• РЕГИСТРАЦИЯ

Гонения на церковь. Кто сбрасывал попов с колоколен?

63 1109

Рас­хо­жее пред­став­ле­ние о том, что попов сбра­сы­ва­ли с ко­ло­ко­лен после ре­во­лю­ции 1917 года, рас­про­стра­ня­ет­ся среди сто­рон­ни­ков церкви и среди про­тив­ни­ков. Мифов вокруг этой ис­то­рии много, а при­ни­мать утвер­жде­ние на веру только по при­чине того, что многие так го­во­рят — нелепо.

Ис­точ­ни­ки оче­вид­ны. Это эмо­ци­о­наль­ные об­ви­не­ния вроде:

«Но придя к власти боль­ше­ви­ки залили страну кровью, ор­га­ни­зо­вав граж­дан­скую войну, ски­ды­ва­ли свя­щен­ни­ков с церк­вей».

«Потом боль­ше­ви­ки пришли к власти, начали Граж­дан­скую войну, брали за­лож­ни­ков, ор­га­ни­зо­вы­ва­ли конц­ла­ге­ря, уби­ва­ли свя­щен­ни­ков, офи­це­ров, кре­стьян, ра­бо­чих, жгли и раз­ру­ша­ли церкви, глу­ми­лись над пра­во­слав­ны­ми свя­ты­ня­ми»[1].

Факты таких людей не ин­те­ре­су­ют. У них есть свет­лый период ис­то­рии — от кре­ще­ния Руси до ре­во­лю­ции 1917 — и темный. В свет­лые вре­ме­на все иде­аль­но, а о темном же­ла­тель­но забыть. При­чи­на, почему про­изо­шла про­кля­тая ре­во­лю­ция, кро­ет­ся в том, что кучку евреев под­ку­пи­ли немцы, а затем эта кучка устро­и­ла кро­ва­вую баню просто по при­чине нена­ви­сти «ко всему рус­ско­му».

Ис­то­рия всегда иг­но­ри­ру­ет­ся, как будто ис­точ­ни­ком яв­ля­ют­ся не ис­сле­до­ва­ния, а тен­ден­ци­оз­ная ли­те­ра­ту­ра из цер­ков­ной лавки и ре­пли­ки слу­жи­те­лей культа, ко­то­рые к ис­то­ри­че­ской науке от­но­ше­ния не имеют.

Почему нена­ви­де­ли цер­ковь?

Уди­ви­тель­но, но до ре­во­лю­ции на­хо­ди­лись люди, ко­то­рые пре­зи­ра­ли цер­ковь. В это вряд ли по­ве­рит че­ло­век, ко­то­рый ничего не читал по теме, кроме ли­те­ра­ту­ры из цер­ков­ных лавок, по­свя­щен­ной ис­то­рии с точки зрения РПЦ. В чем же при­чи­на? Воз­мож­но, их тоже под­ку­пи­ли немцы?

Хотя нет, на­вер­ное, другие лица, также по­пу­ляр­ные в пра­во­слав­ной среде. Святой Иоанн Крон­штадт­ский вол­не­ния объ­яс­нял так:

«По всему ви­нов­ни­ки — евреи, под­ку­пив­шие наших ху­ли­га­нов уби­вать, гра­бить, из­во­дить по­жа­ра­ми рус­ских людей»[2].

По­доб­ные объ­яс­не­ния просты, но, пе­ча­лит­ся цер­ковь, далеко не каждый готов их при­нять. Иде­аль­ные пред­став­ле­ния об ис­то­рии со сто­ро­ны церкви к науке от­но­ше­ния не имеют, а вот при­чи­ны, почему цер­ковь нена­ви­дел люд, об­на­ру­жить не так уж и сложно.

Попы часто пред­став­ля­ют си­ту­а­цию так, как будто все дело именно в XX веке; про­бле­ма якобы в том, что люди в этот период мас­со­во отошли от церкви из-за тле­твор­но­го вли­я­ния ин­тел­ли­ген­ции. Но дело точно не в ин­тел­ли­ген­ции.

Боль­шин­ство в России до­ре­во­лю­ци­он­ной — кре­стьяне. Цер­ковь для них — глав­ный и без­аль­тер­на­тив­ный со­ци­аль­ный ин­сти­тут, потому что власть имущие если и стал­ки­ва­лись с на­се­ле­ни­ем на­пря­мую, то только как сбор­щик из­лиш­ков или машина на­си­лия. Слу­жи­те­ли культа не только оби­ра­ли на­се­ле­ние, но также были един­ствен­ным ис­точ­ни­ком ин­фор­ма­ции. Они го­во­ри­ли не только то, что го­су­дарь «от бога», но и общую ин­фор­ма­цию о России. По­нят­но, что эти све­де­ния были со­мни­тель­ны­ми, но аль­тер­на­ти­вы не было.

Свя­щен­но­слу­жи­те­ли под­дер­жи­ва­ли со­ци­аль­ную си­сте­му, ко­то­рая зи­жди­лась на за­ка­ба­ле­нии людей — речь идет о кре­пост­ни­че­стве. Попы не только не воз­ра­жа­ли против того, чтобы про­да­вать людей, как скот, но и сами вла­де­ли кре­пост­ны­ми, по­лу­ча­ли их в ка­че­стве по­дар­ка от князей или другой элиты, и, ко­неч­но, не осво­бож­да­ли от по­вин­но­сти, даже когда такая воз­мож­ность была. Более того, кре­пост­ни­че­ство именно среди попов раньше всего рас­про­стра­ня­лось. В Троице-Сер­ги­е­вой лавре слу­жи­те­ли культа по­лу­чи­ли от го­су­дар­ства право разыс­ки­вать беглых кре­стьян, фак­ти­че­ски «за­кре­пи­ли» их еще до вве­де­ния кре­пост­ни­че­ства на всей тер­ри­то­рии.

Счи­тать, что кре­стья­нам нра­ви­лось кре­пост­ное право, когда могли раз­де­лить семью, про­иг­рать че­ло­ве­ка в карты или на­си­ло­вать и уби­вать по про­из­во­лу — могут только де­я­те­ли вроде лидера ком­му­ни­сти­че­ской партии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Зю­га­но­ва:

«Такая си­сте­ма неко­то­рое время даже со­хра­ня­ла весьма вы­со­кий по тем вре­ме­нам уро­вень свое­об­раз­но­го со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ско­го ра­вен­ства. Любой дво­ря­нин яв­лял­ся таким же кре­пост­ным у го­су­дар­ства, как кре­стья­нин у по­ме­щи­ка»[3].

