РУССКИЙ ЦИКЛ: РУССКАЯ СИЛА

6 1466

Продолжаем «Русский цикл» интервью. Сегодня - беседа о том, что такое русская сила и чем традиционные силовые игры отличаются от англосаксонского спорта с культурологом, автором теории этноспорта Алексеем Кыласовым.

- Что такое русская сила? На Ваш взгляд, она ассоциируется больше с физическими способностями, или же с характером?

- Это образное выражение, которое сегодня имеет разные интерпретации. В разные временные периоды в него вкладываются разные смыслы. В годы войны – одно прочтение, в мирное время – другое.

И если мы говорим о русской силе сейчас, то мы, скорее, апеллируем к справедливости, к этической стороне вопроса. Сам порядок применения силы у русских достаточно четко регламентирован в рамках обычного права, которое регулирует отношения в повседневности, поэтому в данном контексте сложно отличить правила русского рукопашного боя от обычных императивов этоса. Например, «лежачего не бьют», запрет удара ниже пояса.

В этом смысле контрпродуктивно рассуждать, что первично, а что – вторично. Общаясь со многими людьми, которые действительно увлечены этой темой (в том числе, ребята «правого» толка), я замечаю, что в вопросе «русской силы» они, в первую очередь, рассуждают не столько о силе, сколько о возможности установления или восстановления справедливости. В этом и есть русская сила – в справедливости.

Русский кулачный бой. 

- Интересное наблюдение: люди, которые активно выступают за ЗОЖ, которые интересуются русскими традиционными играми, часто при этом православные верующие, или, по крайней мере, горячо поддерживают наши традиции.

- Интерес к русской духовности у них, безусловно, есть, но это редко переходит в практическую плоскость, потому что чаще всего они просто не знают чем именно им заняться - на это, в первую очередь, влияет общая размытость дискурса, породившая уродство спортизации традиционных видов физической активности, названное национальными видами спорта, которые представляют собой, с одной стороны, недоспорт, ибо спорт универсален и не может иметь национальных черт, с другой стороны, они уже не несут в себе сакральной составляющей обрядов мужской инициации традиционных игр, проводившихся в рамках народных праздников солнечно-лунного календаря.

Стрельба из лука

Кроме того, если мы говорим о спорте, то это англосаксонская культурная модель организации состязательности, в которой оценивается промежуточный результат – там набирают очки и выигрывают по их сумме. В традиционных играх принято оценивать не промежуточные результаты, а то, что происходит в финале: выигрывает тот, кто уложил соперника на лопатки, кто первый прибежал, кто выше прыгнул. При этом существует фольклорная простота правил. Там нет многочисленных ухищрений, которые мы наблюдаем в спорте с оценкой промежуточного результата.

И в классификации ЮНЕСКО существует четкое разграничение: есть спорт, а есть традиционные игры. Это и отдельные, и комплексные состязания (когда в рамках одного праздника проводятся разные игры – к примеру, играют в русскую лапту, бьют друг друга мешками, борьба, кулачные бои, скачки и пр.). Как подобный комплекс, так и каждая из отдельных игр – к примеру, шалыга или кила, которую сейчас называют «русмяч», тоже называется традиционной игрой.

Таким образом, хотя и остается размытость дискурса, уже присутствует четкое разделение в состязательной культуре современности на англосаксонское и традиционное.

Гравюра Х.Г. Гейслера. «Игра в мяч». Конец XVIII века

- Есть позиция, согласно которой подход к теории этноспорта, подчеркивающий культурное многообразие, идентичность и традиции, может выступать как альтернатива доминирующей англосаксонской линии. Может ли Россия дать миру эту альтернативу, донести ее?

