Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Киммерийцы и скифы.

5 3495

Начало:

"Русско-арийское" ИГО в древнем Междуречье. https://cont.ws/@id275979478/7...

Скифо-арийское нашествие в предгория Загроса из Средней Азии. https://cont.ws/@id275979478/7...

Урарту, Манна, Мидия, Ассирия. https://cont.ws/@id275979478/7...

Освоенная ассирийцами западная окраина будущей Мидии к 700 г. в значительной степени лишилась своего коренного населения и была заселена пленными переселенцами – из Сирии, Палестины, Вавилонии и других стран. Языком взаимного понимания был для них, вероятно,как и в других частях Ассирийской державы, арамейский – язык Сирии и Северной Месопотамии. Впоследствии эта территория называлась Сиромидией.  

На рубеже VIII и VII вв. до н. э. в Передней Азии возник новый политический фактор, в значительной мере изменивший соотношение сил. Это были кочующие племена конников – киммерийцев, треров и скифов, проникавшие из Причерноморья в западную Азию.

В «Одиссее» герои попадают по дороге с мифического острова Эи в столь же мифическую страну северного мрака, «у пределов глубокотекущего Океана»: «Там народ (dēmos) и полис (polis) мужей киммерийских (? – или «зимних»), окутанные мглою и тучами, и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним лучами». Здесь находился, по поэме, вход в царство мертвых.

Нет никаких реальных данных о том, чтобы киммерийцы когда-либо составляли всю основную массу населения Северного Причерноморья. Более поздние авторы называют город Киммерик, или Киммериду (на Тамани и в Крыму), гору Киммерий и т. п. (Strabo , XI, 1, 5; «Перпегесис» анонима (Скимна Хиосского)).     

Не исключена, конечно, возможность, что и на Крымском полуострове имелись, наряду с основной частью местного населения – таврами, – также и киммерийцы. Однако греки во время своей колонизации Крыма их там уже не застали.

Вот основные указания, которые дает Страбон:«. . . во времена Гомера или немного раньше его, как говорят, произошло вторжение киммерийцев до Эолиды и Ионии» (Strabо, III, 2,12).

Эолида – северная, Иония – центральная часть малоазийского побережья Эгейского моря.

Геродот (I, 103; IV, 11 и сл.) знает традицию о том, что киммерийцы ранее жили у так называемого Киммерийского Боспора (Керченского пролива), были оттуда будто бы вытеснены скифами и ушли в Переднюю Азию; однако, сообщая эту легенду, Геродот тут же приводит противоречащую ей, но, как мы увидим, совершенно правильную традицию о том, что скифы шли (якобы «преследуя» киммерийцев) другим путем, нежели последние: киммерийцы двигались по Черноморскому побережью, а скифы – по Каспийскому.


Если не считать сомнительного упоминания киммерийцев в «хеттской» иероглифической надписи из Каркемиша середины VIII в. до н. э., древнейшие сведения о киммерийцах дают нам донесения ассирийских шпионов из Урарту, относящиеся к периоду 722–715 гг. до н. э. Они сообщают о тяжелом поражении, нанесенном Русе I урартскому во время его похода в страну Гамирра, которая, согласно разъяснению агентов, отделена от Урарту областью (nagiu) Гурианиа (урартск. Куриани), локализуемой на северо-западных границах распространения урартского влияния.

Возможно, что в битве с киммерийцами погиб в 705 г, до н. э. ассирийский царь Саргон II. В 679/78 г. до н. э., по данным вавилонской хроники, киммерийцы вторглись в Ассирию, но их «царь» Теушпа был разбит ассирийским царем Асархаддоном, повидимому, в Малой Азии.

Царь Асархад-дон. С ассирийского рельефа. VII в. до н. э.

Но в том же году мы встречаем киммерийцев в качестве наемных войск в Ассирии.

