Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Проект: i

0 446

§15 — Выбор

Раз абсолютной истины нет, на что же человеку ориентироваться? На привычки и традиции прошлой эпохи? Мы не против, но хотим понимать — почему нужно считать за истину набор шаблонов прошлой эпохи. Потому что так принято? Не аргумент.

На что еще можно ориентироваться? На инстинкт? Тогда это не человек, а животное. Не важно, глупое или умное, важно, что ориентир на инстинкты свойственен животному. Побритая и одетая в костюм обезьяна — все равно обезьяна. Человек отличен от нее не умом и количеством бананов (аналог материальных ценностей), а ориентиром. Если у него те же цели, что и у обезьяны, просто он их удачнее решает, он — умная обезьяна.

Человек в отличие от прочих живых существ ориентируется не на привычки и инстинкт, а на понимание целого. Глобальный ориентир — это вывод из целого. Охватывая всё, он из этого выводит цель, которая всегда лежит за рамками жизни. В рамках жизни лежат цели, основанием которых являются инстинкты.

Цели за рамками жизни позволяют преодолеть традиции и инстинкты, в том числе и инстинкт самосохранения. Цель в рамках жизни подчиняют инстинктам. Чем больше людей, ориентированных на инстинкт, тем туже затягивается петля на шее человечества.

Удерживая все сказанное в голове, стоит задаться закономерным вопросом: если все учения, в том числе и наше мировоззрение, которое мы собираемся изложить, не являются истинными, может махнуть на все рукой и просто жить? Просто отдаться стихии и плыть в общем потоке? Зарабатывать деньги и тратить их, и так потихоньку дожить до смерти, и умереть?

Мы не касаемся сейчас, хорош этот путь или плох. Мы спрашиваем, из чего следует исходить, выбирая этот вариант? Когда человек убьет в себе человека и станет просто умным животным-потребителем, у него таких вопросов не будет возникать. Но пока эти вопросы возникают. Мы спрашиваем себя: из чего следует предпочтение варианта «просто жить» перед другими вариантами. Спрашиваем, и не находим основания для «просто жить».

Ситуация кажется тупиковой. В сторону абсолютной истины идти не можем, ибо не можем ее вместить. Стать группой побритых обезьян в костюмах и жить жизнью потребителей тоже не можем, ибо не видим основания для выбора такого пути. Что же делать?

Не видно иного выхода, кроме как считать истиной то, в чем не получается сомневаться (держа в голове возможность ошибки, но пока ошибок не видно, считать это правильным). Не удается помыслить, как можно отвернуться от знания, которое по-честному тебе кажется истинным, и повернуться к неправильному. Зачем? В угоду общественному мнению? Но большинство — не показатель истины. И если так, мы видим единственным ориентиром для человека направление, которое он считает правильным (не важно, верное оно или нет).

Из сказанного следует: совершенно не важно, истинно мировоззрение или нет. Важно, чтобы двигателем было желание выскочить из объятий слепой веры и найти правду. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6).

Обратите внимание: блажен не тот, кто нашел правду, а тот, кто жаждет ее, кто стремится к ней. Кто нашел, тот успокоился и ничего больше не ищет, ни к чему не стремиться, ибо к достигнутой цели стремиться нельзя. Застывшая правда всегда превращается в кумира.

Еще «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство небесное» (Мф.5,3). Нищие духом — у кого дух голоден и ищет насыщения. Нищие — не пресытившиеся, они непритворно ищут насыщения. Они не обманывают никого, в том числе и самого себя. Они честно хотят.

Сама по себе честность — не показатель истинности. Человеку свойственно ошибаться. Но лучше честно заблуждаться и действовать сообразно заблуждениям, чем, боясь ошибок, ни о чем не думать и ничего не делать. Лучше быть устремленным в сторону холодного или горячего, чем никуда не устремленным теплым, плывя в общем потоке из ниоткуда в никуда, не ставя вопросов. «О, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3,15-16).

Если мы заблуждаемся, на нашу неправоту пойдет реакция, и люди найдут более верное решение. Если правы, мир двинется правильным путем. В любом случае высказанные мысли дадут культурологический импульс. На смену застойной жизни придет движение, формирующее контуры третьего тысячелетия. Движение в любом случае лучше стояния. Ибо движение — это жизнь. А стояние — это смерть. «Ненавижу всяческую мертвечину/ Обожаю всяческую жизнь». Маяковский. Мертвечина есть все, что напишет равнодушие твое. Жизнь есть то, что напишет твое неравнодушие. Мир принадлежит неравнодушным.

Каждый так или иначе ответит себе на все поставленные тут вопросы. Осмысленно или не осмысленно — это второй вопрос. Главное — он точно проживет свою жизнь в том или ином направлении. Если он сам выбрал направление, в этом он человек. Если за него это сделали инстинкты или привычки — он животное. Большинство — в мире животных, ибо они за всю жизнь ни разу не задумались, почему они так живут, а не иначе. Как их завели и в каком направлении пустили, в таком они и проживут свою жизнь.

* * *

Мы живем между эпохами. Прошлая эпоха уже завершилась. Новая еще не началась. Человечество становится чем-то другим. Оно уже идет по родовым путям, уже вышло из утробы, но еще не родилось. Процесс необратим, и скоро младенец издаст первый крик. Будет радость, но до нее будет кровь, грязь, боль, отделяющая новое от старого.

Чтобы не уйти со старым в прошлое, нужно стать частью нового. Это становление требует больших усилий. Большие усилия порождает большая цель. Малая цель породит малые усилия. Большую цель можно вывести только из цельного мировоззрения.

В атмосфере повисло ощущение уходящего старого и тревожное ожидание нового. Ответ на предстоящий вызов требует сформировать мировоззрение, соответствующее состоянию общества. Для этого нужно объять целое — это объять всё существующее.

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...