Генуэзская Школа Фехтования. С чего начать изучение?

3 2561
Используйте месенджер телеграмм чтобы быть первым в курсе боевого фехтования https://t.me/destrezaachinech

Приветствую! В прошлой статье я рассматривал вкратце каждую школу Европейского фехтования и в конце обещал подробно рассмотреть Генуэзскую школу фехтования, ее отличительные особенности и уникальные виды оружия. Напомню, что Генуэзская школа фехтования зародилась в Генуе – морском государстве, ныне существующем на территории современной Италии. Помимо характерных этой традиции видов оружия предполагалось использование и других видов холодного оружия, захваченных у противника в бою. Отличительные особенности: логические модели, свойственные морскому происхождению и повседневной работе моряка на корабле (для одновременной тренировки бойцов).

Если вы думаете, что школа Генуэзского фехтования - далекое прошлое или удел любителей - реконструкторов исторических эпох, то это далеко не так! С чего начнем изучение? - с истории. Сегодня я хочу представить вам исследование (в моем сокращении), которое я порядком изучил. Оно проходило в этом году одним из международных НИИ. В рамках исследования была проведена встреча с профессурой, изучены виды оружия, характерные для этой школы, а также средневековые труды о генуэзском фехтовании. Исследователи отмечают, что информации сохранилось настолько мало, что найти её было сложно. 

Сначала было изучено характерное для этой школы фехтования оружие. Генуэзский абордажный меч применялся в ходе абордажных схваток и характеризовался массивным, широким и прочным лезвием, а эфес (гарда) был спроектирован таким образом, чтобы кисть руки почти полностью была защищена в сражении (фото1). 

Фото 1. Генуэзский абордажный меч

Генуэзский нож выполнен в своеобразном стиле с особой формой клинка, очень похожей на кинжал или стилет, поэтому он является запрещённым оружием (фото 2). Ввиду этого для исследования была приобретена штучная каталожная книга, где описаны все генуэзские ножи.

Фото 2. Генуэзский нож

Генуэзцы также использовали морской нож. Характерной чертой такого ножа является то, что он раскладывается в два этапа. С одной его стороны находится шило, а с другой – нож. Так выглядит боцманский нож. Данная разновидность ножа также являлась элементом фехтования.

Другим элементом генуэзского фехтования была трость, такая же, как палермитанская. При этом в генуэзской трости не был спрятан нож, и она использовалась как венецианский бастон (трость с железным набалдашником на конце). Ещё одним элементом фехтования в Генуе был морской крюк. На сегодняшний день техника работы с тростью и с крюком в генуэзском стиле реставрирована Гранд Маэстро Олегом Мальцевым.

Кроме перечисленных видов оружия, генуэзцы использовали длинное клинковое оружие в виде шпаги. Известно, что они её позаимствовали у венецианцев, но использовали на берегу, а не в морских боях.

Говоря о Генуе, можно назвать ее агрессивной морской державой, которая часто была задействована в военных боях на Сицилии и даже периодически воевала с Венецией, что немало отразилось на технике фехтования.

Уникальность генуэзской техники состоит в том, что она построена на двигательных моделях работы моряка. Всего существует восемь логических моделей. Использование термина «логическая модель» подразумевает под собой механизм владения ножом. Перечислим: штурвал корабля (технические элементы построены на вращении рулевым «колеса»); работа рулём корабля; «тянуть канаты» (где есть тянущие канаты и отдающие канаты); «вязать узлы»; комплексная модель «ремонт корабля» ввиду того, что, ремонтируя корабль, люди совершают несколько движений: «пилят доски», «забивают гвозди», будто молотком, «зашивают паруса», «связывают что-то», то есть соединяют какие-то сломавшиеся части. При этом используется нож. (Демонстрацию всех восьми логических моделей генуэзского боя НИИ представил в группе «Генуэзский стиль работы клинком» на Facebook, можно ознакомиться).

