Про простого человека и его культуру

0 759

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

Продолжу тему, начатую статьёй про субъектность обывателя в культуре; в некотором роде будет перекличка со старой статьёй про уважение к простому человеку. Местами будет ещё более обидно, чем в прошлые разы, хотя я и не со зла - но что делать, если годы идут, а ситуация всё хуже и хуже. И крокодил не ловится, и кокос не растёт, а самое главное - человек становится всё меньше Человеком и всё больше овощем, и с этим надо что-то делать.

Про место простого человечка в экономике

Сперва надо будет сделать очередное отступление. Наверняка подавляющее большинство читателей не читает ссылки, приводимые в статьях - люди привыкли к статьям в жанре "пишу любые буквы, хавайте", хотя технологию мультимедиа и ссылочный аппарат придумали не вчера. Поэтому не обойтись без повторов и самоцитат - значительную часть из вступления к статье повторял многократно, в том числе совсем недавно; но без постоянных отсылок и напоминаний люди и не поймут, почему речь за культуру ведётся в таком ключе, без театров и томиков Мандельштама.

Не знаю, у кого как, а у меня постоянно нарастает ощущение, что весь наш мир, всё Человечество постепенно утопает в грязи, если не сказать хуже. И дело тут не во всёпропальстве или полимерах; визуально всё почти так же, как и вчера - дороги чуть хуже, цены чуть выше, и вроде как и всегда. Если посмотреть агитки навроде "Время-вперёд", так и вовсе создаётся впечатление, что наш паровоз вперёд летит. Однако напомню, что в 1988-м году полетел "Буран", а единственный авианосец РФ "Кузя" введён в эксплуатацию в 1991-м - и что случилось в том же году? Как писал в недавней статье про мировоззрение, подход имени "догоним и перегоним" и подмена целей и смыслов тоннами чугуния или финансовой прибылью заводит в тупик, ибо любые движения без смысла по определению являются бессмыслицей, а тут мы имеем дело с подменой цели средствами.

В последнее время наблюдаю какое-то загадочное уныние и разочарование в западенской культуре и морали - не только у "ватников", но и вполне у либералов. Это заметно даже по такой детали, как обзоры фильмов - ещё недавно ютуберы презрительно морщили носик при виде "расейского кино", а теперь они недоумённо обнаруживают, что и "оттуда" течёт то же самое. Да, "там" всё ещё чуть получше, чем "тут", но "наши" потихоньку учатся снимать "голливудщину", а "тамошние" "почему-то" разучились снимать кино со смыслом, и заменяют содержание каким-то калейдоскопом в клиповой манере. Не припомню ни одного действительно положительного отзыва на кино за весь последний год - если что-то и нравится, то не благодаря, а вопреки. (с) Это как бы мелочь, но как фрагментик цельной картины вполне показательная.

Как постоянно говорю, культура - это не скрипки и не Мариинский театр (хотя они также являются частью культуры), это - повседневность, это наши с вами ценности, цели и способы общения. И экономические отношения - это тоже часть культуры, экономическая культура. Если экономика задаёт нам направление развитие всего общества (а она задаёт, не так ли?), то при наличии в ней ложных целей движение общества заходит в тупик, а культура всего общества (содержащая экономическую культуру в самом своём базисе) перерождается в какое-то людоедство. Если мы считаем, что права Личности понад усе, то нечего удивляться, когда подобные "личности" публично испражнаются нам на головы через культурные артефакты типа "Матильда", "Время первых", "Шталинграды" и прочая. Ведь культурная парадигма квази-либерализма постулирует, что Личность > Общество, что вроде как ахинея, ведь 1 не может быть больше, чем 1+1+... Просто постулируется одно, а реализуется другое - Личность' > Общество, где Личность' = личность*её_бабло. У кого денег много, тот и Личность, а у кого мало, тот помножается на ноль и значения для Общества не имеет. И если думаете, что это какая-то шутка, то огорчу я вас до невозможности.

Мы сами смиряемся с ситуацией, когда простой человечек является для Общества быдлом в буквальном смысле этого слова; как писал в статье про субъектность, что обыватель лишён субъектности, то есть по сути воли; недаром так популярна фраза бывшего министра образования про грамотного потребителя; простой человечек экономической системой современности сводится к шлангу между ртом и задом - не так важно, как ты работаешь, как то, как ты потребляешь. Хоть воруй, только деньги плати; общество у нас даже не столько общество потребления, сколько общество продаж. Простой человечек сведён буквально к состоянию скота, местами значительно хуже, чем его лапотный предок времён феодализма - в плане чугуния у него дело обстоит лучше, чем у предка, но предок-то, в отличие от него, был субъектом, а не объектом культуры; экономически он был закабалён, но культурно свободен, и жил фактически собственным умом.

