Статистика староверов

9 3377

Вероятно, для понимания религиозной ситуации в стране в 1917 году важно учитывать достаточно широкое распространение староверия.

Днём раньше я выложил кусочек текста из книги А.В. Пыжикова. https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пыжиков полагает, что рабочие в крупной промышленности к моменту совершения революции в массе своей были староверами-беспоповцами. Одно из главных возражений, высказанных в комментариях,  состояло в том, что староверов в стране вообще было мало. Однако, существует и иная точка зрения.


Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. В двух томах/Сост. Г.М.Прохоров. Общ. ред. В.В.Нехотина. М.: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009 — 688 с: ил.

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkoe-staroobrjadchestvo-duhovnye-dvizhenija-semnadtsatogo-veka/

Том II

Глава I. ГЕОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАСКОЛА

1. СТАТИСТИКА

Одним из первых вопросов, с которым встречается исследователь раскола, является вопрос определения численности старообрядцев в России. Конечно, ввиду отсутствия в Советском Союзе статистики религиозных организаций и принадлежности к тем или другим вероисповеданиям, мы не можем определить количество старообрядцев в нынешней России. Квакеры, бывшие в России в 1956 г., сообщали, что по подсчетам старообрядческих организаций общее число старообрядцев в Советском Союзе—около 20 миллионов, но, конечно, эти данные не могут считаться вполне достоверными. К сожалению, немногим лучше дело обстоит с подсчетом старообрядцев и в дореволюционное время. Начиная со времени Петра, когда были произведены первые подсчеты, вся статистика раскола была основана на необычайно шатких данных. Ввиду тяжелых гонений, которым старообрядцы подвергались со стороны властей, они, естественно, не хотели признаваться в своей принадлежности к старой вере. Даже когда Петр I ввел закон о регистрации раскольников, в результате которой "записные" раскольники получали нечто вроде полулегального существования, мало кто из старообрядцев регистрировался в правительственных учреждениях.

Категория "записных" раскольников была создана законом 8 февраля 1716 г., неоднократно подтвержденным последующими указами17. Закон предписывал регистрацию старообрядцев, обложение их двойным налогом и за это давал им видимость полуофициального признания их веры. Но старообрядцы были испуганы предыдущими преследованиями и не желали подвергать себя возможности дальнейших гонений, гласно и письменно заявляя о своей преданности старой вере. Помимо этого они предпочитали избегать бесконечных убеждений миссионеров и вымогательств администрации, так что мало кто из них решался на регистрацию. Например, в 1724 г. в Москве только 304 богатых купца — из числа тех, кто, видимо, рассчитывал, что сможет откупится от гонений и увещаний — заявили о том, что они старообрядцы18. По всей вероятности, более точны были "приблизительные подсчеты" епархиальных и гражданских администраторов.

Так, например, нижегородский владыка Питирим в 1722 г. сообщал, что в его насчитывавшей всего лишь 437000 жителей епархии около 200000 раскольников, то есть почти половина населения19.

***************************

l 7 ПC3.T.V. №2991.C. 196. 

18 История Москвы. Т. 2: Период феодализма XVII в. М., 1953. С. 307. 

19 Верховский П. В. Т. 2. С. 116; Синод. Акты. Т. VI. Стб. 115—125; Есипов Г.В. Раскольничьи дела... Т. II. С. 219. Собрание правительственных постановлений по части раскола. Том первый. Постановления Министерства внутренних дел. Вып. 1. Лондон, 1863. С. 3-4 (далее—МВД. Собрание).

365


В 1764 г., при Екатерине II, двойной налог на "записных" раскольников был отменен, но сама запись осталась20. В соответствии с духом законов, которые провозглашали православие государственной религией и запрещали переход в другую веру, в эту категорию "регистрированных раскольников" продолжали записывать только потомков тех старообрядцев, которые записались таковыми еще в первой половине XVIII века. Таким образом, число старообрядцев легально могло расти только путем естественного прироста населения, при этом в соответствующей пропорции с нормальным ростом населения империи. Перечислять себя из православия в старообрядчество было невозможно и юридически и технически, хотя неофициально семьи очень часто принадлежали к расколу в течение многих поколений.

