УКРАИНСКАЯ ТРОЯ(Кубрат, Старая Великая Болгария, наследники Кубрата)

4 2971

 Речь в этой заметке пойдет о том, что не может не волновать всех - о сокровищах знаменитых царей, но не только о них.

Всем известно, что самым сенсационным археологическим открытием в истории человечества было обнаружение немецким исследователем Генрихом Шлиманом (1822-1890 гг.) сразу обеих столиц ближневосточных булгар - городов Атряч ("Троя") в Турции и Мекен ("Микены") в Греции.

Булгары, как этнос, возникли в Волго-Урале на основе слияния части местных сакланов (восточных арийцев) и пришлых финно-угров в один народ.

Одно из отюреченных в глубинах Азии угорских племен, участвовавших в этом процессе, передало булгарскому народу тюркский язык огузского типа ("булгарский тюрки") и особый язык кам-боянов (шаманов древней булгарской религии - Торе или "тенгрианства") - смесь тюркского, финно-угорского, самодийского, маньчжурского и др. дальневосточных языков.

Около 17 тысяч лет назад булгары объединили семь родственных им сакланских и финно-угорских племен Волго-Урала в одно государство Идель - "Семь (иде) Племен (эль)", и все эти племена стали называться также идельцами, а иногда - и булгарами.

Для булгарских летописцев все эти семь племен были булгарами, хотя говорили они на разных языках. Уже более 10 тысяч лет назад в среде булгар возникает и затем становится господствующей древнейшая религия мира - Торе ("тенгрианство").

Отдельные группы идельцев (в т.ч. и булгар) часто переселялись из Иделя в другие страны - на Украину, Ближний Восток, в Среднюю Азию, Индию и т.д. - где создавали свои государства. О том, как идельцы заселили Украину, мы уже рассказывали. Напомню только, что на Украине с древнейших времен до XVIII века говорили на двух идельских языках - на "булгарском тюрки" (его знали все казаки) и на сакланском языке. После вероломного уничтожения русским царизмом украинского казаческого самоуправления "булгарский тюрки" был запрещен и все украинцы стали говорить только на сакланском языке (он стал основой современного украинского языка).

Предки троянских и микенских булгар ушли из Иделя на Ближний Восток (Шумер, Турция, Балканы) более 10 тысяч лет назад.

В названии своей царской династии троянцы сохранили самое древнее булгарское название Бога - Бир Джам (Ям, Яма), а в названии своей земли - булгарское слово иль (эль) - "страна, племя, народ". Вспомним, что один из царевичей Трои носил чисто булгарское имя Барыс и был сыном троянского царя Бир Джама (в "Илиаде" Гомера, имя которого происходит от названия булгарского племени камыр-кимер, эти имена переданы в формах "Парис" и "Приам").

И микенцы сохранили многие булгарские слова: мек или мак (волк) - в названии своей столицы, ага (старший, верховный) и мумин или бумын (вождь) - в титуле микенских царей (в дошедшем до нас греческом списке "Илиады" Гомера этот титул передан в форме "Агамемнон")...

Кроме этого микенцы, по булгарскому обычаю, делали маски усопших. Эти маски сохранились в Микенах и Волжской Булгарии - и сохранили черты древних булгар, ничем не отличные от черт булгар современных.(Откриха се и маски на тракийски царе...)

Во время похорон своих героев и вождей троянские и микенские мужчины, по описанию Гомера, рыдали по усопшим, обрезали часть своих волос, делали жертвоприношения, устраивали пиры, скачки, борьбу и боевые турниры. Точно также делали спустя более двух тысяч лет волжские булгары - судя по описанию Ахмеда Ибн Фадлана (922 г.). Но булгары, по представлениям соседей, были очень недружными, т.к. чрезмерная любовь к свободе не позволяла им подчиняться друг другу. Старинная булгарская поговорка гласит: "Сколько булгар - столько и беков (князей, правителей)".

Около 1200 г. до н.э. булгарские правители Трои и Микен поссорились друг с другом и начали братоубийственную войну. Микенцы во главе со своим Агамемноном (т.е. "ага-мумином" - верховным вождем) подступили к стенам Трои и после 10-летней осады взяли и разрушили ее. От Трои осталось только имя, а где она была - люди забыли. Ведь эта победа настолько ослабила самих микенцев, что они вскоре были разгромлены дикими племенами дорийцев (предки греков), пришедшими на Балканы откуда-то с севера, и Микенское царство превратилось в Грецию... Однако, случилось невероятное - Г.Шлиман не только нашел Трою под толщей земли, но в одной из ее стен обнаружил сокровища царя Бир Джама (Приама). Во время II мировой войны эти сокровища были вывезены из Германии в Россию, что долгое время хранилось в секрете...