В ре­аль­но­сти это было не так, о чем сви­де­тель­ству­ет, во-первых, рост при­ви­ле­гий знати, во-вторых, ре­гу­ляр­ные вос­ста­ния. Кре­стьяне — сила, ко­то­рая плохо ор­га­ни­зо­ва­на, а по­это­му об­ре­че­на на провал. Даже в случае победы кре­стьяне не спо­соб­ны ор­га­ни­зо­вать свое го­су­дар­ство или хоть какую-то цель­ную струк­ту­ру, в чем винить их глупо.

Но раб­ство, или кре­пост­ни­че­ство, или хо­лоп­ство, их точно не устра­и­ва­ло. Епи­скоп Кав­каз­ский и Чер­но­мор­ский Иг­на­тий (Брян­ча­ни­нов) всего за 2 года до отмены кре­пост­но­го права за­яв­лял:

«Раб­ство, как кре­пост­ная за­ви­си­мость кре­стьян от по­ме­щи­ков, вполне за­кон­но и, как бо­го­учре­жден­ное, должно быть всегда, хотя в раз­лич­ных формах»[4].

Стан­дарт­ная ис­то­рия из про­шло­го:

«Когда, в нач. 16 в. пре­по­доб­ный Даниил Пе­ре­я­с­лав­ский решил ос­но­вать новый мо­на­стырь, сель­чане «с дре­ко­льем пришли и не давали инокам копать землю для ограды и, про­ти­вясь, го­во­ри­ли свя­то­му: «Почто на нашей земле по­ста­вил мо­на­стырь? Или хочешь зем­ля­ми и селами нашими об­ла­дать?». «Что и сбы­лось впо­след­ствии», - до­бав­ля­ет монах-автор. Ос­но­ва­тель Сий­ско­го мо­на­сты­ря Ан­то­ний в 1543 году писал, «что со­сед­ние кре­стьяне чинят стар­цам вся­че­ские обиды», «пожары-деи от них бывают не один год, а сожгли-деи у них в мо­на­сты­ре четыре церкви»[5].

Это про­ис­хо­ди­ло не после и даже не перед ре­во­лю­ци­ей 1917 года. Про­бле­ма в со­ци­аль­ных ос­но­вах рос­сий­ско­го до­ре­во­лю­ци­он­но­го об­ще­ства, потому что такие кон­флик­ты (чаще всего мелкие, но бывали и круп­ные) про­ис­хо­ди­ли по­сто­ян­но. Во время вос­ста­ний кре­стьяне всегда пы­та­лись убить свя­щен­ни­ков и мо­на­хов вместе с власть иму­щи­ми. Это про­ис­хо­ди­ло и во вре­ме­на вос­ста­ния Бо­лот­ни­ко­ва, и Разина, и Пу­га­че­ва.

Говоря о кре­пост­ном праве, не стоит за­бы­вать того факта, что цер­ковь не просто его под­дер­жи­ва­ла на словах, за­яв­ляя, что нужно слу­шать любую власть, но еще и при­ня­ла «Со­бор­ное уло­же­ние о за­пре­ще­нии пе­ре­хо­да кре­стьян». А там ука­за­но: «А буде ко­то­рые отныне, из-за кого выйдя, пе­рей­дут к иному кому бы то ни было, и тот, к кому придет, примет против сего нашего со­бор­но­го уло­же­ния, у того кре­стья­ни­на взять и пе­ре­ве­сти со всем его кре­стья­ни­на иму­ще­ством туда, откуда он пе­ре­бе­жал, да с него же на царя го­су­да­ря за то, что принял про­тив­но уло­же­нию, взять 10 рублей: не при­ни­май чужого»[6].

Видно, что к боль­шин­ству жи­те­лей России цер­ковь от­но­си­лась как к живым ору­ди­ям. За что в таком случае люди должны были любить цер­ковь? Их за­став­ля­ли силой ее любить. И ни­ка­ко­го выбора у живого товара не было. По­ло­же­ние мо­на­стыр­ских кре­стьян было самое ужас­ное:

«В 40—50-х годах, осо­бен­но в конце 50-х годов по всей стране про­ка­ты­ва­ет­ся мо­гу­чая волна вы­ступ­ле­ний мо­на­стыр­ских кре­стьян. Эта ка­те­го­рия кре­стьян­ства, на­счи­ты­ва­ю­щая к се­ре­дине века около I млн. душ муж­ско­го пола, при­над­ле­жа­ла мо­на­сты­рям, церк­вам, цер­ков­ным иерар­хам (ар­хи­ере­ям и т.д.). По­ло­же­ние мо­на­стыр­ских кре­стьян в этот период от­ли­ча­ет­ся особой тя­же­стью. С них тре­бо­ва­ли и ис­пол­не­ния бар­щин­ных работ, и по­став­ки про­дук­тов сель­ско­го хо­зяй­ства, про­мыс­лов, и де­неж­ных по­бо­ров. Так, в че­ло­бит­ной кре­стьян Савво-Сто­ро­жев­ско­го мо­на­сты­ря на­зва­но до 30 де­неж­ных и на­ту­раль­ных по­бо­ров. Кре­стьяне Во­ло­со­ва мо­на­сты­ря Вла­ди­мир­ско­го уезда должны были пла­тить до восьми раз­но­вид­но­стей де­неж­ных по­бо­ров, об­ра­ба­ты­вать свыше 80 де­ся­тин пашен и по­став­лять в мо­на­стырь про­дук­то­вый оброк (скот, птицу и т.п.). По­доб­ное по­ло­же­ние было в сотнях мо­на­стыр­ских вотчин. Резко воз­рос­ли во второй чет­вер­ти XVIII в. раз­лич­но­го рода работы кре­стьян по за­го­тов­ке стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла для мо­на­стыр­ских по­стро­ек, по за­го­тов­ке дров, ре­мон­ту церк­вей и хо­зяй­ствен­ных по­ме­ще­ний. Про­све­щен­ная мо­на­стыр­ская братия наряду с тра­ди­ци­он­ным хлебом в зерне и пе­че­ным хлебом, наряду с мясом, салом, медом, кру­па­ми, ку­ри­ны­ми и гу­си­ны­ми яйцами, со­ле­ны­ми и су­ше­ны­ми гри­ба­ми тре­бо­ва­ла с кре­стьян и таких ори­ги­наль­ных по­бо­ров, как ягоды ши­пов­ни­ка или живые му­равьи по пол­фун­ту с души муж­ско­го пола»[7].

А вот как в по­след­ние годы кре­пост­ни­че­ства «успо­ка­и­ва­ли» кре­стьян:

«Сквер­но у нас! Кре­стьяне бун­ту­ют, не хотят от­прав­лять бар­щи­ну, со­би­ра­ют­ся тол­па­ми. Фли­гель-адъ­ютант с попом… разъ­ез­жа­ют по име­ни­ям, а им вслед несколь­ко сот му­жи­ков кричат: «Не пойдем, мы воль­ные, не поз­во­лим бить наших!» Гу­бер­на­тор ничего не делает, а фли­гель-адъ­ютант На­рыш­кин, как видно, в по­доб­ных делах еще не бывал, не знает, что делать с толпой; войска здесь мало, попа мужики об­ру­га­ли пья­ни­цей»[8].

