Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Концепция рабства у Бога.

7 3431

Александр Леонидов; 14 января 2016 ()

«Мой Бог меня рабом не называл!» - говорят разного рода словоблуды, осуждая христианскую концепцию человека - «Раба Божьего». Неоязычники при этом поклоняются «богам» классического рабовладельческого общества[1] с развитой работорговлей. Эти «боги» и их жрецы очень бы удивились, если бы им сказали, что они «рабом никого не называют»… Атеисты – вообще не поклоняются никому. Ну, кроме, конечно, начальника, мешка с деньгами, кнута, палки, страстей и похотей, а порой и попросту бесов…

На современный слух выражение «раб Божий» звучит несколько архаично. Современность заменила слово «раб» на слово «рабочий», т.е. сотрудник, подчинённый.

Но священные тексты формировались в недрах рабовладельческой древности. В философии того времени не было, да и не могло быть противопоставления рабства свободе. Вопрос ставился совершенно иначе: рабство у одного лица противостояло рабству у другого лица.

Царедворец был рабом царя, какой-нибудь водонос – рабом царедворца, римский патриций, имея рабов – был рабом императора Рима (и тот в любой момент мог его без суда и следствия начать пытать, умертвить самым зверским способом и т.п.).

Представители низших каст восточных обществ были рабами высших каст. Представители высших каст были рабами своей касты. Египетский фараон был абсолютным рабом ритуала – он ни сесть, ни встать не имел права без соблюдения обязательных церемоний. Активнейшую работорговлю (совмещённую с ритуальными жертвоприношениями людей) вели дохристианские правители Руси...

Справочно: Араб Ибн Фадлан описывает многолетний опыт торговли русов невольниками, уходящий своими истоками в IX столетие. О подобной работорговле русов, налаженной длительным временем сообщает и византийский император Константин Багрянородный. И другие источники, которых множество. Источников же, которые отвергали бы их сообщения - нет...

В этом типе общества (а другого типа дохристианские и нехристианские цивилизации не знают) – движение к свободе было движением в рабство у более высокопоставленного лица. Раб царя находился выше раба вельможи, а раб вельможи – выше раба у торговца. Объявление себя «рабом Божиим» в том контексте означало весьма вольнодумное и свободолюбивое заявление, на грани революционного восстания.

-Я не твой раб, Клавдий, и не твой, Квинт, и не твой, Гней, и не твой, Марк! И даже не великого цезаря раб! Берите выше – я раб самого Первоначала, высшего из начал!

Идея рабства у Бога служила не рабовладению, а освобождению рабов. Все свободные общества на Земле, если помните, построены именно «рабами божьими»; ни в одном из других обществ рабовладение так и не отменено по сей день!

Христиане противопоставили рабство у Бога рабству у человека. Тут лежало и достаточно наивное древнее представление «мой хозяин круче твоего, а потому твой мне ничего не посмеет сделать». И в то же время достаточно глубокая философская идея о том, что равенство разных может быть только перед лицом Бесконечно Превосходящего Всех. Ведь само по себе равенство невозможно: один выше, другой ниже, один толстый, другой худой, один сильнее, другой слабее и т.п. Если же мы признаём судью, перед мощью которого все наши отличия ничтожны и ими можно пренебречь – только в этом случае можно говорить о реальности равенства.

Не желающий быть рабом Бога – оказывался и оказывается рабом у человеков, причем зачастую самых недостойных и скверных. Так было в старину, так есть и сегодня. Ведь и свобода не бывает сама по себе: свободный от одного несвободен от другого[2]!

Таким образом, исторически концепция «Раб Божий» восходит к освободительному движению и свободолюбию в древневосточном обществе. Оно связано не с желанием стать рабом, а НАОБОРОТ - с нежеланием быть рабом у какого-то конкретного и тебе подобного рабовладельца.

Но это трактовка историка философии. Нас, конечно, болье исторических нюансов интересует суть. В чем суть концепции «Раб Божий», которая едина и для седой древности и для наших дней? Поговорим и об этом…

***

«Бог» - это ведь только слово. У разных народов оно разное. Важнее не звукосочетание, а стоящий за словом смысл. Согласны?

