Марксизм и реальность. М.Хазин.

2 781

В преддверие годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, теоретически, нужно много и подробно обсуждать ее значение и последствия. К сожалению, сегодняшняя ситуация не дает возможности таких обсуждений в необходимом масштабе: власть практически во всех странах мира принадлежит группам, которые исповедуют альтернативную (и резко враждебную социализму) идеологию. Соответственно, рассматривать события 1917 года в положительном аспекте, фактически, запрещено, а негативные столь активно повторяются в разных вариантах, что уже набили оскомину. 

Поскольку мое личное мнение состоит в том, что Октябрьская революция была явлением невероятно интересным, причем запустившим массу крайне позитивных для человечества процессов, я кое-что на эту тему скажу. Скорее всего, для этого понадобится несколько текстов, и настоящий будет первым.

И начну я с того,

почему Октябрьская революция произошла вопреки концепциям Маркса и какие из этого можно сделать исходя из нашего сегодняшнего опыта и понимания.

По Марксу пролетарская революция должна была случиться после того, как уровень обобществления производства достиг бы некоторого «критического» уровня, причем — по всей системе капитализма.

 Россия 1917 года в этом смысле никак не подходила: и потому, что на 90% была страной индивидуального крестьянского хозяйства, и потому, что ну уж никак не могла заменить весь капиталистический мир. Иными словами, то, что там произошло, никак не тянуло на теорию Маркса.

А теперь попробуем описать эту теорию с точки зрения современного понимания капитализма (в рамках нашей теории).


Масштаб обобществления производства — это развитие уровня разделения труда. Понятно, что в начале ХХ века, когда в мире было 4 системы разделения труда (а вскоре появилась и пятая), была масса возможности для углубления разделения труда через объединение/поглощение альтернативных систем с объединением рынков и повышением производительности труда.

Это и произошло — по итогам II Мировой войны, а затем — распадом мировой системы социализма. Но на тот момент ресурсов развития капиталистической системы было еще достаточно!

Теперь вопрос — а почему в России произошло то, что произошло?

А дело в том, что идея «Красного» глобального проекта (восстановление Библейских ценностей после их отмены в XVI веке в рамках появления капитализма) была крайне популярна, со второй половины XIX века, особенно в ситуации наступления проекта «Западного» (который,ликвидировал вообще все Библейские ценности как класс, в отличие от проекта Капиталистического, который их только частично редуцировал). Но в капиталистическом мире для большей части населения (в рамках развития научно-технического прогресса и углубления разделения труда) еще оставались «лифты вертикальной мобильности». А вот в России, которая сильно отставала с модернизацией, они были жестко ограничены (особенно, после реформ Александра III) и в результате изначальные идеи «Красного» проекта (опирающиеся на справедливость и Библейские ценности), а вовсе не теория Маркса, «легли» на православное и, в общем, феодальное мировоззрение большей части населения.

В результате в России победила не марксовская, а совсем другая модель «Красного» проекта и попытки реализовать марксистские идеи, предпринятые в первые годы после Революции, привели к достаточно плачевным последствиям. И по тем причинам, которые имел в виду Маркс (противодействие капиталистического окружения), и по совершенно другим, которые, кстати, и он, и Энгельс отмечали, а именно, феодальной консервативности населения.

И та конструкция, которую построил Сталин, в конечном итоге, стала компромиссом этих двух направлений (которые жестко конфликтовали, что и стало причиной необходимости ликвидации наиболее крайних представителей этих групп, что и было сделано в 20-е - 30-е годы, причем, в основном, руками друг друга). 

Именно по этой причине Сталин так сокрушался об отсутствии экономической теории, которая бы описывала построение социализма в СССР. Теория Маркса тут не работала: мы отставали по уровню разделения труда и серьезно перегнать Запад не могли: у нас объемы рынков были меньше, особенно, после того, как из социалистической системы вышел Китай. Пока Китай был с нами, кстати, шансы были. Поэтому мы могли догнать Запад по отдельным направлениям, но в целом должны были это компенсировать как-то иначе. 

Сталин, кстати, судя по всему, это понимал, поэтому он все время строил какие-то эксперименты в рамках социалистической системы хозяйствования (один артели чего стоят).

Но после прихода к власти догматика Хрущева ситуация резко ухудшилась — эффект послевоенного расширения рынков закончился, а банальная игра в «догонялки» с Западом могла закончиться плохо. Тем не менее, на ресурсе Сталина страна смогла выиграть в 70-е годы «соревнование двух систем», но тогдашняя, уже «пост-хрущевская», брежневская элита не решилась на форсирование выигрыша.

Это было естественно: поскольку и в 70-е годы уровень обобществления производства не достиг марксовского максимума, внутренних оснований для перехода к социализму в капиталистических странах не было (напомним, что Ленин писал о том, что социализм должен приходить в новые страны не за счет военной силы, за через внутренние пролетарские революции). А значит, СССР должен был контролировать (после распада американской империи) практически половину мира за счет военной силы? Но на это ресурсов не было

Иными словами, повторим еще раз, мы столкнулись с достаточно простой ситуацией:

вся теория Маркса была лишь одним из вариантов построения «Красного» проекта, но в реальности реализовался совсем другой вариант. А его теории не было в период его существования, нет ее и сейчас.

Ну, точнее, мы пытаемся что-то нащупать в этом направлении, но тут еще работать и работать! 

А вот уровень развития капитализма, похоже, достиг пределов близких к тем, которые описывал Маркс. Во всяком случае, все возможности для расширения рынков исчерпаны. Другое дело, что за что последние 100 лет (в том числе, из-за страха перед СССР), капитализм сильно перестроил свои социальные системы, практически ликвидировав пролетариат (без которого модель Маркса тоже не работает).

И есть вопрос: можно ли считать, что разрушающийся в результате последнего кризиса «средний» класс станет аналогом пролетариата в теории Маркса, или же вновь нужно строить новую теорию, альтернативный вариант «Красного» проекта?

У меня пока ответа на этот вопрос нет...

 

https://khazin.ru/articles/1-m...



Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

Замминистра обороны Иванова подозревают в получении взятки «космической суммы»

Заместитель министра обороны России Тимур Иванов, по некоторым данным, получил «космическую сумму взятки» от строительных компаний за то, чтобы они получали подряды от военного ведомства, пишет Telegr...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить
    • pleve
    • 19 октября 2017 г. 13:20
     Хазин, КОБ, стариковцы как близнецы-братья: рассуждают о том, что им неизвестно, оценивают Маркса, Сталина, Ленина, не прочтя ни единого труда этих людей. Хотелось бы от этого теоретика или местного копипастера Aleksandr88 увидеть подтверждения выприведенных домыслов цитатами из МЭЛС.