И в за­вер­ше­нии этой темы стоит вспом­нить еще одно со­бы­тие:

«В 1735 г. кре­стьяне села Смо­ро­дин­но­го, близ кур­ско­го Зна­мен­ско­го Бо­го­ро­диц­ко­го мо­на­сты­ря, жа­ло­ва­лись синоду на ар­хи­манд­ри­та и мо­на­хов. Ока­зы­ва­ет­ся, те пре­вра­ти­ли мо­на­стырь в пуб­лич­ный дом, «Ар­хи­манд­рит Мит­ро­фан, — го­во­ри­лось в жалобе, — чинит непо­доб­ные дела, сби­ра­ет с кре­стьян непо­ло­жен­ные деньги и строит на них за­бав­ные свет­ли­цы и по­теш­ные покои, держит в них кре­стьян­ских женок и пре­лю­бо­дей­ству­ет с ними, ездя к ним по ночам с иеро­ди­а­ко­ном Алек­сан­дром и дру­ги­ми своими со­глас­ни­ка­ми. Устра­и­ва­ет за­бав­ные бан­ке­ты с играми в гудки и скрип­ки, скач­ка­ми и пляс­ка­ми и ест все мясное, На мо­на­сты­ре по­стро­ил ненуж­ные де­ре­вян­ные хоромы с по­зем­ны­ми по­ко­я­ми и гуль­би­щем на­вер­ху, а лес для них за­став­лял кре­стьян при­во­зить за двести верст».

Дальше шло опи­са­ние неслы­хан­ных мо­на­стыр­ских по­бо­ров с кре­стьян. Всего было вы­дви­ну­то против ар­хи­манд­ри­та Мит­ро­фа­на 89 об­ви­не­ний.

Жалоба ни к чему не при­ве­ла. Синод считал раз­врат мо­на­хов и гра­бе­жи обыч­ным делом. Тогда до­ве­ден­ные до от­ча­я­ния кре­стьяне вос­ста­ли. Мо­на­стыр­ское гнездо они смели с лица земли.

Из Курска по­сла­ли во­ен­ную ко­ман­ду на усми­ре­ние, но кре­стьяне дер­жа­лись четыре года, В 1740 г. против кре­стьян села Смо­ро­дин­но­го снова по­сла­ли по­ен­ную силу. Боль­шое село было уни­что­же­но. Трид­цать кре­стьян каз­ни­ли после звер­ских пыток»[9].

Как можно понять, причин для нена­ви­сти у кре­стьян было до­ста­точ­но. Есте­ствен­но, это от­но­сит­ся не только к ран­не­му пе­ри­о­ду «святой Руси». И в позд­ний период это по­ло­же­ние со­хра­ня­ло ак­ту­аль­ность, только власти у попов было меньше, осо­бен­но после отмены пат­ри­ар­ше­ства и се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных земель.

До конца XIX века по­ло­же­ние кре­стьян было об­ре­чен­ным. Здесь дело не только в кре­пост­ни­че­стве — от­сут­ство­ва­ла со­ци­аль­ная мо­биль­ность и после отмены кре­пост­ни­че­ства. Ми­нистр на­род­но­го про­све­ще­ния Алек­сандр Шишков го­во­рил по поводу об­ра­зо­ва­ния:

«…Науки по­лез­ны только тогда, когда, как соль, упо­треб­ля­ют­ся и пре­по­да­ют­ся в меру, смотря по со­сто­я­нию людей и по на­доб­но­сти, какую всякое звание в них имеет. Обу­чать гра­мо­те весь народ или несо­раз­мер­ное числу оного ко­ли­че­ство людей при­нес­ло бы более вреда, чем пользы. На­став­лять зем­ле­дель­че­ско­го сына в ри­то­ри­ке было бы при­уго­тов­лять его быть худым и бес­по­лез­ным или ещё вред­ным граж­да­ни­ном»[10].

Это обыч­ное по­ло­же­ние для со­слов­но­го об­ще­ства, и законы вы­ра­жа­ли ин­те­ре­сы пра­вя­ще­го класса, пред­став­ляя ин­те­ре­сы этой узкой группы как ин­те­ре­сы всего об­ще­ства. Это, мол, в ин­те­ре­сах кре­стьян, что их можно про­да­вать, как собак. Есте­ствен­но, каждый раз пред­ста­ви­те­ли пра­вя­ще­го класса «воз­му­ща­лись» вос­ста­ни­ям, по­ра­жа­ясь звер­ствам живого товара. При­чи­на по­нят­на — нелюди, в пред­став­ле­нии по­ме­щи­ков и попов, уби­ва­ют людей.

Ре­ли­гия опи­ра­лась на законы. До Петра Ве­ли­ко­го законы были же­сто­чай­шие, то есть выход из пра­во­сла­вия ка­рал­ся смер­тью. Ересь от­но­сит­ся сюда же. А вот законы от 1845 года дей­ство­ва­ли долгое время. Неко­то­рые вы­держ­ки:

Статья 186. Бо­го­хуль­ство, по­но­ше­ние, по­ри­ца­ние, кри­ти­ка Хри­сти­ан­ства без умысла — за­клю­че­ние в сми­ри­тель­ном доме до 2 лет, за­клю­че­ние в тюрьме до 2 лет.

Статья 187. Пе­чат­ная и пись­мен­ная кри­ти­ка Хри­сти­ан­ства — ссылка в Сибирь, те­лес­ные на­ка­за­ния.

Статья 188. На­смеш­ки над Хри­сти­ан­ством, умыш­лен­но — за­клю­че­ние года, неумыш­лен­но — до 3 ме­ся­цев.

Статья 189. Из­го­тов­ле­ние, рас­про­стра­не­ние пред­ме­тов веры в непри­стой­ной форме — по умыслу — на­ка­за­ние со­глас­но ст. 183; без умысла — за­клю­че­ние до 6 ме­ся­цев или арест до 3 недель.

Ин­те­рес­на по­зи­ция церкви по те­лес­ным на­ка­за­ни­ям. Отмечу, что мит­ро­по­лит Фи­ла­рет вы­ска­зы­ва­ет­ся об этом после отмены кре­пост­но­го права:

«Неко­то­рые по­ла­га­ют, что те­лес­ные на­ка­за­ния дей­ству­ют раз­ру­ши­тель­но на на­род­ную нрав­ствен­ность. Нельзя думать, чтобы гос­подь бог через Моисея уза­ко­нил те­лес­ные на­ка­за­ния ви­нов­но­му: „числом четыре десять ран да на­ло­жат ему“ („Вто­ро­за­ко­ние“, гл. XXV, стих 3) с тем, чтобы это раз­ру­ши­тель­но дей­ство­ва­ло на нрав­ствен­ность ев­рей­ско­го народа. Итак, по хри­сти­ан­ско­му суж­де­нию, те­лес­ное на­ка­за­ние само по себе не бес­чест­но»[11].

