Свет мой, зеркальце, скажи... Часть 4, последняя.

11 5683

Начало:

1. https://cont.ws/@annelise/4086...

2. https://cont.ws/@annelise/4208...

3. https://cont.ws/@annelise/4632...

Размер и качество зеркала зависят от стекла, из которого его делают и от процесса изготовления стеклянного листа. До 16-17 века плоские зеркала были чаще небольшого размера. Большие были редкостью и стоили немыслимых денег. Позволить их себе могли только короли.

"Веласкес. "Менины"

Размеры ограничивали технологии производства плоского стеклянного листа и хрупкость самого стекла.

Задачей мастеров стало найти лучшие составы стекольной массы и увеличить размер листа.

Ещё в 14 веке в Чехии, тогда именовавшейся Богемией, обладающей песками, содержащими минимальное количество окисей железа, имеющей обильные леса случился стремительный рост стеклодельных мастерских. Массовое производство стекла началось в конце тринадцатого столетия в городах Шумавы и Крконошей. Стеклоделы Богемии ввели в состав стекла вместо соды древесную золу — поташ. Благодаря этому компоненту богемский хрусталь нередко называют "лесным стеклом".

Учитывая явные венецианские мотивы, особенно в ранних изделиях, видимо не без беглых венецианских мастеров дело было. Однако не только они повлияли на Богемское стекло, которым славится до сих пор Чехия. Священная Римская Империя, позже именуемая Австро-Венгрией, частью которой и была Чешская Богемия, граничила с Турками. Шла торговля, с ней шли новые идеи.

Чешское стекло стало знаменито, его крупными партиями везли во Францию и Фландрию, и это несмотря на их собственные нерядовые стекольные мануфактуры. За новациями чешских мастеров пристально следили в Европе. Впрочем, мастера из Германии, охотно принимались при дворе императора Рудольфа II перенесшего столицу в Прагу. Они и расшевелили стекольное дело, так, что и сегодня слова «Богемский хрусталь» неизвестны только полному неучу. Рудольф собирал при дворе учёных, покровительствовал наукам и ремёслам, тратил большие деньги на поддержку исследований. К его двору охотно перебирались амбициозные молодые мастера, не видевшие перспектив на родине.

Именно мастера Рудольфа изобрели механизм с педалью для верчения колеса камнерезчика, причём эту педаль поначалу крутил человек, а позднее, вода.

"…Каспар Лехман (ок.1570 - 1622) был одним из умелых мастеров при дворе императора Рудольфа. Считается, что именно он применил технологию гравировки камней с помощью шлифовального круга к стеклу, однако вполне может быть, что кто-то из его современников, например Захариас Пельтцер (прим. 1576 - 1596) был его учителем при дворе герцога Вильгельма V Баварского.

В 1609 году Лехману был пожалован патент на гравирование стекла, что дает основания считать именно его изобретателем этой технологии и вообще искусства гравировки».

Семьёй Шюреров в 16 веке была создана технология варки синего кобальтового стекла, а в Мюллеровом стекольном заводе на Шумаве изобрели знаменитый чешский «Богемский» хрусталь."

Плавильщик Михаил Мюллер в 1683 г. впервые сварил твердое (калиево-кальциевое) стекло, которое отличалось замечательной чистотой и не известной ранее прозрачностью в толстостенных изделиях. Это стекло известно под названием богемский хрусталь. Особая прочность и твёрдость его и позволила гранить стеклянные вазы, как драгоценные камни, не опасаясь их разрушить, что невозможно с венецианским стеклом.

Но всё таки, всё таки, не Чехия стала во главе технического развития и рывков в технологиях производства стекла и зеркал.

А стали Англия и Франция с их централизованной властью, и правом властей вмешиваться в дела гильдий и регулировать производства и рынки.

Почему именно так?

Да всё дело в традиции. В правах и свободах, некогда с кровью вырванных у кролей, сеньоров и церкви вольными городами Германии и Италии, Чехии и Польши. Они стали превращаться в тормоз на пути развития технологий.

Пример такого положения вещей приведён в статье «РАЗВИТИЕ ХИМИЧЕСКИХ РЕМЕСЕЛ В СРЕДНИЕ ВЕКА И В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

http://www.liveinternet.ru/com...