Но при чем здесь Украина? - воскликнет иной нетерпеливый читатель. А при том, что Украина в VII веке стала центром другого большого булгарского государства - Великой Булгарии, простиравшейся от Карпат до Алтая.

Каждый украинец - потомок булгар и других идельцев - а следовательно, булгарская история, начиная с Иделя (куда Украина уже входила) и до распада Великой Булгарии на Киевскую Булгарию (Русь) и Волжскую Булгарию в IX веке - является и его историей.

И уж каждый украинец должен знать, что именно на земле Украины в 1912 г. был обнаружен крупнейший в мире - после троянского - клад булгарских сокровищ, положенных в могилу знаменитого кана или кагана (царя) Великой Булгарии VII века Курбата Кюнграта (его имена очень часто искажались и принимали такие формы: "Курт", "Хор", "Хорт", "Кубрат" и т.д.). Но прежде, чем мы расскажем о кладе, скажем несколько слов о его хозяине - царе Курбате - "Кубрате".

Большинство сведений о Курбате мы находим в своде булгарских летописей Бахши Имана "Джагфар тарихы" (1680 г.) и в замечательной работе болгарского ученого Христо Тодорова-Бемберского "Великая Булгария кана Кубрата".

Некоторые моменты биографии Курбата отражены в византийских источниках и (как выявил Х.Тодоров-Бемберский) в арабских летописях.

Согласно данным "Джагфар тарихы", Курбат был потомком знаменитого булгарского царя Атиллы, происходившего из гуннской династии Дуло (эта династия правила Великой и Волжской Булгарией во II-XVI вв. н.э.).

Отец Курбата - бек (князь) придунайского Булгарского бейлика (княжества) Албури Аскал - погиб в 602 г. во время нападения на его ставку Ази-Улаг (современный румынский город Яссы) аварских булгар. Бедняга Албури был в это время уже слепым и в суматохе нечаянно попал под лошадь... После гибели Албури его Булгарский бейлик распался на множество мелких владений, т.к. наследник бека - Курбат - был еще очень мал (Курбат родился в 593 г.).

Мать Курбата - Акджан (ее имя в форме "Оксана" популярно на Украине до сих пор) происходила из рода Кюнграт, и в числе ее предков был знаменитый тюркский каган VI в. Иджим-Истан (Истеми-каган). Детское шаманское имя Курбата было Барадж, а юношеское - Курбат.

Пока Курбат был мал, о нем заботился его дядя - брат Акджан,Телес Юрган (Бюрган), сумевший сохранить под своей властью часть бейлика. Главным делом для Юргана (византийцы называли его "Органа") стало восстановление единства Булгарского бейлика.

Но многие булгарские племенные князья - беи и вельможи - баилы ("багылы", "были") не хотели признавать власть Курбата и отчаянно сопротивлялись объединительным действиям Телеса - при поддержке Аварского и Тюркского каганатов.

В 619 г. беям-сепаратистам удалось разгромить ставку Курбата, и он вместе с Телесом бежал в Рум (так называли булгары Византию и столицу Византии город Константинополь).

Историю бегства Курбата в Рум достаточно подробно восстановил Х.Тодоров-Бемберский. Византийский император Ираклий тепло встретил изгнанников. Византийские источники отмечают, что император оказал им царские почести и даровал Курбату титул патриция (высший аристократический титул Византии), которым Курбат очень дорожил и называл себя до самой смерти.

В работе Х.Тодорова-Бемберского отмечается, что арабские источники называют Курбата Шахриаром. Это слово "Шахриар" (точнее - "Шахрияр") как раз и является булгарским эквивалентом византийского титула "патриций". Разумеется, у Курбата были титулы и более высокие, но он сохранял титул "шахрияр" в знак того, как он умеет ценить настоящую дружбу. Действительно, за все время правления Курбата мир между Великой Булгарией и Византией ни разу не был нарушен. Верность друзьям, как видим, была благородной чертой характера Курбата. У булгар был и другой эквивалент титула "патриций" - "буляр", что означало также "мудрый". Поэтому Курбата называли также и Буляром.

Очень много споров вызывало и вызывает сообщение византийских летописцев о том, что один из булгарских князей во время пребывания в Руме принял крещение. Но в 619 году Курбат не был еще князем (правителем) Булгарского бейлика, зато фактическим правителем - князем части бейлика - являлся его дядя Юрган. Поэтому, скорее всего именно Юрган и принял крещение. После этого Византия стала всячески помогать Юргану, и, кроме того, на сторону Телеса перешли валахи (предки современных румын) и сакланы, среди которых успело уже распространиться христианство.

