Варлам Шаламов – писатель неудобный, с трагической судьбой и неуживчивым характером.

6 1629

 Он прошел страшные «таёжные командировки»: 

юношей, за участие в подпольной троцкистской группе был осуждён на три года лагерей, отбывал наказание на Северном Урале. 

В 1937 году получил новый срок и был отправлен на Колыму... 

В 1943-м – снова суд и очередное заключение.

 Лишь в начале 50-х он становится вольнонаёмным, а хрущевская «оттепель» позволяет ему вернуться в Москву, откуда и начался его путь заключённого.

Ханами, царями и вождями
Ни один поэт не побеждён.   (Валентин Сорокин)

Но родился Шаламов в Вологде, самом её сердце, в доме за Софийским собором (отец писателя был священником). 

«Есть три Вологды: историческая, краевая и ссыльная. Моя Вологда – четвертая, – объяснял читателю Шаламов. – «Четвертую Вологду» я пишу в шестьдесят четыре года от роду… Я пытаюсь в этой книге соединить три времени: прошлое, настоящее и будущее – во имя четвертого времени – искусства».

Строго говоря, духовно для Шаламова Вологда – город чужой, он принимает его скрепя сердце. В этом смысле писатель – прямой наследник отца, которого в мемуарах он неоднократно упрекает за позитивизм. Священник Тихон Шаламов относил себя к «просвещенному духовенству» и повергал богобоязненных местных жителей в шок тем, что в доме у него вместо иконы Христа висела освященная репродукция картины Рубенса. Эта «оригинальность» впоследствии развилась в целую концепцию – после 1917 года о. Тихон стал одним из идеологов обновленческого раскола в Вологде.

Сын же его утратил веру в Бога ещё в пред-гимназические годы. Традиционная, историческая Вологда, с древними храмами, старинным укладом чужда маленькому Варламу; отец был в оппозиции к властям, потому и «краевая» ипостась города не вызывала уважения, вся «культура» шла в семью от ссыльных, с которыми много общался о. Тихон. 

Шаламов пишет: «Третья Вологда обращена духовно, а зачастую и физически, материально – к Западу, к обеим столицам – Петербургу и Москве – и тому, что стоит за этими столицами, Европе, Миру с большой буквы»

Эта ипостась города явно милей Шаламову, чем первые две. Она фактически определила его интерес к политике, а значит, и последующую судьбу. Но третьей Вологды недостаточно, потому и потребовалось выдумывать собственную, «четвёртую» – как места, где ребенком Варлам начал писать стихи. Вологду он в них, кстати, не воспел – с детства честность была его главным кредо.

Советские диссиденты (Шаламов ядовито называл их «прогрессивным человечеством») пытались в 70-е годы использовать его творчество для своих целей – разрушения государства. 

Они получили жесткую отповедь – неудобный Шаламов не хотел участвовать ни в какой «кампанейщине». (Известен и конфликт писателя с Солженицыным – суть художественной правды они понимали по-разному.) 

Разумеется, «прогрессивное человечество» в 1917 году хотело «как лучше», ну, а что вышло – развал страны, отпадение территорий, Гражданская война – за это они не отвечают. На те же грабли и с тем же результатом наступили прогрессисты в 1991-м. И опять: ограбление миллионов, войны на окраинах СССР, распад страны…

Ныне пластинка заводится в третий раз за последние сто лет. Провинциальные либералы отличаются от своих столичных коллег простодушием: играя с огнём, они не предполагают его последствий. Александр Кубасов, много поработавший в архивах ФСБ, высказал весьма здравую мысль: если бы о. Тихон знал о грядущей судьбе сына, вряд ли с таким рвением он бросился бы в церковный раскол; именно идеология возгонки нетерпимости предшествовала раскрутке репрессивной машины в 30-е годы.

К сожалению, эта тема – трагедии русского духа, наглядно воплощенная и в старшем Шаламове, и в его сыне Варламе, не получила должного внимания. А жаль! Кто, почему и с какими мотивами разрушал «царский режим», в котором так комфортно и вольготно жилось ссыльным в Вологде – они даже за границу могли выезжать?! 

Была ли вина отца в судьбе сына? Почему обновленцы, ратовавшие за справедливость, закрывали глаза на то, когда священников, не разделявших их убеждения, репрессировали во внесудебном порядке? В чём суть политических взглядов Варлама Шаламова? Как связаны троцкизм и позитивизм?

Говоря о трагической судьбе Шаламова, не лишне напомнить, что Владимир Зазубрин, Павел Васильев, Борис Корнилов, Николай Клюев, Сергей Клычков, Пётр Орешин – целая россыпь первоклассных русских талантов! – были расстреляны в роковые годы, хотя в политической деятельности, в отличие от Шаламова, они не участвовали.

А вот что писал о неволе ещё один гулаговец, Борис Ручьёв: 

«Как горько нам -
Под стражею в этапах 
По родине пройти в июльский день, 
Почувствовать лугов медовый запах, 
Увидеть крыши отчих деревень». 

Огромная трагедия миллионов!.. Надо ли её превращать в «материал» для идеологической деятельности нового поколения «прогрессивной общественности»?! Вряд ли.

Варлам Шаламов был честным писателем: 

в этом сила его слова и секрет притягательности его личности. Честность – это бесстрашие и мужество. 

Не смотря на большое количество ссылок и освобождения с них, Поэт был крайне негативно настроен относительно заключений. В его стихах можно увидеть, что поэт считал подобные места пагубными не только для заключенных там людей, но даже и для начальников и надзирателей.

В целом стихи Варлама Шаламова представляют большую ценность не только для литературоведов и рядовых читателей, но также и историков, которые занимаются изучением той эпохи.

Ныне в России «мягкое время», совершенно не сравнимое с шаламовским. Но честность по-прежнему в дефиците, она нужней, чем всякая «политическая борьба», с честности, может быть, начинается всякое искусство вообще.


В часы ночные, ледяные

В часы ночные, ледяные,
Осатанев от маеты,
Я брошу в небо позывные
Семидесятой широты.

Пускай геолог бородатый,
Оттаяв циркуль на костре,
Скрестит мои координаты
На заколдованной горе.

Где, как Тангейзер у Венеры,
Плененный снежной наготой,
Я двадцать лет живу в пещере,
Горя единственной мечтой,

Что, вырываясь на свободу
И сдвинув плечи, как Самсон,
Обрушу каменные своды
На многолетний этот сон.

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...

Обсудить
  • :thumbsup: :smile:
  • ++++Шаламов - глыба, полный противовес Солженицыну.
  • Ему надо Сталина целовать сзади, ниже пояса, что отсиделся вдали от войны, от фронта. Антисоветский антинародный гад, в своих рассказах всё время жалуется, что в лагере жрать хотелось. А в это время фронтовикам в окопах и есть хотелось, и согреться, и жить хотелось, но они шли и шли в атаки и разведки, держали оборону насмерть. Мой тесть дважды был в плену и дважды бежал. Да, СМЕРШ проверил, но не тронул. Он долго потом после войны каждый раз плакал, когда смотрел фильмы про войну. Мой отец летал на бомбардировщике, каждый раз рискуя жизнью. А этот гад отсиделся. А теперь за то, что обсирал моего тестя и моего отца и моих дедов и дядьёв, и матерей, которые страдали на оккупированной территории, обсирал всех нас - теперь он герой, мученик, страдалец. А на самом деле - говнюк и падаль.