Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Выученная беспомощность, или - о "пассионарности"

2 1353


Я обещался не писать о политике, но в данном случае сделаю исключение.

greenorc

http://greenorc.livejournal.co...


Речь не об актуальных моментах, скорее об исторических закономерностях, меж тем вопрос крайне важен с точки зрения нашего с вами коллективного мироощущения.

Пост возник после прочтения вот этого небезынтересного текста: http://obsrvr.livejournal.com/1705886.html

На первый взгляд, мы имеем дело с очень убедительной, до степени очевидности, аналогией. Римляне, варваризация — все до боли похоже. Да собственно, нам сегодня и без аналогий понятно, что дело плохо...

Но есть пара но.

Во-первых — это конечно чисто формальная придирка, но — проводить исторические аналогии далее 100-150 лет, не говоря уже о древнем Риме, это значит использовать в качестве фундамента теории дешевый традисторический муляж. Знаете, есть такие люди, которые считают "исторические циклы" для России, начиная с "призвания варягов" и далее через "монголо-татар", "Смутное время" и "победу над Наполеоном". Люди-то неглупые, просто с таким же успехом они могли бы свои расчеты строить исходя из "Сильмариллиона".

Простите, но Рим свалила катастрофа. Эпоха Возрождения — это время возрождения в прямом смысле слова. Вставали из пепла, буквально. Какие уж тут аналогии с нашими днями.

Во-вторых, как я уже говорил, меня смущает термин "пассионарность". Подозреваю, что этот термин — очередной "терминатор мышления", примеры которых я здесь уже приводил.

Попробуйте дать определение пассионарности (не через эффекты ее гипотетического наличия/отсутствия у народа, а по существу)? А откуда она берется? А куда она потом девается? Ах, она у народа "заканчивается"? Народ совершает свершения, двигает подвиги, всех вокруг мочит и ассимилирует, создает могучую империю — а потом бац! Села батарейка... Чо, серьезно что ли?

— Я устал, — говорит русский народ, — и я ухожу.

— Родной, ты куда?!

— Извини, пассионарность во мне кончилась. Или протухла. Или вытекла. Или испарилась.

Блин, а может ее в холодильнике надо было хранить?! А мужики-то и не знали, потому что на баночке с ентой самой пассионарностью не было инструкции! Ай-яй-яй!

Однажды Штирлиц напоил кошку бензином. Кошка прошла три метра и упала.

- Пассионарности не хватило", — подумал Штирлиц.

Меня давно удивляет, почему например пресловутые рептилоиды — это конспирология и это неприлично (хотя их-то хотя бы не высосали из пальца, а взяли из весьма реалистично звучащих даже и сегодня месопотамских легенд), зато словечко "пассионарность" каждый может использовать и это не зазорно и это не конспирология.

Да нет же, как раз пассионарность это и есть дешевая конспирология, которой до аннунаков, как до Нибиру...

Пассионарность — этот термин из разряда "богословских", то бишь он типично "метафизический". Когда вы говорите "русский народ потерял пассионарность и поэтому его теснят всякие другие народы", то это ничем не отличается от "революцию попустил Господь за отступление русского народа от веры православной". И поди проверь, Господь или дьявол, попустил или не попустил, за отступление или нет. Количество благодати на квадратый километр территории ведь не измеришь. Вот и с пассионарностью та же ерунда. При всем уважении к автору, которого я всякий раз с удовольствием читаю в своей ленте, отсылки к пассионарности — это все таки черезчур.

Давайте попробуем обойтись без метафизики. Есть несколько факторов — ясных и осмысленных — которыми определяется поведение народа и его успех относительно других народов.