- Россия уже дала ее. Хотя бы по факту того, что я автор теории этноспорта и возглавляю Всемирное общество этноспорта, будучи русским по культуре, по убеждениям, по паспорту. В октябре состоялось заседание Европейской ассоциации традиционных игр под эгидой Еврокомиссии, на котором мы обсудили вместе с европейскими коллегами проблемы традиционных игр и на европейском континенте, и в странах, ассоциированных с ЕС (включая Украину, Молдавию, Грузию). Так что вклад России не только теоретический, он получил мировое развитие. Что же касается теории, то я продолжил дело Аллена Гуттмана, Хеннинга Айхберга, Пьера Парлеба и других, и оказалось, что преуспел чуть больше – может, в силу того, что занялся этим уже после них, используя их научные результаты. В этом контексте меня особо радует, что сейчас в переводе Гуттмана на русский язык Владимир Нишуков уже использовал мои дефиниции. Вообще, свои успехи я в меньшей степени отношу на свой счет, в большей – к предшественникам – людям, которые сохранили наши живые русские традиции в Атмановом углу, в Осташкове, в Мещёре и других местах нашей страны, а также исследователям Борису Горбунову, Анатолию Тедорадзе, Игорю Морозову из института этнологии, Виктору Колчеву и другим.

То, что молодежь к тянется к этноспорту – я считаю, что это естественный процесс. А вот то, что сегодня сделали со спортом, это просто безобразие. Со спортом сегодня ассоциируется не победа, а допинг и коррупция. Этноспорт – это прививка, которая позволит выжить всей системе мирового спорта, изъеденной политикой и капиталом.

Кроме того, этноспорт позволит сохранить традиционные игры, способствующие ментальному здоровью, которое понимается в мировом дискурсе несколько шире, чем в России. В этом контексте, безусловно, необходимо сохранять традиционную культуру в ее, пожалуй, самой яркой части – интерактивной, то есть, в играх, которые проводятся в рамках гуляний. Гуляния – это не просто еда и пьяные вечеринки, а именно игры, которые знакомы нам с детства. Именно в детстве мы впитываем правила игр, причем как правила самой жизни. К примеру, для ребенка самое страшное, если другой ему скажет – «я с тобой не играю». Так вот, надо уметь друг с другом играть, это и позволит сохранить ментальное здоровье нации.

Источник.

"Падение такого мамонта в пропасть официального иноагентства, со всеми последствиями, - шаг заметный"

Переформатирование элит идет сверху донизу, обратно и во все стороны.  Если это правда - что Аллу Пугачёву признают иноагентом, то падет один из самых значимых "бастионов" отечестве...

Невоенный анализ-57. Десять поляков вышли погулять. 27 марта 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Опять обманули
  • pretty
  • Вчера 14:46
  • В топе

МАЛЕК  ДУДАКОВУкраина давно мечтала заполучить что-то от замороженных активов России. Сначала ей обещали сами активы - затем только набежавшую по ним прибыль. Но и это теперь отменяется. Бельгия,...

