Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Саге о Московии, или как сложно быть альтернативщиком,

95 3801

Вы думаете, что альтернативщиком быть легко? Да ни в коем разе! Это всё-равно, что пытаться двигаться навстречу водам бурной многоводной реки :о) Ведь альтернативщику приходится выдерживать натиск аргументированной критики, и всё же усиленно её не замечать. Приходится закрывать глаза на то, что другие крутят пальцем у виска, читая его бредни. Приходится ругать весь свет, понимая в глубине души, что свет с ним никогда добровольно в пучины скудоумия не пойдёт, а пересилить и заставить основную массу человечества думать так же, как и он, никогда не получится... Это значит, что ему приходится обрекать себя на участь не то, что бы белой вороны, а этокого, чего-то не-в-себе" На это могут пойти только самые одиозные личности и то, в том случае, когда они спрятаны за экраном и аватаркой. Понимая сие, не буду я нынче ругать, как того бы стоило, Sage. Просто поделюсь своими наблюдениями о картинках, коими он размахнулся со всего размаху. https://cont.ws/@sage/589309

Саге вчера разщедрился и выложил несколько картинок из издания 1728 года и видеоролик. Да, вроде бы, всё правильно, всё сходится, но ребёночек не наш :о)))))

Небольшая прогулка по истории старинных городов указанной Московии, думаю, не помешает никому. Прежде всего о том, что есть кремль.

"Сам термин «кремль» достаточно поздний, а еще раньше в течение долгого времени подобное укрепление называли «город»; таким названием и стал обозначаться населенный пункт определенного типа, когда вокруг «города-кремля» разрастались примыкавшие к нему жилые поселки – посады и ремесленные слободы. Потом, с усилением русского государства, на его границах и вновь осваиваемых территориях стали появляться укрепленные пункты без посадов, получившие название острогов или крепостей; крепостями стали иногда называть и кремли. К 1650 году, например, из 226 городов 160 имели дворы на посадах, а 66 были «чистыми крепостями» ...(в середине XVII в. каменных кремлей на всей Руси было только около двадцати, и строились они в основном на северо-западе)"[4]

Город Касимов (изначально крепость Городец Мещерский)

"Юрий Долгорукий трудился над укреплением собственного княжества, столицу которого он перенёс в Суздаль. Так, на юго-западной окраине суздальской земли им были основаны Москва, Дмитров, на важных торговых путях внутри княжества - Переславль-Залесский, Юрьев -Польский. Очевидно, Юрий должен был заботиться и об укреплении восточных рубежей своей земли, со стороны Рязанского и Муромского княжеств, с которыми приходилось время от времени вести междоусобные войны. Нуждался он и в опорных пунктах на случай возможного столкновения с мордовскими племенами .Волжской Болгарией, находившимися ещё дальше на восток. Поэтому, вполне возможно, что именно с этой целью Юрий Долгорукий возвёл новую крепость в среднем течении Оки, на стыке Рязанского и Муромского княжеств, в глубине мещерских лесов.Так Городец Мещерский стал форпостом на юго-восточных рубежах суздальской земли. Поэтому его можно считать одним из "братьев" Москвы и других городов, основанных Юрием Долгоруким в середине 12 в.

Городец Мещерский располагался на месте современного Касимова, но в полутора верстах к востоку от нынешнего центра города, на высоком мысе у впадения речки Бабенки в Оку. В основе своей он представлял типичное для того времени "мысовое городище", защищенное почти со всех сторон естественными преградами: речкой Бабенкой, протекавшей вокруг крепости с севера и северо-востока, полноводной Окой-с юго-запада и запада. Правда, сама крепость находилась не на самой стрелке мыса, которая расположена в низине, а повыше, от Оки к северо-западу, ближе к предпоследней излучине Бабенки. Город имел и обычные для того времени древо-земляные укрепления. Это был и крутой земляной вал, по верху которого шел частокол из бревен, поставленных вертикально, вплотную друг к другу. По углам крепости и над воротами возвышались деревянные башни. Вокруг Городца Мещерского, на ближних подступах к нему, располагалось еще пять небольших земляных крепостей.

В 1237г. началось нашествие хана Батыя на Русь. Первыми его удару подверглись рязанские земли. Разрушенный татаро-монголами Городец Мещерский не исчез в глубине веков, как это произошло со многими городами Руси в период нашествия Батыя. В обстановке подъема, вызванного Куликовской победой, Городец в Мещерской земле вскоре возродился. Строительство нового города велось в конце 14-начале 15 вв. он был восстановлен не на старом месте, над устьем Бабенки, а несколько выше по течению Оки, между двумя глубокими оврагами, которые позднее стали называться Успенским и Никольским. И доныне здесь находится центр современного Касимова. Место казалось еще более удачным, чем прежнее.

