«Человек, который хотел доброго, но не успел»

12 1118

«Люди обычно именуются умными, по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа – умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни по истине должны именоваться умными людьми».

Я хочу здесь сказать даже не о самом Ленине, а скорее о том, почему его в последнее время все больше забывают. Почему эта яростная, неукротимая фигура, оставившая такой мощный след и в русской, и в мировой истории, вызывает сегодня преимущественно какое-то непонятное равнодушие? Действительно, стоит зайти в книжный магазин и сравнить количество имеющихся в продаже книг о Сталине и о Ленине: о Сталине целые полки, о Ленине в лучшем случае 2-3 книги. Или вспомнить то, что 60-летие со дня смерти Сталина в прошлом году прошло гораздо более заметно. Были и статьи, и телевизионные передачи, и исторические сопоставления на злобу дня, посвященные «верному ученику и продолжателю дела великого Ленина». А вот сталинский учитель все больше отходит в тень. Почему так? А еще лет тридцать назад в нашей стране мало кто сомневался в том, что он был великий гений, и что нам с ним очень повезло.

Ведь это странно, что ленинизм так быстро, в отличие от сталинизма, стал уже неактуален. О нем почти не спорят, не думают, не говорят. Но что такое ленинизм вообще, что значит этот термин?

Как писал в разгар партийных споров о путях дальнейшего развития СССР в 1926 году Сталин в работе «К вопросам ленинизма», «ленинизм есть теория и практика революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности». Исходя из этого точного определения (Сталин знал, о чем тут говорил), можно увидеть, чем Ленин, увы, «для матери истории ценен». Ленин – великий теоретик и практик революции. И всю свою теорию (а ленинизм – это не просто способ действий, но и еще, конечно, теория) он подчинил этой главной задаче – победе социалистической революции. Так и другой марксист, венгерский коммунистический философ Лукач писал: «Актуальность революции – вот коренная идея Ленина».

А теперь скажите, какая еще идея может быть менее актуальна и популярна в почти надорвавшейся за XX век России? Пережив две радикальные революции, 1917 и 1991 года, наша страна в последнюю очередь хочет и в третий раз наступить на те же революционные грабли. Если Сталин в общественном сознании выступает как создатель СССР, который в своей деятельности вынужденно заимствовал что-то и из исторического опыта традиционной России, то Ленин воспринимается преимущественно как чистый революционер. Как ехидно еще в советское время отмечал Фазиль Искандер, как «человек, который хотел доброго, но не успел».

Характерное совпадение: Ленин окончательно заболел к концу 1922 года, как раз когда на Дальнем Востоке окончательно завершилась Гражданская война. Словно так распорядилось Провидение: Ленин сделал свое жестокое дело, Ленин может уйти. Теперь все переходит в руки его учеников, которые, впрочем, тоже будут готовить очень острые блюда. Однако более менее мирной страной Ленин поруководить просто не успел.

Между тем Ленина все-таки помнить надо. Он не был простым человеком, его образ сложен. Великолепный политический писатель, выражения которого давно стали поговорками в русском языке: «Верхи не могут, низы не хотят»; «промедление смерти подобно»; «учиться, учиться и учиться»; «есть такая партия!» и т.д. У него были свои, достаточно определенные представления о личной порядочности, что показывает история с тем, как он заступился за свою жену в ее конфликте со Сталиным. 

Но главное, конечно, не это. Главное – тот урок, который можно извлечь из этой очень значительной и очень трагической страницы в истории нашей Родины. В советское время культ Ленина состоял в постоянном подчеркивании его выдающегося ума. Действительно, к власти в 1917 году пришли философы, научные специалисты по политической борьбе и социальной жизни. А Ленин был главный из них, их безусловный вождь. Учение Маркса всесильно, потому что оно верно, подчеркивал сам Ленин. Это самая главная наука в истории человечества.

Даже облик Ленина использовался для выпячивания его чрезвычайной умственной одаренности, гениальности. Эти проницательные глаза, этот очень высокий лоб не могут не принадлежать самому умному человеку на свете. Вот что, например, писал Маяковский:

Когда над миром вырос

Ленин огромной головой

Он в черепе сотней

Губерний ворочал,

Ленин носил миллиардов до полутора,

Он взвешивал мир в течение ночи,

А утром…

Между тем, этот и вправду выдающийся ум катастрофически ошибся. Даже на личном уровне череп Ленина не выдержал той ноши, которую взвалил на себя – ноши целого мира. Отсюда в последний год его жизни паралич, исчезновение речи, кровоизлияние в мозг от перенапряжения.

Все дело в том, что ненавидевший религию и попов Ленин, как и другие радикальные революционеры, увидел добро и зло не там, где его видела и видит Церковь. Этот революционный ум сделал главную ставку на человеческий разум, на то, что он «высшая форма организованной материи», а кроме материи и материального мира больше вообще ничего нет, не существует. Значит, человек, человеческое общество должно стать хозяином собственной жизни, управлять самим собой и всеми природными силами. И это самомнение ума – и есть главная роковая ошибка, главная глупость, которую он может сделать.

О том, что с христианской точки зрения ум совсем не заключается в образованности и знании, говорил, например, русский консервативный мыслитель и публицист Константин Леонтьев, ставший под конец жизни монахом. Леонтьев еще в те годы, когда маленький Ленин ходил в школу, говорил по поводу современных ему людей, стали ли они счастливее и умнее: «Нет! Они не стали ни лучше, ни умнее, ни счастливее!.. Они стали мельче, ничтожнее, бездарнее; ученее в массе, это правда, но зато и глупее».