Получив такую мощную поддержку, Юрган и Курбат возвращаются в Булгарский бейлик и в 620 году наносят поражение беям-сепаратистам и аварам. После этой победы единство Булгарского бейлика было восстановлено и Юрган добровольно передал всю полноту власти Курбату.

В память об этой победе Курбат велел возвести на месте древней ставки булгарских царей Кан-Булун ("Царский холм"), основанной еще в 375 г. булгарским царем Булюмаром, город Башту (значит то же самое - "Царский холм").

Возвел Башту в 620 г. по приказу Курбата его младший брат Шамбат, носивший также прозвище "Кый", поэтому позднее крепость Башту стали называть "Шамбат", а весь город (крепость с посадами) - Кыем.

Так в 620 г. образовался город Кый - современный Киев, ставший главной столицей Курбатовской Булгарии.

Кроме Башту-Кыя Курбат построил и многие другие города - Иске Банджа (на месте старой римской Фанагории), Балын (Балин, Балынджер), Шыгэр (Сугров) на Северском Донце, Саркел (Белая Вежа) на Дону и др.

Именно с этого времени, как это выявил Х.Тодоров-Бемберский, во всем мире слово "булгар" стало осмысливаться, как "житель города", "горожанин".

В свете открытия болгарского ученого становится понятным древнейшее скандинавское название Булгарии - Гардарика ("Страна Городов" по-скандинавски).

В 635 г. Курбат, воспользовавшись развалом Тюркского каганата, без войны отобрал у тюрков старинные идельские владения (Предкавказье, Поволжье, Сибирь и Казахстан) и немедленно провозглашает себя каганом (императором) булгар, а свою бескрайнюю империю - Великой Булгарией.

"Джагфар тарихы" сохранила малоизвестное шаманское имя Курбата - "Магулы" - "Сын (улы) Волка (маг, мек)".

Это имя он получил сразу после рождения - возможно, потому, что его отца звали Албури - "Царственный (ал) Волк (бури)". Но именно это шаманское имя Курбата позволило нам установить, что это он был воспет в киевской былине под именем "Микулы Селяниновича".

Шаманское "Магулы" сакланы-христиане легко превратили в "Микула", а титул "Шахрияр" (по-булгарски это слово значит не только "патриций", но и "горожанин", "живущий оседло"!) - в "Селяновича" (что по-саклански также значило: "живущий оседло"!). В этой же былине Юрган воспет под именем "Вольга" (искаженное слово "Волхв" - "Волшебник") - ведь Юрган (Бюрган) по-булгарски и значит "волшебник"!

Суть былины "Микула и Вольга" - в показе победы оседлой, городской жизни (ее олицетворяет Микула-Кубрат) над кочевой (ее символом являются Вольга-Юрган и его тридцать дружинников, позднее превращенные Пушкиным "в дядьку Черномора" и в тридцать трех богатырей).

А где происходит эта победа?

Да на древнем булгарском празднике акатуй-сабантуй ("праздник сохи"), который был главным праздником еще для булгар Шумера 6 тысяч лет назад и является таковым до сих пор для волжских булгар Казани.

Вспомнил, дорогой читатель? Микула (Курбат) побеждает дружинников в силовой борьбе (они не смогли, а он поднял соху), а своего дядю Вольгу (Юргана) в скачке. Точно по такой программе (силовая борьба и скачки) булгарский сабантуй проводится и сейчас.

Но мало того - Курбат вошел даже в киевские летописи - под именем "Хорива" (вспомни, читатель, что одна из форм имени Курбат было "Хор"). 

Волжские булгары называли Курбата чаще всего "Бараджем" и "Буляром" ("Мудрым"), а арабы - Хакимом ("Хаким" также значит по-арабски "Мудрый"). А вот что говорится о Курбате в "Джагфар тарихы":

