Как проходит Пасхальное богослужение

22 11855

Вашему вниманию предлагается фотоочерк протоиерея Свято-Троицкого Измайловского Собора Санкт-Петербурга Константина Пархоменко, который может быть пошаговой инструкцией с хронологической последовательностью этой службы и облегчит её понимание. 

Фотоочерк охватит время от дня Великой Субботы, до глубокой Пасхальной ночи. Мы переживем волнующие минуты перехода от скорби к радости, «от смерти к жизни и от земли к небеси»…

Поет и волнуется в этот день и душа всякого верующего, ведь скоро мы будем встречать Пасху.

Мы с вами, дорогой читатель, находимся в Свято-Троицком Измайловском соборе Санкт-Петербурга. В нем сделаны фотографии, которые вы увидите в этом фотоальбоме. Фотографии сделаны в разные годы и показывают нам, как возвращается к жизни и благоукрашается один из прекраснейших соборов Санкт-Петербурга, оскверненный в годы богоборчества.

В субботу в течении дня в Храме происходит освящение пасхальной снеди. В Троицком Соборе оно начинается с 8 утра.

Мы призываем благословение Божие на яства, приготовленные к праздничному столу, и окропляем их святой водой.

Несколько слов о символике пасхальных яств:

Рассказывают, что однажды Мария Магдалина посетила римского императора Тиберия и рассказала ему, гонителю христиан, о том, что Христос воскрес из мертвых.

Император взял лежавшее перед ним яйцо и воскликнул: «Так же невозможно Христу воскреснуть, как невозможно этому яйцу стать красным!»

И тотчас яйцо стало красным.

Известно, что с глубокой древности яйцо символизировало жизнь. Внешне яйцо холодное и мертвое, как камень. Но внутри, под скорлупой, таится жизнь – маленький птенец.

Вот так же и пасхальное яйцо указывает на победу жизни над смертью, света над тьмой.

Верующие люди с глубокой древности раскрашивали яйца, писали на них Х.В., что значит Христос Воскресе, дарили эти яйца друг другу.

Кулич: Еще язычники приготовляли к весне сладкий ароматный хлеб, символизирующий радость пробуждения от зимы и тьмы к лету, теплу.

Но христиане переосмыслили этот обычай. Христиане стали выпекать вкусный ароматный хлеб на Пасху как знак пасхальной радости и торжества! Кроме того, хлеб считался в древности самой необходимой пищей. Хлеб пасхальный как бы противопоставлен хлебу обычному. Мы знаем, что Пасха – начало будущего века, знак наступления новой эры. Вот так и пасхальный хлеб – кулич – является прообразовательно хлебом будущего вечного блаженства.

Творожные пасхи, в виде пирамидок, – символ Церкви Христовой. Что такое творог? Изменившееся, створожившееся молоко. Кто такой христианин? Человек, преображенный Духом Святым.

Напоминаем, что вкушать пасхальные яства можно не раньше воскресенья, после полуночи (кто не пойдет на службу), или после Божественной Литургии.

В нашем соборе богослужение начнётся в 23.20. в субботу 15 апреля, около полуночи пройдёт Крестный ход.

В течении дня, даже те, кто нечасто бывает в храме, в этот день спешат выразить свою любовь Умершему и Воскресшему ради нас Господу.


На фотографии – вечер Великой Субботы. В центре храма установлена Плащаница – икона, изображающая лежащего во Гробе Спасителя. Закатное солнце прокладывает своими лучами дорожку к Господу, пострадавшему ради спасения мира.


Незаметно стемнело. Храм наполняется молящимися. Прихожане пишут записки о здравии и упокоении.


Ставят свечи…


Начинается Пасхальное богослужение с полунощницы. Мы поём умилительные песнопения и воздаем честь Господу и Спасителю, лежащему во Гробе. Затем мы поклоняемся перед Плащаницей… И, подъяв ее на плечи, уносим в алтарь.


Подготовка к Крестному ходу. Зажигаем фонарь. Этот фонарь будет нести один из самых ответственных церковнослужителей, указывая путь остальному шествию...


Весь свет в храме гасится, горят лишь свечи в руках молящихся. Этот момент символизирует тот мрак и ужас темной палестинской ночи, когда Спаситель лежал во Гробе и еще никто не знал, что будет дальше.

На фотографии, сделанной в алтаре, мы видим, как перед выходом на Крестный ход молится Настоятель Свято-Троицкого собора протоиерей Геннадий Бартов.


А вот фото, сделанное с другой стороны Царских врат, в храме. Еще несколько минут – и храм зальет свет.

Где-то среди этой массы народа стою и я.


Постепенно загорается свет. Сначала тихо, потом громче и еще громче духовенство запевает: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…

Царские врата открываются, и показывается процессия. Впереди Крестного хода несут фонарь. Затем несут крест и икону Божией Матери, затем церковные знамена – хоругви.


Процессия выходит из главных дверей собора…


…и идет вокруг собора.


Один из священников несет Евангелие, другой – икону Воскресения Христова. В центре идет Настоятель с пасхальным трехсвечником в руке.


Крестный ход изображает шествие женщин-Мироносиц, направлявшихся ночью ко Гробу, где был погребен Спаситель. В руках у людей – свечи или фонарики.


Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице… – возглашает Настоятель собора. Этот возглас открывает Пасхальную службу. Пасха началась! Христос Воскресе!


Радуются все: и старые, и молодые. Радуются Пасхе и малыши.


Двери отверзаются, и мы входим в храм, как во Гроб Христов. Но что мы видим? Храм залит светом, нас приветствует сладкозвучие хора, как бы Ангелов, воспевающих дивное событие Воскресения Христова.