В 1810 г. была произведена новая регистрация старообрядцев, но опять-таки только тех из них, кто записались как "раскольники", как их тогда официально называли, или потомков тех, кто раньше платил двойной налог, "да и то не всех". "В некоторых местах в эти книги внесены только главы семей, в других только мужской пол"21. В течение последующих десятилетий эти списки во многих местах не изменялись: новорожденные в них не вносились, умершие не вычеркивались.

Во многих местах общее число раскольников показывалось совершенно произвольно. Когда какой-нибудь досужий энтузиаст-статистик из числа молодых и неопытных чиновников пытался подсчитать и указать в официальных данных подлинное число раскольников, то начальство, не желая иметь неприятностей с МВД из-за роста раскола среди подведомственного ему населения, исправляло такую информацию, уменьшая число приверженцев раскола, а сам энтузиаст получал выговор. Только в редких случаях неофициальные, но правильные статистические данные сообщались в Петербург, но чаще даже административные официальные данные уменьшались, причем уменьшение объяснялось успешными действиями миссионеров и администрации. Насколько фантастическими были сведения об обращениях раскольников в православие, видно, например, из того, что по синодальным данным к 1826 г. было 827000 старообрядцев, за годы 1826—1851, опять-таки поданным Синода, в православие перешел миллион, и к 1885 г. в расколе все еще оставалось 750000, то есть число обращенных в православие и остаток по расколу были в два раза выше первоначального числа старообрядцев к началу царствования Николая I  22.

Первые более точные сведения о числе раскольников собрали экспедиции 1833 г., когда К. Арсеньев определил их количество в России в семь миллионов человек23.

К.И. Арсеньев

В 1851 г. действительный статский советник Липранди подсчитал, что в Московской губернии старообрядцев не 73 тысячи, как это указывали епархиальные и губернские власти, а в 2,5 раза больше, то есть 186 00024 и из них более 150 000 поповцев25. Липранди полагал, что в 1840-х гг. во всей России было 9 миллионов

***************************

20 Собрание правительственных постановлений по части раскола. Том первый. Постановления Министерства внутренних дел. Вып. 1. Лондон, 1863. С. 3—4 (далее — МВД. Собрание). 

21 Мельников П.И. Счисление раскольников. С. 365-368; Васильевский М.Н. Государственная система отношений к старообрядческому расколу в царствование императора Николая I. Казань, 1914. С. 38. 

22 Мельников П.И. Счисление раскольников. С. 368; Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1811-1913 гг.). М., 1956. С. 29. 

23 Общее число населения Европейской России на 1838 г. определялось в 48,8 миллиона человек. См.: Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. Саратов, 1888. 

24 Мельников П.И. Счисление раскольников. С. 375. 

25 Липранди И.П. Краткое обозрение... С. 14—15.

366


старообрядцев. Эти сведения настолько встревожили Николая I, что он приказал произвести пробную перепись раскола, что и было сделано в 1852 г. в Нижегородской, Костромской и Ярославской губерниях. Собранные сведения показывали всю несостоятельность синодальных и губернских данных. Следующая таблица показывает разницу между официальными статистическими сведениями и сравнительно точными, да и то не всегда полными данными, полученными членами экспедиции или губернаторами на основании более строгих подсчетов.

Всего на 1859 г. Мельников и МВД определяли число раскольников в 9 300 000,  на 1868 г.—в 10 295 000 человек26. Проверивший в начале этого века эти сведения представитель МВД нашел, что и они не соответствовали действительности, и считал, что в 1855 г. из общего числа в 50 миллионов православных, среди которых 32 миллиона были великороссы, старообрядцы составляли 15 миллионов27.

