Горный Бадахшан. Часть 2: Афганистан за рекой

0 2921



У Бадахшана, общему колориту которого была посвящена прошлая часть, есть неизменный задний план - Афганистан. Пограничный Пяндж порой сужается до нескольких десятков метров, но быстр и студён; ни с той, ни с другой стороны границ не видать патрулей и заборов, а как результат, от Дарваза до Ишкашима по правую руку путника сопровождает совершенно иной мир, который можно бесконечно рассматривать как на ладони, но к которому нельзя прикоснуться.

Вряд ли я буду оригинален, если скажу, что с детства видел тень Афганистана. Кажется, ещё в садике я знал, что многие взрослые ходили туда на войну, а в школе "афганцем" был мой классный руководитель и ведущий турклуба. "Афганцы" как особые люди, памятники им как неотъемлемая часть городского пейзажа, пропахшая кирзой афганская проза с неизменно оставшейся на один косяк дрянью, рынки "Афганец" и "афганские маршруты" автобусов, да репортажи о том, откуда в Россию везут героин - далёкий и никогда не бывший в составе России или Союза Афганистан пронизывает постсоветское пространство как очень немногие страны. Путешествие туда мне казалось всегда чем-то сродни подвигу, да пожалуй и кажется до сих пор, хотя среди моих знакомых найдётся десяток тех, кто был в Афганистане с рюкзаком и фотоаппаратом.

2.


По площади Афганистан чуть крупнее Украины (635 тыс. квадратных километров), по населению одного порядка с Узбекистаном (32 миллиона человек), но от любой из постсоветских стран его отличает поразительная многонациональность. Афганцами исторически называли пуштунов, но в своей стране их лишь 40% населения, а 2/3 этого народа и сердце его ареала, так называемая Зона племён - находятся в Пакистане. Таджиков в Афганистане, напротив, больше, чем в Таджикистане (9 миллионов против 6) и немногим меньше, чем пуштунов, а вместе с прочими "фарсиванами" (говорящими на персидском) так и вовсе больше половины. Много здесь и других народов, таких как хазарейцы (принявшие ислам и перешедшие на персидскую речь монголы) или нуристанцы, и в том числе все народы Средней Азии, кроме разве что казахов и каракалпаков: узбеки (причём из воинственных кочевых племён), туркмены (слывущие в своём углу лучшими торгашами), киргизы (горцы самого глухого угла страны) и памирцы, здесь, как и в Таджикистане, числящиеся таджиками. Но тон - от моды до власти - задают именно пуштуны, и в каком-то смысле Афганистан - это пуштунская империя, сложившаяся в 18-19 веках вокруг кандагарской монархии.

3.


Таджикский Север и пуштунский Юг Афганистана один мой знакомый сравнивал соответственно с Дагестаном и Чечнёй: в Северном Афганистане народ более торговый, оседлый и мирный, а "шурави" оставили о себе добрую память; Южный Афганистан - земля воинов и кочевников из бесчисленных пуштунских племён и родов, и для них русские - бывший враг, но враг, заслуживающий уважения. Северный Афганистан - это по сути дела та же Средняя Азия, только не знавшая социализма, индустриализации, ликбеза, национального размежевания, воинствующего атеизма, эмансипации, прикрепления кочевников к земле, великих строек и многого другого, и в каком-то смысле настоящая Средняя Азия - именно там. Афганистан состоит из 32 провинций, и напротив Термеза да Шаартуза лежит беспокойный Кундуз, населённый поровну таджиками, пуштунами и хазарейцами, а ныне ставший оплотом Талибана. Впрочем, за широкой Амударьёй дальний берег едва-едва виден - лишь узкая полоска зелени у воды да мрачные пески, перевеваемые ветрами: "афганцем" в Средней Азии называют суховей, приносящий из-за реки пыльные бури. Памиру же противолежит Бадахшан, самая далёкая и спокойная афганская провинция со столицей в маленьком городке Файзабаде, её отрезанные от остальной страны горами районы Дарваз, Шигнан, Ишкакшим и Вахан. Не просто Афганистан, а его самая далёкая периферия:

4.


Названия знакомы по прошлой части? Немудрено: древние горные княжества были в 1895 году разрезаны по живому границей, которую Россия и Британия для своего удобства прочертили по Пянджу. То есть по обе стороны реки живут одни и те же народы, а зачастую просто дальня родня, вот только сотня лет в разных мирах, Втором и глубоко Третьем соответственно, разделили их сильнее любых этнических принадлежностей и религий. "Таджикистан - вполне нормальная, развитая, совершенно европейская страна. Если смотреть из Афганистана", - говорил один знакомый, бывавший по обе стороны границы, а что уж говорить про СССР эпохи развитого социализма? Вид кишлаков за Пянджем местами поразительно средневеков:

5.