А вот пред­ста­ви­те­ли высших со­сло­вий в этот период осво­бож­де­ны от те­лес­ных на­ка­за­ний, так что вы­ска­зы­ва­ние слу­жи­те­ля культа от­но­сит­ся прак­ти­че­ски во всех слу­ча­ях к кре­стьян­ству.

В XX веке в слав­ной Рос­сий­ской им­пе­рии ду­хов­ные по­ряд­ки со­хра­ня­лись. Неко­то­рые по­ло­же­ния стали не столь жест­ки­ми после ре­во­лю­ции 1905 года, но это по­ка­за­тель­но, что до столк­но­ве­ния на­род­ных масс с вла­стью по­след­няя и не думала ис­прав­лять­ся, и при­нять ра­зум­ные ре­ше­ния (до­воль­но огра­ни­чен­ные и прак­ти­че­ски не ис­пол­ня­ю­щи­е­ся) вы­ну­ди­ла сила. Права не дают — права берут. Во время ре­во­лю­ции:

«С фев­ра­ля 1905 г. по май 1906 г. в Рос­сий­ской им­пе­рии 31 свя­щен­ник был убит, а 12 церк­вей и 2 мо­на­сты­ря пол­но­стью раз­гром­ле­ны»[16].

Когда по­яви­лась воз­мож­ность, кре­стьяне жа­ло­ва­лись:

«Мы, ни­же­под­пи­сав­ши­е­ся, села Се­ме­нов­ско­го кре­стьяне, со­брав­шись на сель­ский сход для об­суж­де­ния во­про­са о вы­мо­га­тель­стве свя­щен­ством с нас, кре­стьян, за требы денег, по­со­ве­то­вав­шись между собой, еди­но­глас­но по­ста­но­ви­ли: в Рож­де­ство Хри­сто­во пла­тить 10 к., а сбор льна от­ме­нить, в ни­щен­ские семьи им не за­би­рать­ся, в Кре­ще­нье и в первый Спас мы, кре­стьяне, не на­хо­дим нужным при­ни­мать свя­щен­ни­ков, в Пасху Хри­сто­ву пла­тить 25 коп., в день свя­то­го Про­ро­ка Илии - 10 коп., в пре­столь­ный празд­ник 10 коп., в Воз­не­се­ние Гос­подне - 10 коп., а что ка­са­ет­ся со­вер­ше­ния треб, как то: кре­ще­ние, бра­ко­со­че­та­ние, по­хо­ро­ны, ис­по­ведь, святое при­ча­ще­ние, то вы обя­за­ны знать, что вос­пре­ще­но за­ко­ном на­силь­но брать деньги, а должны брать то, что дадут. Сбор яиц в Петров день просим от­ме­нить. Сле­ду­ют под­пи­си»[12].

Это 1906 год. Как можно понять из текста, бес­пре­дел после цар­ско­го ма­ни­фе­ста от 1905 года не за­вер­шил­ся. Но непри­язнь к церкви рас­про­стра­ня­лась, под­держ­ка со сто­ро­ны вла­стей не по­мо­га­ла, а только мешала, по­сколь­ку боль­шин­ство уже явно пре­зи­ра­ло власть и от­но­си­лось к ре­во­лю­ции 1905 года, не как к тем­но­му пе­ри­о­ду ис­то­рии, а как к по­ра­же­нию народа. Ха­рак­тер­ный пример из ис­то­рии:

«После ре­во­лю­ции 1905—1907 гг. среди кре­стьян-шах­те­ров все чаще про­яв­ля­лись ан­ти­кле­ри­каль­ные и даже ате­и­сти­че­ские на­стро­е­ния. Не слу­чай­но шах­те­ров счи­та­ли в селе без­бож­ни­ка­ми. Те­пе­реш­ние ста­ри­ки сами свя­зы­ва­ют свой отход от церкви с ра­бо­той в Дон­бас­се. «Какой уж там бог, — го­во­рит старый кол­хоз­ник, бывший шахтер Д. А. Дьяков, девять лет про­ра­бо­тав­ший в шахтах.— Бывало, вы­ле­зешь из-под земли на черта по­хо­жий, тут не до бога»[13].

Вот что про­ис­хо­дит с ре­ли­ги­ей, когда она пе­ре­ста­ет быть чем-то обя­за­тель­ным. Но цер­ков­ни­ки со­про­тив­ля­лись, как могли. Но по­пыт­ки уже­сто­чить закон и на­силь­но на­вя­зать ре­ли­гию уже ни к чему не при­во­ди­ли. Ре­зуль­та­ты для попов пла­чев­ные:

«Неуро­жай­ные годы очень пе­чаль­но от­ра­зи­лись на ре­ли­ги­оз­ной жизни кре­стьян; кре­стья­нин и в храм не ходит, и мо­леб­нов не служит, и умер­ших род­ствен­ни­ков забыл, а оттого цер­ковь стра­да­ет в ма­те­ри­аль­ном от­но­ше­нии, не говоря уже о скуд­ном со­дер­жа­нии притча»[14].

А на местах, где все еще про­дол­жа­лись кре­стьян­ские вол­не­ния:

«Со­вер­ша­лись под­жо­ги и гра­бе­жи домов при­ход­ских свя­щен­ни­ков»[15].

В это время ни о каких боль­ше­ви­ках в сель­ской среде го­во­рить не при­хо­ди­лось. По­доб­ные мо­мен­ты не осо­бен­но впи­сы­ва­ют­ся в ис­то­рию РПЦ, если она пе­ре­ска­зы­ва­ет­ся попами. В их пред­став­ле­нии кре­стьян­ство — столп РПЦ.

К ду­хов­ной скрепе от­но­си­лись нега­тив­но, о чем писали в цер­ков­ных жур­на­лах:

«Ду­хо­вен­ству нашему даже среди бла­го­че­сти­вых и прежде сми­рен­но по­кор­ных кре­стьян весьма нелег­ко жи­вет­ся. Там свя­щен­ни­ку не хотят со­вер­шен­но пла­тить за требы, тут оскорб­ля­ют его вся­че­ски. Тут при­хо­дит­ся за­кры­вать цер­ковь и причт пе­ре­во­дить в другой приход, потому что кре­стьяне ре­ши­тель­но от­ка­за­лись со­дер­жать свой причт; есть еще при­скорб­ные факты — это случаи убийств, со­жже­ния свя­щен­ни­ков, случаи раз­лич­ных грубых из­де­ва­тельств над ними»[17].

