Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Русский витязь из Галиции (И.Плисюк)

1 492

Мы часто пишем о Галиции как об этаком питомнике ярых украинских националистов. Но что мы знаем о галицко-русском (карпато-русском) движении — вековой борьбе потомков русинов Червонной Руси за общность с русским народом, свой язык и православную веру? А ведь было и оно!

Среди деятелей русского возрождения Галиции было множество храбрых, самоотверженных и талантливых людей. Но путь Василия Ваврика, пожалуй, самый яркий, тернистый и славный. Путь писателя и воина, историка и подпольщика, поэта и фольклориста. Истинно православного русского человека, всю свою долгую жизнь посвятившего единению ветвей своего многострадального народа в общем русском мире.

От Терезина до Дона

Он родился в 1889 году в селе Яснище под Бродами в семье зажиточного крестьянина, стремившегося дать своим детям образование. Причём, несмотря на то, что учился Василий в немецкой гимназии в Бродах, семейные традиции с детства сделал его человеком, любившим и русскую словесность, и родные лемковские песни и легенды. Ведь лемки, ветвь русинов, по преданиям происходившая от «белых хорватов» — древнего славянского племени, уже в VI-VII веках н.э. жившего по обе стороны Карпат, хранили и свой своеобразный язык, близкий к древнерусскому, и верность православию. Они веками противостояли и униатско–католическому давлению, и польско–немецкой ассимиляции, и украинизации последних десятилетий Австро–Венгерской империи.

Понятно, что одарённый юноша, став студентом Львовского университета, принимает участие в карпато–русском движении, отстаивавшем идентичность русинов как части единого русского народа. Поэтому в 1914 году по доносу «активиста–украинофила» он и оказывается в мрачном тюремном замке Терезин, где знакомится с его узником Гаврилой Принципом. Тем самым сербским юношей, что из патриотических побуждений убил эрцгерцога Франца–Фердинанда, став невольным поджигателем пожарища Первой мировой войны.

А после Ваврика переводят в Талергоф. Концлагерь, где томились тысячи русинов, согнанных со всей Галиции за веру и убеждения, большей же частью — за сам факт принадлежности к «запрещённой нации» и нежелание стать «украинцами» и униатами. Там Василий, несмотря на атмосферу жесточайшего террора, пишет сатирические стихи и даже издаёт подпольную рукописную антиавстрийскую газету.

Скорее всего, непокорный русин там бы и сгинул. Но судьба хранила будущего летописца императорских лагерей смерти. «Лоскутной империи» нужно было пушечное мясо, и в 1915 его отправляют на итальянский фронт. Там он быстро сдаётся в плен, не желая воевать против союзников России. И по ходатайству русского консула выходит на свободу, пойдя добровольцем в экспедиционный корпус Российской империи во Франции. Пройдя сквозь огонь сражений против немцев, в 1917, буквально накануне Октябрьской революции, он возвращается в Россию. Как сторонник общерусского единства не принимает большевистский переворот и отправляется на Дон, где формируются первые части Добровольческой армии. В Ростове-на-Дону он оказывается не только в центре Белого движения, но и среди своих земляков–единомышленников.

Именно Ростов стал центром, где собрались и бежавшие вслед за отступлением русской армии «москвофилы», и сдавшиеся в плен русины и чехи со словаками, также не желавшие воевать с русскими братьями. И Василий Ваврик становится одним из создателей «Карпато–русского отряда» — сотни храбрецов–русинов, решивших сражаться в Добровольческой армии за единую и неделимую Россию. Бывшие студенты, гимназисты, интеллигенты и крестьяне, они прославились храбростью и верностью долгу, пройдя под знаменами генерала Корнилова первый, трагический и славный Кубанский ледовый поход. А после — лихо сражаются с махновцами и обороняют Крым, показывая пример мужества и воинской стойкости. Но война проиграна, и Василий Ваврик, прошедший боевой путь от рядового до капитана и командира своего отряда, оказывается в эмиграции.

