Интересные факты о комедии "Бриллиантовая рука"

2 4653

28 апреля 1969 года на экраны вышла комедия Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука". Все мы любим этот прекрасный фильм, добрая половина фраз из которого перешла в разряд «народных». Но знаете ли вы, что фильм мог быть совсем другим.

Изначально фильм дожен был называться «Контрабандисты», и финал фильма предполагался иным – более лиричным. А именно:

Из подъезда выходит вся семья Горбунковых в обновках, Семен Семенович теперь с двумя загипсованными руками, но вид имеет счастливый. Дети проходят вперед, а Надежда берет мужа под руку и, краснея, тихо говорит:

«Сеня, я хотела тебе сказать… У нас будет ребенок!»

Идея этого сценария пришла в голову авторам после прочтения серии статей журналиста А. Сахнина в газете «Правда», посвященных борьбе с контрабандистами. В одной из заметок упоминался оригинальный способ провоза ценностей – в гипсе. Согласно сценарию, сюжет фильма должен был быть таким: простой советский человек Семен Семенович Павлик (потом он станет Тимошкиным и только к выходу фильма – Горбунковым), отправившись в заграничное турне, оказался в центре контрабандистской махинации. В целом сценарий был одобрен, но высказывались и замечания: было рекомендовано сократить сцены с участием управдомши Плющ, сделать более «выпуклой» роль милиции (пропаганда), сократить троицу контрабандистов до двух человек, убрав Малыша.

Главная роль Горбункова писалась исключительно под Никулина. в «Союзцирке» Никулину дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось. На роль Козодоева пробовался Вицин, на Лелика – Пуговкин, на роль жены Горбункова – Ия Саввина, на управдомшу Плющ – Клара Лучко и Татьяна Гаврилова.

«Заграничная» часть снималась в г. Баку, а «город Горбункова» – в Крыму.

Так же были убраны реплики: «Как говорит шеф, главное в нашем деле – социалистический реализм» и «Партию и правительство оставили на второй год». Причина – политическая.

В монологе управдомши Плющ «Я не удивлюсь, если ваш муж тайно посещает любовницу!» изначально вместо «любовницы» предполагалось слово «синагога».

При разговоре с управдомом Горбунков говорит, что побывал в Лондоне и там все считают собаку другом человека. В начале же фильма его жена Надя говорит, что он едет за границу в первый раз. То, что Семен Семеныч в течение круиза побывал в Лондоне исключено, так как путь круиза в таком случае получается немыслимым (Стамбул, затем Лондон). Скорее всего круиз проходил по Средиземному морю.

В режиссерском сценарии не жена будит пьяного Семена будильником, а на него падает и повисает на шее картина. Идея воспользоваться будильником возникла после серии неудачных дублей – картина не вешалась на шею Никулина «красиво».

Автомобильную мойку, где Горбункова зажали Граф и Механик, специально построили для съёмок фильма в центре Сочи. После съёмок её перевели в обычную эксплуатацию.

«Песня про зайцев» в первых кинопробах исполняется на пароходе. Только перед выходом фильма ее заменили на «Остров невезения», а «Песня про зайцев» перекочевала в ресторан «разбавить пафос».

Помните сцену, где Миронов дает пинка идущему по воде мальчику, который нагнулся за удочкой? Эту роль исполнял сын Никулина. Эта сцена долго не получалась – мальчик падал в воду раньше, чем Миронов успевал замахнуться ногой, поэтому Гайдай уверил мальчишку, что Миронов просто пройдет мимо. Успокоенный Максим наклонился за удочкой, а коварный режиссер шепнул Миронову: «Приложись хорошенько!» Дубль получился, а никулинский отпрыск и нынешний гендиректор и худрук цирка на Цветном бульваре кровно обиделся на «дядю Андрея». Эпизод попал в фильм, а звук – вырезан. Оба отыграли эту сцену так натурально, что на Гешино «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!» примчался настоящий катер со спасателями!

Песню «Вулкан страстей» исполнила не Светлана Светличная, а Аида Ведищева, которая пела также в «Кавказской пленнице». Светличная была очень обижена на Гайдая за то, что он не дал ей спеть. Она интересовалась у Нины Гребешковой: «Почему Гайдай не дал спеть своим голосом?» Меж тем в фильме Светличная и говорит не своим голосом, а голосом Зои Толбузиной. Единственная фраза, которую Светличная произнесла сама, – «Не виноватая я!»

«Пьяного» Гайдая забрала милиция. Пьяного, которого забирает милицейский патруль, сыграл сам Леонид Гайдай. И он же напевает в этой сцене «Песню про медведей» из своего прошлого кинофильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Рука Гайдая также появляется в сцене кошмарного сна Козодоева.

В номере такси «на Дубровку» увековечили… водку. Автомобильный номер: 2870 ОГО являлся бутафорским и был сделан с большим юмором: в то время серия ОГ принадлежала Оренбургской области и дошла только до букв ОГЕ, а цифры 2870 — это цена бутылки водки до знаменитой денежной реформы 1961 года — 28 рублей, 70 копеек.

За съемками следил агент КГБ. Все время, пока длились съемки, на площадке присутствовал агент КГБ, в задачу которого входило пристально следить за тем, чтобы в фильм не «проникли» загрешенные цензурой эпизоды и особо крамольные шутки.

В съемках «Бриллиантовой руки» принимала участие вся семья Никулина, его жена играла гида в Стамбуле.

Практически все песни к фильмам Гайдая придумал композитор Александр Зацепин. «Остров невезения» настолько не понравился худсовету, что его подумывали выбросить в корзину, но на пробах песню так блестяще спел Миронов, что Гайдай настоял, чтобы ее обязательно включили в фильм.

Сцена падения у аптеки у Миронова получилась с первого дубля, а вот Никулин никак не мог упасть как надо. Изначально предполагалась банановая кожура, потом ее заменили на арбузную корку. Замена не помогла, и в результате вместо Никулина падал Леонид Каневский. Сцена снималась в Баку.

Страшная абракадабра, которой ругается контрабандист – герой Каневского, есть не что иное, как зашифрованное послание тогдашней его возлюбленной, которая стала впоследствии его женой. Если вслушаться, то можно разобрать, как он несколько раз повторяет «Березина куманит». Березина – фамилия супруги Каневского.

Из всех актрис, пробовавшихся на роль управдомши Плющ, менее всего Гайдаю понравилась… Нонна Мордюкова. К тому же она была не дружна с Андреем Мироновым, считая его «маменькиным сынком». Миронов отвечал ей взаимностью. Если Нонна на съемке неверно произносила фразу, Миронов тут же поправлял ее.

Создание фильма – творческий процесс, гда важно все, а суть – в мелочах. Это особенно относится к комедиям, и Гайдай был в этом деле настоящий мастер. Но и ему на съемках приходилось порой несладко, не говоря об актерах и техническом персонале.

Помните, как при подводной съемке с Папанова стянули трусы? Эту сцену снимали с дублером. Во время съемок приходилось идти на разные ухищрения. Например, в то время не было кинокамер, способных снимать под водой, поэтому для защиты аппаратуры от воды некий мосфильмовский умелец вылепил из смолы специальный бокс. А часть подводных эпизодов снимали с помощью макета: изготовили фигурку человека, и операторы комбинированных съемок возились с ней в луже.

В эпизоде, где сын Горбункова кидается мороженным в Миронова, на самом деле использовался творог (он лучше «ляпался»), а кидался не мальчик, а ассистент режиссера. Воспитанному советскому ребенку не хватало смелости натурально «запулить» творогом в известного актера.

Один из самых смешных эпизодов, когда здоровенный детина просит: «Папаша, закурить не найдется?», – у испуганного Горбункова («Ты что, глухонемой?» – «Да!») снимался в подземном переходе на Ленинском проспекте в Москве, ранее там был туалет. В роли детины выступил корреспондент журнала «Смена» Л. Плешаков, согласившийся временно сменить профессию ради интервью с Никулиным, необычайно популярным в то время. Этот коротенький эпизод снимался 4 часа! Гайдай утвердил Плешакова на роль после того, как тот показал ему свою волосатую грудь.

Теплоход был назван Гайдаем «Михаил Светлов» из-за его большой любви к творчеству поэта. В порт пришел теплоход «Победа», Гайдай уговорил капитана на один день переименовать судно, даже спасательные круги переписали. В итоге все сцены на пароходе были сняты в один день! Фильм вышел на экраны. Начальник морского флота, узнав, что «Михаил Светлов» в его ведомстве не числится, распорядился исправить упущение, и первый же спущенный на воду новый теплоход был назван в честь поэта.

Съемка проходила в Сочинском порту.

Во время съемок фильма прошел слух, что Никулин скончался. На самом деле работница гостиницы «Горизонт» обнаружила в подвале тело Никулина, накрытое простыней. В ужасе она не стала приглядываться, а на самом деле это был муляж, сделанный для съемок эпизода, когда Горбунков выпадает из вертолета.

В фильме использовалось много декораций: у поселка Атой возле Туапсе возвели целый «Песчаный остров»!

Во время рыбалки Лелик (Папанов) в сердцах произносит «Идиот!» Однако эта фраза адресована не Геше, а кому-то из съемочной группы, задержавших съемки – вода была ледяная.

В фильме супруга Горбункова часто повторяет мужу: «Ты такой доверчивый!» В сценарии этих слов не было, но в реальной жизни Нина Гребешкова часто повторяла это супругу – Л. Гайдаю – и он вложил ее привычные слова в уста героини.

Эпизод, где милиционеры увозят поющего пьяницу, озвучил сам Гайдай.

В финале фильма эпизод, где подъемый кран опускает Никулина в автомобиль ЗИС-110, после чего Никулин бьется о корюк головой, запланирован не был. Никулин ударился по-настоящему, и именно этот эпизод вошел в фильм.

Гонорары актеров. Самый большой гонорар получил режиссер Леонид Гайдай. Его сумма составила 4949 рублей за режиссуру и 2000 рублей за сценарий. Юрий Никулин получил 5188 рублей, Анатолий Папанов 2288 рублей, Андрей Миронов 1920 рублей, Нонна Мордюкова 1531 рубль. Самый маленький гонорар был выписан Светлане Светличной -всего 346 рублей.

В фильме есть и «киноляпы».

В том же финальном эпизоде Никулина поднимает из катера оранжевая стрела крана, а опускает в машину – зеленая.

Когда Козодоев подъезжает к базе, где Горбункову должны были снять гипс «без шума и пыли», он в женской одежде – в юбке. Но внутри базы он уже в штанах и в майке.

Помните? «ДитЯм – мороженное, бабе – цветы!» Герой Миронова подходит к столику, держа в руках эскимо на палочке, а через несколько секунд оно превращается в шарики мороженного в вазочках. Чудо!

В этой же сцене Козодоев дарит жене Горбункова две (!) розы.

В конце первой части на станции ТО Папанов и Миронов зажимают Никулина с двух сторон в смотровой яме, у него явно нет выхода. Вторая серия начинается с того, что Никулин уже вне ямы.

В сцене, где Козодоев пытается оглушить Никулина камнем, он достает из сумки белый камень, а замахивается серым!

Пегас в магазине («А у вас есть такой же, но без крыльев?») снимался также в фильме «Служебный роман», под его тяжестью изнывал герой А. Мягкова в эпизоде с «лошадью», а потом и в интерьере квартиры композитора в комедии «Ширли-мырли». Он же мелькал в фильмах «Семнадцать мгновений весны», «Мой ласковый и нежный зверь», «Секретная миссия», «Пакет». Этот конь до сих пор хранится в реквизиторском отделе «Мосфильма». Реквизит!

Мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21 стала знаменитым «такси на Дубровку». Ранее этот же автомобиль, превращённый в такси героя Ефремова, снимался в фильме «Три тополя на Плющихе» Т. Лиозновой и в «Берегись автомобиля» Э. Рязанова в роли машины, на которой уходил от погони Деточкин. Сейчас эту «Волгу» можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм».

«Бриллиантовая рука» вышла в прокат в июне 1969 года и принесла Гайдаю триумф: фильм посмотрело 76 миллионов 700 тысяч человек! Пресса встретила фильм восторженно, и это был заслуженный восторг! А вот критики разнесли картину в пух и прах. Вот только несколько выдержек: «Миронову и так не везет в кино, а он еще и кривляется», «Мордюкова — это безумная, одержимая пошлость», «Светличная чересчур соблазнительна», а «Никулин мог бы играть острее»…

Теперь вы сможете по-новому посмотреть этот прекрасный фильм и заметить в нем то, чего не замечали раньше. Настроение от этого точно хуже не станет, ведь истинный шедевр никакими ляпами не испортишь!..

Спасибо Гайдаю!

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Обсудить