Около 676–674 гг., согласно античным данным, раскрытым с помощью урартских источников, киммерийцы разгромили расположенное в центре Малой Азии государство Фригию (как выясняется, при участии урартов).

Киммерийцы совершали набеги на Малую Азию (Фригию, Пафлагонию, Вифинию, Мисию, Лидию, Эолиду, Ионию) еще во времена Гомера (не позже VIII в. до н. э.). Они приняли, по-видимому, участие в разгроме Фригийского царства, последний царь которого, Мидас, умер около 676–674 гг. до н. э. Они взяли Сарды впервые при Гиге, около 654 г. Тогда же, видимо, был ими взят и Эфес. Сарды – столица западно-малоазийской страны Лидии. «... Лигдамис, руководя своими воинами (имеются в виду киммерийцы.), дошел до Лидии и Ионии и взял Сарды, но погиб в Киликии» (I, 3, 21).

Союз между Русой II, царем Урарту, еще какими-то правителями и киммерийцами продержался некоторое время и позже этих событий и вызывал беспокойство в Ассирии, где опасались нападения «с того места, где они (т. е. урарты и киммерийцы) находятся», на приобретенную в 673 г. в Сасунских горах (в западной части Армянского Тавра) область Шубрию.

Около 660 г. Лидия на западе Малой Азии и Табал на ее юго-востоке прибегают к помощи ассирийцев против киммерийской угрозы; около 654 г. Гуггу (Гиг), царь Лидии, пал в битве с киммерийцами.

Первоначальной базой киммерийцев в Азии являлась, по-видимому, восточная Малая Азия, а затем уже они продвинулись в северо-западные ее части; в течение некоторого времени киммерийцы, по-видимому, вообще господствовали в Малой Азии. Лишь после их падения, произошедшего вскоре после 645 г. до н. э., господство в Малой Азии перешло к Лидии.

У нас нет никакой гарантии, что под названием «киммерийцев» в ассиро-вавилонских текстах не скрываются иной раз треры или скифы, обозначенные именем, более знакомым ассирийцам или вавилонянам, подобно тому как персы всех кочевников называли знакомым им термином «саки», а греки – термином «скифы». Хотя скифы появились в Азии, как полагают, приблизительно одним или двумя поколениями позже киммерийцев, все же тех и других мы можем рассматривать как современников. Следует учитывать то, что киммерийцы, имея в виду конкретное кочевое племя, рано исчезнув и рассосавшись среди азиатских народов, оставили своим внезапным появлением и роковыми последствиями его сильное впечатление в народной памяти; древние грузины называли gmiri богатырей сказочной древности; такое же положение, возможно, было и у некоторых скифских племен, поэтому-то скифы показывали Геродоту курганы «киммерийских царей» на Днепре.

Киммерийцы(?). Рисунок с «понтинской» (этрусской) вазы середины VI в. до н. э.

Киммерийцы (?). Изображение с ионийского саркофага на Клазомен. Середина VI в. до н. э. или несколько ранее.

О киммерийской оккупации Вифинии (между Пафлагонией и Мисией) сообщал Арриан [FGH, II, А, 156, fragm., 60 (37)=Eu s t a t h. Dion. Per., 322; ср. также: fragm. 76 (47)], причем, по его словам, киммерийцы ушли с проникновением сюда с Балкан фрако- фригийских племен финов и вифинов, что в свою очередь, быть может, стоит в связи с нашествием треров.

Очень важным для решения вопроса о том, отличались ли этнически киммерийцы от скифов, был бы вопрос о их языке, так как о языке сако-скифов мы имеем довольно ясное представление. К сожалению, для суждения о языке киммерийцев единственным источником являются три сохранившихся имени:

Теušрâ, Tugdammī (греч. Lugdamis) и Sanda-kšatru (Санда-кшатрий?) (что может, однако, быть прочтено также и Sandakkurru).