Генуэзцы предпочитали сражаться не так, как это свойственно итальянцам,– прямым хватом, – но обратным (норманнским) хватом ножа. Это касалось как использования длинного генуэзского ножа, так и короткого ножа. Одну и ту же логическую модель они использовали и для работы длинным ножом, и коротким ножом, и шпагой, и абордажным мечом. Именно поэтому генуэзский стиль не похож ни на какой другой итальянский стиль. Эти же модели использовались генуэзцами и для работы с тростью. Таким образом, можно сказать, что одни и те же модели позволяют работать с разными видами оружия. При этом генуэзцы брали нож прямым хватом только в 20% случаев, в остальных случаях они сражались, держа нож обратным (норманнским) хватом, перекладывая его из одной руки в другую.

Генуэзцы использовали разные виды ударов: и режущие, и колющие, и пробивающие удары клинком. Генуэзцы прекрасно владели парным оружием, используя, к примеру, такие конфигурации:

1) в левой руке – абордажный меч, в правой руке – нож;

2) в правой руке – абордажный меч, в левой руке – длинный генуэзский нож;

3) в правой руке – короткий нож, взятый норманнским хватом, и в левой – крюк.

Откуда появился крюк? Как правило, такой инструмент нужен был грузчикам, разгружавшим корабль, переносившим вещи. При использовании его вращали по кругу. Техника работы последней конфигурацией с крюком могла быть такой: сначала наносили удар ножом, затем вонзали крюк, чтобы человек не сбежал, и дальше продолжали наносить ему удары ножом, потом человека снимали с крюка и он падал. Абордажный бой был основным видом боя Генуи. 

Более детально вооружение Генуи можно изучить в двух томах книги автора- генуэзца Андреа Бути «Генуэзский нож. История клинка запрещённого оружия «каруджи» (“Ilcoltellogenovese. STORIE DI LAME, DI ARMI PROHIBITE E DI “CARUGGI” di Andrea Buti). 

Фактически история показывает, что какими бы «великими» ни были современные школы фехтования, сильнее венецианской и генуэзской школ нет ничего. Именно венецианское фехтование использовалось в Венеции во времена, когда она была великой морской державой. И в трактате Франческо Альфиери «Искусство превосходного владения мечом», автор которого подводит итоги об итальянском фехтовании, во введении Мастер обращает внимание на то, что «нужно использовать только ту технику, которая прошла войну и дуэли». Говоря об «успешных войнах», в которых люди неоднократно побеждали во многих сражениях, можно обсуждать только опыт двух держав – Венеции и Генуи. Более истории не известна ни одна держава, которая одерживала бы победы с таким размахом. У этих двух держав также была возможность выяснить, какая из них сильнее (венецианская или генуэзская). Венецианская школа оказалась сильнее. Потому, когда говорится, что генуэзская система является самой сильной, имеется ввиду, что она является самой сильной сегодня, поскольку венецианская система в Италии исчезла. 

Данная статья направлена только на констатацию исторических фактов. Исходя из классической истории, самыми сильными школами фехтования являются испанские школы, расположенные в Палермо и Неаполе, и Северные школы (генуэзская и венецианская).  Генуэзская и палермитанская школа существуют по сей день.

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Русская ракета попала "куда нужно". Варшава спешно отправила в отставку инструктора ВСУ после смерти генерала
  • ATRcons
  • Вчера 20:06
  • В топе

Решение об отстранении было принято на основании данных контрразведки Польши. Кадровые перестановки в "Еврокорпусе"  Пресс-служба Министерства обороны Польши сообщает об уволь...

Обсудить
  • Норманнский хват - удивил, пришлось обратиться к спец-сайтам. Так оказалось - это финский хват, правда, сомневаюсь, что левой - удобно, потому что требует сильных и надежных перехватов для поворота или реза... По-моему, без правой - не обойтись, а левая... Ну, для финта, обманки или обращения внимания, с подготовленным хорошим ударом справа... Как-то так.