Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!» (Ин. 19, 5). «Се, человек» - слова Пилата. Чем ум Христов отличается от нашего ума? В нем нет помыслов греховных, нет фантазий. Воля полностью покорна Богу. Пример Гефсимании - две воли. Когда воля становится сильной? Когда поступаешь не по своей, а»по Божьей воле. Берешь свою слабую волю и вкладываешь в волю Божью. Человеческая воля в Христе полностью покорна Божьей, поэтому Христос всемогущий. У вас должны быть те же чувства, что и во Христе Иисусе.

Священник Даниил Сысоев


Предыдущая статья:

Пророчества в Ветхом Завете о страданиях Иисуса Христа


Подписывайтесь на журнал СВЕТ ХРИСТОВ

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф. 5, 15)

"Половина французов висят на деревьях". А "Правый сектор" вообще расформировывают
  • ATRcons
  • Вчера 10:19
  • В топе

Когда утром 15 апреля хорошо прилетело в Славянск, куда накануне, по слухам, прибыло в районе 100 французов - "артиллеристов" и "консультантов", известный координатор николаевс...

"Евреи — нация львов". Израиль сбросил маску жертвы

Гилад Эрдан, постоянный представитель Израиля при ООН: «Эта атака пересекла все возможные красные линии, и Израиль оставляет за собой право ответить. Мы не лягушки в кипящей воде ...

"Это пустые полки, просто пустые" - прогноз для России уволенного сооснователя ВШЭ. Констатация "катастрофы"
  • Beria
  • Вчера 12:05
  • В топе

Один  из  основателей  ВШЭ (с  2023 уволенный),  экономист  Игорь Липсиц,   свою  кандидатскую  защитивший  ещё   при Брежневе,  а ныне ...

Обсудить
  • ржу не магу, Лена Апостол заявиласъ! Спасибо Брат Шакиров, наше тело сосуд, куда может забратъся демон и тогда человека не станет!
  • Спаси Господи!
    • karat
    • 3 декабря 2016 г. 13:35
    Берешь свою слабую волю и вкладываешь в волю Божью. Человеческая воля в Христе полностью покорна Божьей, поэтому Христос всемогущий. У вас должны быть те же чувства, что и во Христе Иисусе.... Да ведь это ересь... где же тут синергия двух воль?
  • Интересная тема, хотя и несколько запоздалая. Этот вопрос был актуален ранее. в те же Средние века. Сегодня Церкви просто хранят то понимание природы Христа, какое у них исторически сложилось. У нас это , как было правильно замечено , Халкидонское установление, как впрочем и у католиков., насколько я помню. Сейчас уже не столь важно, кто был прав, как по мне. В любом случае, спасибо
    • schulz
    • 3 декабря 2016 г. 14:11