В ходе революционных преобразований простой человечек получил социальные лифты, и возможность стать субъектом - как экономически, так и культурно; для не-любителей революций, коих сейчас развелось пруд пруди, напоминаю, что в сословном обществе до-революционного образца у простого человечка не было шанса подняться в верхние круги бытия, кроме каких-либо заоблачных свершений - сын крестьянина становился крестьянином, сын кузнеца - кузнецом, и это было совершенно официально оформлено через систему сословий. Но возможность не равно доступность - каждый гражданин РФ имеет возможность стать президентом РФ, и много ли среди нас президентов?.. :))

О месте простого человека в культуре

Простой человечек в современном мире - точно такое же ничто, что и в феодальном прошлом, только с возможностью подняться из грязи, зато без собственной культуры. Вся культура современности выстроена на элитарном подходе - есть творцы и есть зрители, и если ты не имеешь диплома, денег или связей, то нечего и пасть разевать. Именно поэтому культура сейчас и ассоциируется с Большим театром и стихами Пушкина (в лучшем случае), что простой человек == дно, а имеет смысл только творец и его деяния. Мы настолько привыкли к объектности современной культуры, что давно не задумываемся о собственном месте в мире - зачем, если так везде. То-то и оно, что это - общепринятная норма, это и есть культура современности, постулирующая, что простой человек - ничто.

Культура современности не может заявлять это напрямую, поэтому она прикрывается обманкой либерализма, дескать, все вы молодцы, но вот без денег вы немного дно. Социальные лифты, работающие с каждым годом всё хуже, являются единственным спасением с этого дна - действительно, можно жить относительно неплохо, и даже являться субъектом той же культуры, потреблять как не в себя и творить как оглашенный, но при обязательном условии быть не как все. Если ты как все, простой человечек, то сиди и слушай; такая вот реализация мема "а чего добился ты?". В этих условиях широчайшим массам населения, подавляющему большинству Человечества, попросту не на что рассчитывать, кроме как на собственную энергию отталкивания от дна. И большинство Человечества в таких культурных установках попросту обречено пребывать на дне.

Будучи недавно на фестивале в Екб, в ходе обсуждений вопросов всё той же субъектности обывателя в культуре, неожиданно для себя обнаружил, что эта проблема расчеловечивания простого человека вполне понятна и известна спецам от культур; что, впрочем, и немудрено - работа у них такая, думать о культуре день и ночь. И, несмотря на это понимание, никаких движений не планируется - зачем, и так всё устраивает. Как уже стократно говорил, спецы занимаются наукой, а наука подразумевает объективный метод, и для неё объектность изучаемого вполне естественна. Так что проблема не в клятых буржуинах, а в целом в системе современной культуры, в её объектности - она принимает обывателя за быдло просто по определению, и с этим согласны все, и верхушка и низы.

Про необходимость народной культуры

Когда речь заходит за народную культуру, то у современника в голове возникают образы дамочек в кокошниках и медведей с балалайками; но нетрудно догадаться, к чему я клоню. Современная культура буквально загоняет обывателя в состояние "никто не даст нам избавленья, ни царь, ни Бог и ни герой". Если мы хотим перестать быть скотом - не каждый конкретно, а все вместе, всем Обществом - то буквально необходимо восстанавливать народную культуру - не на уровне частушек под баян, а как культуру простого человека; культуру народа, а не культуру для народа. Для народа и так у нас снимается, поётся и кривляется без удержу такая прорва "творцов", что я уже начинаю переживать, хватит ли на всех курортов Магаданской губернии.

Культура "либерализЪма", постулирующая примат Личности над Обществом, автоматически подразумевает, что большинство "личностей" при этом являются нулём без палочки - только в таких условиях эта конструкция может хоть сколько-нибудь устойчиво работать. И пока мы привычно ждём каких-то божественных спасений и прихода лжепророков, время уходит, и остаётся всё меньше людей, кто помнит значение народной культуры и вообще культуры, когда Человек ещё звучал гордо.

