Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Изготовление каменных орудий в наши дни. Зачем?

46 2274

Есть такой раздел в археологии - экспериментальная археология. И занимается она изследованием древних технологий.

Из беседы Александра Соколова с научным сотрудником Отдела палеолита ИИМК РАН, кандидатом исторических наук Александром Очередным (полный текст здесь):

А. Соколов. Хотел поговорить про экспериментальную археологию с вами, как с человеком, который этим занимается. На слуху термин flintknapping, можно найти видео на YouTube, где какие-то люди занимаются изготовлением ножей из разных материалов, чуть ли не из бутылочного стекла. Откуда это пошло, зачем и как реконструируются такие техники? Никто ведь не видел, как древние люди это делали.

А. Очередной. Это большой вопрос. Начнём с того, что экспериментальная археология — это уже особая специальность внутри археологии, и я не могу сказать, что занимаюсь этим постоянно. Я бы разбил вопрос на несколько частей. Откуда это пошло? На самом деле, как экспериментальная составляющая археологической науки, всё это зародилось не так давно. Безусловно, первые примеры относятся к XIX веку, к моделированию технологий изготовления каменных топоров эпохи бронзы. Примерно в 60-е годы XX века исследователи, археологи-палеолитчики, уже стали этим заниматься систематически. Многие стали этому обучаться специально, осознали необходимость умения обращаться с камнем. Что значит «обращаться»? Мы говорим только о способах изготовления каменных орудий путём удара и отжима, то есть то, что предполагает контролируемое расщепление.

На самом деле, свидетельства того, что археологи проявляли интерес к моделированию древних технологий, в частности технологий палеолита, относятся чуть ли не к началу XX века, может даже раньше. Существует известная записка Василия Алексеевича Городцова, выдающегося исследователя эпохи бронзы, теоретика, энциклопедиста, который, в частности, занимался исследованием палеолитических памятников. Городцов писал о том, что, обучаясь самостоятельно, научился довольно быстро изготавливать каменные орудия, аналогично тому как их делали в древности. И весьма в этом преуспел за краткое время. Между прочим, классификация особого вида орудий позднего палеолита — резцов, предложенная им, стройная именно потому, что она основана во многом на знании технологий изготовления этих орудий.

Основной всплеск изучения возможностей экспериментального моделирования древних технологий расщепления камня приходится на США. Это Дон Крэбтри (Don Crabtree), великий экспериментатор, создавший, уже в послевоенные годы, школу в США, которая, по-моему, процветает до сих пор. Нельзя не упомянуть и французскую школу. Во Франции палеолитчики активно занимались экспериментальным моделированием, по крайней мере, начиная с времён Франсуа Борда (François Bordes). Сам Борд — это икона не только зарубежного, но и отечественного палеолитоведения. Андре Леруа-Гуран (André Leroi-Gourhan) и Франсуа Борд на многие десятилетия предопределили развитие науки о палеолите. Борд был прекрасным экспериментатором, он много времени посвящал расщеплению камня, прекрасно колол, пытался реконструировать технологии, в частности, расщепления камня после его предварительного нагрева. Безусловно, в ряду французских экспериментаторов, начавших активно работать уже после Борда, нужно упомянуть и Жака Тиксье (Jacques Tixier), и Жака Пелегрена (Jacques Pelegrin), и Уго Плиссона (Hugues Plisson). Каждый из них внёс вклад в методологию экспериментального моделирования палеотехнологий обработки камня.

В России многие стали заниматься экспериментальным моделированием палеотехнологий расщепления камня в последние 10—15 лет. Однако всё началось ещё в 1960-е годы со школы Сергея Аристарховича Семёнова, который является основоположником трасологического метода изучения функций каменных орудий (изучение функций орудий по следам, оставшимся на них), и во многом связано с именем его ученика, Вячеслава Евгеньевича Щелинского. Вячеслав Евгеньевич тот человек, который серийно изготавливал Семёнову изделия для его экспериментов. Кроме него сотрудниками лаборатории Семёнова (сейчас это Экспериментально-трасологическая лаборатория ИИМК РАН) Анатолием Кузьмичом Филипповым и Александром Ефимовичем Матюхиным ставились первые серийные эксперименты по обработке камня ударом и обработке кости. Если говорить только об экспериментальной археологии, а не о трасологии, то вторым поколением представителей школы Семёнова являются ученики уже Вячеслава Евгеньевича Щелинского. С этой ветвью и связано начало активного увлечения экспериментальным моделированием процесса расщепления. Учениками Щелинского стали Павел Евгеньевич Нехорошев и Евгений Юрьевич Гиря, эти люди в профессиональной среде в представлении не нуждаются. Они являются авторами монографий, в которых были представлены основные принципы анализа древних технологий. В Новосибирске работает Павел Владимирович Волков, автор единственной отечественной монографии, полностью посвящённой эксперименту в археологии, набирают популярность видеоролики Игоря Владиславовича Горащука. Кроме того, есть ещё специалисты в Новосибирске, в Иркутске. Сейчас археологи-палеолитчики колют практически в каждой экспедиции, занимающейся изучением того или иного памятника каменного века. Великолепных результатов добились такие экспериментаторы, как Александр Прут и Антон Родионов. В последние годы процесс только набирает обороты, больше и больше археологов-палеолитчиков начинают понимать, что им необходимо иметь представление о процессе расщепления, уметь это делать самим.