"...Это был могущественный царь, любивший мир, порядок и городскую (оседлую) жизнь... Кроме Башту он построил города Иске Банджа, Балын или Балынджер, Шыгэр, Саркел, Истян... Величием и мудростью Курбат напоминал Туки (Атиллу), но из всех занятий предпочитал торговлю и не гнушался лично подъезжать к прибывавшим из Рума (Византии) кораблям и пересчитывать привезенный товар. По всему Буричаю (Днепру) он устроил таможенные заставы и платные перевозы, приносившие ему огромные доходы. Во всем этом кан Алмыш (царь Волжской Булгарии в 895-925 гг., живший до этого в Киеве и Караджаре-Чернигове) старался подражать ему... Ради безопасности плавания... Курбат сам поплыл по Буричаю и дал каждому (днепровскому) гану (порогу) особое название... Первый после Башту (Киева) порог он, как передают, велел называть Катраг - в честь своего любимого сына Катрага, другой... - Кубар, в честь приемного сына, третий - Гулям Сюри, что значит "Весенние поминки" и "Шум"..., четвертый - Юлбарыс или Леу, что значит "Устрашающий", "Чудовищный", пятый - Азбарган, что значит "Отличный Стрелок", в честь сына Азбаруга (Аспаруха), шестой - Кугюнчаган, в честь своей жены..., седьмой - Айяр, что значит "Жадный", "Ненасытный", восьмой - Лиманган или Балынган, что значит "Порог Залива", девятый - Илятбир ("Правитель Благоденствующей страны"), титульным именем своего старшего сына Бат-Бояна, десятый - Ялчек, в честь своего приемного сына, одиннадцатый - Давылган, что значит "Бурный Порог", двенадцатый - Кермек ("Молодой Удалец", "Молодец"), в честь кана Кермека, основавшего Булгарский бейлик... Остров на Буричае, к которому подплывали после преодоления этих порогов, Курбат назвал Бюрганом, в честь дяди Телеса, но народ стал называть его Курдизе или Хурдизе - "Ставка Курбата"... На Курдизе была устроена таможня... Порог, бывший за этим островом, Курбат назвал Билиг - в честь любимого сына Бюргана... Когда это дело было завершено, Курбат вышел на берег и водрузил на нем свое знамя с навершием в виде трезубца... Простые сакланы и анчийцы очень любили его и звали его Хур ("Хорь", "Хорив") и Мегулы ("Микула")..."

В 640-х гг. во владения Великой Булгарии через Кавказ стали прорываться новые завоеватели - арабы. В то же самое время тюркские каганы из рода Афшина наняли на службу огузское племя тугыз-угыш и стали с ним нападать на Великую Булгарию с востока, а балтийские пираты - аскалы или бурлаки - с севера.

Если грабительские набеги пиратов и кочевников были привычны для Булгарии, умевшей с ними бороться, то мощное наступление армии ислама было явлением новым и поэтому особенно опасным.

В 642 г. (по данным, приведенным в работе Х.Тодорова-Бемберского) арабский полководец Абдуррахман впервые вышел в Предкавказье, где встретился с Курбатом, запомнившимся арабам под именем Шахриара (Шахрияра). Верный себе Курбат предпочел избежать ненавистной ему войны и заключил с арабами мирный договор. Эту встречу, как установил Х.Тодоров-Бемберский, подробно описал арабский историк Абу-Джафар ат-Табари в свой книге "История царей" (цитируем ее по работе Х.Тодорова-Бемберского, но в ряде случаев мы даем собственный перевод):

"Царь по имени Шахриар... пошел навстречу Абдуррахману и заключил мир с тем, чтобы не платить дани (арабам), сказав при этом следующее: "Я нахожусь между двумя врагами, один - хазары (так булгары называли тугыз-угышев), а другой - руссы (ат-Табари вносит в рассказ прозвище скандинавов IX в.- "руссы"; на самом деле, булгары VII в. называли скандинавов и других балтийских пиратов "аскалами", "бурлаками" или "садумцами"), которые враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей (булгар), никто не умеет. Вместо того, чтоб мы платили дань, будем воевать с руссами сами и собственным оружием и будем их удерживать, чтобы они не вышли из своей страны. Считайте это нашей данью и податью, чтоб мы ежегодно так делали". Абдуррахман ответил (Курбату): "Надо мною есть высший повелитель (халиф), я его извещу"- и он послал Шахриара с одним из своих (людей) в Сурраке, который (проводил Курбата и) сказал: "Извещу об этом (халифа) Омара". Когда Омар был уведомлен об этом, он дал ответ, чтоб это считалось данью".

В "Джагфар тарихы" сохранилось известие, о посылке Курбатом-Шахрияром к халифу Омару ("Умар" или "Гумар" по-булгарски) своего старшего сына и наследника Бат-Бояна Илятбира, который первым из булгар принял ислам и имя халифа - "Гумар" ("Умар"). Поэтому в народные легенды сакланов Украины Бат-Боян вошел под именем Бат-Умара ("Будимир"), а в легенды волжских булгар - под именем Камыр-Батыра (здесь "Камыр" - искаженное "Гумар"). Бат-Боян был и первым булгаром, совершившим хадж. "...

Халиф Омар, считавшийся наиболее мудрым и справедливым из всех халифов, принял Бат-Бояна и спросил у него:

"Кто были предками булгар и где живут булгары?"

На это Бат-Умар ответил:

"Предками булгар... являются сакланы

(восточные арийцы) и тюрки (у булгар слово "тюрк" в то время означало финно-угров, угров и отюреченных угров).

А населяют булгары землю, которую раньше называли "Балынджер", "Джеремель" или "Сэбэр".

А все эти названия означают одно и то же "луг" или "поле с небольшими зарослями (лесостепь)". Теперь же мы называем нашу землю по имени нашего народа - Булгарией".