Ну вот например, избирательная благоприятность внешних условий. Вконце советской эпохи очень "пассионарным" народом казались грузины. Потом советская эпоха кончилась и, внезапно, вместе с ней как-то кончились и грузины с их "пассионарностью". Оказалось, что оная "пассионарность" относительно других народов базировалась на режиме особого благоприятствования, который был им создан в СССР. Еще бы, когда в РСФСР человека сажают на 5 лет за изготовление дефицитнейших джинсов, а в Грузии человек может абсолютно легально зарабатывать огромные состояния на каких-то мандаринах — ну как тут не проявиться "пассионарности"!

Причем, оные состояния, а равно и приобретенные при этакой масштабной коммерции опыт и связи, неизбежно давали грузинам и в постсоветском мире (особенно в постсоветском!) огромную фору. Но... мы видим, что это не особо помогло.

Или, вспомните, какую невиданную "пассионарность" развил в 90-е годы бандитизм. А всего лишь сверху создали соответствующие условия. А потом убрали эти условия, и "пассионарность" вдруг сразу выдохлась. Поразительно непостоянная натура...

Дальше, есть такая штука как исторические травмы народа, я про нее уже писал. Русский человек буквально задавлен, на подсознательном уровне, страхом перед властью и государственной машиной. Такова наша историческая память. Вот, скажем, немцы проиграли войну, потерпели поражение, оккупацию, ОСТАЛИСЬ с униженным статусом побежденных — представьте себе тяжесть травмы.

А русские? А русские тоже проиграли войну, только другую. Русские пережили эпоху репрессий, и ее они так же проиграли, как немцы проиграли ВМВ. Потому что власть русских репрессировала, а они терпели и... и... И все. Репрессии давно кончились, но травма-то осталась, "Берлин" то русские в ответ на репрессии не взяли.

Поэтому, когда дело доходит до военного столкновения с врагом, на которое власть дает добро, и выдает русскому Ивану автомат и танк — Иван чувствует себя на коне. Когда же дело доходит до конфликта с самой властью, только что бывший очень храбрым, русский Иван внезапно скукоживается и забирается с головой в раковину, как моллюск. Страшно.

И даже тогда, когда речь не идет о конфликте именно с властью, ситуация не меняется. Потому что любая силовая самостоятельность, пусть даже направленная не против власти, а против "горизонтальной угрозы" — например против "пассионариев" каких-нибудь — почти невозможна для народа, давно и прочно ощущающего себя "под колпаком".

Можно представить себе мысленный эксперимент: группа русских оказалась на необитаемом острове, а по соседству оказались "пассионарии". Что будет, когда (неизбежно) оная "пассионарность" о себе заявит? Совсем не то, что в России, уверяю вас. Потому что на острове колпака над русскими нет.

Далее, еще один фактор, о котором я тоже, конечно, говорил — социальные технологии. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — это стоит написать большими буквами. Этому не учат в школе, но это штука посильнее не только "Фауста" Гете, но и атомной бомбы.

Мы привыкли, что нация может владеть (или не владеть) технологиями обогащения урана или производства автомобилей, но точно так же нация может владеть (или не владеть) теми или иными социальными технологиями.

Ну самый утрированный пример. Возьмите троих школьников и выдрессируйте их так, чтобы они жестко держались другу друга и агрессивно вели себя по отношению к другим. И эти трое будут держать в страхе целый класс, а то и всю школу. Чем это принципиально отличается от обучения вождению автомобиля или правописанию? Да ничем. Тоже технология, только и всего. Повторю, что пример с "держаться друг друга и бить всех остальных" условный, социальных технологий масса.

Вот и представьте себе народ, который в с детства учат социальным технологиям (пусть лишь нескольким и нехитрым), и живущий в той же стране другой народ, который учат только физике, математике и русскому языку. Последствия понятны?

А ведь можно и еще круче — это если один народ учить эффективным социальным технологиям, а другой тоже учить — но только контрэффективным. Представляете себе эффект? А вы говорите, "пассионарность"...