О си­ту­а­ции в СССР

Перед Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ци­ей 1917 года слу­жи­те­лей культа пре­зи­ра­ли люди. Это стало на­столь­ко обыч­ным делом, что пра­во­слав­ным свя­щен­ни­кам при­хо­ди­лось это при­зна­вать в офи­ци­оз­ных из­да­ни­ях:

«На со­бра­ни­ях нас ругают, при встре­че с нами плюют, в ве­се­лой ком­па­нии рас­ска­зы­ва­ют про нас смеш­ные и непри­лич­ные анек­до­ты, а в по­след­нее время стали изоб­ра­жать нас в непри­лич­ном виде на кар­тин­ках и от­крыт­ках... О наших при­хо­жа­нах, наших чадах ду­хов­ных, я уже и не говорю. Те смот­рят на нас очень и очень часто как на лютых врагов, ко­то­рые только и думают о том, как бы их по­боль­ше «обо­драть», до­ста­вив им ма­те­ри­аль­ный ущерб»[18].

Цер­ковь вы­сту­пи­ла против новой власти. В массах это вос­при­ни­ма­лось как вы­ступ­ле­ние против реформ (на­при­мер, зе­мель­ных реформ — де­кре­та о земле). Многие цер­ков­ни­ки под­дер­жа­ли контр­ре­во­лю­ци­о­не­ров. Они не только участ­во­ва­ли в пра­ви­тель­ствах, ко­то­рые от­ме­ня­ли декрет о земле (глав­ная ре­фор­ма для кре­стьян), но и даже участ­во­ва­ли в боевых дей­стви­ях.

По­нят­но, что даже таких се­год­ня иногда за­пи­сы­ва­ют в невин­ные жертвы, но в данном случае по­доб­ное рас­смат­ри­вать бес­смыс­лен­но, так как в войне, когда люди с ору­жи­ем по обе сто­ро­ны сра­жа­ют­ся за вы­жи­ва­ние, нет особой раз­ни­цы, кто там — поп или не поп.

По­сколь­ку часто го­во­рят о невин­ных жерт­вах, стоит за­тро­нуть эту тему. В годы граж­дан­ской войны неви­нов­но по­стра­дав­ших хва­та­ло. Это спе­ци­фи­ка любой граж­дан­ской войны такого мас­шта­ба.

Если верить попам, то после ре­во­лю­ции попов уни­что­жа­ли чуть ли не под корень. Однако ис­то­ри­че­ские ис­сле­до­ва­ния, есте­ствен­но, по­доб­ные до­мыс­лы не под­твер­жда­ют. Что из­вест­но на се­год­ня:

«Даже по данным самой церкви за 1918 г. ко­ли­че­ство каз­нен­ных свя­щен­ни­ков при всех явных на­тяж­ках вряд ли пре­вы­ша­ет 300 чел., а убитых в ходе экс­цес­сов — 100, при этом рас­стре­лы свя­за­ны с ак­тив­ным уча­сти­ем ду­хо­вен­ства в ан­ти­со­вет­ской борьбе. Кос­вен­но мас­шта­бы по­ка­зы­ва­ет гибель иерар­хов (епи­ско­пов, ар­хи­епи­ско­пов и мит­ро­по­ли­тов) церкви — 13 че­ло­век (7% от общего до­ре­во­лю­ци­он­но­го числа). У нас вряд ли есть ос­но­ва­ния счи­тать, что в даль­ней­шем ре­прес­сии уси­ли­лись. Таким об­ра­зом, вряд ли общее ко­ли­че­ство жертв крас­но­го тер­ро­ра среди свя­щен­ни­ков пре­вы­ша­ет 1 000 чел., однако в со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре, в том числе и цер­ков­ной, неред­ко го­во­рят о ты­ся­чах, а иногда и де­сят­ках тысяч жертв среди свя­щен­ни­ков»[19].

В период граж­дан­ской войны дей­ство­ва­ли разные силы, в том числе не от­но­ся­щи­е­ся ни к крас­ным, ни к белым. Часто целью по­доб­ных от­ря­дов, где со­сто­я­ли де­сят­ки тысяч че­ло­век, было просто фи­зи­че­ское вы­жи­ва­ние, а по­это­му в ходе экс­цес­сов также были уни­что­же­ны как свя­щен­ни­ки, так и пред­ста­ви­те­ли других со­ци­аль­ных слоев. Нет ни­ка­ких ос­но­ва­ний вы­де­лять свя­щен­ни­ков среди прочих, как это пы­та­ют­ся сде­лать се­год­ня. В любом случае боль­шин­ство жертв — кре­стьяне.

Со­вре­мен­ная цер­ковь за­пи­сы­ва­ет в жертвы многих людей, ко­то­рые умерли своей смер­тью. На­при­мер, ар­хи­епи­скоп Силь­вестр (Оль­шев­ский) умер от ки­шеч­но­го рака[20]. Но его по какой-то при­чине на­зва­ли му­че­ни­ком.

Часто ис­точ­ни­ком ин­фор­ма­ции яв­ля­ют­ся ме­му­а­ры бе­ло­эми­гран­тов. Там, помимо кра­соч­но­го опи­са­ния убийств, также утвер­жда­лось, что боль­ше­ви­ки про­да­ва­ли на рынках мясо людей и по­стро­и­ли па­мят­ник Иуде[21]. За­ча­стую речь шла об ав­то­рах, ко­то­рые бежали еще до начала граж­дан­ской войны, и их све­де­ния пред­став­ля­ли собой го­род­ские ле­ген­ды. Многие же лгали спе­ци­аль­но, так как за­ра­ба­ты­ва­ли ис­клю­чи­тель­но тем, что опи­сы­ва­ли ужасы Со­вет­ской России. Нельзя ска­зать, что все све­де­ния были лож­ны­ми, но лжи было до­воль­но много. Есте­ствен­но, предо­став­ля­лись све­де­ния без каких-либо до­ка­за­тельств, ис­точ­ни­ков.

Так почему же го­во­рят о сбра­сы­ва­нии попов с ко­ло­ко­лен? Судя по всему, рас­смат­ри­ва­ют­ся ме­му­а­ры бе­ло­гвар­дей­цев и пуб­ли­ци­сти­ки конца 80-х и начала 90-х годов про­шло­го века. Тогда об­ру­ши­ва­лись на период, но с до­ка­за­тель­ства­ми было плохо.

Се­рьез­ных ис­точ­ни­ков о том, что сбра­сы­ва­ли попов с ко­ло­ко­лен — нет. Если такие случаи и бывали, то это боль­шая ред­кость. Даже в таком случае попа с ко­ло­коль­ни не ски­ну­ли:

«В начале сен­тяб­ря 1918 г. де­сант­ный отряд мо­ря­ков Волж­ской во­ен­ной фло­ти­лии, в ко­то­ром на­хо­дил­ся и я, вел на­ступ­ле­ние на Казань. Чехи под на­по­ром нашего отряда отошли к де­ревне Верх­ний Услон. Моряки бро­си­лись на штурм этой де­рев­ни. Нас встре­тил убий­ствен­ный пу­ле­мет­ный огонь с ко­ло­коль­ни.

