Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Да, скифы мы, но не с раскосыми глазами.

13 2784

Скифское *pāyah ‘пути’ < *paθayah, восстанавливаемый на основании топонима ’Εξαμπαῖος, который Геродот переводит ‛Ιραὶ ὁδοί, ‘Священные пути’ и пр. – это же наше ПОЕХАЛИ;

скифское spau- ‘глаз’ (приведено Геродотом в форме σποῦ) < индоевропейского *spaƙsu-, иранского *spas/šu - наше СПАТЬ;

скифское kararu- ‘кибитка’ (у Гезихия καραρύες) < иранского *kərəšaru- – ср. тохарское kursär, kwársär ‘упряжка’ - наши КАРЕТА и КУРСИРОВАТЬ;

имя скифского царя у Плутарха и Страбона ’Ατέας < *hati̯a- ‘Истина’ (но ср. легенду на монете ΑΤΑΙΑΣ) - наше АТАС и ХАТА;

имя скифского царя у Геродота ’Όρικος < *U̯arika-/U̯aryaka – наш ЮРИК;

ΣΚΟΛΟΤΟΙ (Геродот).- скифское Σκολ- с общеславянским *xol-, отраженном в русских словах ‘холостой’, ‘холоп’ и т. п.

 Еще в позапрошлом веке было замечено, что в Авесте есть слова, которые, будучи иранскими, демонстрируют фонетическое развитие, отличное от собственно авестийского (подобно мидизмам в древнеперсидском или старославянизам в русском).

Так, мифический герой Керсаспа именуется то gaēsu-, то gaēθu- ‘курчавый’, наряду с sūra- ‘сильный, могучий’ (ср. др.-инд. śū́ra-) встречается aiβi-θūra- ‘могущественный’. (Ас-Сура).

Для одного и того же слова со значением ‘чей срок еще не пришел’, причастия от корня sak- ‘проходить (о времени)’, часть рукописей дает регулярную авестийскую форму anasaxta-, а часть – anaθaxta-.

В Старшей Авесте встречается корень nas- с приставкой ‘быть обреченным на гибель, пропащим’. В Младшей Авесте имеется дублет vi-naθ-, который в каузативе означает нечто вроде ‘сдирать шкуру; снимать скальп’- наше ВИНА.

Письменные источники содержат не так уж много сведений о ранней истории скифов. Геродот (IV 11) и Диодор (II 43) сходятся на том, что скифы пришли в Восточную Европу из Азии (Геродот), перейдя реку Аракс (Геродот), близ которой они до этого жили (Диодор), и, изгнав киммерийцев (Геродот, Аристей apud Hdt. IV 13), заняли горные земли вплоть до Кавказа и равнины у Океана (Черного моря) и Меотийского озера (Азовского моря) вплоть до Танаиса (Дона) (Диодор). Теоретически Араксом, из-за которого пришли скифы, мог быть и современный Аракс, и Волга, и Урал, и Аму- или Сыр-Дарья, но учитывая, что ближайшие родственники европейских скифов, саки, обитали в Средней Азии, первых, видимо, следует выводить из-за Волги (в широком смысле), а не из Передней Азии.

О том же, насколько можно судить, свидетельствует и археология. Во всяком случае, из приблизительно дюжины категорий артефактов, характеризующих раннескифский культурный комплекс, самая значительная часть происходит из Приаралья. Оттуда, по-видимому, берут начало парные культовые бронзовые ножи, грибовидные застежки и застежки-палочки, биметаллические клевцы-чеканы, то есть боевые молоты, стремечковидные удила, зеркала с петельчатой ручкой и каменные блюда.

Как считают А.А. Ковалев и А.Г. Козинцев, степные скифы, чья материальная культура отличается от раннескифской, антропологически весьма близки носителям окуневской, или чаахольской археологической культуры Тувы.

Для оценки достоверности этой традиции важно, что сообщение Диодора о том, что скифы владели страной в горах до Кавказа, подтверждаются археологическими данными, а именно сосредоточением наиболее ранних памятников, в которых представлен скифский культурный комплекс, в Предкавказье.

Затем скифы, преследуя киммерийцев, прошли через Кавказ и вторглись в Мидию (Hdt. IV 12). Пребывание скифов в Передней Азии также подтверждается независимыми данными клинописных источников, в которых упоминается их самоназвание (см. ниже), и археологии (находки ближневосточных вещей на ранних скифских памятниках Северного Кавказа и скифских артефактов на переднеазиатских памятниках).

Карта расположения Скифии. Источник: The Scythians 700-300 BC. Text by Dr. E.V. Cernenko. Colour plates by Angus McBride from reconstructions by Dr. M.V. Gorelik . London: Osprey Publishing

 

Каменное скифское изваяние. Одесская обл., V в. до н. э7.

К истории становления скифской культуры. М., 1992: 203–214) обратили внимание на средневолжские памятники раннеананьинской археологической культуры VIII–VI вв. до н. э., прежде всего Старший Ахмыловский и Пустоморквашинский могильники на территории республики Марий Эл.

Сама ананьинская культура имеет местные корни и ее носителей считают (и, видимо, справедливо) предками финно-волжских народов.

Примечательно, однако, что в раннеананьинских памятниках распространены предметы вооружения, детали конского убора и украшения в зверином стиле, генетически связанные с раннескифскими, а также предметы кавказского происхождения. Объяснить это обстоятельство торговыми связями и импортом скифских вещей вряд ли возможно, ведь ничего подобного нет в ареале городецкой археологической культуры, которая была распространена к юго-западу от ананьинской, от северных районов современной Саратовской области на юге до Волги на северо-востоке, между ананьинской и собственно скифской культурами.

В связи с локализацией упомянутых выше памятников на территории расселения марийцев любопытно, что В.И. Лыткин возводил марийское lüštáš и коми li̮śti̮ni̮̮̮̮ ‘доить’ к иранскому *dauxš-/duxš- ‘доить’ в юговосточноиранской форме, с переходом d > l (О некоторых иранских заимствованиях в пермских языках. – Известия АН СССР, отд. Литературы и языка, 1951, № 4). Однако, хотя заимствование приведенных слов из юговосточноиранского, resp. скифского, и нельзя полностью исключить, их финно-пермское происхождение (из *lüps-tV) не менее вероятно (устное сообщение Ю.В. Норманской), и с далеко идущими выводами о языковых следах пребывания скифов на Средней Волге спешить не следует. С другой стороны, о скифском присутствии вроде бы свидетельствует сравнение ДНК современного населения этих мест и образцов древней ДНК из скифских могильников Ростовской области. Как отмечают генетики, «(н)аиболее близкие к скифским современные популяции обнаруживаются в низовьях Камы и Вятки» (О.П. Балановский, Е.Ф. Батиева, C. Der Sarkisyan, В.В. Запорожченко, A. Cooper, Е.В. Балановская, W. Haak. Скифские могильники Нижнего Подонья в контексте современного и древнего населения Евразии. – Международная научная конференция «Население Юга России с древнейших времен до наших дней» (Донские антропологические чтения). Сборник статей. Ростов-на-Дону, Издательство ЮНЦ РАН 2013: 60)..

А вот какие м-Арийцы:


Россия становится центром мировой экономики

Ирану что-то прилетело: то ли ракеты, то ли несколько беспилотников, то ли попали, то ли не попали. Может узнаем, может не узнаем. Косвенно узнаем так: если ответа Ирана не будет, значи...

Обсудить
  • Благодарю, Русениха. И вот Вам расшифровка геродотовых «скифских» племён, что участвовали или не участвовали в противостоянии с Дарием: «ГЕЛОНЫ - МѣРИ. БУДИНЫ - ИЖОРА. САВРОМАТЫ - ЯЗЫƧИ. АƧАФИРСЫ - ЧУХНА. НѣВРЫ - МИЕНЦЫ. АНDРОФАƧИ - ЖИЛИАНЕ. МѣЛАНХЛѣНЫ - ИЛЬМѣРЦЫ. СКИФЫ - СЛАВЯНЕ».
  • Нашивная бляшка "конный скиф", по-сравнению с антропоморфной каменной скульптурой, как небо и земля... Как мастер и ломастер. Интересно, вместе с бляшкой "конный скиф" найденной в восточном Крыму, были обнаружены погребальные урны славян?..
  • А вот какие м-Арийцы: ΘΘΘΘΘΘΘΘΘΘΘΘΘΘ Финно-угры и Арийцы... Сейчас наверно, Шикльгрубер в гробу перевернулся...
  • В закладки. Спасибо
  • Дорогой автор, связь славян со скифами несомненна, но слова "карета" и "курс" не славянские. Далее читать не стал.