Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет

13 8434

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет Лига историков, русский мастер, Вершинин, 19 век, длиннопост

Более 200 лет назад стекольных дел мастер крепостной Александр Вершинин создавал уникальные двухслойные стаканы, между стенками которых располагались целые картины, точнее, маленькие макеты пейзажей, сделанные из камешков, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги. . Понять секрет их изготовления и воспроизвести подобные изделия до сих пор никому не удалось.

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет Лига историков, русский мастер, Вершинин, 19 век, длиннопост

Никольский стекольный завод в Пензенской области был основан в 1764 году помещиком Бахметьевым по указу Екатерины II –"делать хрустальную и стеклянную посуду самым добротным мастерам…". Из европейских стран сюда стали завозить образцы изделий, на которых следовало учиться местным бахметьевским мастерам. 

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет Лига историков, русский мастер, Вершинин, 19 век, длиннопост

И они, очень быстро освоив все премудрости стекольного дела, смогли не только повторить европейские образцы, но и привнесли в производство стеклянных изделий свою неповторимую манеру.

Для украшения своих изделий мастера использовали матовую гравировку, обработку алмазной гранью, роспись золотом, серебром, красками. Применяли и древнюю технику декорирования – филигрань (венецианскую нить).

Изделия Бахметьевского завода

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет Лига историков, русский мастер, Вершинин, 19 век, длиннопост

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет Лига историков, русский мастер, Вершинин, 19 век, длиннопост

Шар с цветочной клумбой внутри, 1830 г. Техника «миллефиори» – миллион цветов. Разновидность древней техники, когда узор выполняется с помощью тонких стеклянных дротов, заплавленных в толщу стекла

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет Лига историков, русский мастер, Вершинин, 19 век, длиннопост

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет Лига историков, русский мастер, Вершинин, 19 век, длиннопост

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет Лига историков, русский мастер, Вершинин, 19 век, длиннопост

 

Стекольный виртуоз А.Вершинин

В стенах завода выросло много талантливых стекольщиков, но самым незаурядным из них был Александр Вершинин. Многие работы этого мастера уникальны. Но он проявил себя не только, как виртуозный стекольщик, но также и как химик, и как художник.

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет Лига историков, русский мастер, Вершинин, 19 век, длиннопост

«Мастер Александр Вершинин». Худ.А.С. Шуршилов (1917-1971). Портрет является вымышленным, поскольку фотографий Вершинина не сохранилось

Вершинин изготавливал сервизы по заказу царской семьи, бокалы, декорированные на тему войны 1812 года, рюмки и графины с великокняжескими гербами...

За один из сервизов, изготовленный Вершининым для царского стола, на 70 персон, государь-император "пожаловать соизволил мастеру Вершинину золотые часы, изъявив свое удовольствие, что в России отделка хрусталя доведена до такого совершенства”.

 

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет Лига историков, русский мастер, Вершинин, 19 век, длиннопост

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет Лига историков, русский мастер, Вершинин, 19 век, длиннопост

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет Лига историков, русский мастер, Вершинин, 19 век, длиннопост

Знаменитые стаканы Вершинина

Сколько этих шедевров сохранилось до наших дней – точно не известно. Часть из них находятся в личных коллекциях и лишь изредка «всплывают» на аукционах, несколько штук хранятся в музеях.

Один из таких стаканов экспонировался в Никольском музее, являясь его гордостью.

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет Лига историков, русский мастер, Вершинин, 19 век, длиннопост

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет Лига историков, русский мастер, Вершинин, 19 век, длиннопост

На стенках этого стакана изображен целый пейзаж – в парке усадьбы Бахметьевых кавалеры прогуливаются с дамами, неподалеку играют дети, в пруду плавают утки и гуси, на ветвях деревьев сидят птицы, полная идиллия… Вроде бы ничего особенного, но удивительным является то, что вся эта композиция не нарисована, а сделана из соломы, тоненьких веточек, мха, бумаги и находится внутри стекла. Как такое можно было сделать и не сжечь макет, когда стаканы изготавливают при очень высокой температуре?

К сожалению, полюбоваться на этот стакан больше нельзя. В августе 1996 года этот шедевр был украден из музея и до сих пор не найден.

Еще несколько подобных стаканов с разными сюжетами, изображенными на них, хранятся в других музейных собраниях.

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет Лига историков, русский мастер, Вершинин, 19 век, длиннопост

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет Лига историков, русский мастер, Вершинин, 19 век, длиннопост

Оказались «вершининские стаканы» и в США.

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет Лига историков, русский мастер, Вершинин, 19 век, длиннопост

Корнингский музей стекла, штат Нью-Йорк

Долгое время технология изготовления этих стаканов оставалась полнейшей загадкой, но впоследствии, при исследовании одного подобного стакана, имеющего небольшой скол по краю, обнаружили, что у него двойные стенки, и композиция размещена не в стекле, а между стенками.

И, тем не менее, остается ряд загадок, оставляющих специалистов в восхищении и недоумении: Как мастер прикреплял свои макеты к стеклу – стаканы совершенно прозрачные, и следов клея на них не видно. Каким образом умудрялся вставлять один стакан в другой, чтобы картинка не съехала – зазора между стаканами практически нет. И, наконец, как запаивал стенки стаканов сверху, оставив при этом в целости всю композицию.

В последние годы чисто теоретически предложены варианты, как можно было это сделать. В качестве клея можно использовать лед. Сначала картинка наносится на мокрую поверхность, которую потом замораживают. В дальнейшем, когда стаканы будут вставлены друг в друга, лед растапливают. Для того чтобы вставить один стакан в другой, наружный стакан нагревают, а внутренний охлаждают. Зазор между ними увеличивается, и стаканы осторожно вставляют один в другой, используя в качестве направляющих, допустим, соломинки.

А для сварки краев стекла можно обмазать их фосфором и поджечь наподобие фейерверка. Выделится большое количество тепла, которое будет достаточным для местной сварки. А возможно, что края не заварены, а просто заполнены специальной мастикой. Но даже если это так, все равно это весьма кропотливая и трудоемкая работа, которая под силу лишь настоящему виртуозу. Но пока никто не пробовал это повторить.

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет Лига историков, русский мастер, Вершинин, 19 век, длиннопост

источник

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

Обсудить
  • :clap: Очень интересная техника. И очень жаль, что утрачена. 
  • стекло от неравномерного нагрева лопается!
  • "Никольский стекольный завод в Пензенской области был основан в 1764 году." В декабре 1917 в кардиологии встретился с жителем Никольска: ВСЁ, завод приказал долго жить.
  • Один из видов зоновского творчества тоже использует похожую технику создания розочек в монолите из оргстекла.