Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Сказ об утерянном времени

5 2285

«Время открывает все сокрытое и скрывает все ясное»

(Софокл)

В жизни любое явление, как и медаль, всегда имеют две стороны: плюс - минус, позитив - негатив, богатство - бедность, за - против, война - мир, добро и зло, наконец. Впрочем, во всём бывают исключения, лишь подтверждающие всеобщее правило. Вездесущий дуализм, одним словом. И даже сама жизнь вечно противостоит смерти, за границами которой, поговаривают, вновь два варианта: Ад или Рай. И только на этом дуализм вроде бы, наконец, заканчивается. Однако нам туда рано, поэтому говорить будем о реальной земной жизни, в которой каждому человеку отмеряно Время от рождения и до смерти, и не более того.

Часто приходится слышать, что время, дескать, странным образом ускорилось. В этом не было бы ничего странного, если бы не одно «но». Да, с возрастом каждый из нас всё чаще замечает, как быстро растут дети, совсем не так, как мучительно долго тянулось наше собственное детство (и юность с отрочеством, кстати, тоже), отягощённое бесконечными уроками в школе с редкими промежутками мечтаний о недосягаемой взрослости. Однако удивительным образом сейчас в XXI веке стало выясняться, что и наши собственные дети тоже вдруг ощутили ускорение времени, что в их-то возрасте нам было совсем ой как не свойственно.

Так в чём же дело? Неужто в том, как утверждают учёные мужи, что многократно увеличившийся информационный поток переполняет клетки мозга и мы банально не успеваем всю эту массу переваривать? Но ведь здесь есть явное противоречие: те же (или другие) мужи говорят, что время у детей всегда тянется медленно, ибо их мозг, внимание!, получает слишком много новой информации! В общем, оказалось неубедительно - дети во все времена ежедневно получали избыточные порции новой информации. Тогда почему же время ускорилось именно у современных детей?

А может, правы те, кто говорит: состарилась, мол, Земля-матушка, пульс участился и человечество, как неотъемлемая составляющая единого природного организма, вместе с планетой субъективно ощущает возрастное ускорение времени? Может быть, может быть, только вот свежо предание, да верится с трудом. Метафизика, конечно, вещь занимательная, обойтись без неё иногда совсем никак, но всегда хочется чего-нибудь более наглядного и экспериментально подтверждаемого.

Обратимся к физикам, может они что подскажут.

Ага, подсказали: обычная теория относительности, - с умным видом сказали учёные-физики, - наша родная Солнечная система (вместе с галактикой), удаляется от центра Вселенной, одновременно вращаясь вокруг оного с одинаковым периодом обращения. О как! Задачка для средней школы, обобщённый ответ на которую прост: в данном случае относительная скорость в пространстве происходит с постоянным ускорением. Да, только ускорение, насколько известно из той же СТО, должно приводить, кажется, не к убыстрению, а к замедлению времени, и никак иначе. Правда, при этом совсем не понятно, относительно чего измерять ускорение или замедление.

В общем, как всегда, приходится искать ответы самому и боюсь, что без метафизики здесь никак. Физика физикой, но там, по сути, вообще нет ничего нового, лишь то, что и так присуще материальной природе, а учёные всего-навсего пытаются понять и описать существующее изначально. Гораздо интереснее процессы и явления социально-общественные, выходящие за рамки физики, и завязанные на бесконечные индивидуальные и групповые психические проявления, природу которых, по всей видимости, вселенная предусмотреть поленилась, зато не забыла расставить грабли за каждым поворотом. Сдаётся мне, что поляна сия хоть и перепахана изрядно, но вопросы без ответов, как были, так и остаются: кто мы и в чём смысл нашей жизни?

Всё сказанное можно однозначно списать на типичные мировоззренческие умствования, если бы не ещё одно "но": мир всё-таки, наконец, встал перед необходимостью смены парадигмы своего развития. Ни много, ни мало. Почему "наконец"? Очень просто: рано или поздно это должно было случиться, а, как известно, в таких вопросах лучше раньше, чем позже.

Чтобы разговаривать более предметно, попробую описать существующую парадигму и её движущие силы, дабы понять, с чем имеем дело и что же на самом деле уходит в прошлое. Сделать это не так уж и сложно, учитывая выпукло обнажившиеся разломы, громко требующие своего решения и без чего уже невозможно дальнейшее развитие. Сразу скажу – речь пойдёт вовсе не о геополитике и даже не об устройстве мировой системы со всеми её несправедливостями, от которых, хоть и не отмахнёшься совсем, но, в известной степени, можно легко абстрагироваться, а ещё легче встать в оппозицию или вообще объявить бойкот, погрузившись в бесконечные бытовые приключения с самим собой. Речь же пойдёт о том, что стоит над геополитикой и бытом, и без чего в современном мире не может существовать ни то, ни другое, ни много чего ещё. А также о том, что люди не меняются, но зачем-то постоянно ломают проверенные веками нормы и правила, вместо них придумывают новые императивы, и потом, забывая о вездесущем дуализме, возводят их в абсолют, где задуманное закономерно превращается в свою противоположность. Вряд ли мне в коротком тексте удастся охватить всю широту и глубину человеческой близорукости, но кое-что сказать имею.

Итак, немногим более двухсот лет назад на Земле восторжествовала объективная реальность под названием технический прогресс, отбросившая все, существовавшие на тот момент ограничители и объявившая себя единственно верной столбовой дорогой, обеспечивающей прогресс человечества. Эта парадигма до сих пор не только господствует, но и эффективно блокирует все попытки осмысления и, тем более, изменения своих базовых основ, что является вполне естественным и ничуть не парадоксальным процессом, ибо давно известно: любое, единожды рождённое социально-общественное явление, со временем старается обрести свойство к самовоспроизводству. Данное свойство как раз и является характерной чертой любой объективной реальности, после чего человек практически теряет волю к изменению парадигмы, превращаясь из субъекта мировой истории в объект воздействия. Не буду утомлять читателя анализом всевозможных движущих сил, стоящих на страже технического прогресса, ибо их там немало: рыночная теория, основанная на коммерческой выгоде, конкуренции и финансах, усилиями банков превратившихся из средства платежа в выгодный товар; потребительская психология, постоянно толкающая производство к обновлению модельного ряда; тотальный контроль, превращающий человека в инструмент глобального процесса с целями, не имеющими ничего общего с развитием личности и т.д.

Однако есть одна движущая сила, на которой мне хотелось бы остановиться подробней: природное любопытство человека, всегда стремящегося познать непознанное. Познание мира человеком базируется на философской триаде, приписываемой то ли Сократу, то ли Демокриту и сформулированной кем-то в конечном виде лишь недавно:

- Я знаю то, что я знаю;

- Я знаю то, чего я не знаю;

- Я не знаю то, чего я не знаю.

В общем и целом любопытство является, пожалуй, главной и по-настоящему позитивной силой, которая, однако, постоянно нуждается в неких ограничителях с целью, во-первых, оградить человечество от открытия и применения технологий для физического или психического уничтожения самих себя, во-вторых, направить человека, прежде всего, на внутреннее развитие. Роль таких ограничителей с незапамятных времён играли религии, которые как могли, не позволяли подменять внутреннее внешним. Не случайно до сих пор там, где религии сильны не по форме, а по содержанию, технический прогресс обычно пробуксовывает, особенно на, так называемом, фундаментальном уровне. Впрочем, так было практически повсеместно примерно до XVI века. Но об этом чуть позже.

С точки зрения инструментов познания мира, то изначально у человека их так же было три: физическая сила, работа ума и временнóй ресурс. Это разные виды энергий, одновременное наличие которых и взаимообмен между ними было необходимым и достаточным условием для удовлетворения природного любопытства и обеспечивало нескачкообразное развитие по всем направлениям. Изобретение колеса, извлечение из руды различных металлов, освоение новых способов строительства зданий и сооружений, открытие и совершенствование навигации в пространстве, попытки оторваться от земли с помощью крыла или воздушного шара - все эти революционные, по сути, нововведения, тем не менее, не позволяли надолго вырываться вперед и постепенно становились достоянием всего человечества, за исключением, разве что, естественным образом изолированных регионов. Однако всё изменилось, как я уже отмечал, в XVI веке, когда и начали формироваться условия для последующей технической революции.

Существует ошибочное мнение о том, что означенную революцию подготовила эпоха Возрождения и гений отдельных её представителей, типа Микеланджело Буанаротти. Здесь дело в акцентах - эпоха Возрождения, безусловно, имеет отношение к подготовке технологического рывка, так как, во-первых, породила и окончательно оформила внутри христианства Реформацию, сделавшую ставку на индивидуальное благополучие в рамках зарождающегося капитализма, а, во-вторых, в лице своих отдельных ярких представителей, таких как Микеланджело Меризи да Караваджо, подготовила последующее снятие с религии покрова тáинства, следствием чего стало постепенное падение тысячелетних ограничителей. В итоге, с появлением Реформации религия в европейском христианстве постепенно утратила свою метафизическую функцию, получив, наряду с другими социальными институтами, сугубо утилитарное предназначение, а основной её заботой стало желание иметь привлекательный внешний вид. В результате, за какую-то сотню лет после Реформации в недрах капитализма окончательно сформировалась законченная рыночная теория, поставившая на поток индивидуальное обогащение и победоносно дошедшая до наших дней практически в неизменном виде.

Тысячелетия поступательного развития очень быстро спрессовались сначала в столетия, а затем и в десятилетия скачкообразных рывков. На смену последовательной парадигме внутреннего развития человека окончательно пришла скачкообразная внешняя экспансия, жёстко мотивированная добавленной стоимостью, сметающей на своем пути все оставшиеся преграды и ограничители, в том числе и, выработанные веками, морально-этические нормы.