Таким образом, к середине XX века по проверенным данным МВД от 30 до 45 процентов всех великороссов принадлежало — или же, во всяком случае, по своей идеологии и верованиям было очень близко, — к расколу. Последующие исследователи раскола обычно придерживались этих цифр и полагали, что к 1881 г. в России было 13—14 миллионов старообрядцев, а к началу XX века—даже до 20 миллионов28. Наоборот, многие представители православной церкви упорно оспаривали эти цифры. Особенно сомневались в их правильности такие известные "противораскольничьи" православные ученые как, например, П.С. Смирнов, который считал, что к концу прошлого века старообрядцев было не более трех миллионов, и Васильевский, определявший их число в те же годы в 2,5 миллиона29.

Перепись 1897 г., проведенная в соответствии с традиционным административно-стабильным подходом к вопросу о статистике раскола, вполне соответствовала синодальным и миссионерским ожиданиям. На всю Россию нашлось все-

***************************

26 Мельников П.И. Счисление раскольников. С. 393—394.

27 Обзор мероприятий Министерства внутренних дел по расколу с 1802 по 1881 год. СПб., 1903 (Далее-МВД. Обзор.).

28 Юзов И. Русские диссиденты: староверы и духовные христиане. СПб., 1881. С. 43—46; ПругавинА.С. Старообрядчество в второй половине XIX века: Очерки из новейшей истории раскола. М., 1904. С. 17-18.

29 Смирнов П. С История русского раскола старообрядства. СПб., 1895. С. 274; Васильевский М.Н. Государственная система... С. 254.

367


го лишь 2 204 596 официальных старообрядцев30. Еще более сомнительны данные Департамента духовных дел МВД на 1 января 1912 г. Хотя ежегодный общий прирост населения России в 1897—1912 годах составлял 1,5 процента31, согласно статистике Синода общее число старообрядцев выросло всего лишь до 2 206 621, то есть менее чем на 1 процент за все 15 лет. Несостоятельно ть такого подсчета более чем очевидна. С другой стороны, старообрядцы постоянно подчеркивали свою многочисленность, и во времена Николая I считали, что беспоповцев, федосеевцев и поморцев около четырех миллионов, а поповцев несравненно больше — от пяти до шести и даже десяти миллионов32. Кроме того, по их мнению, было немало представителей других, меньших толков. Правительственные данные за 1912 г. показывали, что поповцы составляли только около половины всех старообрядцев, поморцы — около четверти, федосеевцы — несколько больше 10 процентов, а остальные принадлежали к более мелким толкам, среди которых наиболее многочисленны были спасовцы и нетовцы (около 5 процентов) и филипповцы (1 процент)33.

Хотя старообрядцы постоянно подчеркивали, что значительная часть русского народа держится старой веры, тем не менее в XIX веке они предпочитали не регистрироваться в индивидуальном порядке как таковые. Даже в 1762-1825 гг., когда либеральные мероприятия Екатерины II и Александра I создали наиболее благоприятные условия для существования старообрядчества, заявление о принадлежности к расколу — каковое для впервые зарегистрированного часто рассматривалось как переход из православия — могло иметь неприятные последствия.

Отпадение от православия запрещалось и было наказуемо. Один указ 1803 г., например, совершенно ясно определяет отпадение в раскол как "ересь" и "нарушение общего благочиния и порядка"34. При Николае I даже переход евреев в cтарообрядчество рассматривался чуть ли не как политическое преступление, и старообрядческие миссионеры, "соблазнившие" евреев в старую веру, были наказаны, а самим евреям было предложено из старообрядчества перейти в православие35.

Поэтому громадное большинство раскольников предпочитало быть записанными или как православные, или как единоверцы. Например, на Алтае все старообрядцы числились единоверцами, но таковыми себя не считали36.

Спасовцы и федосеевцы неизменно исполняли обряды крещения и брака, рассматривая их не как таинства, а как обязательную гражданскую регистрацию рождения или свадьбы, и потом дома читали покаянные молитвы37. Часто бывали случаи, что даже очень влиятельные и богатые представители старообрядчества, члены городского самоуправления, жизнь которых была на виду и которым труднее было выдавать себя за православных, тем не менее официально причисляли себя к православной церкви. Правительственные отчеты сохранили массу описаний таких случаев. Например, в 1840-х гг. в город Романов-Борисо-

***************************

30 Кириллов И.A. Статистика старообрядчества. М., 1913. С. 16. 

