Патриотизм и образование

1 733

Патриотическое воспитание в школе 

История,как предмет, отвечает за перечень событий и фактов,обосновывающих существование государственного образования,в данных границах, при данном политическом строе,на данном уровне экономического развития.   

География, как предмет, даёт представление о взаимодействии вещей в пространстве,  значимости  для политической ,общественной или экономической жизни наличия или отсутствия тех или иных вещей в пространстве; рассказывает о факторах влияющих на вещи в пространстве.

Литература, как предмет, формирует единые для страны, образцы письменного и литературного(культурного)  языка. Кроме того, посредством изучения творчества писателей и поэтов, литература знакомит учащихся с образами положительных, отрицательных, нейтральных персонажей, и окружающей их обстановки.

Русский язык, как предмет, отвечает за функциональную грамотность. Т.е. способность человека понимать речь в письменном и вербальном виде, понимать логику мышления данного языка. Без этого, не возможно воспринимать правила и законы, следовать алгоритмам действий(инструкциям).

Обществознание, как предмет, формирует образ и иерархию отношений в обществе.  Т.е. устанавливает систему координат, по которой ученик определяет своё положение в обществе. Рассматривает личность, как понятие, и на его базе, формирует перспективный образ личности, а следовательно и гражданина.
 

Вот, пять "патриотических" предметов школьного курса, которые помогают государству формировать будущего гражданина.

Язык победить крайне трудно, достаточно взглянуть на постсоветское пространство: русский язык , при всей его "агрессивности и оккупатности", до сих пор служит средством межнационального общения. Менять его, можно только со школьной скамьи. Т.е. процесс крайне не быстрый. И это, при условии поддержки со стороны населения. Это безусловный якорь, которые еще держит людей вместе, особенно, если они меньшинство.

География, это пространство, с ним ,как и со временем трудно бороться. НО, здесь можно создать версию для оправдания: например - Эстонский президент заявил,что:

"С таким соседом, как Россия, достичь процветания трудно".

Или другой пример: Если негры черные и живут в жаре, они хуже чем белые соображают, поэтому ближе к животным. Следовательно их вполне можно показывать в зоопарке.

Если человек, не владеет навыками работы с пространством, таких оправданий можно придумать уйма. Впарить бездельникам о большой проблеме Кавказа (где живет 7-8 млн.человек всех национальностей), рассказать об убыточном Крайнем Севере и Сибирь с Дальним Востоком (где у нас 90 % энергетических ресурсов и другого добра навалом). И естественно, ежегодно со слезами, рассказывать о дорогах в нашем климате. Удивляться почему в Магаданской области, федеральная трасса не асфальтирована. И т.д. и т.п.

Литература, наряду с языком, важный связывающий фактор общества. Однако, у неё свои недостатки.

Во-первых, мальчики и девочки, по-разному воспринимают художественные образы. И это, иногда играет на руку пропаганде или рекламе.

Во-вторых, художественный образ, может создать вокруг безусловно отрицательного явления, ореол романтизма и оттенок положительности. Возьмем родственное литературе кино. Пират Джек Воробей, с Джонни Депом в этой роли. Пират,- это хорошо или плохо ? Для большинства из нас, встреча с ними и сегодня малоприятна, что говорить о времени в котором происходит действо. Но благодаря смазливой внешности актера, и малому количество сцен грабежа, Джек Воробей ,это положительный популярный персонаж. 

В-третьих, литературные персонажи, становятся образцами для подражания,в зависимости от таланта автора и учителя. И если, автор или учитель захочет, то описанный выше вариант с Джеком Воробьем можно распространить, хоть на Гитлера (он же художник, обиженный злыми евреями...).

Обществознание, через данный предмет государство (оно формирует стандарты http://минобрнауки.рф/document... предлагает узнать о том, что такое личность, семья, общество, конфликт,социальная норма, закон. Важный предмет, а главное востребованный. Очень много направлений бакалавриата и специалитета(все педагогические специальности), требуют в качестве вступительного ЕГЭ по обществознанию. 

Опасность состоит в следующем: в стандарт записать, что семья, состоит из родителя №1 и №2,а вы лишь его биологическое произведение, которому они обязаны,- создавать условия для его сексуальной ориентации и мобильности с определенного возраста( с детсада например). Про толерантность там пишут давно. Не согласен ? Изволь выбрать другой ЕГЭ-предмет ,следовательно специальность и направление для поступления.

Подчеркиваю, все педагогические направления, требуют в качестве вступительного, ЕГЭ по обществознанию. Дети учат в большинстве случаев неосмысленно, родители чаще всего не вникают в суть( ругают за "плохие отметки"), а требуют от дитя результата ("Я из-за тебя на двух работах горбачусь, а ты мне двойки приносишь. На следующей неделе, должна быть 5" ). Знания откладываются, постепенно переходят в убеждения, а дальше, эти люди продолжают нести "доброе и вечное" подрастающему поколению.

История, предмет вызывающий очень много споров. Крайняя политизированность истории ,как науки, отражается на школьном предмете. Руководствуясь своими в т.ч. политическими возрениями, некоторые граждане в руководстве образованием, авторы учебников, предлагают свои толкования исторических событий и фактов. Существуют, возрастные ограничения, которые должны (по идее) учитываться при подготовке учебных изданий. Т.е. тексты должны быть адаптированы, для обучающихся в соответствии с уровнем(5,6,7,8,9,10,11 класс) и возрастом (от 12 до 18 лет). Добавляем "учительское" искажение, когда вступают в дело личные качества преподающего историю: эрудированность, логичность изложения материала , личное отношение к данной эпохе или историческим персонам. И наконец, обучающийся, через призму воспитания (семейного, коллективного и т.д.)  воспринимает факты и события, по-своему.

На выходе, минимум 4 раза искаженная информация, которая даёт широкое поле  для различного рода инсинуаций. 

Школьное воспитание,- крайне неустойчивая система, поэтому, надеется на одну школу, в патриотическом воспитании, крайне неосторожно. Как было показано, на примере Истории (школьного предмета), существуют  4 позиции (возможно больше), которые влияют на конечный результат. Внедряясь на любую из них, мы можем создавать такую картину мира, которая нам/им будет выгодна. Это можно использовать, как для патриотического воспитания, для и для обратных процессов (Перестройка). 

Однозначно, нужны дополнительные формы работы, позволяющие нивелировать искажения системы образования. И эти формы работы, должны сталкивать молодых людей с действительностью, во всем её многообразии. Иначе, мы получим заученные лозунги, без волевого стержня и критически настроенного ума.





Они там есть: Свой среди чужих

Один Человек с ТОЙ стороны ЛБС недавно написал: «Я боюсь сдохнуть среди чужих, за чужих, и врагом для своих. Мысли о такой смерти приводят меня в ужас» — это, наверное, именно те слова,...