На творцов надёжи нет ни на грош - ни в современной культурке, ни в традиционном фольклоре; эти люди, как правило, уже нашли себя в системе "культуры", и теперь в лучшем случае шевелят труп народной культуры, а в худшем занимаются в буквальном смысле анти-культурой, разлагая остатки человеческих ценностей; это относится к пресловутому "телеящику" практически от и до. В самих основах культуры современности содержится императив "простой человек == дно", и "сверху" это не исправить никоим образом - стоит человеку хоть немного оттолкнуться ото дна, и всё, он уже не как все и практически Ылита, и все свои силы он тратит на то, чтобы не свалиться обратно на дно. Можно ли в таких условиях надеяться, что хоть кто-то будет радеть за простого человечка?.. Не за его уровень потребления, тонны чугуния и рост продаж, а за само состояние Человека, который должен звучать гордо?..

Без осознания самих себя субъектами и Личностями мы так никогда и не почувствуем людьми, ведь все мы - дно. Тогда как в народной культуре без кавычек нет никакого дна, мы все равны, все мы Человеки. Как этого достичь - вопрос архи-сложный; сама экономическая система этому прямо противоречит, зверя и скотиня обывателя. И попытки спасения другими методами неизбежно будут приводить всё к тому же "отталкиванию ото дна" - ты-то спасёшься, а вот кто-то другой утонет. И в итоге рано или поздно утонут все; что, собстно, современная "экономика" изо всех сил и показывает вот уже 9-й год без передыху.

Как часто говорю, Общество = сумма личностей + система связей между ними, сиречь личности + их культура. Современность через объективизацию обывателя постоянно снижает уровень личностей; обыватели и так давно для Общества - чисто статистическая величина, но без двусторонних связей с "дном" и "творцы" и прочие хозяева жизни деградируют на глазах (см. хотя бы современное кино), и Общество постоянно проседает. Айфоны всё быстрее, Человечеству всё хуже - нет ли тут зрады со стороны Скайнета?.. Я уже ничего не исключаю.

Нужно менять весь культурный базис, основные ценностные установки Общества, ворочать субъектность простому человеку и снова переходить к росту Человечества - не количественному, а качественному; любое количество помножается на ноль игнорированием интересов, быдло же. Возможно ли это без революционных преобразований - имхо вряд ли. Но и жить как скот тоже не вариант.

Может ли в этом помочь старая добрая "народная культура" в виде этнографии - вполне, если её рассматривать как базис, первооснову мировоззрения. Да, в её современном понимании это давно остывший труп, с которым можно поиграть, как с чучелком, но если её каким-то образом перевести из области исторических ролевых игр в повседневный быт каждого человечка, то вполне себе готова основа для восстановления субъектности обывателя - ведь каждый сам себе инструмент и творец. И речь тут не за песенки и танцы (хотя и они тоже нужны и важны), а за место Человека в мире. Тварь ли ты дрожащая, или Человек Разумный? Пора выбирать.

Народная культура идёт изнутри Человека, а не насаждается сверху; именно поэтому я не лезу на броневик и не предлагаю бежать туда или сюда. Мой путь - образование и воспитание, через попытки достучаться до сознания обывателя через слой покрывающего его теле-навоза. Не заставлять людей повторять свои мысли - чем мы в таком случае лучше Михалковых со сВОНИдзе - а включить их собственное сознание.

Думаю организовать дискуссионный клуб, чтобы рубиться на этом фронте уже не в одиночку. Боюсь, всё опять сведётся к говорильне, но если ничего не делать, то так и будем лежать, где лежим. Без выхода на прямые контакты между людьми мы так и будем пребывать в парадигме современности, где прав тот, кто громче всех визжит.


"Падение такого мамонта в пропасть официального иноагентства, со всеми последствиями, - шаг заметный"

Переформатирование элит идет сверху донизу, обратно и во все стороны.  Если это правда - что Аллу Пугачёву признают иноагентом, то падет один из самых значимых "бастионов" отечестве...

Невоенный анализ-57. Десять поляков вышли погулять. 27 марта 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Опять обманули
  • pretty
  • Вчера 14:46
  • В топе

МАЛЕК  ДУДАКОВУкраина давно мечтала заполучить что-то от замороженных активов России. Сначала ей обещали сами активы - затем только набежавшую по ним прибыль. Но и это теперь отменяется. Бельгия,...