«Этот феномен каноничности характерен и для ремесленной техники в средние века. Любой продукт, который производил ремесленник, вступающий в разряд мастера, должен быть не хуже предписанного каноном образца. Продукт худшего качества не мог удовлетворить потребителя. Но, вместе с тем, этот продукт должен быть и не лучше этого образца, в противном случае создавалась нежелательная конкуренция. Любые, не зафиксированные в каноне новшества, нововведения, направленные на улучшение качества были не только нежелательны, но даже вредны. Это нарушало привилегии цехов. Любое изобретение отвергалось и преследовалось по закону. В качестве примера, можно взять один документ: акт Кельнского городского совета (1412 г.), где написано следующее: "Да будет известно… что к нам явился Вальтер Казингер, предложивший построить колесо для прядения и кручения шелка. Но, посовещавшись и подумавши со своими друзьями…совет, нашел, что многие в нашем городе, которые кормятся этим ремеслом, погибнут тогда. Поэтому было постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, ни когда-либо впоследствии".

Неслучайно молодые изобретатели шли через пол-Европы ко дворам королей и правителей, державших свои гильдии в кулаке и дававших право вносить какие угодно усовершенствования в ремёсла им нужные, да ещё и помогавших данными спецслужб. Выйдя из стен маленьких семейных мастерских, тайны ремесла стали добычей каждого рабочего на крупной мануфактуре, и кое-кто выгодно распоряжался известными ему данными. Даже если не знать подробностей, одно указание пути, и то сокращает время для разработки своего производства. Не случайно именно в 17-19 веках учёные стали открыто писать о своих идеях и открытиях, прилагая чертежи механизмов и печей, всё равно ведь шила в мешке не утаишь. Зато как обидно, если твоё тайное выдаст за своё вор. Патентные службы становятся необходимостью, совершенствуется право, охраняющее технологии и рецептуры.

Невозможно объять в одном очерке необъятное и желающие знаний, загляните в книгу П. Забаринского «Стефенсон», получите представления о жизни и изобретателях того времени. Будет полезно, тем, кто думает, что он плохо живёт и тем, кто сожалел о НЕ Европейском пути развития России.

 http://vivovoco.astronet.ru/VV...

В Англии того времени широко применялись новые приёмы организации производства. Появились настоящие заводы, с разделением труда и внедрением техники.

Конкурентом богемскому хрусталю стал английский хрусталь «Корона».

 Кто б мог подумать, что на его открытие повлияет заботливое решение Английского короля Якоба, в 1615 году запретившего вырубку леса для производственных нужд. Некогда богатая лесами Англия, почти потеряла их из за неумеренной вырубки. А ведь именно флот сделал Англию сильной. Тревожные речи и выступления о защите лесов вплоть до отказа от выплавки железа, которое и съедало большую часть леса, раздававшиеся повсюду, от бирж до парламента достигли цели. Начиная с правления Елизаветы, издается ряд законов, насильственно ограничивающих число металлургических заводов. Запрещается строить доменные печи ближе двадцати двух миль от Лондона, предписывается перенести существующие заводы в новые районы. Под это дело заново открыли, утерянное было перед тем, изобретение коксования каменного угля и выплавку с его помощью чугуна и стекла.

А тем временем стеклоделам Англии пришлось переходить на каменный уголь.

В традиционно открытые сверху горшки с расплавом стекольной массы начал обильно попадать мусор от мелкой пыли сгорающего угля загрязняя его.

Пришлось придумывать особый, закрытый горшок для стекла, с выгнутым вбок горлом, наподобие химической посуды. Примерно так это выглядело для одного горшка.

На практике же печь в мануфактуре рассчитывалась на несколько мастеров (и горшков). И выглядело это так.

Но этим появившиеся проблемы не исчерпывались. Температура в закрытых горшках со стеклянной массой повысилась и начались проблемы с качеством массы. Стекло обесцвечивалось и теряло прозрачность, становилось хрупким. Пришлось пересматривать всю рецептуру.

Часто пишут, что хрусталь получили случайно, экспериментируя с составами стеклянной массы. Сложно назвать случайностью огромное количество экспериментов поставленных Георгом Равенскрофтом за 7 лет. Если учесть, сколько личных денег им было вложено в аренду стекольных мастерских и работу мастеров, ни о какой случайности и речи быть не может. Просто результат превзошёл самые смелые ожидания. Сначала разработчик нового вида стекла получил патент на производство «Кристалина» (термин впервые употребили венецианцы для обозначения особо чистого стекла), и лишь в 1676 году впервые было произведено так называемое «алмазное стекло» – известный нам хрусталь.

