Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Здания в неомавританском стиле

2 3268

Во второй половине XIX — начале XX века в Европе был популярен неомавританский стиль, вдохновленный испанским, португальским и исламским средневековым зодчеством. В России эти экзотические мотивы воплотились во многих неожиданных для наших широт зданиях.

                                     Дом Арсения Морозова в Москве.

Один из самых необычных домов Москвы стоит на Воздвиженке – затейливый особняк знатного московского купца Арсения Морозова. Сейчас дом считается памятником архитектуры федерального значения, но мало кто знает, что оценить его по достоинству москвичи смогли лишь к началу 2000-х. Современники же единогласно окрестили особняк «домом дурака».

Единственной страстью Морозова были путешествия. В одном из них, в 1894 году на Всемирной выставке, которая в тот раз проходила в Антверпене, купец подружился с архитектором Виктором Мазыриным, открыто увлекающимся эзотерикой. На мероприятии Мазырин присутствовал как архитектор и проектировщик русского павильона. Мазырин сразу принял заказ Морозова на строительство особняка, но никаких конкретных пожеланий у будущего заказчика не было.

                                                    Дворец Пена, 

Для поиска вдохновения Морозов и Мазырин отправились в совместное путешествие по Европе, выбрав южное побережье. Подходящий дом нашелся в португальском городе Синтра: молодому промышленнику больше всего понравился дворец Пена, который был построен во второй половине XIX столетия по проекту немецкого архитектора Людвига фон Эшвеге для местного принца – Фернанду II.

Витиеватый «дом с ракушками» - единственное, чем прославился Арсений Морозов. Представитель знатного рода и миллионер не принимал участие в семейном текстильном производстве, не разделял интереса братьев к искусству, не был ни отмечен на службе, ни замечен в благотворительности. 


                                       Воронцовский дворец в Алупке

Имение задумывалось как летняя резиденция генерал-губернатора Михаила Воронцова, который имел много поместий в разных регионах страны и считался богатейшим помещиком России. В 1824 году были приобретены владения семейства Ревелиоти, владевшего большей частью южного берега Тавриды.

 Воронцов приглашает немецкого ботаника Карла Кебаха, который занялся первыми посадками, из которых появился Воронцовский парк. В 1824 году начинают возводить и Воронцовский дворец. Архитекторами стали Томас Харрисон (Воронцов провел в Англии все детство и юность, потому решил довериться опытному британскому зодчему) и Франческо Боффо (он создал дворец Воронцова в Одессе). Дворец задумывался в стиле неоклассицизма. Спустя 4 года завершена закладка фундамента, но Харрисон внезапно умирает в 1829 году.

Сам Михаил Воронцов в 1831-м решает приостановить строительство и решает изменить стиль дворца. Он отправляется в Англию к Эдварду Блору и тот только по представленным рисункам местности создал свой проект, основанный на английской готике. Сам Блор так и не появился в Алупке — Воронцовский дворец в Крыму возводил его ученик Уильям Гунт, которого рекомендовал сам архитектор.

Гунт внес ряд изменений в проект. Таким образом, Воронцовский дворец Алупки выдержан в стиле Тюдор, столь популярном в Англии XVI века. Но учитывая, что в Крыму еще чувствовалось турецкое влияние, то южные ворота в противовес северным сделаны в восточном индо-мавританском стиле.


                             Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге.

В середине XIX века еврейская община Санкт-Петербурга насчитывала около 10 тысяч человек. У неё было несколько небольших молелен по всему городу, но для удовлетворения религиозных нужд этого было недостаточно. Поэтому, по инициативе общины было начато строительство новой синагоги.

Главными спонсорами выступили барон Гинцбург и Поляков, известный меценат. Проект здания выполнили архитекторы Л. И. Бахман и И. И. Шапошников при участии В. Стасова и Бенуа. Строительство было завершено в 1893г.


Здание Большой Хоральной Синагоги построено в восточном, мавританском стиле. Вестибюль обладает уникальной акустикой — слова, признесённые шёпотом, можно услышать на расстоянии более 10 метров.

 

                                               Дворец Дюльбер в Кореизе.

Своим появлением дворец обязан Петру Романову, жившему в отдалении от царского двора. Несмотря на свое происхождение, князь не стремился к власти в силу простоты и уступчивости характера. Петр нес военную службу, которую ему пришлось со временем оставить в связи с болезнью – он страдал туберкулезом. Любимым местом отдыха для князя стал теплый Крым, и он выкупил для себя участок земли с целью строительства дворцового комплекса.

Однако выходец из царской семьи не спешил разворачивать строительные работы. Сразу после приобретения земельного участка он начал путешествие по средиземноморским странам и надолго остановился в Египте – настолько полезным для его здоровья оказался климат этой страны. Здесь князю стало интересно зодчество древнего Каира, и он с удовольствием зарисовывал понравившиеся здания. 

Впечатленный красотой египетских построек, Петр Николаевич возвращается в Кореиз (ныне – Мисхор) и делает некоторые наброски чертежей имения, пытаясь подогнать их под стиль Бахчисарайского дворца, модного в то время. В свою работу князь вовлекает архитектора Краснова и совместными усилиями они разрабатывают проект роскошного дворца Дюльбер, хозяйственных построек его двора и окружающего парка. Результатом такого труда становится чудесный замок, передающий богатый опыт архитектора и показывающий изысканный вкус хозяина.


                                    Дом Мурузи в Санкт-Петербурге.

Строительство дома Мурузи шло с 1874 по 1877 годы. Руководил строительством А.К. Серебряков. 

Дом Мурузи привлекает внимание причудливым фасадом, выполненным в мавританском стиле, с большим количеством эркеров, ниш, балконов, украшенных подковообразными арками, тонкими терракотовыми колонками и стилизованными надписями. Особую выразительность силуэту дома придают угловые башни. 

По проекту они должны были быть покрыты глазурованной черепицей. Но, к сожалению, ни изящные чугунные зонтики-балконы, ни перила из листового цинка, не дошли до нашего времени. Алексей Константинович Серебряков со своими помощниками Шестовым П.П. и Султановым А.И. отразили в этом здании модное в те времена увлечение испано-мавританской культурой.


Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве
  • andersen
  • Сегодня 10:40
  • В топе

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...

Обсудить