Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Молитвенное поминовение советских правителей

5 419

№ 28. Первое утверждённое Поместным собором РПЦ молитвенное поминовение советских правителей (из «Чина избрания Патриарха всея России»1)

4 ноября 1917 г.

[Из ектиньи:]2

Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей;

Еще молимся о Богохранимой Державе Российской, правителях ея3, и о всем христолюбивом воинстве;

Еще молимся о Всероссийском Церковном Соборе и Святейшем Правительствующем Синоде.

Еще молимся за всю братию и за вся христианы. [...].

Деяния Священного Собора... 1994. Т. 3. Деяние 35. С. 100-101.

----------------------------------------

1 Чин был разработан специальной комиссией, работавшей под руководством архиепископа Кишинёвского Анастасия (Грибановского). 4 ноября на заседании Поместного собора он владыкой Анастасием был зачитан. И тогда же соборно принят без внесения каких-либо изменений (Деяния Священного Собора... 1994. Т. 3. Деяние 35. С. 98-101).

2 Ектинья должна была прозвучать во время краткого молебна, который надлежало отслужить лично тому архиерею, который будет избран на патриаршее служение. Молебен должен был служиться перед самим получением официального извещения об избрании. Иерарх должен был совершить его перед престолом Крестовой церкви. При этом архиерею надлежало быть облачённым в мантию и малый омофор.

Именно по такому чину 5 ноября 1917 г. и было отслужено молебствие митрополитом Московским Тихоном в алтаре Крестовой церкви Троицкого Сухарева подворья. Конкретизируя, добавим, что владыка Тихон тогда, помимо указанного облачения, был в митре (Деяния Священного Собора... 1994. Т. 3. Деяние 36. С. ПО).

3 Курсив наш. — М.Б.


№ 29. Второе утверждённое Поместным собором РПЦ молитвенное поминовение советских правителей (из «Чина Патриаршего настолования»)

17 ноября1 1917 г.

[...] [На литургии, после малого входа, на «похвале» протодиакон глаголет:]

Богохранимой державе Российстей, властем2, воем ея3 и всем православным христианам многа лета.

[По освящении Святых Даров, после возгласа новопоставленного патриарха «В первых помяни, Господи...» протодиакон глаголет:]

Германа святейшего и Вселенского Патриарха, Фотия Александрийскаго, Григория Антиохийскаго, и Дамиана Иерусалимскаго, благочестивых православных Патриархов, и великаго господина нашего, Святейшего Тихона Московскаго и всея России Патриарха, приносящаго святыя дары сия Господеви Богу нашему; о Преосвященных Митрополитех, Архиепископех и Епископех, о честнем пресвитерстве и еже во Христе диаконстве и о всем священническом чине; о Богохранимей державе Российстей, о победе, о пребывании мира, здравии и спасении властех наших, о мире всего міра, и о благостоянии святых Божиих церквей, и о избавлении братий наших, в темницах и пленении сущих, о поспешении и укреплении Христолюбивого воинства, и о спасении людей предстоящих и помышляющих кийждо их о своих согрешениях, и о всех и за вся4.


Деяния Священного Собора... 1996. Т. 4. Приложение к Деянию 43. С. 121.

----------------------------------------

1 В этот день «Чин патриаршего настолования» по докладу архиепископа Кишинёвского Анастасия (Грибановского) был одобрен Поместным собором (Деяния Священного Собора... 1996. Т. 4. Деяние 43. С. 116). Поминовений светских властей ни на каких ектиньях в «Чине...» не предусматривалось.

2 Здесь и далее курсив наш. — М.Б.

3 Её воинам.

4 На практике же, при самой интронизации владыки Тихона, состоявшейся 21 ноября 1917 г., были сделаны некоторые отступления от названного чинопосле дования. А именно, «власти» были упомянуты лишь единожды — после освящения Святых Даров (Деяния Священного Собора... 1996. Т. 4. Деяние 47. С. 46, 48).


