Большинство из нас, взрослых, ещё не понимает того, что происходит с подростками. А ведь на карту, на самом деле, поставлена судьба человечества.
Когда спектакль закончился и все долго стояли и аплодировали, не отпуская актёров, я быстро побежала к той девушке. Я должна была поговорить с ней. Потом я много раз возвращалась к этому моменту и думала, что надо было отвести её в сторонку и попытаться достучаться. А тогда я налетела на неё... Нет, я не кричала, я просто очень быстро говорила: «Понимаете, вы мешали не только мне. Вы мешали своим телефоном очень многим людям. Они невольно отвлекались и смотрели в вашу сторону, где светил телефон и освещал ваше лицо. Яркое световое пятно… А представляете, как вы мешали актёрам? Вы весь спектакль сидели над телефоном. Читали и писали комменты в ФБ или в ВКонтакте? Так писали бы дома. Зачем вы пришли сюда? Зачем?»
Хорошо, что девушка хоть не хамила в ответ. Более–менее культурная попалась. По серьёзным спектаклям ходит.
А спектакль — в самом деле очень серьёзный. Многоуровневый. Философский. С сумасшедшинкой. Нельзя отрываться ни на секунду. Гипотетическая встреча Достоевского и Толстого, которая никак не могла произойти в реальности, а здесь, волею драматурга Николая Носова, произошла. И зритель вначале в недоумении: то ли была эта встреча, то ли не была? В горних высях — уже точно произошла, и они поговорили… Может просто актёры играют что–то за стеклом и зритель их не может услышать, их задача — просто развлекать веселящуюся публику. А у них тут, внутри, на сцене, такое действо начинается, какое и пересказать трудно. Да и нужно ли пересказывать? Всё равно каждый зритель прочтёт по–своему.
Чаепитие в Ясной поляне, переходящее в пьяные посиделки, потом пьяные разборки, потом танцы, дуэль — ну какой спектакль без танцев, дуэли и объяснений в любви? А любовь ведь на наших глазах зарождается. Представляете, таинство, движения душ навстречу друг другу… Хотя люди на сцену вначале пришли только, чтоб заработать гонорар. Люди как люди. И можно было вообще не разговаривать осмысленно, а просто произносить скороговорки: «Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У бычка бела губа была тупа» — никто ж не слышит, все за стеклом. А тут вдруг такие разговоры пошли о смысле. И при колеблющемся неровном и тусклом свете свечи, вырывающем из темноты лицо — вдруг звучат монологи, отрывки из романов Толстого и Достоевского.
Сон Раскольникова о забитой пьяными мужиками лошадёнке — и сон этот рассказывает то ли бомж, живущий и работающий мусорщиком на кладбище, то ли бывший научный сотрудник, потерявший работу, то ли сочинитель, пишущий роман «Записки садовника», то ли сам Достоевский — и у зрителя голова начинает идти кругом от всех этих невероятных предположений.
Точно так же голова начинает кружиться, когда отрывок из « Войны и мира» — о Смерти, пришедшей за князем Андреем, рассказывает то ли актёр захудалого театра, который жить не может без сцены и театра и перебивается пошлыми заработками на корпоративах, играя за стеклом, то ли это сам великий и ужасный Лев Николаевич…
Спектакль требует невероятного напряжения от актёров и точно такого же напряжения, стремления не пропустить ни одного слова, ни одного движения души от зрителей (Боже мой, как я люблю эту беспрестанную импровизацию и искренность актеров Театра на чайной). И вот поэтому я уже раз двадцать — да, не смейтесь — смотрела его, и мне до сих пор интересно — это как входить в реку, вода же всё время движется и меняется, а ещё — привела туда, в театр и на этот спектакль огромное количество друзей. Делиться радостью — это же так замечательно!
Потому меня так и рассердила эта девушка, которая просидела весь спектакль, уткнувшись в смартфон. Зачем она приходила? Что она услышала в перерывах между написанием комментов?
Возникает беспощадный вопрос: какие они, эти сегодняшние 20-летние и старше, проводящие свою жизнь, уткнувшись в телефон. Так ли это безобидно?
Вспомнилось, как моя подружка, грустно вздохнув, сказала, что с внучкой почти не разговаривают — та всё время сидит в телефоне. «Такое впечатление, — добавила она, — что ей абсолютно неинтересно всё, что в реальной жизни происходит. И мы ей неинтересны и не нужны совсем…»
Психологи же пишут, что это вовсе не безобидно и несёт определённые серьёзные угрозы. Возможно, всему человечеству.
Этой проблеме была посвящена статья–исследование в американском интернет- издании The Atlantik. Выросло Iпоколение (АйПоколение), чья социальная жизнь в основном проходит в Интернете. Они живут, почти не выходя из комнаты. Они очень редко выходят из дома, предпочитая общение в сети живому общению, проживая свою жизнь на смартфонах. Их уже не очень интересует секс и романтические отношения, их не интересуют поиски работы и зарабатывание денег самостоятельно — они уже не хотят финансовой независимости от родителей, им даже права, чтоб водить машину уже не нужны. Они очень одиноки, и поэтому самоубийства среди них сегодня не редкость. А ведь всего три поколения назад американские подростки, да и наши, были совсем другие…
Скорее всего, большинство из нас, взрослых, ещё не понимает того, что происходит с ними. А ведь на карту, на самом деле, поставлена судьба человечества. Каким оно будет и будет ли оно существовать. И прочтут ли нынешние школьники «Преступление и наказание» и «Войну и мир» хотя бы в электронном виде, и смогут ли сопереживать героям.
Или у них за ненадобностью уже атрофировались в мозгах те нейронные связи, благодаря которым формируются сопереживание, сочувствие, любовь, ответственность? И остался только экран смартфона и буковки на нём, складывающиеся в примитивные и ничего не значащие вопросы и ответы. И множество фотографий. Бесконечность селфи. Попытка хоть как–то запечатлеть себя в убегающем пространстве и времени, не задумываясь над вопросами «Кто я?», «Зачем?», «Для чего?»
Автор: Наталья Симисинова
Пы. Сы. Очень непедагогично, но мне так хотелось чем–то кинуть в этот светящийся в темноте зрительного зала смартфон!..
Оценили 18 человек
25 кармы