До хрусталя популярностью пользовалось тугоплавкое чешское калиево-кальциевое стекло содержащее кремний.

Георг Равенскрофт заменил кремний на чистый песок и ввёл свинец для запуска химической реакции – так появился хрусталь. Получившееся стекло имело удивительную прозрачность, сильный блеск, да ещё издавало приятный звон при касании. Но и это не всё! Получившееся стекло имело повышенную устойчивость к щелочам и спиртам. По всем этим качествам стекло и было названо «Кристалл», за сходство качеств с горным хрусталём.

Приёмы научной постановки опытов, с фиксацией результатов всех проб, уже были отработаны в науке, слой образованных людей изучавших математику и химию с физикой расширялся с помощью университетов поддерживаемых правительствами, запрос со стороны производств тоже был и появился слой учёных – естествоиспытателей, чьи открытия стали появляться часто.

В 1758 ювелир и химик Георг Фредерик Штрасс (1701-1773) продолжая эксперименты со свинцовыми добавками, получил стекло с высоким (более 50 %) содержанием свинца и использовал его в производстве имитирующих бриллианты камней. 

Огранённые, кусочки хрусталя были так похожи на драгоценные камни, что это вызвало лавину подделок и мошенничеств. Вскоре ненастоящие бриллианты (а также почти-изумруды, псевдо-топазы и квази-аметисты) стали называть стразами по имени изобретателя – Штрасс ( в другом произношениии Страсс) . Получение качественного свинцового хрусталя (в современной классификации оптических стёкол - тяжёлого флинта), а так же огранка стразов стали отдельным направлением ювелирного искусства. Но в памяти народной слово страз долго ещё ассоциировалось с мистификацией, мошенничеством.

В 17 веке английское хрустальное производство разрослось настолько, что появилось несколько видов стекольной продукции:

1. «кронгласс», «коронное» стекло – прозрачное, предназначавшееся для окон;

2. простое стекло;

3. «флинтгласс», хрустальное стекло для посуды;

4. бутылочное стекло;

5. зеркальное стекло – его производством занимался сам герцог Джордж Бэкингемский, известный многий по роману «Три мушкетера».

Графин с бокалами Англия 1810г.

Бокалы для вина, пива, ликерные рюмки сначала имели ножки в виде балясин, но затем начинают преобладать прямые круглые ножки с пропущенной нитью молочного стекла или полые внутри, и лишь к 1760-м годам появляются граненые.

Поскольку стекло в Англии облагалось налогом по весу,  обычай гранить его пришёлся кстати, тем более, что это позволяло добиваться интересных эффектов преломления света на гранях.Уже к середине XVIII века английский хрусталь завоевывает известность не только в своей стране, но и на континенте. Из Лондона производство стекла распространяется по всей стране. Бристоль и Нейлси славились так называемым молочным стеклом, из него делалась посуда, а также лампы и вазы, расписанные эмалевыми красками.

И тут мы, наконец, возвращаемся к зеркалам от технологий варки стекла.

Замечательное стекло для них уже есть, а вот технологии изготовления самих зеркал пока не изменились. Впрочем, работа шла. Первое новшество появилось во Франции. У французов трудности были несколько иного толка. Король мечтал поразить мир. Перед стекольщиками стояла задача изготовления очень больших кусков стекла для окон и зеркал. А на тот момент были известны только два способа. Это Холявный способ изготовления и Лунный.

В 1330 году француз Коккерей нашел способ получения плоского стекла. Горячую стекломассу брали на кончик специальной трубки, раздували в пузырь, а затем раскручивали до получения плоского стеклянного «блина», воздух из которого выжало центробежной силой. «Блин» потом обрезали, до нужного размера и получали оконное стекло.

Метод получения такого стекла назвали «лунным» - из-за формы получаемого блина. Хотя хорошие мастера могли изготовить блин до 1,5 метров в диаметре, но всё таки был большой отход стекла при обрезании и наличие в центре обрезанного листа бугорка от стеклодувной трубки.

Эта технология позволяла получать стекло довольно хорошего для тех времен качества, практически без искажений. Неудивительно, что она просуществовала вплоть до середины XIX века. Так, известный всем и один из старейших в мире производителей стекла - английская компания Пилкингтон (Pilkington) полностью прекратил использовать краун процесс только в 1872 г.