Начинается Пасхальная утреня. Для вящей торжественности священника сопровождает процессия диаконов.


Настоятель собора кадит верующих и приветствует их возгласом: «Христос Воскресе!» И когда несколько тысяч голосов выдыхают: «Воистину Воскресе!», чувствуешь, что собор вибрирует.


Протодиакон собора Сергий Шалберов - выпускник знаменитого Военмеха, член Союза писателей России. В руке у отца Сергия – кадило и свеча.


Вы, вероятно, отмечали слаженность и четкость всех действий священно- и церковнослужителей. За этим стоит тщательная подготовка. На этой фотографии пономарь инструктирует детей, участвующих в богослужении.


Пасхальная утреня закончилась, и священнослужители переоблачаются в красные ризы. Теперь 40 дней – только красное!

На фотографии – момент начала Божественной литургии. Настоятель возглашает: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа…»

Мы видим, что в углу алтаря сверкает великолепием приготовленный к проскомидии жертвенник (стол со священными сосудами).


Один из священников (кстати, на фото священник Константин Пархоменко) совершает проскомидию. На фотографии мы видим, как священник взял Агничную просфору. Это большая просфора, из которой будет вырезана специальная частица – Агнец.


Эта частица во время Литургии воспримет Божественную благодать и станет Телом Христовым. Раздробленная на сотни мелких частиц, она станет Причастием для всех, в этот день желающих соединиться со Христом.


Вливаем в чашу вино.


Агнец покоится на дискосе, а священник уже вынимает частицы из просфор: вспоминает Пресвятую Богородицу и святых…


Поминает живых и усопших...

Несмотря на праздник и на нестандартные условия службы (ночь), церковнослужители поминают все поданные на богослужение записки.


Мы покрываем приготовленные хлеб и вино специальными пеленами.


Уже на протяжении нескольких лет в наш собор, как и во многие храмы России, доставляют из Иерусалима спецрейсом Благодатный огонь, сошедший там несколькими часами раньше. На фотографии – момент, когда Огонь доставлен и Настоятель встречает его у входа в собор.


Молящиеся в храме гасят свои свечи и зажигают их вновь от Благодатного огня.


Благодатный огонь принимает и раздает Настоятель собора.


Мы гасим все светильники в алтаре и вновь зажигаем их от Благодатного огня.


Благодатный Огонь распространяется по всему собору, к нему тянутся руки.


После небольшой паузы, пока встречали Благодатный огонь, мы возвращаемся к службе. Диакон читает Апостол.


Чтение Святого Евангелия. По традиции в эту ночь Евангелие читается на различных языках. Это показывает, что Христово Благовестие адресовано всему миру, людям всех культур и народов.

Очень красиво звучит!


Херувимская песнь. Настоятель молится с воздетыми руками.


Великий вход. Мы переносим хлеб и вино на престол, где будем молиться о том, чтобы Бог сошел и Благодатью Своею претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь.


Процессия священнослужителей останавливается на солее (площадке перед алтарем). Мы вслух молимся о священноначалии, братии и прихожанах Святаго Храма сего и о всех православных христианах.


Молитва в алтаре, сокрытая от глаз…


Начинается самая священная часть Литургии – Евхаристический канон. На фотографии видим момент за несколько секунд перед всенародным пением Символа веры.

Священнослужители целуют воздух – покров, накрывающий Дары, а потом берут этот покров…


…и веют им над Дарами. Веяние это символизирует веяние Святаго Духа.


Люди поют Символ веры: «Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя…» 


Священнослужители и все прихожане молятся о том, чтобы Господь соделал вино и хлеб Животворящими Телом и Кровью Своими.


Что и как происходит во время Литургии, мы не знаем. Мы только знаем, что Благодатью Божией простые земные продукты вмещают в себя огонь Божества и в них нам является Сам Христос.


Причастие. Священнослужители причащаются в алтаре. Затем Чашу выносят ко всем верующим.


Мы подходим к Чаше со сложенными крестообразно на груди руками. Подходя к Чаше, называем свои имя.


Заключительный чин – освящение артоса, специального хлеба.

Употребление артоса началось с самых первых времен христианства. Предание говорит, что после Вознесения Спасителя на небо ученики и последователи, готовя трапезу, первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на это место хлеб. В дальнейшем христиане полагали в праздник Пасхи в храме хлеб, как видимое выражение того, что пострадавший за людей Христос сделался для христиан истинным хлебом жизни.


Артос благословляется и уносится в алтарь. В конце Пасхальной недели он будет роздан молящимся как святыня.


Начало четвертого ночи. Священник благословляет пасхальную снедь для тех, кто не смог прийти накануне, в Субботу.


Кто-то дремлет…


А кому-то спать совсем не хочется. Снимок детей воскресной школы нашего храма.

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.

Воскресение Христово – основа нашей веры. Оно есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой апостолы начинали свою проповедь. Как крестной Христовой смертью совершено очищение наших грехов, так Его воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому для верующих людей Воскресение Христово есть источник постоянной радости, несмолкающего ликования, достигающего своей вершины в праздник святой христианской Пасхи.


Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить
  • Спасибо! Все просто, понятно и доходчиво. За личные фотки отдельное спасибо! ПыСы - "И когда несколько тысяч голосов выдыхают: «Воистину Воскресе!», чувствуешь, что собор вибрирует." (с) Не забываемые ощущения!!! Как будто внутри вулкана или торнадо.
  • +++ "Воскресение Христово – основа нашей веры. " - ибо "если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша." (1Кор. 15:17)
  • Великолепие...