Обсудить
  • Безусловно, что самым важным памятником древней славянской письменности является “Велесова книга”, благодаря которой мы можем узнать подлинную историю Рода славян. Также доказательством истинности «Велесовой книги» является та мировоззренческая концепция о Прави, Яви и Нави, которую не могли придумать люди современной цивилизации, это мировоззрение другой цивилизации, которая основана на других идеалах и ценностях.Доказательством подлинности "Велесовой книги" является также то, что она была написана совершенно другим алфавитом, который был уже утерян. Кому, интересно, было нужно придумать фактически новый алфавит, который никто не понимает, и на нём писать фальшивку? Это полный абсурд.Как нам стать сильными, счастливыми и процветающими никто не даст совета лучше пращуров. Давайте прислушаемся и выполним их завет, который изложен в «Велесовой книге» (перевод А. Асова, изд-во "Менеджер", Москва, 1992 г.):«Напрасно забываем мы доблесть прошедших времён и идём неведомо куда. И так мы смотрим назад и говорим, будто бы мы стыдимся познать обе стороны Прави и Нави, и свой путь ведать и понимать.Вспомним о том, как сражались с врагами отцы наши, которые ныне с неба синего смотрят на нас и хорошо улыбаются нам. И так мы не одни, а с отцами нашими...Создавались роды те в Семиречье, где мы обитали за морем в крае зеленом, когда были скотоводами. И было это в древности до исхода нашего к Карпатской горе. И было это за тысячу триста лет до Германареха (время правл. 351 – 375 гг н.э. – авт.). В те времена была борьба великая за берега моря Готского, и там праотцы наши возводили курганы из белых камней, под коим погребали мы бояр и вождей своих, павших в сече...А когда гунны затеяли великую войну за образование своей великой земли, мы ушли вон оттуда на Русь...Принеся в жертву белых коней, ушли мы из Семиречья с гор Арийских из Загорья и шли век. И так как пришли в Двуречье, мы разбили там всех своей конницей, и пошли в землю Сирии. И там остановились, а после шли горами великими, и снегами, и льдами, и притекли в степи и были там со своими стадами. И там скифами перво-наперво были наречены наши пращуры. Праотцы их охраняли от Нави, ибо в великой борьбе они силу дают отражать врагов божьих...А греки хотят нас окрестить, чтобы мы забыли богов наших и так обратились к ним, чтобы стричь с нас дань, подобно пастырям, стекающимся в Скифию...Боги русские не берут жертв людских, ни животных, только плоды, овощи, цветы и зёрна, молоко и мёд, и никогда живую птицу, рыб. И это варяги и эллины дают богам жертву иную и страшную - человеческую...Так всякий, который слушает греков, скажет про нас, что мы - людоеды. Но это - ложная речь, поскольку это воистину не так! Мы имели иные обычаи. Тот же, кто хочет победить другого, говорит о нём злое, и тот - глупец, кто не борется с этим, потому что и другие это начнут говорить...Эллины же сии - враги русколанам и враги богам нашим. В Греции ведь не богов почитают, а людей высеченных из камня, подобных мужам. А наши боги - суть образы...И не раз собиралось вече. И то, что было постановлено, то провозглашалось и принималось за истину. А что не было принято, не должно было быть. Избирали мы князя от собрания и до собрания, и так мы жили и им помогали, и братья – вожди трудились для братьев.Они говорили, что установили у нас письменность, чтобы мы приняли ее и утратили свою. Но вспомните о том Кирилле, который хотел учить детей наших и должен был прятаться в домах наших, чтобы мы не знали, что он учит наши письмена и то, как приносить жертвы богам нашим...И так провозглашали мы славу богам, которые суть – отцы наши, а мы – сыны их. И будем достойны их чистотой телес и душ наших, которые никогда не умрут. И не умирают они в час смерти наших тел. И падшему в поле Перуница давала выпить воду живую. И выпивший её отправлялся к Сварге на белом коне. И там Перунько его встречал и вёл в благие свои чертоги. И там он будет пребывать в это время, и достанет себе новое тело, и так станет жить, радуясь и творя молитвы за нас ныне, и присно, и от века до века…Да святиться имя Индры! Он – бог наших мечей. Бог, знающий Веды…Смотри, Русь, как велик ум божеский, единый с нами! И ему творите славу, и провозглашайте её с богами воедино… Бренная есть наша жизнь, и мы сами – также...Есть также заблуждающиеся, которые пересчитывают богов, тем разделяя Сваргу. Они будут отвергнуты Родом, так как не вняли богам. Разве Вышень, Сварог и иные – суть множество? Ведь Бог - и един, и множествен. И пусть никто не разделяет того множества, и не говорит, что мы имеем многих богов…Сотекайтесь и идите, братья наши, племя с племенем, род с родом, и сражайтесь – как это и надлежит нам – за себя на землях наших. И никогда не должно быть по-иному! Сила божеская будет на вас, и вы окончательно победите врагов ваших, которые хотят ваших земель.Так говорим мы, что имеем прекрасный венец нашей веры и не должны мы принимать чужую.Это мы не забудет никогда, ибо мы – сыны отцов наших и имеем любовь к их памяти.Будьте сынами своих богов, и сила их пребудет на вас до конца! Всегда побеждают из-за иной веры…».Спасибо нашим старцам–праотцам за то, что они сумели донести до нас историю нашего Рода. Потрясает то, что тысячу лет мы жили во лжи, презирая своих пращуров – «злых язычников» и восхваляя князей - варягов. Тысячу лет мы раболепствуем перед чужими богами – небесными и земными. И действительно, из вольных и сильных, сами решающих свою судьбу на вече, превратились в рабов, полностью зависящих от воли чужих богов.
  • :exclamation:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup: Я с вами играю :smiley_cat: :clap: :clap:
  • +