Тут дело в совершенно разном понимании того, что есть ум и что есть глупость в христианстве и в революционной идеологии. Последняя видит ум в исчерпывающем познании мира, во многих знаниях, которые может поставить себе на службу самовластный человек, выше которого ничего нет и быть не может.

Иначе ум и глупость понимает христианство. Вот что об этом говорит, например, «Добротолюбие»: «Люди обычно именуются умными, по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа – умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни по истине должны именоваться умными людьми».

Многие отмечали чрезвычайную, поразительную логичность выступлений и речей Ленина. Многих она захватывала и завораживала. Тот же Сталин говорил о «всесильных щупальцах логики» Ленина, которые охватывали человека клещами со всех сторон. Однако некоторые остались и свободны от ее соблазна, поскольку сразу видели или чувствовали ее изначальный изъян: смешение в ней добра и зла. Ленин говорил, что нравственным для коммуниста является лишь то, что служит делу классового освобождения.

Этот незаурядный ум ошибся в своем доверии человеческому разуму, в его способности просчитать, что ему самому выгодно, а что нет, что для него добро, а что нет. Он строил на непрочном фундаменте. В этой радикальной вере в возможность счастливого самоустроения человека на Земле и была заложена бомба, подрыв которой в 1991 году привел к личным трагедиям для многих миллионов людей, разрушению их общей жизни и их общей страны.


ПУЩАЕВ Юрий

Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Русская ракета попала "куда нужно". Варшава спешно отправила в отставку инструктора ВСУ после смерти генерала
  • ATRcons
  • Вчера 20:06
  • В топе

Решение об отстранении было принято на основании данных контрразведки Польши. Кадровые перестановки в "Еврокорпусе"  Пресс-служба Министерства обороны Польши сообщает об уволь...

Обсудить
  • «Люди обычно именуются умными, по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа – умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни по истине должны именоваться умными людьми».    +++
  • Часто можно услышать утверждения, что коммунизм – родной брат христианства, модифицированная на атеистический лад вера в Царство Господа на земле. Мессия коммунизма - пролетариат, он является и побеждает - в  революции и коммунизме.  Коммунизм – это то блаженное состояние общества, где каждый (каждый трудящийся) будет удовлетворен во всех своих потребностях: будет сыт, одет, доволен жизнью. За некоторыми формальными сходствами ясно видна антихристианская суть коммунистических идей. В отличии от христианства коммунизм использует другие средства, другую технологию – не духовную, а экономическую, революционную. Он хочет исправить и спасти человека через экономику, ибо человек для марксизма определяется внешними классовыми отношениями, его характер и личность определяются типом производства. Если общество плохое и строй капиталистический – то и человек безнравственный или несчастный, а если общество хорошее и строй социалистический – то и человек хороший и счастливый. Измени экономику – и человек изменится. От человека и его воли ничего не зависит. Это же унижение человеческого достоинства и отрицание человеческой свободы – утверждать, что он злой, безнравственный только потому,что таким его сделал экономический строй и дурное общество – будто отдельный индивидуум – безвольная скотина, куда его тащат – туда и идет. Если «железной рукой» загнать его в коммунизм – он будет счастлив.  Коммунистическое учение видит своей задачей оптимизацию фабричного производства, призванного удовлетворить потребности всего населения, и прежде всего трудящихся. Производство и производственные отношения – вот что стоит в центре внимания коммунизма. Коммунизм хочет осчастливить человека через гармонию в обществе. Христианство – враг коммунизма главным образом потому, чтооно – враг гедонизма, враг всяких учений, признающих наслаждение (телесное,интеллектуальное) высшей ценностью. Ну а если удовлетворение своих потребностейи получение наслаждений – не высшая ценность и даже противоречит высшимценностям – то не высшая ценность и коммунистическая утопия («каждому попотребностям»), и тогда подобная цель вовсе не оправдывает средств, требующихсядля ее достижения. Христианство – злейший враг революционных масс, рвущихся ксчастью, к коммунизму. Основной мотив коммунизма, если рассматривать их спозиций христианства – отгородить человека от Бога, устроить его на земле безБога. Коммунизм отгораживает человека от Бога материалистической иатеистической мифологией, погружением его в классовую борьбу. А христианствоослабляет классовую борьбу, как, впрочем, и всякую борьбу, цель которой –удовлетворение своих потребностей.
  • +++
  • Согласен с автором статьи. Безбожие и материализм ограничивают развитие ума человека, мышление его ограничено научными догмами. Вера в Бога снимает все ограничения. Поскольку человек создан "по образу и подобию Божию", мышление его в познании Мира абсолютно свободно. Ленин уверовал в марксистские догмы, вот и натворил бед. Он пригодился лишь при разрушении старого. Новое пришлось делать Сталину, во многом отойдя от марксистско-ленинских догм к вековым традициям России: религия, школа, семья, воинские традиции, вернул Пушкина, " сброшенного с корабля современности" и многое другое. Сказалось его духовное образование.
  • Есть много людей, которые утверждают, что воровство можно искоренить отрубанием рук и голов. Ленин (по моему ощущению) развил эту мысль до утверждения, что общество социальной справедливости можно построить отрубанием людей.