В 1688 г. В лесистом пикардийском посёлке Сен-Гобен, была основана мануфактура для изготовления зеркал в Версальский дворец. Работавший там француз Лука де Негу изобрел способ изготовления и шлифования больших зеркальных стекол. Расплавленное стекло выливалось на специальный стол и раскатывалось металлическими вальцами специального приспособления до плоского состояния. Лист выходил однородной толщины.

Затем заготовка охлаждалась и полировалась с помощью железных дисков и очень мелкого абразивного песка. Окончательная полировка производилась фетровыми дисками. Результатом подобного процесса, с внедрением пусть ещё примитивной но механизации, стало стекло с невиданными ранее высокими оптическими свойствами. Покрытое с одной стороны отражающим слоем серебра, стекло превращалось в высококачественное зеркало. Кстати, завод Сент-Гобен не канул в Лету. Сегодня Saint-Gobain — развившаяся до международной группа компаний, специализирующая на производстве и продаже строительных материалов, а также ведущая деятельность в других промышленных отраслях.

Gerrit (Gerard) Dou (1613-1675)

Зеркальный зал Версаля потряс правителей Европы и вызвал моду на подобные интерьеры. 

 В самом деле, вот такие стёкла в окнах по преимуществу имели состоятельные люди Европы, а тут…

Заводы, производящие стекло, в том числе зеркала, во Франции стали открываться один за другим, породив знаменитый стиль «Баккара».

Цена на стекольные изделия начала снижаться.

Дальнейший прогресс всё ускорялся и делались различные мелкие открытия и усовершенствования техники и технологии, Пока в 19 веке не было совершено эпохальное изобретение причудливо столкнувшее процесс производства стекла с металлургией. Когда то в древнем Египте именно процесс плавки меди и обжиг керамики и привёл к появлению первых цветных стеклянных паст. И вот теперь прогресс опять свёл плавильную печь, стекло и металл. 

 Было такое почтенное семейство Сименсов. 

Четыре брата Сименс оказались талантливыми учёными и инженерами и приложили руку к огромному количеству новинок в области металлургии и стеклоделия того времени. Фридрих Сименс придумал первую газовую регенеративную печь для варки стекла с ванной для расплава. 

В печи огромного размера при сжигании газа достигалась очень высокая температура (1800 °С), и сталь оставалась жидкой в течение всего процесса пе¬редела. В 1865 г. такую печь построил французский металлург Пьер Мартен. Это тот самый знаменитый Мартен, где работали знатные металлурги и герои фильмов.

При этом для варки металла на заводах использовали всё тот же принцип печи Сименса!

В конце 18 первой половине 19 века стекла стало довольно, что бы удовлетворить всех желающих в Европе и Азии и обеих Америках, получить зеркало  желаемых размеров, и полюбоваться собой.

Туалетный набор. XVIII, Англия

Дальше прогресс пошёл ещё веселей.

Величина зеркала определялась технологией производства стеклянных листов. А она не стояла не месте.

«Уильям Кларк из Питтсбурга первый предложил способ производства листового стекла вытягиванием со свободной поверхности расплав. В 1857 г. он представил английский патент, согласно которому, формование плоского листа осуществляется медленным вертикальным вытягиванием затравки с поверхности расплава. В течение последующих 50 лет старались решить основную проблему – сужение ленты стекла при вытягивании, но все попытки были неудачными.

В 1871 году бельгийский изобретатель Ф.Вэллин (F.Vallin) получил французский патент (№ 91787) на производство оконного стекла механическим вытягиванием стекла. Для непрерывной подачи расплава он предложил систему горшков, которые связаны между собой трубкой, так что стекломасса из одного горшка поступала в другой. В последний большой овальный горшок, который был заключен в трубу, опускалась металлическая пластина (затравка). Формование плоского листа происходило при движении этой пластины вверх.»

Девятнадцатый век уже не знал проблем с зеркалами.

Огюста Толмуша Тщеславие 1889
Джон Льюис в картине «Две женщины в Каире» 1870-е

Однако на множестве заводов по старинке выдували холяву и разрезали её, раскатывая потом скалкой.