31 РашинЛ.Г. Население России за 100 лет. С. 215. 

32 Липранди И.П. Краткое обозрение... С. 15. 

33 Васильевский М.Н. Государственная система... С. 254. 

34 МВД. Собрание. С. 20. 

35 Циркуляр МВД от 4 июня 1834 г. // МВД. Собрание. С. 215. 

36 Исторический вестник. 1890. Т. IX. С. 55, 72 <в указанном издании подобные сведения отсутствуют>.

37 Смирнов П.С. История русского раскола... С. 121; История Министерства внутренних дел /Сост. Н.В. Варадинов. Кн. VIII: История распоряжений по расколу. СПб., 1863. С. 526, 529 (Далее—МВД. История.).

368


глебск приехал на храмовый праздник местный епископ. Он остановился в доме богатейшего местного купца, который был к тому же и старостой православного собора. Ночью владыка случайно услыхал доносившееся издалека церковное пение. В результате поисков он обнаружил, что купец и его семья молились в находившейся в доме тайной раскольничьей часовне, моля Бога о прощении им греха за прием в их доме "никонианского" архиерея38. Оказалось, что этот примерный в глазах властей сын православной церкви был упорнейшим старообрядцем.

Перешедший из раскола в православие крупнейший московский капиталист Гучков, дед военного министра во Временном правительстве, умирая, завещал похоронить себя по федосеевскому обряду, что и было совершено беспоповскими наставниками московских приходов, с большим соблазном для населения39. Таких случаев раскрытия тайных раскольников можно насчитать не десятками и сотнями, а тысячами. Например, среди дел по старообрядчеству в архивах Владимирской губернии большая половина касается раскрытия, расследования и осуждения тайных раскольников.

На основании приведенного материала и особенно секретных обследований раскола в 1852 г., можно предполагать, что верная оценка численности старообрядцев ближе скорее к оптимальным, чем к минимальным подсчетам. Правильнее будет сказать, что в XIX и начале XX века от 20 до 30 процентов всех великороссов было идеологически и религиозно ближе к расколу, чем к синодальной версии русского православия.

***************************

38 МВД. Сборник. Вып. 4. С. 336.

39 Лонгинов М.Н. Рапорт исправляющего должность смотрителя Рогожского богаделенного дома г. Лонгинова Московскому Военному генерал-губернатору, от 18 февр. 1856 г., за № 24 / / Братское слово. 1891. № 18. С. 6258 <аналогичный случай в рогожском семействе Казаковых>; Гиляров-Платонов Н.П. Вопросы веры и церкви. М., 1906. Т. 2. С. 542.

369

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Обсудить
    • Koncm
    • 19 апреля 2017 г. 12:01
    + И еще не известно сколько из названных тут были вообще христианами. Термин православный ничего не значит.
  • Статистика, конечно, интересная. В плане показа условно нелояльных режиму групп населения. Причём не лояльны старообрядцы косвенно, через нелояльность к официальной религии. Только при чём тут участие старообрядцев в Революции и Гражданской войне? В конечном счёте дело ведь не в их количестве и даже не в том на чьей стороне выступало их большинство. У меня вопросы в другом. Была ли какая-то пропаганда адресованная старообрядцам? Были ли какие-либо лозунгах "Старообрядцы за власть Советов!" или наоборот "... за Учредительное собрание!"? Были ли вообще какие-либо организованные выступления старообрядцев, именно как старообрядцев? Поэтому, даже если допустить что большинство рабочих были старообрядцами, выступали то они не с религиозных, даже не с антиклерикальных позиций, а с позиций пролетариата. Утрируя, это всё равно что привести статистику по цвету волос у рабочих и заявить что за Советскую власть были, допустим, брюнеты.
  • А есть статистика старообядческих учебных заведений после распада СССР и где такую информацию можно найти?