Если бы можно было признать вероятной гипотезу, отождествляющую имя Теушпы с именем Теиспа-Чишпиша, предка Кира Персидского (а академик В. В. Струве на этом основании даже вообще считает «киммерийцев» ассирийских источников предками персов), то был бы доказан иранский характер киммерийцев.

Наиболее вероятным кажется объяснение имени Teušpā (в ассирийской передаче) как Tav-āspa от скифского tava- – «мощь» и aspa- – «конь», т. с. «мощноконный».

Элемент -kšatr- настолько специфичен, что определение его может считаться бесспорным: это иранское слово χšаϑrа- – «власть», «участь», «удел», «надел», «область», столь часто встречающийся во всех иранских языках и, в частности, в собственных именах и некогда не встречающийся в других ветвях индоевропейской семьи, а тем более – в неиндоевропейских языках.

Сложнее обстоит дело с первым элементом – Sanda-. Следует учесть, что данный элемент весьма распространен в малоазийских именах. В частности, примерно в той же местности, где ассирийский царь Ашшурбанапал имел дело с Tugdammī и его сыном Sandakšatru, этот же царь имел дело также с киликийским царем Sandašarmē, а отец Ашшурбанапала, Асархаддон, полонил киликийского царя Sandu-arri. В малоазийских именах элемент Sand-, Sanda- вполне ясен: данные имена являются теофорными и включают имя малоазийского бога Сан-дона, который пользовался поклонением в Киликии и других частях Малой Азии как много раньше, так и много позже рассматриваемого времени. Имея в виду, что в древности господствовало воззрение, согласно которому каждый бог покровительствует своей общине и своей местности и что на чужбине необходимо поклоняться и жертвовать местным богам, нет ничего невероятного в том, что киммерийцы, поселившись в Малой Азии, стали поклоняться малоазийским богам. Поэтому имя

Sandakšatru или, лучше, Sandaχšаϑrа можно объяснить как «власть бога Сандона» – имя, полностью параллельное таким именам, как

Arta-χšaça<*Artaχšаϑrа – «власть (божества) Арты (обожествленной Праведности)» (Артаксеркс)

и скифские Aleks-arthos (=*Аliχšаϑr<*Aryaχšаϑrа) – «власть ариев»,

Pharno-ksarthos (=*Farnәχšаϑr<*Farnaχšаϑrа)– «власть славы».

Вскоре вслед за киммерийским вторжением, – как о том говорит и Геродот, ошибочно считающий, однако, что речь идет о прямом преследовании киммерийцев (I, 103; IV, 1–4, 11–13), – в Переднюю Азию вторглись скифы, или, как их называют восточные источники, ашгуза(й), ас-гуза(й) или ишкуза(й).

«Скифы» было общим названием всех указанных племен, которое им давали греки. На памяти греков ни одно из этих племен само себя скифами не называло. Напротив, у вторгшегося в Переднюю Азию племени термин «скиф» (škuδa) должно было быть самоназванием; через это племя имя «скифов» (греч. skuthai) стало впервые известным.

Подлинное звучание термина «сак» – saka-, что имеет мало общего со škuδa-. Звонкие согласные скифского языка и в некоторых других случаях передаются греческими глухими, например, Tаnais – «Дон»–скифск. *Danu-, *Danav-; краткое «а» закономерно в славянском дает «о», откуда старорусск. «Донъ» (Donŭ). «Общее название всех скифов. . . – сколоты; скифами назвали их эллины» (He r ., IV, 6).

Отдельные скифские племена (gеnos) носили, по Геродоту, названия эвхатов, катиаров, трапиев, паралатов; несколько особняком стояли савроматы

Но сколотами называла себя лишь одна группа, «скифских» племен, (в частности, предки осетин себя так не называли); общим самоназванием всех племен этой группы, как и вообще всех индо-иранских племен, было, повидимому, аrуа, на что указывают некоторые косвенные данные, (см.: В. И. Абаев. Осетинский язык и фольклор. Осетинские этнические термины iron, allon, стр. 245). Позднейшей формой этого термина является термин «алан».