У города появилось еще одно название: Новый Низовой Город. Оно объясняется тем, что путь из Москвы во вновь построенную крепость вел вниз по течению рек Москвы и Оки. Наименование города в зависимости от географического положения по отношению к Москве свидетельствует и об усилении влияния московских князей в мещерском крае, их заинтересованности в закреплении за собой отстроенного города.

Включение города в состав владений великих князей московских произошло во второй половине 14 в., возможно, еще до Куликовской битвы...." http://myphototravel.livejourn...

Между тем, шло время. "Казанский престол в первой половине XV века сотрясали междоусобицы. Один из членов ханской династии, старший сын хана Улу-Мухаммеда, Махмутек, в борьбе за власть убил своего отца и брата. Угроза смерти нависла и над двумя другими младшими братьями — Касимом и Якубом. И в 1446 году молодые царевичи вынуждены были бежать со своим конным отрядом за пределы ханства. Они пришли на землю Московского княжества и отдались под покровительство великого Московского князя Василия Темного... Касим со своим отрядом оказал Василию Темному военную помощь во многих походах и сражениях. Он воевал и против Шемяки, и против Золотоордынских ханов: Сеид-Ахмета и Неулим-Берды. За эти и другие заслуги Василий подарил Касиму Городец Мещерский с округой...

Городец Мещерский еще при жизни Касима, в его последние годы, стал называться “Городом Касима”, “Касимов-город”. После же смерти Касима (он умер в 1459 году) Городец в государственных грамотах стал именоваться “Касимовом”, “Касимов”. С годами это название закрепилось, и в российскую историю вошло понятие “Касимовское царство”.

Касимовское царство — часть истории Российского государства. Своим существованием в союзе с Москвой оно раскололо сильный, противостоящий Руси лагерь, в составе которого тогда были Золотоордынское, Крымское, Казанское и Астраханское ханства.

Мавзолей Шах-Али

... С образованием царства в городе стали возводиться строения мусульманской архитектуры. Так, в семидесятых годах XV века на “Татарской горе” строится каменная мечеть с минаретом. В ту, средневековую, пору это было грандиозное сооружение, особенно впечатляет минарет. Если здание мечети впоследствии перестраивалось, то минарет почти полностью сохранился до наших дней. Это довольно высокая круглая башня, сложенная из больших, грубо обтесанных камней, добытых близ села Малеево, что в 15 километрах от города. Близ мечети находится текие (мавзолей) хана Шах-Али, построенный по его велению в 1555 году. Текие, так же, как и минарет мечети сложен из крупных тесаных белых камней и представляет собой параллелепипед, строгий по внешнему виду. В текие был погребен сам Шах-Али и приближенные к нему лица, о чем свидетельствуют каменные надгробия с арабскими надписями.

Рисунок Адама Олеария панорамы города Касимова во время его путешествия в 1636 году

...В 1679 году Касимов постигло большое бедствие - случился небы­валый по размерам и причиненному ущербу пожар. Самый опустоши­тельный после пожара 1376 года, когда на город обрушились татаро-монгольские захватчики. Город выгорел почти целиком. Огонь уничтожил сотни домов. Сго­рел и кремль с его башнями и воротами, и городская крепостная стена. Пришлось отстраиваться заново. Но если после пожара 1376 года город переместился на другое место, на полторы-две версты выше по течению Оки, то на этот раз он остался на своем пепелище. Как сказа­но выше, город имел хорошие естественные оборонительные рубежи, что имело немаловажное значение в ту пору - пору частых набегов и вопи.

На этот раз горожане, наученные горьким опытом, стали использо­вать в строительстве белый известняковый камень, которым богаты берега Оки. Позже касимовцы начали изготовлять особый, крупный, так называемый домашний кирпич. Каменный материал особенно ши­роко использовался при строительстве церквей. Существует предположение, что совет - шире использовать на стро­ительстве местный известняковый камень принадлежит Петру I, который дважды проездом по Оке посещал Касимов. [Первый раз царь посетил город в 1695 году, когда совершал свой первый Азовский поход... Второй раз Петр 1 посетил Касимов в 1722 году во время Персидс­кого похода.]

Георгиевская-Богоявленская церковь в Касимове 

Строительство Богоявленской (ныне Георгиевской) церкви велось с 1691 года и ко времени посещения Петром Великим Касимова (1695 год) уже просматривались ее стройные формы. Царь остался доволен и церковью и местом, на котором она возводилась.

А вот строительство городской деревянной стены с башнями, которую касимовцы ставили на месте сгоревшей в пожаре 1679 года, похвалы у Петра I не вызвала. По мнению царя, городские деревянные стены уже не могли играть той существенной роли, которую играли в давние времена при отражении нападения врага. Петр I распорядился также прекратить строительство мечети, и она оставалась долгие годы недостроенной."[1]

Касимов в XVI веке

... Существование Касимовского ханства во главе с правителями-мусульманами показывала всем сопредельным странам, что Московское государство вполне лояльно относится к иноверцам. Это укрепляло позиции сторонников Москвы, прежде всего в татарских ханствах Крыма, Казани, Астрахани, Сибири." http://myphototravel.livejourn...