Белые не вы­дер­жа­ли на­тис­ка и по­спеш­но бежали.

Когда моряки во­рва­лись в де­рев­ню, то первым долгом бро­си­лись на ко­ло­коль­ню. И что же ока­за­лось? За пу­ле­ме­том на ко­ло­кольне сидели поп и дьякон. Они так увлек­лись убий­ством мат­ро­сов и крас­но­гвар­дей­цев, что даже не слы­ша­ли, как мы к ним по­до­шли.

Дол­го­гри­вых спу­сти­ли с ко­ло­коль­ни и под­ве­ли к группе плен­ных белых солдат. Те узнали попа и рас­ска­за­ли нам, как он при­хо­дил в окопы и сулил им «цар­ствие небес­ное» за из­би­е­ние боль­ше­ви­ков»[22].

По­счи­та­ем, что «сбра­сы­ва­ли попов с ко­ло­ко­лен» — это просто обоб­ще­ние, го­во­ря­щее о непри­яз­ни по от­но­ше­нию к церкви со сто­ро­ны народа. Такой метод рас­пра­вы не ха­рак­те­рен для тех же во­ен­ных. А вот для кре­стьян — да. Пример из ис­то­рии:

«Отряды Ма­мон­то­ва, Ива­но­ва, Пет­рен­ко про­яв­ля­ли порою в боях чудеса ге­ро­из­ма, му­же­ства, отваги. Но это не были отряды со­зна­тель­ных, стой­ких ре­во­лю­ци­о­не­ров. Это были кре­стьян­ские пар­ти­зан­ские отряды, по­стро­ен­ные по прин­ци­пу полной неза­ви­си­мо­сти не только одного отряда от дру­го­го, но неза­ви­си­мо­сти и между от­дель­ны­ми ча­стя­ми одного и того же отряда, если только он еще дро­бил­ся на части. Неза­ви­си­мость эта, воль­ность пар­ти­зан­ская родила, ко­неч­но, са­мо­управ­ство, бес­кон­троль­ность в дей­стви­ях и по­ступ­ках, без­от­чет­ность, без­от­вет­ствен­ность. Ху­ли­ган­ство ма­мон­тов­ско­го отряда дошло, на­при­мер, до того, что из до­маш­ней церкви пьяною ва­та­гой был вы­хва­чен ар­хи­ерей [епи­скоп Се­ми­ре­чен­ский и Вер­нен­ский Пимен (Бе­ло­ли­ков)] и за го­ро­дом рас­стре­лян — без суда, без предъ­яв­ле­ния долж­ных об­ви­не­ний»[23].

Власть к по­доб­ным вы­ход­кам от­но­си­лась нега­тив­но, потому что в первые годы граж­дан­ской войны кре­стьян­ские отряды могли убить не только свя­щен­ни­ка или быв­ше­го по­ме­щи­ка, но и со­вет­ско­го ра­бот­ни­ка, что слу­ча­лось неред­ко.

Экс­цес­сы также бывали и у бе­ло­гвар­дей­цев. Что они делали, когда нужны были деньги? Гра­би­ли церкви. Ге­не­рал Ма­мон­тов:

«Гро­мад­ную ценную добычу привёз он. Чего в ней только не было – тысячи зо­ло­тых и се­реб­ря­ных вещей, иконы в зо­ло­тых окла­дах, цер­ков­ные сосуды, жем­чу­га и брил­ли­ан­ты»[24].

Ра­зо­рил святой ге­не­рал около 80 церк­вей. Сам ха­рак­тер этого дей­ствия го­во­рит о многом: по­доб­ные случаи были не чем-то неор­ди­нар­ным, а нормой. По­это­му стран­ны­ми ка­жут­ся об­ви­не­ния только в адрес боль­ше­ви­ков, ко­то­рые «по­ку­си­лись на святое». Есте­ствен­но, если против бе­ло­гвар­дей­цев вы­сту­па­ли попы, ко­то­рые хотели оста­вить зо­ло­тиш­ко себе, то их под нож, а обос­но­вать это могли просто: об­ви­нить в боль­ше­виз­ме.

Ду­хов­ность белых не оста­нав­ли­ва­ла:

«В 1922 году в Ка­тар­ро при­бы­ла группа аме­ри­кан­ских мил­ли­о­не­ров. Осмот­рев цен­но­сти, они за­яви­ли, что в таком виде, боясь скан­да­ла и оглас­ки, они их не купят – необ­хо­ди­мо всё об­ра­тить в лом. Для кру­ше­ния цен­но­стей была при­гла­ше­на офи­цер­ская мо­ло­дёжь, всего около 40 че­ло­век. Ло­ма­лись часы из драг­ме­тал­лов (3 тыс. штук), тра­ур­ные венки с гроб­ниц ис­то­ри­че­ских лиц, ризы с икон, вы­ни­ма­лись камни, се­реб­ро дро­би­лось в муку».

Нельзя ска­зать, что все кре­стьяне пре­зи­ра­ли попов, на­хо­ди­лись и те, ко­то­рые под­дер­жи­ва­ли, но за боль­шин­ство зверств в от­но­ше­нии слу­жи­те­лей культа, несо­мнен­но, от­вет­ствен­ны кре­стьян­ские сти­хий­ные отряды. Они гро­ми­ли не только церкви, а сме­та­ли все на своем пути. Осуж­дать их с со­вре­мен­ных по­зи­ций легко, но нужно по­ни­мать, что власть имущие классы бук­валь­но пре­вра­ти­ли боль­шин­ство на­се­ле­ния в скотов. Ожи­дать хо­ро­ших манер от людей, у ко­то­рых даже не было об­ра­зо­ва­ния и к ко­то­рым при­ме­ня­лись те­лес­ные на­ка­за­ния в случае чего (иногда до смерти) — несколь­ко наивно.

После ре­во­лю­ции кре­стьян при­хо­ди­лось не только учить гра­мот­но­сти, но и эле­мен­тар­ным нормам по­ве­де­ния, ги­ги­ене. На­при­мер, весели пла­ка­ты в де­ревне до се­ре­ди­ны 20-х годов: «Прось­ба на пол не пле­вать»[25].

Ис­точ­ни­ки

Зубова Е. О Ленине, Ста­лине и «пра­во­слав­ных ком­му­ни­стах», 2016.