Изготовление обсидиановых рластинок

А. Соколов. А зачем специалистам самим колоть камни?

А. Очередной. В принципе, конечно, можно и не колоть. Зачем специалисту дополнительные навыки? Если вы, например, занимаетесь раскопками и комплексным изучением памятника — вы должны быть немножко геологом, немножко палеозоологом, но в основном ваша задача разбираться в типологии и проводить раскопки грамотно. Но если вы не представляете себе, как происходит процесс расщепления, как изготавливаются эти изделия, какова цепочка закономерностей, приводящих к образованию определённой формы, какова доля человеческого участия, какова доля естественных процессов, то вы очень быстро попадаете в целый ряд ловушек. В культурном слое попадаются какие-то формы, которые вы, не зная как они образованы, можете ошибочно зачислить в орудия. Таким образом, облик коллекции может быть искажён, а за этим могут последовать какие-то выводы исторического или культурологического характера. Например, археологу может показаться, что в коллекции есть типичные для верхнего палеолита резцы, а в действительности это будут обломки с псевдорезцовой кромкой. Это элементарные вещи. Если понимать процессы формообразования орудий в каких-то длительных хронологических пределах, это значительно расширяет кругозор. Появляется масса дополнительных полезных навыков. Кроме того, это ещё и довольно увлекательное занятие. Вы намного лучше понимаете каждое конкретное изделие, если представляете себе, как оно было изготовлено. То же самое можно сказать и о рисовании изделий из камня. В последние годы модно говорить, что эта специальность, наверное, скоро уйдёт в небытие, потому что появилось 3D-моделирование. Ведь примените 3D-сканер и вы получаете точную модель изделия, с которой можете делать все, что придумаете. Но пока вы его не нарисовали сами — вы его не поняли. Потому что рисунок — это интерпретация. Элементарный факт на уровне 1 курса кафедры археологии любого истфака. То же самое и с изучением основ расщепления. Основы экспериментального моделирования необходимо изучать специально. Не обязательно стремиться к достижению каких-то высот — нужно пропустить это через себя.

А. Соколов. Как воссоздаётся эта технология? Используются этнографические аналогии, или специалист исходит из свойств самого материала? Методом проб и ошибок?

А. Очередной. Во-первых, технология базируется на фактическом материале. Если вы изучаете какой-то конкретный памятник, какую-то индустрию, и вы хотите экспериментально моделировать облик этой индустрии — естественно, вы постараетесь изготавливать не только такие же предметы по форме, но и изготавливать их так же, как и в древности, то есть соблюдать древние технологии изготовления этих изделий. Во-вторых, всё это базируется на знании и учёте особенностей расщепления изотропных пород. Если вы хотите заниматься экспериментальным моделированием, но не знаете и не понимаете, как колется камень — вы обречены на неудачу. Нужно обязательно совмещать эти вещи. Можно колоть камень просто так, без всякой археологической, исследовательской необходимости. В Соединённых Штатах есть общества любителей расщепления камня, Интернет полон соответствующими роликами. Они расщепляют камень всем чем угодно, они работают не только с разными видами обсидиана или кремня, но могут использовать, например, и бутылочное стекло, экраны от старых телевизоров или изоляторы от линий электропередач. Все, что колется, что имеет изотропные характеристики и, следовательно, даёт раковистый излом. Если вы археолог и занимаетесь экспериментом, то, как правило, вы это делаете через призму археологии. Если вам это не интересно — вы можете этим заниматься как хобби, и делать вещи потрясающего качества, но с археологией, то есть с технологиями древности, они не будут никак связаны. Общим местом будут только те физические принципы, которые работали, начиная с олдована, с наиболее древней эпохи в истории человечества, и продолжают работать до сих пор."