Как сообщает Геродот: «Скифы–кочевники и жили сначала в Азии, потом были потеснены во время войны с массагетами и, перейдя реку Аракс, удалились в киммерийскую землю. . .». Под Араксом здесь имеется в виду, повидимому, Волга (Raŋhā- Авесты, скифская *Rahā. позднее греч. Rhā).

Известие это, быть может, подтверждается тем обстоятельством, что в более позднее время в Албании (северном Азербайджане) действительно существовали массагеты, которые могли продвинуться сюда вслед за скифами, в связи с общим передвижением кочевых племен (захватившим и киммерийцев).

Вслед за этим скифы перекочевали, по вполне вероятному сообщению Геродота (I, 103–106), в Закавказье через Дербентский проход, «имея с правой стороны Кавказскую гору». «В этом месте, – говорит Геродот [т. е., очевидно, по миновании Большого Кавказа, иначе говоря, где-то на территории Советского Азербайджана, – И. Д.], – мидяне сразились со скифами, но были разбиты, потеряли господство над Азией, а скифы завладели ею» (I, 104).

Первое упоминание скифов-ашкуза (шкуда) в ассирийских источниках относится к правлению Асархаддона, точнее – к 70-м годам VII в. до. н. э. В это время скифы во главе с Ишпакаем выступили в союзе с Манной против Ассирии. Все восточные источники связывают скифов-шкуда с Манной и отчасти с Мидией, но упоминаний скифов в этих источниках вообще немного.  Последнее упоминание этого царства в восточных источниках относится к первой половине VI в. Именно так датируется создание так называемой «таблицы народов» – списка мнимых потомков Ноя (родоначальников различных народов, известных евреям того времени), включенного позже в так называемый «Жреческий кодекс» (памятник V в. до н. э.), а затем в его составе в «Книгу Бытия». Здесь Ашкуз (Ашкеназ) назван вместе с Рифатом и Тогармой (Малой Арменией) в качестве сыновей Гомера.

Ср. другие аналогичные примеры в той же «таблице народов»; так, сыновья Ханаана Сиро-ФиникииСидон, Хетт, Аморей, Арвадец (Арвад – город в Финикии) и т. д.; сыновья Явана (Греции и островов Средиземного моря) – Элиша (Кипр или Киликия), Киттим (Кипр), Таршиш (Испания?), Доданим (или Роданим – родосцы?) и т. п.

Как мы видим, древнееврейский источник включал «Ашкуз» в понятие «Гомер», т. е. киммерийцев. Для Востока VII–V вв. скифы-«шкуда» были одним из киммерийских племен.

В январе 680 г. ассирийский царь Синаххериб был убит во время богослужения одним из своих сыновей. На территории Северной Месопотамии разыгралась гражданская война, которая закончилась бегством двух сыновей Синаххериба в полунезависимую горную область Шубрию в юго-западной части Армянского нагорья и вступлением к концу того же года на престол третьего брата, сторонника жреческой и тopгoвoй партии, – Асархаддона.Первые годы нового ассирийского царя были заняты главным образом сложными политическими и военными мероприятиями в Вавилонии, но в 679 г., как уже указывалось выше, на ассирийские пределы совершили набег киммерийцы.

Так называемая «Вавилонская хроника В» сообщает: «Во 2-й год. . . [кимм]ерийцы пошли на Ассирию (и были) в Ассирии перебиты». В результате ассирийцам удалось отразить киммерийцев от своих границ.

В том же 679 г. мы встречаем наемные киммерийские войска в Ассирии.