На это халиф ответил:

"Вся земля - Божья, ведь это Он создал ее, и все, что на ней есть, поэтому называть ее именем народов неправильно".

Бат-Умар согласился с этим, и они решили, что халиф в своих посланиях будет называть Великую Булгарию "Балынджером"...

На обратном пути халиф вновь принял Бат-Умара и передал ему... Коран, полезные книги и зеленое знамя с тем, чтобы он вручил эти бесценные дары Курбату...

Бат-Боян вернулся в ставку Сандугач (на реке Кубань), откуда уже приехал в Башту, где вручил отцу дары и послание халифа... После этого Бат-Боян отправился в свой город Барыс или Ширкан ("Шарукан") на реке Сэбэр (Северный Донец)...

Но вскоре - увы!- халиф Умар... был злодейски убит (в 644 г.) барджийцем (персом), желавшим отомстить арабам за разгром Барджиля (Персидского государства)..." После этого настроение Абдуррахмана изменилось, и он внезапно потребовал у Великой Булгарии весь Северный Кавказ. Курбат пытался его успокоить, но он проявил нетерпение и первым напал на Великую Булгарию в том же 644 году. В "Джагфар тарихы" рассказывается, как "Тазбаш (булгарское название Абдуррахмана, а иногда - арабов и арабских стран) подошел к городу Сандугачу и устроил возле него засаду... Когда Бат-Умар вышел из Сандугача навстречу арабам, то тут же угодил в эту засаду... Счастье было на стороне Бат-Бояна - он смог спастись бегством, но потерял почти всех своих воинов и красивейший город Сандугач, который был безжалостно разгромлен Тазбашем... Узнав об этом разгроме, Бат-Боян... велел называть Тазбаша Сандугачем, чтобы никто не забыл о его преступлении...

Этот разрыв арабов с Великой Булгарией после смерти халифа Омара так описал ат-Табари (цитируем по работе Х.Тодорова-Бемберского, в ряде случаев дается наш перевод): "Абдуррахман (после смерти Омара) совещался с Шахриаром (Курбатом) и сказал: "Я буду вести в этих Дербендах (на Северном Кавказе) священную войну, выступлю с войском и обращу жителей городов и ущелий в мусульман".

На что Шахриар (Курбат) сказал:

"(Но) именно эти жители - хвала им! - не позволяют врагам нападать на нас!"

Абдуррахман же сказал:

"Я с этим не согласен. За этими Дербендами (т.е. за Северным Кавказом) в той стороне, откуда приходят руссы и джуран (т.е. "туран" - тюрки) находится государство со многими городами, которое называется Баланджар (Балынджер - Великая Булгария)... Я не удовольствуюсь, пока не достигну границы Баланджара с войском..." И взял он войско (и) отправился через один проход в горах в поход против Баланджара..."

Однако, булгары, а также чеченцы, ингуши, лакцы и другие народы Северного Кавказа оказали завоевателю настолько ожесточенное сопротивление, что Тазбаш-Абдуррахман на время отложил план броска "в 200 фарсангов" (расстояние от Северного Кавказа до Киева) на Великую Булгарию - Балынджар.

Сохранившийся в "Джагфар тарихы" рассказ о вероломном разгроме Сандугача Абдуррахманом позволил нам установить, что Абдуррахман вошел в легенды Великой Булгарии под именем Соловья Разбойника. Более того - булгары и сакланы запомнили даже мусульманское имя Абдуррахмана. В одной из киевских былин Соловей Разбойник назван... Соловьем Рахмановичем, а в легенде волжских булгар Абдуррахманом именуется первый проповедник ислама в Булгарии (Абдуррахман действительно был первым распространителем ислама - правда, силой - в Булгарии и, как пишет ат-Табара, "многие города обратил в ислам").

Но кто же был тогда Ильей Муромцем? А не кто иной, как Бат-Боян! Его титульное имя "Илятбир" народ сократил до размеров "Иля-Илья" (вспомним, как народ сократил название города Балтавар до размеров "Полтава"), а "Муромец" означало "правитель Великой Булгарии". Дело в том, что слово "Муромая (Муравая) было эквивалентом популярного названия Великой Булгарии - "Балынджер" ("Балынджер" значило "Луговая земля" и "Великая Булгария" по-булгарски, а "Муромая"-"Муравая" значило "Луговая земля" и "Великая Булгария" по-саклански). При этом двуязычные сакланы Украины применяли, конечно, и название "Балынджер" в форме "земля Полян" ("Балын" - в "Полян").

Так что знаменитое "племя" полян "Повести временных лет" - это граждане Великой Булгарии - "Полянии" Курбата!