№ 30. Молитвенное поминовение властей, предложенное Совещанию епископов Поместного собора РПЦ архиепископом Кишинёвским Анастасием (Грибановским) (из чинопоследования совместного служения патриарха с другими архипастырями)1

9 декабря 1917 г.

[На литургии, по освящении Св. Даров, после возгласа «И всех и вся»:]

Протодиакон кличет: «Великаго Господина нашего святейшаго Тихона Московскаго и всея России патриарха, приносящаго Св. Дары сия Господеви Богу нашему.

О преосвященных митрополитех, архиепископех и епископех, о честнем пресвитерстве и еже во Христе диаконстве, и о всем священничестем и иночестем чине, о богохранимей державе Российстей, о победе, о пребывании мира, здравии и спасении властей наших2, о мире всего мира, и о благостоянии св. Божиих Церквей, и о избавлении братий наших, в темницах и пленении сущих, о поспешении и укреплении христолюбиваго воинства, и о спасении людей предстоящих и помышляющих кийждо о своих си согрешениих, и о всех, и за вся».

ГАРФ. Ф. Р-3431. On. 1. Д. 192. Л. 38-39. Рукопись. Подлинник.

----------------------------------------

1 Чинопоследование было разработано специальной комиссией, работавшей под председательством архиепископа Кишинёвского Анастасия (Грибановского). Оно владыкойАнастасием было доложено на заседании Совещания епископов 9 декабря 1917 г. (в тот день присутствовало 50 архиереев, председательствовал патриарх Тихон). Доклад и «сделанные в связи с ним сообщения других архипастырей» был принят Совещанием «к сведению и руководству». Вместе с тем владыке Анастасию было поручено составить точный чин священнослужения патриарха с другими архипастырями с указаниями тех изменений священнослужения, которые вызваны восстановлением патриаршества (см. Протоколы заседаний Совещания епископов: ГАРФ. Ф. P-3431. On. 1. Д. 192. Л. 35об., 36-39).

2 Курсив наш. — М.Б.

Источник. Бабкин М.А. Священство и Царство (Россия, начало XX в. — 1918 г.). Исследования и материалы. — М.: Индрик, 2011. http://www.e-reading.club/book...

Приложение I. Документы и материалы по истории Русской православной церкви

*******************************

М.А. Бабкин, вероятно, приводит эти документы в осуждение РПЦ. А мне, напротив, кажется, что мысль-то в них заложена здравая. Нельзя Церкви, претендующей на какое-либо историческое значение, не дружить со светской властью, решающей насущные исторические задачи. И жаль, что настрой на поиск компромисса с властью на Соборе не возобладал.

Анастасий (Грибановский), под руковоством которого были разработаны эти чинопочитания, впоследствии оказался на Западе и нашёл в своём сердце немало добрых слов для правителей совсем иного толка.

Вот что пишет об этом открытая православная энциклопедия "Древо".

http://drevo-info.ru/articles/...


АНАСТАСИЙ (ГРИБАНОВСКИЙ)

митрополит Анастасий (Грибановский)

<...>

Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей – в Югославии

10 августа 1936 года, после кончины митрополита Антония (Храповицкого), Анастасий, как старейший по хиротонии архиерей и первый заместитель почившего, был единодушно избран первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, председателем Архиерейского Собора и Синода.

Первым мероприятием митрополита Анастасия была реорганизация Русской Зарубежной Церкви, которая была разделена на 4 митрополичьих округа – Ближне-Восточный, Дальне-Восточный, Западно-Европейский и Северо-Американский, к которым в годы Второй мировой войны присоединился еще Средне-Европейский. В августе 1938 года в Сремских Карловцах под был созван Второй Всезарубежный Церковный Собор из епископов, клира и мирян.

С перемещением Архиерейского Синода Зарубежной Церкви из Карловцев в Белград туда переехал и его председатель митрополит Анастасий, управлявший одновременно на правах епархиального архиерея русскими приходскими общинами в Югославии. Здесь, неподалеку от русской Свято-Троицкой церкви, являвшейся фактически его кафедральным собором, он провёл первые годы Второй мировой войны, повлекшей за собой германскую оккупацию Югославии.

