Тайна Елены Киевской

26 2833

6 октября 2009 года она была прославлена в лике святых.

Киев в новейшие годы в Русском мире стал ассоциироваться с негативом. Причина понятна: «Крестоповал, предательство, Майдан»... Бешеная русофобия. Но кого-то окрыляет киевский конфликт и в Москве.

Судя по некоторым выпускам либеральных ТВ-студий России, появился уже и проект: «забыть» о русском Киеве (а с ним и о русских на Украине) и «перенести» древнюю столицу в Новгород. Думают: навсегда расщепили Русь!

Но всё проходит… Русь умеет срастаться, окроплённая живой водой веры.

В год 20-й от Октября 1917-го Сергей Бехтеев писал в эмиграции:

«…Я верю – из крови, из слез и огня

Мы встанем, былое безумье кляня…»

Вброд мы уже перешли многие реки из крови, слёз и огня.

Стихи царского поэта Сергея Бехтеева вспомнили мы неспроста. Преподобная Елена (Бехтеева), чей день прославления в лике местнопочитаемых святых отмечаем 6 октября в Киеве, из того самого старинного дворянского рода, к которому принадлежит и поэт. Их разделяет без малого два века. Но очевидно – они одного святорусского духа.

Её именуют Еленой Киевской или Флоровской – по названию монастыря, в котором подвизалась и где теперь почивают её святые мощи, или Еленой Киево-Флоровской.

Первое, что поражает в ней, и это всем врезается в память, что в Киев она приехала с гробом. Попробуйте представить!.. Получив в молодости гроб святителя Тихона Задонского, она хранила его всю жизнь, перевозила с места на место, спасала в пожарах, берегла...

Поминая её, киевляне исстари называли старицу Елену хранительницей Киева, «почивающей в гробе Святителя Тихона Задонского».

На чугунной плите, которая после поднятия мощей поставлена в часовне вертикально, без особого труда прочитается надпись:

«Здесь положено тело рабы Божией монахини Елены Алексеевны, рожденной генеральской дочери Бахтеевой. Жития ея было 78 лет, а в монастыре прожила 60 лет. Скончалася в 1834 году марта 23-го. Положена во гроб святителя Тихона Задонского, который сохранялся у нея 50 лет. Господи, упокой ея душу с праведными».

Ошибка в фамилии, где вместо «е» отлита «а», говорит, вероятно, о том, что старицу Елёну по фамилии в монастыре уже мало кто знал. Когда она почила, стали разбирать старые бумаги, прочитали, как могли.

В тот год императрица Елизавета Петровна отменила смертную казнь. Христова невеста Елена, в миру Екатерина Алексеевна Бехтеева, родилась в 1756 в городе Задонске Воронежской губернии (ныне Липецкая область).

Она современница Серафима Саровского, чья жизнь также связана с Киевом. В 1776 году он от старицы Досифеи в Киеве получил благословение следовать в Саровскую пустынь...

В 18 лет (1774 год) Екатерина Бехтеева тайно ушла из дома и была принята в Воронежский Покровский женский монастырь, чего не могло быть без согласия и воли Задонского святителя.

Её отец генерал-майор Алексей Дмитриевич Бехтеев (1720-1793) не был в восторге от выбора дочери. Житие сообщает, что отец требовал возвращения дочери. Потом он смирился, стал даже высылать ей пособие «ежегодно на пропитание по 50 четвертей зернового хлеба».

В ХVIII веке четверть зерна числилась в 7 пудов 10 фунтов – почти полтонны.

Тихона Задонского называют Русским Златоустом. Его книга «Сокровище духовное, от мира собираемое» – необходимое чтение и поныне. Считается, что своей письменной проповедью он оказал влияние на мировоззрение Ф.М. Достоевского. Значит, в известной мере – и на русское, и на мировое сознание.

Семья Бехтеевых духовно окормлялась святителем и была дружна с ним. Владыка временами жил в имении помещиков Бехтеевых в Ксизово (в 15 километрах от Задонска ниже по течению Дона). В Житии свт. Тихона можно, например, прочитать описание случая из жизни Бехтеевых:

«Когда Преосвященный Тихон правил еще епархией (на Воронежской кафедре с 1763 по 1767 год включительно, далее жил на покое. – О.М.) и в первый раз посетил дом помещика Бехтеева в селе Ксизове, он обратил внимание на юного сына его Никандра.

Братья его, приняв благословение у святителя, ушли играть; но Никандр во все время пребывания Тихона не отходил от него, слушая со вниманием его поучения. Оставляя дом Бехтеевых, святитель подозвал к себе Никандра и, дунув ему в лице, сказал: "Да будет благословение Божие на сем юноше". Никандр ощутил какую-то неизъяснимую радость...».

Святительское благословение, вероятно, было не только на будущем монахе Никандре, который сорок лет провел в Задонской обители (+1816), являясь ближайшим помощником святителя, но и на многих людях из этого рода.

Владыка Тихон был болезненным человеком и загодя приготовил себе гроб. Он был аскет: спал и ел мало, трудился много; много писал, дрова колол, траву косил. Гроб был без позумента, лака, парчи, самый простой – дощатый, обитый чёрным сукном. В нём владыка отдыхал от трудов.

Близких смущала простота домовины. Говорили: «святителю непристойно быть в таком гробе похороненным». Тихон настаивал, грозил: «если вы меня в сем гробе не похороните, я пред престолом Христа Спасителя буду судиться с вами». Владыка отошёл ко Господу в Задонском монастыре 24 августа 1783 года, прожив на покое (не руководя епархией) 16 лет. Несмотря на угрозу, его волю исполнить не смогли.

Причину мы узнаем из Жития инокини Елены: «Надев на него простое облачение, братия положили его в приготовленный им гроб, на что многие негодовали, говоря, что непристойно святителю покоиться в таком убогом виде, а должно облачить его во всё пастырское архиерейское облачение. Когда же его убрали во всё архиерейское облачение, то гроб оказался тесен. Тогда сейчас же был сделан другой гроб, – и святитель был торжественно похоронен в новом гробе».

При жизни Тихон любил нищету, а заболев перед кончиной, просил братию все вещи продать, деньги раздать нищим.

Екатерина Бехтеева, послушница Воронежского монастыря, испросила гроб себе. Она хранила его как величайшую драгоценность, храня память смертную – ежесекундно помня о смерти.

Её Житие составлено и впервые опубликовано в 1860 году, за год до торжественного прославления Тихона Задонского. Возможно, в связи с подготовкой к этому торжеству житие и было составлено.

Преподобная пережила в Воронежской обители немало печалей, зависти, клевет.

Как сообщает Житие, настоятельница возненавидела её, ревнуя к тому, что посетители монастыря для беседы идут не к ней, а к Бехтеевой. От Екатерины отступилась её воспитанница и стала злейшим её врагом. Подобное бывало в жизни очень многих святых – искушение клеветой, оскорблениями…

Ей пришлось покинуть Воронежский монастырь и отправиться в Киев.

Из документов следует, что паспорт («пашпорт») она получила в 1806 году. Вероятно, близко к этому времени она со своей келейницей девицей Елизаветой, дочерью «воронежского гражданина Алексея Придорогина», и приехала в Киев. Приехала с гробом. Непросто, наверное, было.

В XVII-XVIII вв. во Флоровском монастыре подвизались женщины и девицы, преимущественно принадлежавшие к высшим слоям общества. Большинство из них были хорошо образованы.

В своё время во Флоровском приняла постриг вдова друга императора Петра II, княгиня Наталья Долгорукова – Нектария (автор «Своеручных записок»). Во Флоровской обители спасались княжна Екатерина Милославская – игуменья Каллисфения, графиня Апраксина – Августа, княгиня Шаховская – Пульхерия.

Екатерина Бехтеева как дочь генерала также принадлежала к высшему кругу общества.

Дважды Христова невеста поступала в Киеве во Флоровскую обитель. Дважды сгорала её келья. Первый раз – во время чудовищного пожара 1811 года, когда огонь уничтожил почти весь Подол.

Летопись передаёт, что во время пожара «от чада и огня погибли многие насельницы обители», от жара на колокольне оплавились колокола. Государь Император Александр Первый на восстановление монастыря ассигновал 130 тысяч рублей.

Тогда же за свой счёт построили себе кельи Екатерина и Евгения. Но принимать их в монастырь повторно настоятельница отказывалась. Причина – банальна. Житие передаёт, что бывшая в ту пору игуменьей Смарагда (Норова, 1766-1832) боялась потерять власть.

Однако Смарагда и монастырь вновь отстроила, и книжку «Благоговейные христианские размышления», ставшую очень популярной в России, написала, и Екатерину с Евгенией всё-таки приняла.

До сих пор, кажется, не прояснено, когда послушница Екатерина Бехтеева приняла монашеский постриг и стала Еленой. В монастырях, случается, не принимая по разным причинам пострига, в послушниках некоторые живут и всю жизнь. В новое время, после прославления Елены в лике святых, было опубликовано несколько документов, касающихся её жизни.

Из текста на надгробной плите мы знаем, что в монастырях она прожила 60 лет. Из документов 1817 года следует, что при поступлении в монастырь она была «в числе послушниц, ожидающих во своё время монашеского чина, к которому нет никакого особенного препятствия». Она носила своё первое имя Екатерина, которое и присутствует в документах.

Житие сообщает, что поступлению во Флоровский монастырь ей и её келейнице девице Елизавете Придорогиной после пожара поспособствовал митрополит Серапион…

Митрополит Киевский и Галицкий Серапион (Александровский; 1747-1824) дело начал.

Но завершил новый митрополит – Евгений (Болховитинов; 1767-1837), который был земляком Екатерины и даже приходился ей дальним родственником. Древнюю Киевскую кафедру он занял в январе 1822 года. Таким образом, монашеский чин и монашеское имя Елена преподобная приняла, судя по всему, именно в 1822 году, за 12 лет до кончины.

Флоровский монастырь запомнил её такой: «Елена отличалась здесь добротою и примерною жизнью. Своими двадцатилетними трудами, любовью к ближнему и милосердием, она приобрела приверженность и уважение многих монастырских сестриц». Отошла ко Господу она в 78 лет.

Вскоре после её погребения могила стала привлекать паломников. Над гробовой плитой появилась часовня. У старицы были почитатели во всех поколениях, как есть они и в нашем.

Прославление св. Елены состоялось 6 октября 2009 года, через 175 лет после её кончины.

В день прославления Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир в главном храме древней Вознесенской Флоровской женской обители совершил Божественную литургию, после которой состоялся чин прославления в лике местночтимых святых инокини Елены (Бехтеевой).

Церковный журналист Сергей Герук передаёт рассказ очевидца, принимавшего участие в обретении мощей. По обычаю подобную работу исполняют в тайне, отслужив панихиду, никого из сторонних не оповещая. Поднятие мощей происходило за два месяца до прославления – в ночь с воскресенья 17 августа.

«В полночь начали раскопки. Копали долго и осторожно. Открыли склеп, в котором… останков не оказалось. Отец Виктор с братией в отчаянии хотел уж опустить руки – не благословил Господь найти мощи. Неужели наша вера будет посрамлена?! – говорил он сам себе. Но вот лопата натолкнулась на стенку из желтого кирпича. Это был другой склеп!

Когда вынули первый кирпич, к удивлению всех присутствующих, оттуда выпорхнула белая бабочка и долго летала над раскрытой могилой. Мощи были обретены!.. «Благодать была неописуемая!»рассказывала монахиня Флора. - Сестры пели «Святый Боже!», а потом непроизвольно запели Пасхальный канон».

А за стенами монастыря спал Киев. Имеет ли какое значение для вечности, что в ту пору коренная Русь была под властью некоего «оранжевого» Ющенко? Так и хочется сказать, что для святой Руси гораздо более важным событием был полёт белой бабочки, взлетевшей средь ночи в монастыре Бог весть откуда...

Она всю жизнь хранила память о святителе Тихоне Задонском.

Так и родственник её в другом поколении поэт Сергей Бехтеев, соприкоснувшись в юности, лицеистом, с жизнью семьи Николая II, всю жизнь хранил об этом память как о величайшей ценности, видя в семье Государя идеал исконной Святой Руси.

В начале этих заметок мы привели пару строк из его шедевра. Целиком произведение Сергея Бехтеева выглядит так:

Верую!

В годины кровавые смут и невзгод,

Я верю в Россию! – я верю в народ!

Я верю, что в блеске воскресных лучей

Заблещут кресты златоглавых церквей

И звон колокольный, как Божьи уста,

Вновь будет сзывать нас в обитель Христа.

Я верю – из крови, из слез и огня

Мы встанем, былое безумье кляня,

И Русью Святой будет править, как встарь,

Помазанник Божий – исконный наш Царь.

Киев в своей метафизике наполнен священной историей и русскими преданиями. Наши предки называют Киев матерью городов русских. Города-дети теперь стоят в неоглядном евразийском пространстве между трёх океанов, смотрят на свою мать, ждущую помощи.

Киев – это наши святые, уберегающие нас в вихрях налетающего беспамятства, удерживающие Русь в нерасторжимом духовном пространстве.

Олег Мономах

http://www.stoletie.ru/sozidat...

Преподобная мати Елено, моли Бога о нас!

ПРАВИЛА МОЕГО БЛОГА:

Не допускается брань, нецензурная брань, в том числе в завуалированной форме.

Не допускается хула и клевета на православную веру, на Бога и на святых, на Русскую православную церковь.

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Замминистра обороны Иванова подозревают в получении взятки «космической суммы»

Заместитель министра обороны России Тимур Иванов, по некоторым данным, получил «космическую сумму взятки» от строительных компаний за то, чтобы они получали подряды от военного ведомства, пишет Telegr...

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

Обсудить