Надписи Асархаддона говорят следующее: ассирийские войска совершили поход на «страну далеких мидян», на краю Соляной пустыни (Дешт-и Кевир) у горы Бикни (Демавенда), в область Патуш’арра (ср.-перс. Падашхвар, др.-перс. *Pātiš(h)uvar-,более позднее Хоарена). При этом были захвачены два «владыки поселения» (bêl âli), один – с иранским именем Šiṭirparna (=*Čiϑralarna – «слава потомства»), второй, Epardu, – может быть, с эламо-каспийским именем, вместе с их людьми и скотом.Положение осложнилось еще более к концу года, тогда к сопротивлению местного населения сбору дани прибавились нападения скифов на ассирийские отряды.

Таким образом, Манна как данник и союзник была в 674 г. для Ассирии потеряна.

Как полагает Камерон, в связи с этим ассирийцам, между прочим, пришлось перестроить свою систему снабжения армии конским поголовьем, что, как мы видели, привело к усилению грабежа в Мидии.Если уже война на рубежах Манны должна была помешать ассирийцам бросить большие силы на завоевание восточной Мидии, то вторжение скифов в нейтральную Мидию поставило под вопрос само ассирийское господство в уже ранее завоеванных провинциях.

Скифы были естественным союзником для мидян, готовившихся к открытому сопротивлению Ассирии, тем более что в союзе со скифами были еще и маннеи. Есть данные о том, что и Элам готов был поддержать повстанцев; таким образом, все народы от Куры до Персидского залива единым фронтом могли выступить против ненавистного ассирийского ига.

Положение складывалось чрезвычайно неблагоприятно для Ассирии, тем более что в ее тылу, в Финикии, назревали серьезные события и еще не была закончена война с Египтом.

Асархаддон был вынужден совершить поход в лесную область Армянского нагорья – Шубрию – специально для поимки многочисленных беглых рабов и земледельцев, сбегавшихся сюда с ассирийской территории. Несомненно, что они бежали и в Мидию, так как здесь они были недоступны ассирийским карателям.

Нового скифского царя Партатуа (Прототия) ассирийский источник называет вполне определенно «царем страны Ишкуза», т. е. Скифского царства в Азербайджане, и не просто скифским вождем, «скифом», как его предшественника Ишпакая.

Партатуа пошел на переговоры, предложенные ему ассирийцами, и попросил руки дочери Асархаддона в качестве цены своей дружбы и союза с Ассирией.

Скифское царство определенно укрепилось политически. В качестве «страны Ишкуза» оно получило признание сильнейшей державы – Ассирии; его глава, Партатуа (Прототий), был признан «царем» (šarru) и, вероятно, получил просимую им в жены дочь царя Ассирии.

По-видимому, ассирийское жречество через оракула одобрило мысль о закреплении союза со скифами дипломатическим браком, потому что с этого момента Скифское царство делается верным союзником Ассирии. Уже сам Партатуа сыграл, по-видимому, значительную роль в ассирийской истории; еще большую роль в ней сыграл его сын Мадий.

Перечисленные данные заставили ряд исследователей полагать, что скифы имели своим центром в Передней Азии еще со времен Асархаддона именно Манну и отсюда совершали набеги на другие страны, вплоть до Египта, как о том сообщает Геродот (I, 105) и, как подтверждают археологические находки, самый «скифский звериный стиль» – маннейско-мидийского происхождения и сложился во время пребывания скифов в Передней Азии.

На северо-западе, в Малой Азии, после разрушения Фригийского царства в середине 70-х годов хозяйничали киммерийцы, поэтому Гуггу (Гиг), царь сильнейшего малоазийского государства Лидии, а также царьки Киликии и Табала (в горах Тавра) сочли нужным около 660 г. прибегнуть к ассирийской помощи. Отбросив киммерийцев от своей территории, Гуггу прекратил сношения с Ассирией и вступил в союз с Псамметихом, отложившимся от ассирийцев египетским фараоном. Однако киммерийцы вновь усилились (возможно, вступив в союз с проникшими через Босфорский пролив фракийскими трерами). Гуггу пал в бою с ними, и его столица Сарды была разграблена (в 654 г. до н. э.). Сын его Ардис был поэтому вынужден вновь просить Ассирию о помощи.