-------------

Вот так, чтобы понять древнего человека и его мотивации, нужно делать то же, что делал он. Именно поэтому Наталья Полосьмак, разкапывавшая захоронения гуннов, и идя тем же путём, сумела понять о них больше, чем те, кто читал её статьи или смотрел видеоматериалы:

"Чем больше труда ты вкладываешь в объект, (своего собственного, физического), чем больше ты делаешь, там, через силу или на грани своих каких-то возможностей... Я не хочу сказать, что это какое-то оправдание того, что ты разкапываешь древние могилы, но это — твой труд, ты повторяешь труд тех, кто разкапывал полностью, идёшь этим же путём, как эти люди, и разкопки этого памятника они превращаются не в какой-то вот набег, быстрое рытьё могилы, а в каждодневное обдумывание, это медленный процесс, который очень тяжёлый часто, и это сближает с теми, кто там погребён, я бы сказала так. Ты больше чувствуешь этих людей, которых ты в данный момент разкапываешь. Какая-то идёт связь напрямую с древней культурой."

Хороший склад видеоматериалов по теме реконструкции https://www.youtube.com/user/B...

Напомню, что древние люди в палеолите имели своего рода школы, где ученики постигали науку изготовления каменных орудий: "Школа" каменного века возрастом 400 тысяч лет

Предлагаю также прочитать:

Рисование полезно, но неандертальцы этого не знали…

Как неандертальцы с огнём дружили

Кто из них первый тартариец: неандер, денисован или мистер Х?

Неандертальцы тоже люди

Неандертальцы – тоже люди. Слишком

Сакральные знания – народу! Как неандертальцы клей изготавливали

Неандертальцев пришлось переоценивать

Неандерталец & хомо сапиенс

***

Мой канал на Дзен Яндекс

Международное право, в примерах

Я сейчас вам урок международного права даду. «Даду, даду»(с) В примерах за последние 30 лет. Вторжение в Сомали. Американцы вторглись в 1992 году под предлогом «борьбы с голо...

"Отрицательный резус" После сноса укробазы ищут странных доноров
  • pretty
  • Вчера 15:08
  • В топе

Автор:  АМАРАНТ"Еврейская кровь?" Черниговское подполье сдало тайный отель с офицерьем и наемниками. Располага - на военном сленге означает "расположение роты". Сейчас сие трактован...

Реплика о «странных» баллистических ракетах России
  • pretty
  • Вчера 08:17
  • В топе

ИСТОРИЧЕСКИЕ  НАПЁРСТКИ И не менее странных «военных экспертах» из бесчисленных бла-бла-шоу, имён коих не буду поминать всуе. Патриотизм – штука полезная и гордиться родной страной ...

Обсудить
  • Вы знаете, если я попытаюсь в гараже изготовить слиток железа или меди, или, упаси боже, стекла. У меня ничего не получится при обладании теми знаниями, которыми я обладаю сейчас.  Мне придется пролистать множество специальной литературы, чтобы отлить болванку, да еще и приобрести навык. Но я сделаю это с помощью яндекса.  А где яндекс был у первобытнообщинного человека, если он мог все это делать без него? Почему они могли, а мы не можем?
  • Каменный скребок до сих пор может резать офисную бумагу. Ровно, без задиров
  • да что за бред опять пытаются нам впарить? "мы занимаемся экспериментальным моделированием палеотехнологий расщепления камня" "Если вы изучаете какой-то конкретный памятник, какую-то индустрию, и вы хотите экспериментально моделировать облик этой индустрии — естественно, вы постараетесь изготавливать не только такие же предметы по форме, но и изготавливать их так же, как и в древности, то есть соблюдать древние технологии изготовления этих изделий" ну блин, ну вслушайтесь, ну вчитайтесь пожалуйста в текст - какая блять сволочь научила этих "учёных" палеотехнологии расщепления камней? кто? кто из давно вымерших мамонтов преподнёс этим горе-исследователям "технологию изготовления изделий"? откуда у них информация, что древние всё делали так, как они пытаются нам представить, а не по своему? какие у них, в конце-то концов, доказательства? фотографии расщеплённых камней? - так они гроша ломаного не стоят и абсолютно ничего не доказывают
  • Козырная статья )) И видео годные ) Спасибо )
  • Но даже с развитием металлургии технология изготовления каменных инструментов сохранялась и совершенствовалась. Только инструменты уже были по большей части ритуальными или декоративными. Помню, у старших родственников было несколько таких безделушек времен русско-китайской дружбы. А сейчас предлагают купить вот такое: