Современная, оторванная от Церкви, психиатрия не в состоянии отличить больного от одержимого, хотя таких способов множество. Вот один из них: перед больным ставят десять стаканов с водой, из которых девять - со святой водой, а один - с простой. Но какой именно с какой водой – больной не знает. И затем, сколько бы ему ни предлагали выбрать один стакан из десяти, он всегда безошибочно берет стакан с простой водой (воду освященную бес боится панически). Другой пример: читается простая заклинательная молитва, например “Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…” Люди с психическими отклонениями, как правило, реагируют на это совершенно спокойно, одержимых же начинает изворачивать, изгибать дугой; они кричат, просят прекратить чтение.
Упорное неверие в злых духов — есть настоящее беснование, потому что идет наперекор истине, наперекор откровению Божию. Господь пришел на землю именно для того, чтобы разрушить дела диавола и спасти от насилия его человека. Если нет диавола, то нет христианства, тогда пришествие в мир Сына Божия было бы не нужно. Но это нелепо. И опыт каждого из нас, и здравый смысл, история жизни святых и история всех народов удостоверяют нас в бытии злых духов… Я видел и настоящих бесноватых, в которых вселились бесы, по неисповедимым судьбам Божиим, и производили в них умственное помешательство, произносили через них страшные хулы и сквернословия; видел, как ужасно бросали они одного несчастного из угла в угол, как нудили его лезть на стену и пр. Таковых, думаю вместе с Апостолом, Бог предал сатане на измождение плоти, да дух спасется (1 Кор.5:5).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Одержимость и беснование в обыденной жизни.
Механизм одержимости известен. Но, прежде всего, необходимо различать понятия одержимости и беснования. О обиходе эти слова часто путают и употребляют одно вместо другого.
Беснование – это ненормальное состояние тела, одержимость – души. При бесновании демон в большей или меньшей степени перехватывает контроль над телом и отталкивает душу от “руля”. При бесновании человек (его тело) действует непроизвольно, спонтанно – порой вопреки отчаянному сопротивлению самого человека.
При одержимости демон овладевает самой душой человека, превращая его в своего добровольного раба. Самая распространенная форма одержимости в обиходе – одержимость человека страстями! Ища удовлетворения своей страсти, человек исполняет волю демона, “подсадившего” его на эту страсть.
Беснование и одержимость - это разные состояния, но порой их нелегко отличить друг от друга, поскольку не бывает беснования без одержимости! Человек, совершенно свободный от страстей, конечно, не бывает бесноватым. Поэтому “чистого” беснования без одержимости не бывает.
Напротив, одержимость без беснования вполне возможна. Ведь страсть, тайно живущая в душе человека, может до времени не проявлять себя. Например, подвижники, проходящие умно-сердечную молитву, еще не вполне свободны от одержимости страстьми (что и проявляется в драматической борьбе такого человека с являющимися ему призраками), однако они держат свои страсти в состоянии совершенного подавления. Страсти не проявляются у них на уровне тела, но только в виде образов – в поле внимания души.
Как известно, Фрейд объяснял подобные феномены вторжение в нашу деятельность “бессознательного”, наших “бессознательных желаний”. По Фрейду, ошибки не бывают случайными, но всегда являются симптомом какого-либо “бессознательного желания”. Но это – интерпретация Фрейда.
В действительности подобное непослушание тела желаниям души является просто-напросто тонким, порой едва уловимым проявлением того же феномена, который в более грубом явном виде и называется беснованием.
Итак, беснование и одержимость ходят рука об руку. Однако если одержимость вполне явно свойственна всякому человеку, который хоть сколько-то потакает своим страстям, то беснование – это чаще всего лишь тончайший грим, наложенный на лицо страстного человека, который только в исключительных ситуациях покрывает лицо страшной маской явного беснования!
Оценили 45 человек
69 кармы