Около 654 г. действительно ассирийцы были втянуты во враждебные отношения с киммерийцами (именно их в данном случае имеют в виду тексты под названием высокого стиля – «умман-манда»). Их тогда возглавлял Тугдамми (Лигдамис греков) и его сын Сандакшатру.

С киммерийцами по-прежнему находились в союзе урарты, и Ашшурбанапал рассматривал их деятельность как антиассирийскую. Однако, как и в случае с Уалли, официальные надписи ничего не сообщают нам о войне ассирийцев с киммерийцами; из античных же источников можно заключить, что вождь киммерийцев Лигдамис погиб в Киликии (юго-восточной Малой Азии), т. е. на границах Ассирии, повидимому, в битве с Мадием, вождем скифов. По крайней мере Мадий около этого времени, по-видимому, появляется в Малой Азии как враг и победитель треров (и киммерийцев).

Действительно, Геродот сообщает (1,103 и 106), что когда сын «Фраорта», Киаксар, продолжал войну с Ассирией и осаждал Ниневию, «пришло большое скифское войско, вел же его царь скифов Мадий, Прототиев сын... В течение двадцати восьми лет владычествовали скифы над Азией и от безудержности и небрежности все у них было опустошено».

Это вторжение скифов в Мидию и установление скифского господства относят обычно к 625 г., потому что Киаксар умер в 585 г., а правил, по словам Геродота, 40 лет.

Мидяне (слева) в битве со скифами (справа). Изображениес цилиндрической печати VI–V вв. дон. э.

Все это указывает на то, что в 50–40-х годах Мадий, сын Партатуи, и его Скифское царство продолжали быть союзниками Ассирии, в то время как Тугдамми и киммерийцы являлись союзниками Урарту.

Еще ранее произведенный, якобы на свой риск и страх, урартским областеначальником Андарией пограничный налет на ассирийские владения в Шубрии потерпел неудачу.

А в 654 г., когда поражение киммерийцев лишило урартского царя важного союзника, вполне естественно, что Руса II поспешил возобновить хорошие отношения с Ассирией, которые существовали у него при отце Ашшурбанапала, прислал в Ассирию послов. Они прибыли как раз к моменту завершения удачного для ассирийцев похода 655/54 г. до н. э. на Элам.

Именно в это время греки Малой Азии познакомились со скифами-шкуда; именно в это время и сложилась, вероятно, легенда о преследовании киммерийцев скифами с самой их родины, появившаяся, как мы знаем, в поэме жившего около этого времени Аристея Проконнесского – поэме, которую, судя по всему, что мы знаем о ней и о самом Аристее, трудно заподозрить в излишней исторической достоверности. С этого именно времени «варвары севера», которых греки в течение VIII и начала VII в., неправильно обобщая понятие, называли «киммерийцами», стали у них, столь же или более неправильно, называться «скифами» – термином, который, как мы уже указывали, на самом деле относился к одному определенному кочевому иранскому племени или группе племен, притом, возможно, не происходившему первоначально из Причерноморья.

Позже, при Ардисе, сыне Гига, т. е., вероятно, около 646–645 г., Сарды, а также Магнесия были взяты ликийцами и трерами, которых Страбон – впрочем, без особой уверенности – отождествляет с теми же киммерийцами.  Несомненно, однако, что «Царство скифов» следует искать в непосредственной близости от Мидии и особенно от Манны. У нас есть данные, что в конце VI – начале V в. до н. э. территория со скифским населением входила в состав сатрапии Мидии: по Геродоту, в этой сатрапии жили мидяне, парикании и ортоко рибантии. Последний термин является переводом др.-перс, tigraχauda – «острошапочные», что обычно является эпитетом одной из групп саков Средней Азии.