Анабазис Василия Ваврика

Горек был хлеб изгнания для воинов белого движения. Но и здесь судьба была благосклонна к паладину русского дела из Галиции. Он оказывается в Праге, Древнем центре славянства, где лидеры возрождённой Чехословакии создали наиболее благоприятные условия для русских эмигрантов и вчерашних белогвардейцев. Именно эта далеко не самая богатая страна послевоенной Европы дала возможность своим русским братьям получить и образование в гимназиях и университетах за счёт государства и создала целую систему льгот и стипендий для ветеранов борьбы Первой мировой и антибольшевистской Гражданской войны.

Василий Ваврик становится студентом древнего Карлова университета в Праге и заканчивает его в 1925 году. С блеском защитив диссертацию о литературной группе «Славянская троица», он становится доктором славянской филологии. А затем, вернувшись во Львов, защищает ещё одну, получив степень доктора философии. Там, под властью Польши Пилсудского, он продолжает дело своей жизни — борется за возрождение русской Галиции. С 20-х годов и до 1939 он — сотрудник «Ставропигийского института», уникального научного учреждения, унаследовавшего традиции львовских «братчиков» — ревнителей православия и русской культуры вопреки всему.

Вопреки традиционной русофобии поляков, стремившихся максимально полонизировать русинов и вытеснить православие, вопреки запрещённому, но крайне агрессивному влиянию террористов ОУН… Он публикует множество статей об истории и традициях русинов в изданиях своего института, редактируя его «Временник». Становится душой «Талергофского альманаха», собирая по крупицам свидетельства выживших о геноциде в австрийских лагерях смерти и злодеяниях украинских националистов во время Первой мировой войны. Трепетно сохраняет русинский фольклор и сам пишет стихи на древнем лемковском наречии…

1939 год меняет в его жизни всё. Тогда, после присоединения Западной Украины к Советскому Союзу, бывший врангелевский капитан чудом не попадает под репрессии. Но именно с этого приснопамятного года закладывается фундаментальная ошибка советской власти. Одновременно и идёт борьба с бандеровским украинским национализмом – и начинается тотальная украинизация Галиции.

Русскому, русинскому движению в Советской Украине нет места! Закрываются все русинские культурные учреждения и издания, и дважды доктор наук вынужден стать простым преподавателем русского языка. Заметим, что во время войны и немецкой оккупации Ваврик не идёт на сделку с совестью и не сотрудничает ни с нацистами, ни с бандеровцами. Более того, бывший белогвардеец участвует в советском подполье, в котором гибнут его братья Пётр и Павел.

И после войны он, вынужденный защищать кандидатскую диссертацию по филологии в Киевском институте АН УССР, так как две его докторские не признаны, не озлобляется. Хотя прекрасно видит пагубность курса на тотальную украинизацию Галичины, позволившую в итоге недобитым гитлеровским холуям и их тайным сторонникам сделать из русинского края оплот возрождения лютого бандеровского национализма. Он преподаёт русский язык во Львовском университете и тайно публикует свои работы о русско–русинской культуре в «Свободном слове Карпатской Руси», издававшемся в Южной Америке Михаилом Туряницей.

Уникальным по верности русской идее эмигрантом из Галиции, занявшим позицию сторонника русинского возрождения, но не антисоветчика. И Туряница, и Ваврик полагали, что Львов должен быть вместе с Москвой, а потому не шли на компромиссы ни с прозападными диссидентами, ни, тем паче, с бандеровскими недобитками. Они верили в то, что русское дело, в конце концов, восторжествует и на Червонной Руси, и русины вновь вольются в великий и единый русский православный мир.

И не случайно после смерти Василия Ваврика в 1970 году, по завещанию, уникальный архив этого русского витязя Галичины был перевезён в Ленинград. А дело его — ещё возродится. Дело человека чести, всю свою жизнь боровшегося за право русского человека быть собой. Вопреки всему!


Автор: Игорь Плисюк

http://timer-odessa.net/minds/...

Израиль против всех, все против Израиля

Первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский отчитался в телеграм-канале: «Совет Безопасности ООН проголосовал по членству Палестины в ООН: 12 — за; 2 — воздержались (Велико...

Обсудить