1729 год   http://gallica.bnf.fr/ark:/121...

Это - картинка из приведённого Сагой альбома. Надеюсь, что теперь вид города Касимова уже не вызывает удивления :о)

У меня - не вызывает. Зато вызывает удивление внешний вид московитов, которые, как утверждает Саге, были изображаемы иностранными путешественниками (заметьте, голландскими) в 1727 году!!!

Вообще-то, картинки взяты из альбома выпущенного голландцами Auteur : Van Der Aa, Pieter Boudewyn Там же в Галлике опубликована и дата данного альбома: Date d'édition : 1729

Из Вики выяснилось, что сам Ван дер Аа был  голландским издателем и книготорговцем, специализировался на переиздании старых карт и атласов. То есть, это совершенно не 1727 года картины и, собственно, не его. Почему я решила, что на картинах не москвичи 1727 года и, даже, не 1729? Посмотрите сами:

Вам ничего не показалось странным? Нет? А в следующем?

Это - царь, однако. А, что, моду вместе с царём поменяли? И бороды опять отрастили?

Поиск голландских путешественников, побывавших на Руси и умевших рисовать, навёл меня на Корнелиса де Брюина.

"Книга «Путешествие в Московию» известного голландского путешественника-писателя Корнелиса де Брюйна дает возможность окунуться в быт старой Руси, взглянуть со стороны на жизнь «русских варваров». Кроме дара повествовательного Корнелис обладал весьма незаурядным талантом рисовать. В своих путешествиях он делал зарисовки городов, людей, растений и всего другого, что казалось ему интересным.

Дата рождения Корнелиса точно не известна, предположительно это был 1652 год. Будущий путешественник родился в семье Джон Брюйна, и долгое время проживал в Гааге, в самом центре Голландии. Отец Корнелиса отдал сына в мастерскую Теодора ванн дер Шуера (известного в то время художника) на обучение основам рисунка и живописи. ...

В 1701 новое путешествие. На это раз на территорию современной России. Из Архангельска (куда Коренлис добрался на корабле) он на санях отправился к Москве через Вологду и Ярославль. В столице он знакомится с Петром Первым, которому выполняет несколько заказов – рисует портреты царевен, которые в дальнейшем были разосланы потенциальных женихам. Кроме этих царских заказов художник зарисовывал обычную жизнь простых людей – их одежду, привычки, праздники и многое другое.

Особо следует отметить поездку де Брюйна вместе с царской делегацией в Воронеж. Кроме осмотра достопримечательностей иностранец решил на собственной шкуре испытать и питейные привычки русских – неокрепший организм Корнелиса около недели приходил в себя после обильных застолий. Кроме того в 1703 путешественник отмечает Пасху в Нижнем Новгороде – этому в собственной книге он уделил несколько глав. [5]

"Одну из наиболее ярких и полных картин России начала XVIII в., эпохи царствования молодого Петра, дает книга голландца де Бруина (1652—1727) — художника, этнографа, писателя. Опытный путешественник, проницательный наблюдатель, он многое увидел и зафиксировал во время своих поездок по стране. Основная ценность книги — изображение первоначального этапа петровской реформы, когда сосуществовало и новое, еще не окрепшее, но развивающееся, и старое, на первый взгляд стабильное, незыблемое, а на самом деле обреченное на слом. Это сосуществование нового и старого де Бруин видит во многом: и в обществе, и в культуре, и в быту.

В июне 1701 г. де Бруин отплывает из Гааги в Архангельск и с сентября того же года по июль 1703 г. живет в России. Второй раз он посещает страну в 1707—1708 гг. В 1711 г. де Бруин издал книгу о своих путешествиях «через Московию в Персию и Индию». Написанная в форме дневника, содержащего правдивую информацию по вопросам политики, культуры, быта, снабженная иллюстрациями, книга имела огромный успех и принесла заслуженную известность голландскому путешественнику. Она неоднократно переиздавалась и была переведена на многие языки.

Книга де Бруина отражает постоянное стремление автора увидеть, понять и воспроизвести действительность, время, эпоху. Вот почему она рассказывает о петровских преобразованиях. Они касаются самых разнообразных сфер [6] деятельности — от изменения делопроизводства в приказе, где, по мнению автора, «все деловые бумаги ведутся теперь таким же образом, как у нас, голландцев», до новых способов финансирования строительства флота, при которых «каждая тысяча душ крестьян обязана доставлять все, что нужно для постройки одного корабля и всего, относящегося до этой постройки».