<...>

В эти годы набиравшая силу нацистская Германия начала оказывать знаки внимания Зарубежной Церкви, надеясь использовать её в целях мобилизации русских в борьбе с СССР. В 1938 году немецкими властями была оказана помощь в ремонте 19 русских православных храмов в Германии, в ответ на что 12 июня 1938 года митрополит Анастасий обратился к Гитлеру с благодарственным адресом.

Для Югославии Вторая мировая война началась 6 апреля 1941 года, когда немцы неожиданно вторглись в страну и вскоре захватили её. Неожиданная бомбардировка Белграда 6 апреля заставила большинство населения бежать, и русские остались почти одни в полуразрушенном городе. Несмотря на падавшие кругом бомбы, во время налёта митрополит Анастасий оставался на своём архиерейском месте в алтаре, а чредное духовенство служило молебен перед чудотворной иконой Божией матери "Знамение" Курской-Коренной. Служил он также и 7 апреля, в праздник Благовещения, когда происходила особенно сильная бомбардировка. Через неделю в город вошли немцы и с тех пор митрополит делил со своей белградской паствой лишения, неприятности со стороны оккупационных германских властей, и выпады сербов поддавихся коммунистической пропаганде.

Вскоре после оккупации гестапо произвело в покоях владыки митрополита Анастасия тщательный обыск, а затем изъяло делопроизводство Архиерейского Синода. Несколько позже владыке предложили обратиться к русскому народу с призывом оказать содействие немцам в походе против большевиков, но несмотря на то, что в начале войны многие русские люди доверились немцам, митрополит отклонил это предложение. Митрополит воздерживался от прямых заявлений в поддержку Германии, но был верен своим анти-коммунистическим убеждениям. В сентябре 1941 года он дал благословение русским патриотам на образование русского Корпуса который, однако, не был допущен немцами на Восточный фронт. В Пасхальном послании 1942 года митрополит Анастасий говорил об «избавлении как бы из самого ада преисподнего» русских земель занятых немцами. После избрания митрополита Сергия (Страгородского) патриархом Московским, многие русские эмигранты радостно встретили это событие, но митрополит Анастасий 21 октября 1943 года созвал в Вене совещание 8 заграничных епископов, которые объявили его неканоничным.

С Пасхи 1944 года начались почти ежедневные налёты на Белград англо-американских бомбардировщиков, уносившие множество жертв, но несмотря на явную угрозу жизни, митрополит ни в чем не изменял своего обычного образа жизни, вдобавок к прочему навещая раненых, хороня убитых и утешая обездоленных. По его вдохновлению духовенство стало совершать обходы домов с чудотворной Курско-Коренной иконой, от которой стали происходить обильные чудотворения.

Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей – в Германии

В сентябре 1944 года, когда советские войска уже приближались к Белграду, главная масса русских обитателей его устремилась в Вену, куда эвакуировался и Архиерейский Синод Зарубежной Церкви. И здесь митрополит Анастасий не переставал служить во время бомбёжек.

Из Вены митрополит с Синодом переехали сначала в Карлсбад (ныне Карловы Вары), а затем, уже по окончании войны, летом 1945 года – в Мюнхен, который на время сделался крупным центром русской церковной и общественной жизни. В этот период, в апреле 1945 года, патриарх Московский Алексий I обратившийся к клиру Русской Православной Церкви Заграницей с призывом вернуться в лоно Матери-Церкви, но не был признан Синодом во главе с митрополитом Анастасием. Тогда же была принята резолюция, в которой, в частности, говорилось об «установлении молений о помощи Божией для освобождения России от большевистско-коммунистического ига». {Какое высокое благородство, какая удивительная принципиальность, какой патриотизм! Половина России разрушена, американские партнёры размахивают хиросимской дубинкой, а добрый пастырь призывает к свержению того самого правительства, под руководством которого русский народ разгромил нацизм. - М.З.} Чтобы восстановить нарушенную войной связь с разбросанными по миру частями Русской Зарубежной Церкви, митрополит Анастасий добился разрешения на поездку в Швейцарию где пробыл около семи месяцев и быстро наладил из Женевы сношения со всеми странами.

