ПОГОВОРИМ О ТЕАТРЕ!

1 4235

    Сегодня, 27 марта, - день театра. Поговорим о театре!

    Станиславскому приписывают крылатую фразу, что театр начинается с вешалки.  Это не так. Думаю, что театр был задолго до того, как в театре появились эти вешалки! Театр был всегда! Библия театра начинается словами: «Вначале был театр и театр был у Бога!» Он рождается всякий раз в нашем воображении. Начинается где-то в далёком детстве, с ожидания чуда, с попадания в сказку засыпающим малышом, с желания увидеть или подглядеть то, на что не можешь решиться в юности, с того что многовариантность бытия не даёт ненасытной и вечно юной душе в постоянно убыстряющемся ритме реки-жизни в зрелом возрасте. В детстве, сев на палочку и размахивая веткой, мы воображаем себя всадниками с флагом в руке! Накинув на плечи стянутую тайком у бабушки наволочку, мы уже в мушкетёрском плаще! В юности слова, сказанные героем со сцены, подвигают нас к поступку, рассеивают туман жизни. В зрелом возрасте высшим оценочным критерием становятся наши слёзы. Есть мнение, что жизнь – это и есть театр, а мы в нём актёры. Не все «не артисты» согласны с этим утверждением, равно как не всем артистам близка идея «проживания» на сцене.

     Заглянем немного в этот сложный мир.

     В России традиционно театр любим народом. Это и скоморохи времён Михаила Тишайшего и цирк советского периода, первые оперы Глинки и Чайковского и рок-оперы на музыку Рыбникова, спектакли Волкова, МХАТ Станиславского, театр Товстоногова, драматургия Чехова, Вампилова, Горького, антрепризы последних лет. Далеко в прошлом столетии остались сражения между биомеханикой Мейерхольда и психотехникой Станиславского в драме, противостояния лемешисток и козлисток в опере. А театр и ныне  - там! В нём постоянно всё бурлит, конфликтует, интригует, развивается, замирает… В самые сложные периоды жизни страны конкурс в артистические ВУЗЫ неизменно высок. Наши оперные артисты с успехом поют во всех больших и малых театрах мира: Европы, обеих Америк, Азии и даже в Африке и Австралии. У всех на слуху имена Анны Нетребко или Дмитрия Хворостовского.

     Но не всё так празднично  и радостно  в этом мире.

     За основу у актёров принимается тотальная открытость. Если актёр демонстрирует лирические таланты или склонность к самоуглублению, это относят к поэтическому дару или философии, одновременно отказывая в даре актёрском. Эти люди фильтруются в начальной стадии артистической карьеры, как немного дефектные, хотя официально внешняя разностаночность поощряется. Например, в драме увеличивается роль музыки, в музыкальном театре певцы уже не могут стоять столбами и исполнять свои партии не играя, в мюзикле ценятся артисты, владеющие элементами акробатики. Парадокс пустоты как основания присутствует в любом деле, которым занят человек. Технарю или математику нужны другие склонности и умения нежели лирику или балерине. Там балабола обзовут артистом и заставят замолчать.  В своей основе этот посыл верен, но не для театра, не для кино, не для сферы культуры в целом. Дело в том, что тотальная открытость, за которой подразумевают пустоту, годную к заполнению, в основном пустотой и является! Чтобы состояться в будущем, кандидат в артисты должен уже из себя что-то представлять, быть потенциально перспективным в стартовой позиции, а не просто иметь внешность или формы. Позже, проходя сито отборов, артисты решают проблему заполнения внутреннего содержания на свой страх и риск, каждый по-своему. Но это не всегда приводит к достижению нужного образа, убедительности персонажа, так как если бы в основе артиста была личная изначальная внутренняя позиция поэта или философа, выработанная им самим, а не подсказанная наставником в институте или режиссёром уже в театре. Например, если кандидат в артисты музыкален от природы,  то это лучше и продуктивней в его будущей карьере, чем если его просто потом натаскали. Система попадания в театральные ВУЗы, а затем и в театры, вступает в противоречие с конечной целью артистического маршрута. Здесь случаются сотни драм, скрытых от публики.

    «Личности в актёре должно быть больше, чем его актёрского мастерства», считает признанный мастер отечественного кинематографа режиссёр Александр Сокуров. Конечно, ведь что должен включать в себя этот вид деятельности?

Природные данные, природную склонность к лицедейству

Сумму данных, вмещаемую в понятие личность. Кругозор.

Социальную позицию артиста.

Уровень мастерства, за которым мастерство не бросается в глаза, т.е. профессиональные навыки. («Внимание, вера в предлагаемые обстоятельства, воображение» по Станиславскому)

   Существуют разные театры и жанры в нём: драма, комедия, буфф, кукольный, оперный, эстрадный, балет, мюзик-холл, цирк, кабаре, уличный, одного актёра, театр света, театр теней, детский, рок-опера, шоу, мюзикл, оперетта, синтетический. Внутри каждого жанра существуют по нескольку направлений, отражающих страну жизнеспособного варианта и указывающих на ярких личностей, повлиявших на его рождение.

    Артисты, которые вошли в историю, те, кого мы любим, являлись личностями большого масштаба, великими тружениками, мастерами своего дела. Например, артист МХАТа Михаил Чехов, вместе с Гоголем проходил «Ревизора» и повлиял на некоторые характеристики его героев. Героини Любови Орловой персонифицировали в глазах миллионов образ лучшего будущего Страны Советов.

    В современном мире, особенно на «диком западе», некоторые политики используют театр, шоу в целях своего продвижения и достижения популярности. В России известны и пользуются вниманием публики, пожалуй, только «театр одного актёра» – лидера ЛДПР, Владимира Жириновского. С некоторой натяжкой можно назвать режиссёрскими работами и действия «движения рыжих» по дестабилизации внутреннего пространства страны.

    С днём театра!

 

 

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Шчо вы к нам прысталы?!

- Какие мы вам братьтя, хто вам это сказал?! Мы сами по себе! А вы лизеты й лизэтэ. Вы понимаете, шо мы не хотымо з вамы жыты?! Мы хотим отдильно, без вас, сами по себе!- Понимаем. И по...

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Сегодня 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...