Совершенно уникальны записки де Бруина по истории Москвы. Он единственный из иностранцев, кто дает топографическое описание города в начале XVIII в. Хороший художник, профессиональный топограф, любитель зарисовок достопримечательностей, он не только сделал рисунки и планы, но и составил краткий рассказ о памятниках архитектуры столицы и даже ее отдельных районов. Де Бруин описывает монастыри, церкви Кремля, надворотные башни, укрепления и целые «части города». Некоторые его сведения очень любопытны, например сообщение о строительстве в Кремле деревянного здания театра, о московских бревенчатых мостовых, о расположении присутственных мест.

Чрезвычайно ценен рассказ де Бруина о той экскурсии, которую он совершил по приглашению царя Петра. Отметим, что до него подобный осмотр никому из иностранцев не разрешался. Автор пишет, что «Его величество... приказал показать мне в Москве все, что заслуживало внимания в церквах и других местах этого города». Вел экскурсию И. А. Мусин-Пушкин, «Главный смотритель монастырей», т. е. глава Монастырского приказа. Он показал голландцу основные святыни русской православной церкви — образ Владимирской божьей матери (его по традиции приписывают кисти св. Луки Евангелиста, который писал якобы «с натуры») и ризу Христа, которая была на нем при казни. Экскурсант увидел облачения патриархов и московских митрополитов, а также храмовую утварь — дароносицы, чаши и ложечки для причастия. Де Бруин обратил внимание на «большую книгу, которую носят в крестные ходы в известные праздники; книга эта осыпана была драгоценными каменьями, а внутри ее находились во множестве изображения из Св. Писания, и все буквы — золоченые». Автор описал также и внутреннее убранство храмов в Кремле..." (по ссылке 6 искать в таблице имя БРУИН, КОРНЕЛИЙ ДЕ)

Однако, обнаружив, что несколько рисунков из книги в Галлике действительно принадлежат Корнелию, я увидела, что там же рисунки, выполненные в иной манере. Потому дочитала Вики :о)

"В 1727 году ван дер Аа издал в Амстердаме французский перевод книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию» (нем. Beschreibung der muscowitischen und persischen Reise) с иллюстрациями Николааса Витсена в виде гравюр. Среди них — рисунок «Город Москва, столица Московии».
Главной работой ван дер Аа стало вышедшее в 1729 году в Лейдене 27-томное издание Galerie Agréable du Monde («Приятная галерея мира»), состоящее из трёх тысяч гравюр."

Опачки! Сравниваем Олеария и гравюру из Галлики

Не находите ли вы, уважаемые читатели, что вторая гравюра просто напросто сделана по образцу первой? А значит, в альбоме Ван дер Аа изображение Касимова не начала 18 века, а первой половины 17-го - 1636 год.

Далее. Несколько гравюр действительно Николааса Витсена. А был он на Руси в 1664-1665 годах.

Текст книги Наколааса Витсена тут   http://www.reenactor.ru/ARH/PD...

А изображение Москвы - Адама Олеария

Так что там с "удивлением", Саге?!!!

Примечания:

1 - http://kasimov.url.ph/index.ph...

2 - http://putdor.ru/station/murom...

3 - http://smolbattle.ru/threads/

4- http://museum-murom.ru/assets/...

5 - http://hogen-mogen.ru/notes/du...

6 - https://cont.ws/@sage/589309

7 - http://www.drevlit.ru/b.html

Россия ударила "Калибрами" по Европе. Обнуление украинских газохранилищ – начало новой фазы СВО
  • ATRcons
  • Вчера 10:05
  • В топе

Долгое время Европа выпрашивала ответные меры со стороны России в ответ на ее провокации. Наконец, это произошло. Были запущены ракеты по подземным хранилищам газа (ПХГ) Украины, где хранятся стра...

Бастрыкин занялся Бидоном, а Небензя назвал заказчиков на Совбезе

"Готовьтесь к капитуляции!"" Вот и докопались до заказчиков "Крокуса". Кто всё организовал. 1987 год. Горбачев звонит Рейгану:- Примите мои глубокие соболезнования по поводу падения ваше...

Обсудить
    • SRK33
    • 18 апреля 2017 г. 19:41
  • В нынешнее время интернета они не смущаются кормить свою паству подобными низкопробными сочинениями. Удивительно одаренные люди. Жаль, что лишь альтернативно.
  • Здесь вроде можно скачать фундаментальную работу Вельяминова -Зернова "Исследование о касимовских царях и, царевичах" 1866 г. http://forum.tatar.info/index.php?showtopic=5878
  • "Это - царь, однако. А, что, моду вместе с царём поменяли? И бороды опять отрастили?" - ))))))): Сегодня только Sage копипастнул, что при Петре бороды брить и в немецкой одежде ходить заставили....
    • Bucha
    • 18 апреля 2017 г. 20:09