К Пасхе 1946 года он возвратился в Мюнхен, где 6 мая созвал Собор Зарубежных епископов, в котором приняли участие и епископы Автономной Украинской и Белорусской Церквей, присоединившиеся к Зарубежной Церкви. Таким образом восстанавливался фактически распавшийся Архиерейский Синод, так как после массового возвращения архиереев в подчинение Московского Патриархата, епископат Зарубежной Церкви в Европе состоял всего лишь из митрополитов Анастасия и Серафима (Ляде), при том что на последнего, как на немца, многие стремились сложить вину за компрометацию Зарубежной Церкви в Европе. <...>

По окончании войны главное внимание владыки митрополита было устремлено на обустроение разъезжавшихся русских в новых местах рассеяния, организацию новых кафедр и поставление новых епископов. Им были хиротонисаны Александр (Ловчий) во викарного епископа Киссингенского (лето 1945), Серафим (Иванов) во епископа Сант-Ягского (во время пребывания в Швейцарии), Нафанаил (Львов) во епископа Брюссельского и Западно-Европейского (10.III.1946). В сентябре 1950 года митрополит предпринял поездку в Западно-Европейскую епархию, где совершил очередную хиротонию архимандрита Леонтия (Бартошевича) во викарного епископа Женевского и освятил 1 октября в Брюсселе новопостроенный храм-памятник Царю-Мученику и все русским людям, в смуте убиенным. Вернувшись в Германию, 8 октября он освятил во Франкфурте новый храм в честь Воскресения Христова.

Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей – в США

С 1948 года шло массовое переселение русских в США и многие стали упрашивать митрополита переехать с Архиерейским Синодом туда же. Мюнхен пустел, закрывались лагеря и приходы беженцев, и наконец митрополит решил последовать за паствой, отбыв в Америку 23 ноября 1950 года. <...>

Не смотря на смиренный подход, митрополиту Анастасию не удалось вернуть большую часть американской русской диаспоры, выделившейся в самоуправляемую «Американскую митрополию», в подчинение Зарубежной Церкви. Новая волна русских беженцев, прибывавших из Азии и Европы, в большинстве предпочла остаться под омофором митрополита Анастасия и с их прибытием возникло около ста новых приходов

**********************************

Трудно придумать для русского человека судьбу постыднее. Испустил дух в окружении своих почитателей-власовцев.

"Половина французов висят на деревьях". А "Правый сектор" вообще расформировывают
  • ATRcons
  • Сегодня 10:19
  • В топе

Когда утром 15 апреля хорошо прилетело в Славянск, куда накануне, по слухам, прибыло в районе 100 французов - "артиллеристов" и "консультантов", известный координатор николаевс...

"Евреи — нация львов". Израиль сбросил маску жертвы

Гилад Эрдан, постоянный представитель Израиля при ООН: «Эта атака пересекла все возможные красные линии, и Израиль оставляет за собой право ответить. Мы не лягушки в кипящей воде ...

"Это пустые полки, просто пустые" - прогноз для России уволенного сооснователя ВШЭ. Констатация "катастрофы"
  • Beria
  • Сегодня 12:05
  • В топе

Один  из  основателей  ВШЭ (с  2023 уволенный),  экономист  Игорь Липсиц,   свою  кандидатскую  защитивший  ещё   при Брежневе,  а ныне ...

Обсудить
  • Беда не в дураках и дорогах, а в том, что к мощам прикладываются миллионы, а к заповедям единицы…
  • Шкваровский, "Крест и свастика" ? самое интересно, что они гордятся своей беспринципностью.  но при этом претендуют называться источником морали.