В частности, «Бог» - это Истина, Разум, которые (как верят религиозные люди) господствуют над безмозглостью. А не выводятся из неё (ведь выведенное – подчинённо).

Сказать про себя «Я раб Истины, раб Ума» - мне не кажется странным и унизительным. А вам? Ну, допустим, я не раб Ума. А кто тогда? Дружбан? Получается, иногда я с Умом заодно, а иногда – если настроение плохое – могу его и «послать»? То есть – я периодически впадаю в безумие?! Ну, это же простая логика: если я не раб Ума, то не все его приказы выполняю, а если не все и не всегда – значит, я порой бываю безумным…

С другой стороны, смысл, который русские люди вкладывают в слово «Бог» (а другие в слова God, 上帝 и т.п.) - это Нравственность, Высший эталон Морали. Тут совсем не звукосочетания важны, а то, признаёте ли вы мораль, или отрицаете, как химеру…

Сказать «я раб Морали» - тоже, на мой взгляд, ничуть не странно, хотя и заносчиво. Более странно, мне кажется, сказать, что я ей не раб. А кто тогда? Человек, который иногда делает нравственные поступки, когда настроение хорошее, а иногда – плевать хотел на все моральные нормы? Мораль ведь существует, ИМЕННО ПОРАБОЩАЯ ЧЕЛОВЕКА. Если она носит необязательно-рекомендательный характер, то её, считай, и нет вовсе. Не быть рабом Морали – значит, быть аморальным человеком, и всё…

В философской идее Бога отражены представления человека о торжестве справедливости, о том, что жизнь важнее и первичнее смерти (в атеизме – наоборот). Если я не раб Справедливости – то кто тогда? И если я не раб Жизни – убийца я, что ли, или самоубийца, или кто?!

Говоря о себе «раб Божий» человек утверждает, что он послушен Уму, Нравственности, Справедливости и служит Жизни. Это и есть главное в концепции «раба Божьего». И я не знаю, как можно без этого остаться в рамках человечности – освободив себя от Ума, Нравственности да и самой жажды Жизни?

[1] Крестьянин (от слова христианин, член христианской общины, прихода) – в дохристианской Руси именовался «смердом», т.е. «вонючкой», что уже говорит о многом… Варяги возили с Руси славян, а особенно славянок на рабские рынки Хазарии, о чем писали как арабы, так и европейские хронисты.

[2] Простейший пример: свободный от Гитлера несвободен от Сталина, и наоборот. А если свободен и от Гитлера и от Сталина – не свободен от Черчилля с Рузвельтом или ещё какой-то силы. Но жить в обществе и быть свободным от общества – немыслимо.

http://economicsandwe.com/407D...

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...

Обсудить
  • Спасибо, на мой взгляд, очень толковое описание, с выводами. Позволю себе обозначить иную точку зрения на заявленную тему. Все цепочки умозаключений выстроены по правилу взаимоисключения противоположностей - или - или. Или нравственен, или бес-нравственен. Зацикливаясь на борьбе противоположностей, забываем о их единстве. Которое порождает троицу. Это когда "заклятые недруги" ДА-НЕТ не только не могут друг без друга, но и со-действуют, что особенно заметно в зоне "золотой серединки". Вот и человек, по образу, да божьему подобию - триедин. В нем единство трех начал: Природного - Разумного - Божественного. Так вот Уи - то что делает нас Человеком, но то что делает нас божественным - безумно. И вообще Ум - большое искушение, имеет все атрибуты дьявольских потуг к безграничной власти. В одной древней притче говорится о человеке, пришедшем к просветленному учителю с просьбой научить, как остановить круговорот беспокойных мыслей и достичь божественного просветления. Это очень просто, сказал учитель, ты можешь думать о чем желаешь, но... только... ни а коем случае не думай о обезьянах... На следующее утро несчастный прибежал к учителю с просьбой спасти его от обезьян...
  • Очень и очень хорошо