И в 1894 году рабочий – изобретатель Джон Любберс, холявщик на стекольном заводе, сделал замечательное наблюдение, если не набирать стеклянную массу из печи, а уж потом раздувать каплю в пузырь, а начать раздувать её ещё когда капля не отделилась от массы в печи и при том тянуть вверх, то стеклянная холява послушно и быстро вытягивается в стеклянный столб.

Это походило на чудо. За пятнадцать минут делалось то, на что раньше уходило много времени и сил.

Возможно, именно тогда честное трудовое слово холявщик приобрело негативный оттенок. Управляющий заводом Чемберс дал денег на постройку машины, вытягивающей стеклянный столб. Но…

Первая выдувально-поднимающая машина не обладала чутьём человека. Холява лопалась, стенки её были неровными, вытягиваясь, она начинала суживаться кверху. Потребовалось создать много вспомогательных механизмов для получения ровного и качественного стеклянного цилиндра. Любберс потратил 12 лет жизни на создание машины, дававшей хорошего качества оконное стекло, умерев таким же бедняком каким и жил.

После изобретения ванных печей для стекла, вытягивание стекла стало самым популярным методом аж до изобретения Флоатт-процесса. Правда метод усовершенствовали, стекло не раздували, а захватывали стальной рейкой, а уж вслед за ней масса поднималась плоской лентой, подхватываемая вальцами выравнивающими её толщину.

Метод Либби-Оуэна (вертикально-горизонтальный). Представляет собой вытягивание стеклянной ленты вертикально и укладывание этой ленты на горизонтальную часть конвейерной ленты. Годится для производства стекла толщиной до 30 мм.

Есть правда ещё и метод изготовления стекла методом прессования. Отмеренное количество стеклянного расплава помещается в стеклянную форму и прессуется. Применяется для изготовления пустотелых блоков, стеклянной черепицы, стеклянных облицовочных плит.

«Флоатт-процесс является наиболее фундаментальным, революционным и важным достижением в производстве стекла в 20 столетии»

В соответствии с разработанной компанией Пилкингтон (Pilkington) флоат-способом стекломасса из бассейна со стеклом при температуре 1100°С непрерывной лентой поступает из стекловаренной печи на поверхность расплавленного олова. Лента выдерживается при достаточно высокой температуре для удаления всех дефектов и неровностей на поверхности стекла. Так как поверхность расплавленного металла является идеально ровной поверхностью, то стекло приобретает “огненно-полированную” блестящую поверхность, которая не нуждается в дальнейшей шлифовке и полировке.»

Коротенький ролик поясняющий суть процесса:

 https://www.youtube.com/watch?...

Не избег модернизации и процесс серебрения стеклянного листа. Хотя сам термин уже устарел, поскольку столь же часто вместо серебра используется и алюминий а также смесь их с медью и латунью. Ртутная амальгама, вызывавшая отравления и безумие у рабочих, ушла в прошлое. Теперь зеркала серебрят или погружая в раствор, из которого металлическая плёнка осаждается на поверхность стекла или металл напыляется на стекло в специальных камерах.

Как видите, история привычного каждому зеркала, было очень сложной и долгой. Благодаря этому долгому пути, на котором человечество познавало и мир и себя в мире, а также благодаря пытливым изобретателям и решительным производителям, нас сегодня не удивишь зеркалами в интерьерах.

Ни такими:

Ни такими:

Поскольку стеклянные зеркала стали доступны всем слоям населения, и каждый может приобрести и повесить и одно большое зеркало и два и три и …много. И устроить в своём жилище зеркальную стену, и две стены, и три, и потолки с полом зеркальные.

И даже своими руками может сделать зеркало сам. Вот сайты где объясняется, как именно это сделать.

http://sovetclub.ru/kak-sdelat...

http://stroiremdoma.ru/zerkalo...

http://www.happy-giraffe.ru/co...

Может, но…

Мало кто сегодня желает этого. Ведь стеклянное зеркало - это такая обычная и доступная вещь, которая есть у всех и повсюду. И кажется, что так было всегда….

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Вчера 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...

Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

Обсудить
  • Как всегда превосходно и замечательно!
    • Vad
    • 28 июля 2017 г. 08:53
    Шикарная статья! :thumbsup:
  • Превосходный очерк!
  • Annelize, прекрасное изложение такого технического материала! Огромное спасибо!
  • Великолепный рассказ! Утащил в закрома)  Большое спасибо за труд, Аннелизе!