Примеров контрэффективных социальных технологий, которым нас обучили разные недобрые дяди, а равно и сложившихся исторически, предостаточно. Не буду отвлекаться, как-нибудь в другой раз напишу. Зато можно упомянуть, что эффективные социальные технологии в народе требуют наличия критической массы носителей, а оные носители в русском народе были очень старательно зачищены в ХХ веке. Взамен были навязаны контрэффективные социальные навыки...

Мы имеем здесь ситуацию, когда русский народ находится как бы в некоем круге из волчьих флажков, за который не может ступить — круге, отчасти жесточайшими мерами охраняемом, а отчасти нами воображаемом (обжегшись на молоке, дуем на воду), но нам от этого не легче. Волкам во время охоты флажки тоже ничем реально не угрожают, для них это полностью воображаемое препятствие, но волкам от этого не легче.

В результате масса ситуаций, требующих от нации активного участия и контроля, ею не только совершенно не контролируется, но и воспринимается как некий привходящий фактор. Скажем, самые отвратительные инициативы власти, вроде налогообложения жилья или отъема детей у родителей, или наглые выходки "пассионариев", русским обществом воспринимаются примерно так же (с точки зрения попыток самолично повлиять на ситуацию), как дождь или мороз.

— Май-то какой холодный выдался, а? Брр, вчера пуховик из шкафа достал, представляешь!

— Парковку в нашем дворе платной сделали, представляешь? Вот же подонки!

Но. Здесь важно понять, что инфантильность инфантильности рознь. В том-то и разница с шаманскими заклинаниями про "пассионарность", что в данном случае речь не идет о вялой покорности судьбе, в силу какого-то там "истощения жизненных сил нации" и тп метафизической чуши. Речь идет о жестоком подавлении, о травме (выученном страхе жестокого подавления в недавнем прошлом), и о неумении-непонимании, как и что следует сделать.

Иначе говоря: да, это пассивность, но это ВЫНУЖДЕННАЯ пассивность. Это пассивность запасного игрока, изнывающего и страдающего на скамейке от невозможности схватить клюшку и немедля ринуться в бой. Или пассивность заключенного в тюрьме. Чья ненависть и жажда действия лишь копятся.

Наконец, с "пассионарностью" часто путают просто архаичную дикость и свойственную ей потребность в насилии, жестокости и агрессии. Которые (если их старательно крышевать сверху) могут приводить к социальному успеху. Но столь же легко, как и крышуется, оная дикость вычищается вместе с носителями. Вспомните бандитизм 90-х...

Я не понимаю, кем нужно быть, чтобы считать вот эти архаичные качества "пассионарностью" и сожалеть об их утрате русским народом. Эти качества — мало того что они мерзки сами по себе — совершенно контрпродуктивны. Это примерно, как если бы африканские гориллы захватили бы человеческие государства Африки. Ну, ведь гориллы сильные, злые и агрессивные. И вот уж где "пассионарность" бьет через край! А уж как плодятся...

Лишь специально включенный режим особого благоприятствования позволяет сообществам, находящимся на более низком уровне исторического развития, овладевать обществами более культурными. Подчеркиваю — специально включенный режим. Включенный не самими дикарями отнюдь, а культурными людьми и совершенно сознательго. Грубо говоря, правительство может желать развития страны, а может желать ее деградации. Во втором случае можно например сделать неприкасаемыми бандитов, как в РФ в 90-е, и тогда "пассионарность" гопника с ТТ в кармане одержит верх над обществом, способным за считанные минуты превратить в радиоактивную пустыню половину земного шара.

Нужно быть очень наивным человеком, чтобы считать, что это общество "проиграло бандитам". Да было достаточно одного приказа...

Ровно то же и сегодня. Достаточно одного приказа.

Верующим в "утрату русским народом пассионарности" я хочу задать ехидный вопрос. Как вы думаете, почему власть такое огромное значение придает запрету на владение оружием и столь жестоко карает за самооборону от преступников? Ну, если "пассионарность кончилась", чего этих русских бояться-то?