Время – невозобновляемый индивидуальный ресурс. Это внешний источник энергии, потребляя который, человек, на основе взаимообмена, компенсировал затраты своей физической энергии и разума, что в итоге приводило к самореализации творческого потенциала через созидание. Относительность и субъективность восприятия времени – это реальность, с которой люди жили всегда, понимая необходимость бережного к нему отношения. Массированное вмешательство третьей силы в гармоничный процесс обмена энергиями привело к тому, что технологически рáзвитое человечество вдруг массово осознало, как ускользающие мгновения быстро стали превращаться в минуты и часы навсегда потерянного времени, ведь по свидетельству некоторых, достаточно авторитетных, учёных сегодняшние сутки соответствуют то ли 18-ти, то ли уже 16-ти часам всего лишь столетней давности! Такова цена стремительной технологической парадигмы, основанной на прибыли любой ценой, в результате чего время быстро потеряло былое значение, превратившись из созидательного союзника в инструмент опережения конкурента.

Не слишком ли большая плата за перспективу окончательной победы над природой с помощью технологий с перспективой окончательного сворачивания Времени, а за ним и пространства?

Как видите, без метафизики не обошлось, зато практически ни слова о геополитике, конечности капитализма и необходимости окончательного слома однополярного мира. Последнее, впрочем, само собой разумеется.

А если после прочитанного вопросов стало больше, а долгожданных ответов так и не появилось, то мне остаётся лишь поздравить читателя, ибо, как сказал кто-то из древних: «истина в вопросе».

Источник

Опубликовано: парижский альманахе "Глаголъ" №7

Дрожь Европы. Почему Запад всегда боится России

Европа боится. Она пытается скрыть свои страхи выглядеть сильной и уверенной в себе, но страх постоянно пробивается наружу, сквозь маску британской невозмутимости, германской сосредоточ...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века, Орловская губерния

Мильша. Засечная черта. Потомки служивых людей XVI-XVII века, Орловская губерния "Найди свои корни и не суетись на счёт других миров"Дэвид Генри ТороСегодня, уважаемые Читатели и К...

Мильша. Однодворцы в Российской армии и в составе казачьих войск

«Там шли, шли два брата с турецкого фронта,С турецкого фронта домой.Лишь только переступили мы польскую границу,Ударил поляк три раза.Ударил, ударил, он в грудь меня поранил....

Обсудить
  • Цель науки – улучшение жизни человека. Способ науки – преобразование природы. Критерий успеха – чем сильнее человек приспособит под свои желания природу, увеличит материальное потребление, тем лучше. Цель религии – тоже улучшение жизни человека. Способ религии – преобразование сознания человека. Целью религии никогда и не являлось преобразование природы, но жизнь в гармонии с ней. Критерий успеха – приближение сознания человека к идеалу Бога («по образу и подобию Божьему»). Тогда возникает вопрос: Что лучше для улучшения жизни человека – преобразование природы или преобразование сознания человека? При этом заметим, что самое ценное для человека - его сознание. Никто не захотел бы жить вечно в бессознательном состоянии...
  • Изучив, при помощи имеющихся инструментов "физическая сила, работа ума и временнóй ресурс," пространство на уровне восприятия данных ему, пятью органами восприятия реальности, человек углубился в изучение пространственных областей не поддающихся изучению без применения технических средств ТС. Собственно ТС понадобились уже на стадии изучения пространства ограниченного поверхностью земного шара. Изучение космоса и микропространства оказалось невозможным без ТС вообще. Отсюда и именно отсюда наши устремления в область совершенствования средств технического прогресса, а не природная любознательность. Скажете есть возможность поспорить зачем человеку было изучать пространство вокруг себя? Да здесь можно включить аналитические способности нашего сознания, согласен. Но это не изменит необходимость поиска причин побуждающих цивилизацию искать для себя новое содержание парадигмы развития. Если кому интересно мое мнение, то оно заключается в том, что парадигматические изменения развития цивилизации совпадали до сих пор с периодами открытия и внедрения цивилизацией качественно новых видов энергии. Так широкое применение пара, совпало с переходом на новый промышленный уровень, вылившийся в изменение общественно политической формации, а переход на использование электричества, совпал с попыткой изменения этой формации. И хотя реальный результат не состоялся на цивилизационном уровне, это не говорит о том, что это случайное совпадение, возможности использования электричества еще до конца не реализованы. В настоящее время наши успехи в освоения пространств уперлись в недостаточность энергетических возможностей используемых для их освоения. Нужны новые виды энергий, способных помочь людям в освоении космоса, это совершенно очевидно. Необходимо также получить прорыв в область тонких энергий, для изучения микромира. Их появление ляжет в основу разработки новой парадигмы развития цивилизации. Одно ясно, что освоение энергий с более высокими мощностными показателями, возможно только при парадигме, основой которой будет ненасильственный путь развития, иначе наше сознание не расширится, а схлопнется, нашими же усилиями.