Вот показательный сюжет - обитаемые дома и ни единого атрибута ни то что XXI, а даже ХХ века - хоть за утерянный снимок Прокудина-Горского выдавай:

6.


Хотя порой на глинобитных хижинах висят спутниковые тарелки, а стало быть внутри шайтан-сундук рассказывает вернувшимся с полевой страды афганцам о том, как они плохо живут:

7.


А кое-где и в этих сёлах можно видеть новенькие коттеджи с характерными пирамидальными крышами:

8.


Световое оконце в потолке выдаёт чид - памирский "пятистолбовый дом" с пережитками древнего храма (см. прошлую часть):

9.


Но более всего среди домов на том берегу мне запомнился вот этот. Что это - какой-то местный символ (на доме с кадра выше видна голубая звезда) или же афганец шлёт привет шурави на том берегу, не зная, что русских там теперь уже нет?

10.


И на обоих домах с прошлых кадров видны солнечные батареи, а вот например мини-ГЭС у горного ручья:

11.


Подвозивший меня таджикский военный, впрочем, при упоминании ГЭС или солнечных батарей завёлся: "Нет у них ничего! Всю энергии им мы поставляем!". Я ехал с ним под вечер, а в огромных сёлах на том берегу горели считанные огоньки - электричество тут есть даже не в каждом доме и явно наперечёт.

12.


Но все эти детали типа проводов и тарелок замечаешь, только остановившись, приглядевшись, включив ультразум. А беглым взглядом из трясущейся на ухабах Памирского трактра машины видишь за рекой лишь девственные Средние века:

13.


14.


От того поражаясь даже совсем обыденным сюжетам, потому что слишком уж это иная обыденность:

15.


Не меньше домов впечатляют амбары с пирамидами сена на крышах:

16.


И выверенная эпохами аккуратность садов:

17.


Ещё какие-то хозяйственные постройки, и я не знаю, что обозначают разноцветные ромбы на их дверях:

18.


Иногда попадаются кладбища с оградками могил без памятников внутри:

19.


А порой в этом средневековом пейзаже вдруг сверкнёт новостройка "с иголочки":

20.


На кадре выше - возможно мечеть в пределах суннитского Дарваза. Но чаще новостройки похожи на сельские школы, и может быть их дарит афганским памирцам покровителя всея исмаилитов Ага-хан:

21.


Однако чем бы они не являлись - их явно не было считанные годы назад, а значит и на афганском берегу начинаются перемены:

22.


По северному берегу Пянджа в 1930-40-е годы прошёл Памирский тракт, для памирцев натурально ставший дорогой к свету из вековечной средневековой тьмы. Не знаю, что думали афганцы, видя тарахтящие машины на том берегу - они обзавелись дорогой лишь на второе десятилетие 21 века, а прежде за рекой пролегала лишь козья тропа, по которой ходили растягивавшиеся на много километров вьючные караваны. Вот идёт по тропе человек с заплечным мешком, и идёт потрясающе быстро, выбрасывая ногу вперёд почти под прямым углом, а местами переходя на бег и явно не уставая десятками километров. Думаю, у нас ему бы автоматом дали не самый низкий разряд по спортивному ориентированию, а здесь сильные ноги и мощное дыхание, на крайний случай опиум под языком - не роскошь, а средство передвижения:

23.


Но это лишь остатки былого, последние оставшиеся километры старой тропы. Прошлые поколения памирцев явно умели ходить не хуже, а следующие поколения афганцев - разучатся: на том берегу Пянджа неумолимо строится дорога, и услышав взрыв из-за реки - знайте, что это не война, а стройка:

24.


Лагерь дорожников на горной речке, откуда они скорее всего берут воду. Обратите внимание, что при них - старый добрый "Камаз", возможно доставшийся ещё от Советов:

25.


Грузовик совершает молитву:

26.


А через речки перекинуты мосты:

27.


Причём порой довольно длинные:

27а.


Теперь автомобиль на том берегу - в принципе не редкое зрелище, а увидев едущий джип или легковушку, можно предположить, что это "коллективное такси" из Файзабада в Ишкакшим или Маймай. Впрочем, основной афганский транспорт на новой дороге -  мотоцикл, если по Памирскому тракту на нём ездят в основном туристы, то на его афганскому двойнике мотоциклы встречаются в несколько раз чаще машин.

28.


Но многие по-прежнему ходят пешком, и скорость и неумолимость их шага видна даже на фотографии:

29.


А вот ребята, скорее всего, возвращаются из школы километров за десять от родного села:

30.


И хотя вьючных караванов из сотен коней, верблюдов, ишаков и яков тут теперь не увидеть, всё же такие вот процессии с гружёными осликами и вязанками хвороста на спинах по-прежнему нередки:

31.


А вот маленький караванчик возвращается порожняком, видимо доставив партию груза горному кишлаку в стороне от дороги.

31а.


В других же местах прошлой осенью ещё висели последние овринги - искусственные тропы-карнизы на отвесных скалах, сделанные из вбитых в расселины кольев и набрасонного на них хвороста. Когда-то оврингами был опутан весь Памир, и старики даже на таджикистанской стороне ещё помнят, где они висели, а на афганской стороне они были обычной частью пейзажа уже в те времена, когда на Памирский тракт пришёл массовый туризм.

32.


Но где-то в Рушане у маленького села Ширпад прошлой осенью ещё была одна скала, не покорившаяся новой дороге, и потому пересечённая оврингом. Оказавшись напротив неё, я сел в тенёк под большой камень да расчехлил фотоаппарат в ожидании афганцев на той стороне:

33.


Вскоре из зелени заречного кишлака появилось двое молодых людей, суровый чёрный и простоватый белый, и постояв немного у подножья, что-то обсудив и сообразив, быстрым шагом отправились через гору:

34.


Это было одно из сильнейших впечатлений Памира - на такой скале я бы дрожал от страха и останавливался бы каждый десяток шагов отдышаться, а эти двое буквально перемахнули через неё без остановок и опасений.

35.


36.


37.


Единственный раз они всё-таки встали - такое ощущение, что тропа здесь осыпалась, и они прикидывали, как лучше обойти разрыв:

38.


А потом прошли здесь так же быстро и проворно, да скрылись за краем утёса. Я бы перелезал через эту скалу битый час, они уложились в 10-15 минут.

39.


А вот другой сюжет. Увидев целую россыпь афганцев у реки, я попросил водителя остановиться:

40.


А водитель тоном "ничего интересного" мне пояснил, что это афганцы на той стороне моют золото, и что занимаются такими вещами не местные, а приезжие из Кабула:

41.


Тот же водитель рассказывал, что бывал на афганской стороне, как раз по вопросам электрификации. В те времена дороги ещё не было, и чтоб попасть в тот или иной кишлак, через кучу разрешений и формальностей они использовали лодку. Лодок на Пяндже я не видел ни разу, так что видимо они привезли её с собой. "Уровень жизни там очень низкий", - сказал водитель, и я подумал было о нищете, отсутствии гарантированных пенсий и зависимости от урожая, но водитель развил свою мысль совсем в другую сторону - большинство людей на том берегу элементарно не умеют читать.

42.


Вообще отношение памирцев к афганцам какое-то очень двоякое. С одной стороны, памирцы называют их братьями, многие даже помнят родство и в советское время могли помахать рукой дальнем родичу на том берегу, а иные даже перекликались через реку... В блокаду, когда из-за гражданской войны в "материковом" Таджикистане прекратилось снабжение Памира, а Ага-хан ещё не успел развернуть свою гуманитарную помощь, именно афганцы с того берега делились с местными едой, не дав многим памирцам умереть с голода - и этой братской помощи памирцы не забыли. Но в то же время на афганцев смотрят свысока: "А что тебе на Афган-базаре деэлать? Там одни только афганцы гряазные" - меланхолично говорил мне водитель маршрутки, которой я ехал на Афган-базар.

43.


На прошлых кадрах вы наверное заметили, как афганцы одеты - белые мешковатые шаровары и рубашка с подолом, жилетка на плечах да на голове паккуль - берет с цилиндрическим низом. На самом деле это сугубо пуштунский костюм, который лишь в ХХ веке стали носить и другие народы Афганистана. В таджикистанском Бадахшане же людей в такой одежде не увидишь никогда, разве что каких-нибудь неосмотрительных туристов, и когда я спросил, почему так, у одного памирца, тот даже слегка возмутился: "Потому что мы не афганцы и похожими на этих террористов быть не хотим!". Словом, если местные памирцы сами мне напоминили (см. прошлую часть) хорошо воспитанных детей, то к афганским памирцам у них отношение как у сестры-отличницы к брату-хулигану.

44.


Что интересно - экзотический у афганцев именно мужской костюм, а женщины на том берегу одеты почти так же, как на этом. Ведь религия двух берегов тоже одна - исмаилитство, не требующее от мусульманок прятать лица, и полуевропейские одежды памирок здешним жительницам оказались ближе, чем пуштунские чадры и паранджи - такие здесь можно увидеть разве что в суннитском Дарвазе.

45.


Спрашивал я памирцев и о том, бывали ли у них конфликты с афганцами, случалось ли, что афганцы приходили на этот берег и как-то бедокурили здесь? Но и такие вопросы памирцам кажутся возмутительными: по их словам, афганцы сюда не ходят, потому что им это не надо, а всё что им действительно нужно, они и так имеют на своём берегу. В одном месте меня подвозил милиционер в штатском, занимавшейся поисками пропавшей пару дней назад девушки, и вариант "афганцы похиитили" он даже не рассматривал. Впрочем, может быть памирцы врут - вдали от Бадахшана мне по секрету рассказывали, что на самом деле местные очень боятся афганцев, само собой не братьев из заречных сёл, а пуштунов с той стороны Гиндукуша, и боятся настолько, что даже думать об этом не хотят. Пуштуны пытались покорить Бадахшан не раз, и страшная резня 1883 года стала не последним аргументом в пользу русско-британского договора о границах.

46.


Спрашивал я, конечно, и про наркотрафик, и все кивали мне на соседей: у нас такого нет, а вот на Ишкашиме... а по прибытии на Ишкашим - "у нас такого нет, а вот там дальше кишлак"... Тот же милиционер говорил (возможно, кривя душой), что с этим не сталкивался, а вот его отец, забираясь на гору, видел ярко-красные маковые делянки на той стороне. Но думается, о таких вещах правды никто не скажет.

47.


А в общем афганцы - люди как люди. Детвора даже купается в Пяндже, причём иногда голышом. Очень интересно понять, каким они видят "наш" берег, но порой у меня было ощущение, что я смотрю на них из-за зеркального стекла, а они видят не меня и горы за моей спиной, а просто бескрайнее море. И даже глядя прямо на меня, они никак не реагировали на то, что я их фотографирую.

48.


И больше всего, там где удавалось заснять, меня у афганцев впечатлили лица. Совершенно другие, чем на этом берегу лица людей, чей мир прост, понятен и размерен, а жизнь известна наперёд с первой до последней минуты. Я видел там лишь три выражения лица - наивно-радостное, бессильно-злое и мудро-непрошибаемое, и думается, всё это своего рода градации обретения жизненного опыта. "Рыба молчит потому, что знает ответы на все важные для неё вопросы", - говорилось в фильме "Мечты в Аризоне", и глядя на афганцев я часто вспоминал эту фразу. Они не умеют читать, но умеют ходить десятками километров без остановок и не боятся узких горных троп; большинство этих людей всю жизнь проживут в своих горах, не выбравшись за их пределы - и не пожалеют об этом.

49.


И это - тоже граница по речке Памир-дарья, истоку Пянджа. Я мог бы перейти её вброд, и возразили этому бы разве что другие пассажиры, потому что я бы заставил их ждать:

50..


Хотя и сказать, что граница совсем не охраняется, тоже нельзя. На афганской стороне то и дело видны заставы и вышки, а на таджикской пару раз, стоя на трассе в ожидании машины, я видел, как словно из ниоткуда вдруг возникали солдаты и так же вникуда уходили - таджикские заставы стоят на у воды, а на скалах, совершенно не заметные с тракта.

51.


Но может быть в преодолении этой границы есть и суеверный страх - Россия не отважилась идти южнее, Англия Владычица Морей не отважилась идти севернее, как тысячей с лишним лет ранее арабы и китайцы разошлись по Таласу. К этому берегу ближе Москва и Петербург, к тому берегу - Дели и Лондон. Там можно, не умея читать, немного понимать английский; здесь я видел, как пассажирка маршрутки считала русские рубли.

51а.


Но кое-где между берегами Пянджа всё-таки висят мосты, построенные на деньги Ага-хана в 1990-х. На них периодически проводятся Афган-базары, где собирается народ с обеих сторон границы, но - всё реже и реже. В путеводителе, который у меня был, говорилось, что Афган-базары проходят дважды в неделю в Хороге и Ишкашиме, а когда приехал я - Афган-базар проходил раз в неделю в Хороге, да и тот в мой приезд отменили по случаю Дня независимости. Но говорят, в Афган-базарах уже и смысла особого нет - народ с двух сторон, одни в паккулях, другие в тюбетейках, продают друг другу китайские товары, и разве что пуштунский костюм можно толкнуть какому-нибудь забредшему туристу. А разговаривать, пусть и на одном языке, людям разных берегов не о чем...

52.


Оригинал

Просто новости - 180

22 апреля был День рождения философа Иммануила Канта. Чей Кант? Человечество с помощью вакцин последовательно преодолевало такие смертельные опасности, как чуму, оспу, испанку и ря...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Замминистра обороны Иванова подозревают в получении взятки «космической суммы»

Заместитель министра обороны России Тимур Иванов, по некоторым данным, получил «космическую сумму взятки» от строительных компаний за то, чтобы они получали подряды от военного ведомства, пишет Telegr...