Надо понимать, что когда маму ребенка сажают в колонию за то, что она с помощью "резиноплюя" защитила его от очередного избиения — это не потому, что власть боится этой несчастной матери. Сами по себе люди с опытом убийства подонков для власти угрозы не представляют. Речь не о логике "сегодня она застрелила маньяка, а завтра поднимет восстание и повесит Собянина с Ликсутовым на столбе", вовсе нет. Эта логика весьма спорна сама по себе (речь о законопослушных людях), но главное — количество подобных инцидентов статистически ничтожно, и неспособно привести к изменению психологического климата в стране, за счет вот этих вот "случайных ликвидаторов гопоты".

Все немного сложнее. Опасны не эти единичные люди, не эта несчастная женщина напррмер. Опасно ОЩУЩЕНИЕ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ, что они могут не бояться и что они способны контролировать ситуацию, что может сломать лед инфантильности и отстраненности. Потому что подобные инциденты — они громкие, они становятся новостями и по ним люди судят о том, что им можно, чего нельзя и что им угрожает.

Представьте себе рядового гражданина Российской Федерации. Допустим, он сталкивается с некоей угрозой своей безопасности. Во-первых, он как правило безоружен и уже потому ощущает себя жертвой. Во-вторых, даже если он в состоянии справиться с угрозой без оружия (или все же оказался вооружен), преступник представляет для него угрозу порой меньшую, чем так называемый закон. Именно поэтому такие прецеденты, как с этой женщиной, или как с мужчиной, убившим насильника своего маленького сына, и прочие прецеденты с жестокой карой за самооборону (несть им числа) — так важны.

Неважно, что с абсолютным большинством людей ничего подобного в их жизни не произойдет. Важно, что все они ощущают себя бесправными жертвами — зная, на примерах этих несчастных, о неизбежной и жестокой каре за сопротивление. (Схожий эффект имеет и сам запрет на ношение оружия).

Так вот, если русский народ "утратил пассионарность", зачем такие ужасы, тем более что они неизбежно отражаются на отношении народа к властям? Чем толще тюремные решетки, тем более опасен находящийся в неволе. Вспомните, как жестоко немцы обходились с пойманными партизанами. Уж не потому ли, что боялись? И конечно не этих, уже пойманных, а народа. Тупо, это тактика устрашения. Но жалких субпассинариев чего устрашать-то? Нет, устрашают именно тех, со стороны которых боятся "пассионарного взрыва".

Тот эффект, который приписывают нехватке "пассионарности" у русского народа — это на самом деле результат мощнейшего комплекса мер и мероприятий. Далеко не все из которых видны (да впрочем, даже и значимость права на оружие большинство не понимает, хотя казалось бы эффект от этого запрета, для национального менталитета, должен быть понятен и младенцу).

Русскому Самсону тщательно бреют голову каждый день. Что дальше? Дальше или убьют, или однажды вдруг перестанут брить. Как уже говорилось многими, объективные интересы местной власти совпадают с интересами Самсона чуть более, чем полностью. Нельзя слишком долго пилить сук, на котором сидишь.

http://greenorc.livejournal.co...



Израиль против всех, все против Израиля

Первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский отчитался в телеграм-канале: «Совет Безопасности ООН проголосовал по членству Палестины в ООН: 12 — за; 2 — воздержались (Велико...

Обсудить
  • Какие замечательные мысли!
  • Статья абсолютно дилетантская, даже хуже: автор не счёл нужным хотя бы ознакомиться с тем, о чём балаболит.  Ещё хуже - пошлые претензии на "остроумие", спровоцированные своим незнанием ни естественнонаучной этнологии, основы которой заложил Л.Н.Гумилёв (не говоря уж о предшествовавших попытках её создания - Данилевского, Тойнби, Шпенглера), ни приложения её к истории России, ни общей истории.