Игу­ме­ни­и­Та­и­сии. URL: www.​ioann.​name/​Pisma/​ig_​taisii_​311005.​htm

На­ци­о­наль­ная элита. URL: http://​zavtra.​ru/​blogs/​1996-​11-​125zuzu

Про­то­и­рей Симеон Ни­коль­ский. Осво­бож­де­ние кре­стьян и ду­хо­вен­ство // Труды Став­ро­поль­ской ученой ар­хив­ной ко­мис­сии, учре­жден­ной в 1906 г. Вып. 1. — Став­ро­поль, 1911. — С. 10

Пра­во­слав­ная цер­ковь и кре­пост­ные. URL: https://​scisne.​net/​a-​740

Там же.

Ис­то­рия России / Ин­сти­тут рос­сий­ской ис­то­рии РАН, под ред. член-корр. А.Н. Са­ха­ро­ва. – М.: АСТ, 1996. – С. 161.

Конец кре­пост­ни­че­ства в России: До­ку­мен­ты, письма, ме­му­а­ры, статьи. – М.: МГУ, 1994. - С. 267-268.

«До­ку­мен­ты и дела архива синода», т. 16, стр. 17–26.

Штрайх С. Н. И. Пи­ро­гов, 1933. — С. 29.

Го­су­дар­ствен­ное учение Фи­ла­ре­та. URL: www.​pagez.​ru/​philaret/​nasl_​058.​php

На­род­ная газета. 1906. №14.

Алек­сан­дров В. Село Ви­ря­ти­но в про­шлом и на­сто­я­щем, 1958.

1908, ГАПО. Ф. 368. Оп. 1. Д. 6.

ГАПО. Ф.5. Оп. 1. Д. 7421.

Ма­ли­нов­ский И. А. Кро­ва­вая месть и смерт­ная казнь. Т. 2. При­ло­же­ние. Томск, 1909.

Журнал «Хри­сти­а­нин». 1907. N 1.

Пас­тырь и паства, 1915, № 1, с. 24.

К во­про­су о мас­шта­бах крас­но­го тер­ро­ра в годы Граж­дан­ской войны. URL: http://​scepsis.​net/​library/​id_​3807.​html

Миф о гибели ар­хи­епи­ско­па Силь­ве­ст­ра. URL: http://​voencomuezd.​livejournal.​com/​1034489.​html

Па­мят­ник Иуде. URL: http://​wiki.​istmat.​info/миф:па­мят­ни­к_и­уде

Ка­лен­дарь ан­ти­ре­ли­ги­оз­ни­ка на 1941 год.

Фур­ма­нов Д. Мятеж, 1979.

Как бе­ло­гвар­дей­цы гра­би­ли церкви. URL: http://​ttolk.​ru/?​p=16772&​post=429309_​7072

Чи­сто­та по-со­вет­ски. URL: www.​russian7.​ru/​post/​chistota-​po-​sovetski-​kak-​obstoyali-​dela/


Ис­поль­зо­ван­ные ис­точ­ни­ки: Го­не­ния на цер­ковь. Кто сбра­сы­вал попов с ко­ло­ко­лен?

https://aftershock.news/?q=nod...

Many that live deserve death. Some that die deserve life

    Если к июню Россия нагрянет в Курахово, ВСУ придется быстро отступать до Чернигова

    У нас есть шанс на то, что в этом году ВСУ будут или бежать, или быстро отступать с Левобережья. А дальше все зависит от того, каким образом киевский режим попытается стабилизировать ли...

    Всё, закрываем границы! Бастрыкин был в бешенстве на последнем заседании по мигрантам

    Бастрыкин высказался о необходимости пересмотра миграционной политики РоссииВ ходе встречи с представителями таджикских правоохранительных органов, председатель Следственного комитета Р...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Grand 10 сентября 2019 г. 03:15

      Памяти моего мужа

      Добрый день всем, кто читает этот журнал. Я жена Сергея. Сергей умер 25 июля. Долго и сильно болел. Я только сейчас нашла силы написать об этом. ...
      52592
      Grand Фитиль
      12 июля 2019 г. 11:32

      Чайлдфри.

      Пока валялся в больнице делать особо было нечего. Получил с утра в жопу, потом капельницы, обед, который я не жрал, опять в жопу и до вечера свободен, там очередная порция всего подряд, выпрашиваешь сонник и до утра в отрубе. Познакомился с одним "мальчиком" лет так 40-а. Почему мальчиком?  Щас поймете. Зашел в курилке разговор по детям. Начал дедок - 4 дете...
      22488
      Grand Фитиль
      12 июля 2019 г. 08:14

      УгадайКа страну. 12.07.19.

      Интеллигент-сантехник Петрович опять отжег. Не помню с чего начался разговор про феминизм, но тирада получилась эпическая...- Ну, предположим, появилась работа – весь день в канаве с дерьмом стоять. Работодатели – они такие затейники. И чем выше уровень дерьма – тем больше платят денег. И что получится?0.5 метра дерьма никого не заинтересует, зарплата низкая, зато раб...
      20056
      Grand Фитиль
      11 июля 2019 г. 19:24

      Мошенники ресурса.

      Итак  https://cont.ws/top Зачем ссылку дал? Обратите внимание на цифры кармы топ тройки. Они практически идентичны из за постоянных косяков с ресурса.А теперь пройдитесь по списку. Все что выше данных показателей - накачка. Про 1000+ даже говорить не хочу. Пацанята не учли что ресурс стопарнули и внаглую продолжают просто так из ничего рисовать...
      21004
      Grand Фитиль
      11 июля 2019 г. 15:56

      Благотворительность. Обсуждение.

      В принципе обсуждение будет риторическим скорее. У многих уже выработано свое отношение к данному вопросу. Но я хочу услышать Ваше мнение по решению данной проблемы.Итак сбор денег через зомбо ящик, соц сети где то еще. Не будем брать случаи мошенничества и прочего. Просто попробуем разобраться в сути данного вопроса.Перечисляли когда нибудь деньги? думаю 90% скажет д...
      16381
      Grand Фитиль
      11 июля 2019 г. 15:19

      В Грузии загорелись виноградники

      В Кахетии — главном виноградарском регионе Грузии — в среду начался пожар на виноградниках, сообщил Первый канал Общественного вещателя республики.Огонь охватил около 10 гектаров виноградных плантаций. Накрылось теперь минассали! Виноградники, на которых возник пожар, принадлежат нескольким частным лицам. На тушение отправлены пожарно-спасательные брига...
      20827
      Grand Фитиль
      11 июля 2019 г. 10:51

      УгадайКа страну. 11.07.19.