«Острошапочные» саки. С рельефа из Персеполя. V в. до н. э.

Скунха, вождь саков (скифов, массагетов?) конца VI в. до н. э. Схематическая прорисовка с рельефа Бехистунской скалы (по фот.)

Ряд изображений европейских скифов (например, на знаменитой Кульобской вазе в Эрмитаже) показывает даже сколотов в высоких остроконечных шапках, ничем не отличающихся от головного убора саков на персепольских рельефах, хотя верно, что ни одно из изображений ни тех, ни других не дает столь высокой шапки, как та, в которой изображен сакский вождь

Есть еще одно указание на то, где нам следует искать Скифское царство. Страбон (XI, 8, 4) сообщает, что «саки завладели в Армении наилучшей землей, которой оставили от своего имени и название Сака-сены». Эта область, Сакасена, упоминается Страбоном еще неоднократно (II, 1, 14; XI, 14, 4; 7, 2); известна она и другим авторам, в частности, армянским (под названием Шакашен) и локализуется  достаточно точно. Она была расположена к югу от среднего течения Куры, приблизительно в районе нынешнего Кировабада (Ганджи), т. е. близко от тех мест, где, по Геродоту, произошла война между скифами и мидянами.По Страбону выходит, что эта область была занята не скифами, а саками, на что, казалась, бы, указывает и самый термин «Сакасена». На этом основании некоторые исследователи, следуя за акад. В.В.Струве, постулируют, кроме нашествия киммерийцев в VIII в. и скифов в VII в. до н. э., еще и нашествие саков на Закавказье в VI в. до н. э.

Акад. В.В.Струве даже хотел видеть в воинах, оказавших ожесточенное сопротивление попыткам Дария I завоевать Армению в 522–521 гг., не природных жителей страны – армян, урартов, хурритов, а пришельцев-саков, которые отстаивали свое временное местопребывание с большей решительностью, чем местное население свою исконную родину.

Остается предположить, что саки пришли в Закавказье тем же путем, что и скифы, именно – через Дербентский проход. Но при этом предположении они вряд ли могли опередить массагетов, которые, по данным С. Т. Еремяна, еще в начале нашей эры жили севернее Апшерона до реки Самур, и очутиться южнее их, около Кировабада.Можно поэтому предположить, что Сакасена (иранск. *Saka-ŝayana- – «обитаемая территория саков») было официальным мидийским наименованием ядра бывшей территории Скифского царства. Нам следует, таким образом, искать эту территорию между Курой в районе севернее Кировабада и маннейской территорией вокруг озера Урмии, южнее Аракса.

Отметим, однако, что наконечники стрел «cкифского» типа изготовлялись в VI в. на месте в Средней Азии в Бактрии, (см.: М. М. Дьяконов. Сложение классового общества в северной Бактрии. Сов. археолог., XIX, 1953, стр. 121) и обнаруживаются на местах осады городов, где исторически скифы не засвидетельствованы, но засвидетель-ствованы мидяне и персы (например, в Вавилоне, см.: R. Коldеwеу. Das wieder erstehende Babylon. Leipzig. 1913, стр. 256–257). Это находится в полном соответствии с указанием Геродота (I, 73) на то, что стрелковое дело у мидян – скифского происхождения.

В числе мест, где найдены «скифские» наконечники стрел, Б. Б. Пиотровский называет Вавилон, Ашшур (Ассирия), Каркемиш, Аль-Мина (Сирия), Алишар, Таре (Малая Азия), Джерар (Палестина), Хайкаберд, Кармир-блур (Урарту), Мингечаур (Азербайджан) и мн. др. He исключена поэтому возможность среднеазиатско-мидийского происхождения этого типа наконечников стрел, которые могли быть восприняты, например, скифами у мидян, а не наоборот. Наиболее широко исследованное могильное поле в Мингечауре находится, однако, на самом краю упомянутой территории. Как и во многих других пунктах западного, центрального и восточного Закавказья, здесь имеется слой, характеризуемый рядом «скифских» материалов – в данном случае захоронениями с вытянутыми костяками, датируемыми VI–V вв. со множеством вещей «скифского» типа (наконечники стрел, зеркала и др.), хотя в целом комплексы отличаются от «скифских» комплексов Северного Причерноморья. Характерны костяки исключительно высокого роста.

О дальнейшей судьбе скифов можно судить по некоторым косвенным данным. Скифское царство продолжало существовать в Азербайджане, судя по данным «Книги Иеремии», еще в 90-х годах VI в. до н.э., и это подтверждается также и Геродотом, согласно которому из-за скифов возникла война между Мидией и Лидией в 590 г. В дальнейшем, однако, Скифское царство, как мы увидим, вошло в состав Мидии как одна из его частей. При этом, как сообщает Геродот, скифы вернулись, откуда пришли (причем в данном случае он представляет их родину не за «Араксом», т. е. за Волгой, а в Причерноморье). Он рассказывает даже (IV, 2–4) явно баснословную историю о том, что жены скифов, заждавшись их в теченио более чем 30-летнего их отсутствия, взяли мужей из числа рабов; дети же этих рабов пытались противодействовать возвращаю-щимся скифам где-то около современного Миуса (IV, 20), но, как потомки рабов, были побеждены, как только воевавшие против них скифы вместо мечей применили кнуты. Все это, разумеется, – чистая басня в рабовладельческом духе, тем более что скифы-шкуда, как представляется вероятным, в Переднюю Азию попали не из Причерноморья. Но после разгрома среднеазиатского скифского царства часть скифов-шкуда, повидимому, действительно ушла в последней четверти VII в. или в начале VI в. до н. э. через Кавказ обратно на север, а затем влилась в состав так называемых скифов Причерноморья; еще и раньше связь Закавказья с Причерноморьем, как показал Б. Б. Пиотровский, была довольно тесной; теперь же мы обнаруживаем в Причерноморье явные и многочисленные следы знакомства скифов с культурой Передней Азии – как материальной, так и духовной. Античные авторы, и в первую очередь Геродот, не оставляют сомнения в том, что у причерноморских скифов сохранялась живая традиция об их пребывании в Передней Азии. Очевидно, какая-то часть причерноморских скифов действительно появилась из Передней Азии; от них, быть может, пошло и имя сколотов, если верно предположение, сделанное нами выше, о том, что это – более поздняя форма термина «шкуда».

Часть скифов-шкуда – «ортокорибантии» конца VI и начала V в. до н. э. – осталась жить в пределах Мидийской державы, в конечном счете смешавшись с остальным населением Северного Азербайджана.

К 20-м годам VII в., когда Мидийское царство освободилось от скифской дани, Ассирийское царство, благополучно вышедшее было из кризиса 50–40-х годов, снова попало в полосу тяжелого внутреннего кризиса. Мидия была втянута в развернувшиеся теперь события, и ей, в союзу с Вавилонией, выпало на долю уничтожить Ассирийскую державу и окончательно сбросить с народов Азии многовековое ассирийское иго.

(Источник: И.М.ДЬЯКОНОВ ИСТОРИЯ МИДИИ ОТ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА IV ВЕКА ДО Н.Э. 1950 г.)

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

ВСУ не смогли уничтожить российский «Солнцепек», оставленный на ночь в поле. Им помешал «Волнорез»

Вооруженным силам Украины (ВСУ) не удалось уничтожить тяжелую огнеметную систему «Солнцепек», которую российские военные оставили на ночь в поле. Она была обор...

Израиль против всех, все против Израиля

Первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский отчитался в телеграм-канале: «Совет Безопасности ООН проголосовал по членству Палестины в ООН: 12 — за; 2 — воздержались (Велико...

Обсудить