Страшно подумать о том, что было бы, если бы не сохранилась "Джагфар тарихы". Так бы историки до сих пор и писали бы, что в VII в. на территории Украины проживало "племя полян", хотя в то время (по данным "Джагфар тарихы") Украина была высокоразвитым центром самой крупной в мире державы - Великой Булгарии кагана Бараджа-Курбата-Кюнграта-Кубрата-Шахрияра-Хакима-Хорива-Буляра!

Курбат умер, как сообщает "Джагфар тарихы", в 653 г. "Незадолго до его земной кончины,- пишет булгарский летописец,- на Великую Булгарию опять напали хазары, и он разослал своим сыновьям стрелы (стрела - знак войны, обязывающий феодала прибыть к правителю с войском), чтобы собрать войско... Когда сыновья собрались, каган (Курбат) объявил им, что чувствует приближение смерти и что оставляет власть старшему сыну и своему соправителю - Бат-Бояну.

Потом... велел передать ему стрелы и, собрав их в пучок.., сказал, что пока стрелы вместе, их нельзя переломить, а по отдельности их легко сломать - стрелу за стрелой. "Поэтому вы будьте всегда вместе, и тогда вас никто не сможет победить",- завещал сыновьям Курбат."

Кюнграт скончался, когда сыновья уже скакали к Ширу (Дону), к которому приближались враги. Катраг, оставшийся с отцом, сумел вызвать на похороны только Бат-Бояна, не успевшего отъехать слишком далеко.

По просьбе младшего сына, Курбата похоронили во владении Катрага. Х.Тодоров-Бемберский делает важное замечание: Курбат был погребен не по христианскому, а по старинному булгарскому обычаю, и это доказывает, что он не был христианином. В могилу царя, по традиции, были положены все его сокровища - ведь о человеке, считали булгары, должны судить не по размерам оставленных им богатств, а по количеству его добрых деяний.

О том, что было дальше, в "Джагфар тарихы" рассказывается так: "Когда Бат-Боян, наконец, переправился через Шир (Дон), то увидел бегущих людей Кумыка (булгарский военачальник)... и узнал, что Шамбат и Аспарух уже разбиты и укрылись в Буртасе (Среднее Поволжье)... Катраг с ходу атаковал один хазарский отряд, занятый облавой, и погнался за ним, но тот вывел его к основным силам кагана, которые он еще не успел распустить... Весь отряд Катрага погиб, а сам он был захвачен в плен. Тогда Бат-Боян велел своим воинам перед решающим боем восславить могущество Всевышнего... Он и его воины разом крикнули "Аллах Акбар!"- так, что затряслась земля - после чего атаковали и разбили хазар... Кабан - племянник убитого в бою кагана... заключил с Бат-Бояном мир, по которому хазары получили для поселения земли между Иделем и Джамом и обязывались оказывать военную помощь державе булгар... В договоре новый каган называет угузов по-булгарски "хазарами", а себя - "каганом хазар"... В память об этой битве Бат-Боян взял имя Халиб ("Победитель")...

Катраг был отпущен на свободу и получил за свою доблесть Убек. Позднее он стал бием Буртаса и основал город Балтавар -

в память о центре своего кара-сакланского (украинского) удела - городе Балтаваре (позднее это название приняло форму "Полтава" - Ф.Н.).

Когда этот город разросся, то его стали называть Булгаром, а название "Балтавар" осталось только за его цитаделью. Эту цитадель называли также "Марджикан", "Мумин" и "Тажи-Балик"... Из этих названий сохранились только два, а третье - "Тажи-Балик" было дано караван-сараю (позднее получившему другое название "Мэн Буляр" - Ф.Н.)... Потомки Катрага владели Булгаром 191 год... Вскоре после этого на державу (Великую Булгарию) вновь напал Тазбаш с огромным войском... и осадил Бат-Бояна в Шаркеле (Саркел, Белая Вежа). Аспарух... не пришел к нему на помощь, и только доблесть шаркелцев спасла город и жизнь царя... Подоспевший со своими угузами каган Кабан, которого называли также Хином, помог шаркелцам довершить разгром отбитых от города тазбашцев... Бат-Боян был настолько потрясен этим нападением тазбашцев, что в рассерженном состоянии даже отказался от истинной веры... Однако он сохранил имя Бат-Умар в память о благородном халифе Умаре..."

По данным ат-Табари, приведенным в работе Х.Тодорова-Бемберского, это второе нападение Абд-ар-Рахмана на Великую Булгарию произошло в 654 г. Арабский летописец пишет, что защитники сильно укрепленного города "Беленджер" (т.е. Шаркел) оказали завоевателю ожесточенное сопротивление и при помощи метательных снарядов и одной высокой башни (в честь нее, несомненно, город и был назван Шаркелом - "Белой Башней") поразили немало неприятелей.

После нескольких дней боев, когда на помощь городу подошли хазары, его защитники вышли из крепости и наголову разгромили арабов. Абд-ар-Рахман погиб вместе с 4 тысячами своих воинов, а уцелевшие завоеватели бежали в Дербент. Так Бат-Боян ("Илья Муромец") сразил Соловья-Разбойника (Сандугача - Абд-ар-Рахмана).

Но сразу же после этой блистательной победы Великая Булгария стала дробиться на части. В "Джагфар тарихы" отмечается:

"После битвы булгарские беи Саксина потребовали от царя (Бат-Бояна), чтобы он либо взял управление провинцией в свои руки, либо передал ее под управление Кабана...

Бат-Боян не мог удержать под своей властью одновременно и Кара Булгар (Украину), и Саксин (Предкавказье), поэтому он, скрепя сердце, передал Саксин Кагану. Саксинские беи заставили Кабана отказаться от союза с угузами и провозгласили его своим каганом.

Но затем сакланские беи превратили своих каганов в кана-кельбиров (главных жрецов), а всю власть передали каган-бекам, избираемым из числа наиболее знатных булгарских беев.

Первым каган-беком был избран бей Ойгыр Колын-Эвэн.

При этом беи распространили на Саксин название "Хазар", т.к. оно стало именем династии (каганов)... 

Катраг, опасаясь... Аспаруха, владения которого находились по соседству, поддался уговорам Ойгыра и перешел на службу Хазару... Его опасения не были напрасными - в 672 году Аспарух... напал на Убек... В 673 году Катрагу при помощи Ойгыра удалось изгнать Аспаруха из Буртаса..., и тот отправился к... Шамбату, воевавшему с Бат-Бояном из-за Башту...

В 674 году Шамбат, получив помощь аскалов (балтийских пиратов), прибывших с большого острова близ Артана (Прибалтика), овладел Башту (Киевом) и объявил себя каганом Кара Булгара (Черной или Украинской Булгарии)... За Бат-Бояном осталась лишь степная часть Кара-Саклана (Причерноморье и Приазовье), но он стерпел это, хотя и не отказался от власти.... Несмотря на желание Ойгыра довести войну в Тубджаке до конца, ему все же пришлось выполнить волю Тангры, высказанную каганом Кабаном... и помочь Бат-Бояну...

Совместно они выбили Аспаруха из Башту, и тому пришлось в 677 году отправиться в тюбу Улаг (Придунавье, Валахия), которую он объявил своим царством Улаг-Булгар... Кызыл-Кубару(Кубер) и Лачыну, поспешившим признать власть сначала Шамбата, а потом - Аспаруха, не оставалось ничего другого, как последовать за Аспарухом в Улаг. Они помогли Атиль-Кусе ("Безбородый Атилла" - насмешливое прозвище Аспаруха - Ф.Н.) присоединить к Улаг-Булгару вначале Ангыл(Онгъла), а затем - Берсулу (восточная часть современной Болгарии) и Макидан (Македония).

За это Аспарух дал им Макидан в качестве удела... Однажды к Лачыну явился посол из Алтынбаша (Италии) и предложил ему взять в жены дочь умершего бека алтынбашских булгар, у которого не было сыновей, и стать их предводителем...

Лачын, душа которого была переполнена переживаниями из-за того, что сакланская бика (княжна, которую он любил) ...предпочла выйти замуж не за него, а за Кубара, без долгих колебаний отправился со своими людьми в Алтынбаш(Италия)... и стал там многобожцем (христианином).

Кызыл-Кубар остался в Микидане(Македония) (в числе его потомков были дунайско-булгарские цари и создатели "кириллицы" - Кирилл и Мефодий)..." 

Как видим, завещание Курбата Кюнграта его потомками выполнено не было,- они перессорились друг с другом и разделили державу Великую Булгарию на три булгарских царства - на Кара Булгар (центральная - украинская - часть Великой Булгарии), на Хазарию (восточная часть Великой Булгарии) и на Улуг-Булгар (Западная часть Великой Булгарии). в "Джагфар тарихы" сохранилась любопытная деталь этой эпохи "великого дележа Великой Булгарии".

В разгар жестокой междоусобицы между принцами Великой Булгарии Аспарух присвоил себе Коран, книги, знамя и послание халифа Умара. Когда Бат-Боян потребовал вернуть ему эти святыни, то Аспарух прислал ему письмо с такими словами:

"...Ты отказался от истинной веры - а значит и от даров халифа... А я хоть и не принимал ислама, всегда был дружен с арабами, а, следовательно, имею больше прав хранить их у себя."

Под знаменем халифа Умара Аспарух с территории Улаг-Булгара (Румыния, Молдова и юго-западная Украина) атаковал Византию (в 679 г.) и отвоевал у нее Мизию и Македонию.

Исламские реликвии дунайско-булгарские цари - потомки Аспаруха - хранили до принятия христианства в 865 году, как величайшие святыни. В 866 году послы дунайско-булгарского царя Барыса ("Борис-Михаил") спросили у папы Николая I о том, что делать с зеленым знаменем и мусульманскими книгами. Римский папа ответил, что знаменем надо сделать крест, а мусульманские книги - "непременно сжечь".

(Ф.В.Салихова. К вопросу о принятии ислама булгарами.- Заказанье: проблемы истории и культуры. Казань, 1995, с.147-148).

Дальнейшая судьба даров халифа Умара неизвестна...

Трудно сказать, как долго сожалел об утере этих святынь Бат-Боян. Уже в 682 году он принимает христианство и разрешает христианским проповедникам из Закавказья уничтожить некоторые тенгрианские святыни булгар.

Этот поступок страшно возмутил Ойгыра - фактического главу Хазарии. Несмотря на то, что каган был всегда дружен с Бат-Бояном, Ойгыр заставил Бат-Умара выплатить Хазарии дань, а Закавказью за разрушение тенгрианских мольбищ отомстил набегом на Кавказскую Албанию и Армению.

Булгарские всадники, закованные в железо, растоптали войска албанских, грузинских и армянских князей и захватили огромную добычу. Даже спустя столетия армянские летописцы с содроганием вспоминали об этом нашествии хазарских булгар. С той поры Каспийское море стало называться Булгарским или Хазарским морем.

Как отмечается в "Джагфар тарихы", Бат-Боян ("Илья Муромец") сильно расстроился из-за того, что "христианские боги и святые" не помогли ему в конфликте с Хазарией, и вернулся в тенгрианство.

А чтобы тенгрианские святые простили ему его святотатство 682 года, Бат-Боян устроил разгром христианской церкви в Башту. Об этом событии так рассказывается в киевской былине "Бунт Ильи против Владимира":

"Тут Илюшеньке стало зарко:

Скоро он натянул тугий лук,

Кладывает стрелочку каленую,

Стрелил он тут по божьим церквам,

По божьим церквам да по чудным крестам,

По тыим маковкам золоченыим.

Вскричал-то Илья во всю голову,

Во всю голову зычным голосом:

"Ах вы, голь кабацкая, доброхоты царские!

Ступайте пить со мной заодно зелена вина,

Обирать-то маковки золоченые!"

...Продавают маковки (церковные купола) золоченые..."

В память о своем возвращении в тенгрианство Бат-Боян возвел в Башту (Киеве) огромный памятник почитаемому тенгрианскому духу Биргюну ("Перун" поздних киевских летописей). Упоминаемые в этой былине "княгиня" Опраксия была, в действительности, дочерью Бат-Бояна Абрак-кыз, выданной замуж (по требованию Ойгыра) за кагана Кабана, а "князь Владимир" - сам каган Кабан (его булгарское имя как раз и переводится на русский язык словом "Владимир").

Как отмечается в "Джагфар тарихы", Ойгыр согласился примириться с Бат-Бояном только после того, как тот выдал свою дочь замуж за кагана Кабана, и вернулся в тенгрианство.

Сам Ойгыр Колын-Эвэн вошел в русские былины под именем "царя Калина" (былина "Илья и Калин царь").

В киевских былинах сохранились также имена тестя Бат-Бояна - кавказского князя Арслана Албана Рыштау (поп Левонтий Ростовский в былине "Илья Муромец и Идолище в Киеве" и др.), жены Бат-Бояна - дочери Арслана Албана Рыштау Джуба-бики, которой Бат-Боян подарил свое любимое владение - поселение Батавыл - "Путивль" (былинная "Забава Путятична"), сына Арслана Албана Рыштау - Алашу, служившего Бат-Бояну (былинный "Алеша Левонтьевич Попович").

Родословие Бат Бояна. От него вышли цари Черной Булгарии, Волжской Булгарии и России

Источник: Бахши Иман, Джагфар тарихи(История Джагфара), Том третий, стр. 129 -141, Тираж 230 экз., Редакция вестника "Болгар иле", 1997 г.


источник

автор-Валентин Иванов

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить
    • SR
    • 25 июня 2017 г. 22:48
    Как то они все ходили туда-сюда, типа там никто больше не жил или ждал их с распростертыми
  • sugochka, я был хорошего мнения о вас, но после этой херни больше не стану обращать внимания.
  • Да уж историю прошлого века переворачивают как хотят, а 18 тысяч лет назад - это круто, короче если есть кто в роду  тот или хохол или болгарин
  • +++++++++