      ПОЛЕТ ВАЛЬКИРИЙНачало 90-х, затерянная среди поволжских степей воинская часть. До ближайшего крупного населенного пункта - с пол сотни километров. На большинстве вспомогательных должностей - жены офицеров (другой работы в округе все равно нет, а в голодные 90-е лишняя копейка в семейном бюджете никому не мешала). Одна деталь: воинская часть - ВДВ. Для не служивших поя...
      18708
      Grand Трапеза в крЫзЫс
      11 июля 2019 г. 10:40

      Закуска из шампиньонов с бальзамическим уксусом, чесноком и болгарским перцем

      Нам понадобятся: - мелкие шампиньоны 400-500гр. - луковица 1 шт - болгарский перец - 2 шт - чеснок - 2-3 зубчика - бальзамический уксус - 2 ст ложки - сахар - 1 ст ложка - растительно масло - соль, специи по вкусу (чили перец для любителей острого) 0  Приготовление: 1. Нарезаем перец и лук × 0  2. Выкладываем на одн...
      17040
      Grand Фитиль
      10 июля 2019 г. 18:37

      Юмор на ночь.

      Вчера вечером супруга вышла из ванной, села рядом и жалобно так говорит:- Шкурку свою сожгла...А я чисто машинально спросил- Лягушачью?Ну чего сразу полотенцем хлестать? Это же комплимент был! У нас с женой как-то вышел спор - кто умнее львы или львицы. Жена говорит, что львицы, поскольку им приходится выслеживать и ловить мясо добычи. А л...
      17782
      Grand Все об авто
      10 июля 2019 г. 17:58

      Культура вождения по-русски

      Культура вождения по-русски, или “Неважно, как ты едешь - главное, не останавливайся!” Хочу рассказать об одном случае, произошедшем лично со мной в Москве на рубеже нового тысячелетия, задолго до появления смартфонов с встроенными фотокамерами и устройств дорожного видеонаблюдения. Эх и райское было время - не только для различного рода нарушителей дор...
      16427
      Grand Фитиль
      10 июля 2019 г. 14:23

      Спас.

      Рановато но держать в загашнике не буду Зависть и глупость всегда нуждаются в короне величия и служат богатству и власти. Только свободные люди избавлены от лицемерия.На мягких лапах. Тихо. Незаметно.Крадется время, приближая Спас.Все тексты смяты, выучен сценарий и шок мгновенья убивает час.А за порогом музыка историйИ зал заполнен ложью на показ.И кажд...
      15504
      Grand Фитиль
      10 июля 2019 г. 13:33

      Мигранты выживают коренных немцев

      Франкфурт-на-Майне, Оффенбах, Хайльбронн, Зиндельфинген — в этих и других городах коренные немцы уже не составляют абсолютного большинства. В большей степени это затронуло западную Германию и юг страны.Об этом говорится в материале издания «Neue Zürcher Zeitung».В статье отмечается, что еще в восьмидесятых годах прошлого века «Зеленые» распространяли «м...
      19610
      Grand Фитиль
      10 июля 2019 г. 11:26

      За что полякам не любить Россию

      С тех пор, как в 981 году, князь Владимир Святославич отвоевал восточнославянские Червенские города можно смело отсчитывать историю непрекращающихся польских претензий к России. И если согласно мировой практике в двусторонних отношениях со временем обычно торжествует здравый смысл, то для Польши реальные и надуманные исторические обиды важнее. А ведь фор...
      17349
      Grand Фитиль
      10 июля 2019 г. 11:04

      О жизни, ресурсе и отношениях между людьми.

      Сначала так лирическое. Как я уже писал некоторые крайне недовольны что я "воскрес из мертвых". Срут в ленте так, что запах фекалий через экран просачивается. Ну да Бог с ними придурками, чем больше злятся тем мне приятнее, а они язву заработают. Меня тут уже в чем только не обвиняли. Теперь оказывается пишу не я, а четыре девочки фрилансера. Почему 4 а не 10? Да хз, ...
      15512
      Grand Фитиль
      10 июля 2019 г. 07:33

      Гладить котэ

      Давно я к котикам не обращался. Тащьмта, утро — на то и утро, чтобы коротать время до работомора за чашкой кофе и пачкой сигарет, мечтая поскорее сдохнуть,чтобы не отягощать ПФР заботами о себе убыть в отпуск. Эти минуты одиночества, украденные у общества и его ячейки,особенно сладки для интроверта, ибо крайне малочисленны.Но даже на эти крохотки моей жи...
      19316
      Grand Фитиль
      10 июля 2019 г. 05:29

      УгадайКа страну. 10.07.19

      Друг ищет себе жилье в аренду. Собственник квартиры спрашивает: - А кто будет жить? - Мы вдвоем будем. - Извините, а мы - это кто? - Два бизнесмена - коренных москвича, мы давно вместе уже...... На том конце провода слышится сопение и наконец вопрос с надеждой в голосе: - А второй бизнесмен - это девушка? - Вроде да... ...
      18768
      Grand Новости оттуда
      10 июля 2019 г. 05:06

      В Финляндию запретили ввозить настойку боярышника

      Правительство Финляндии ввело бессрочный запрет на ввоз в страну настойки боярышника, импортированную преимущественно из России. Чиновники отметили масштабный финансовый урон, который наносит новый для финского потребителя коктейль традиционным спиртным напиткам местных производителей.«Настойка боярышника имеет более приятный вкус, чем водка, а её стоим...
      18886
      Grand Фитиль
      10 июля 2019 г. 04:58

      Взгляд из Америки. Сокол берет интервью у А. Б. Абрамса о геостратегических событиях в Азии

      Сокол один из лучших обозревателей и аналитиков Америки. Пишет жестко, хлестко и объективно.  ТЕКСТ ОГРОМНЫЙ, Начало: https://​aftershock.​news/?​q=node/​769756 и https://​aftershock.​news/?​q=node/​769758The Saker * Июнь 27, 2019Недав­но я по­лу­чил эк­зем­пляр ин­те­рес­ней­шей книги А. Б. Аб­рам­са ”Власть и Пер­вен­ство: Ис­то­рия за­пад­ной ин...
      16312
      Grand Фитиль
      9 июля 2019 г. 17:38

      Лукашенко рассказал, что у него с Путиным на самом деле

        Стало известно, уже через пару дней между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко пройдут переговоры. Встреча состоится на острове Валаам. В информационном пространстве прошел слух, мол, будет, вероятно, решаться вопрос о создании Союзного государства. Однако Батька поспешил эту информацию опровергнуть. Он заявил, что с Путиным у них не ожидае...
      19578
      Grand Фитиль
      9 июля 2019 г. 17:35

      Спорим о демографии, а все от проблемы ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА как ТУПИКА цивилизации.

      Занятно и горько было наблюдать, мои уважаемые коллеги, как около месяца разворачивались на площадке любимого инфоцентра цунами дискуссий по причинам стагнации демографии. Доводов много убедительных и талантливых, но как мне показалось или я где-то пропустил, до корня никто так и не докопался. А именно:Потребительские ценности разрушают современное обще...
      19544
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика